У МОН обговорили новий закон "Про освіту"

Новий закон має задати напрям руху для розробки спеціальних законів різних рівнів освіти

У МОН обговорили новий закон "Про освіту"

19 серпня 2015 року у Міністерстві освіти і науки України відбулась друга сесія громадського обговорення проекту закону «Про освіту» за участю першого заступника міністра освіти Інни Совсун. Про це повідомляє прес-служба МОН.

Під час обговорення, перший заступник міністра зазначила, що представлений проект закону «Про освіту» має задати напрям руху для спеціальних законів різних рівнів освіти.

Першочерговим завданням проекту закону є опис нової структури системи освіти та нової моделі управління. Система управління в освіті, яка є зараз - вкрай неефективна. Типовий приклад – система атестації шкіл, яка реалізується місцевими органами управління. За словами Інни Совсун, такий орган водночас займається і забезпеченням школи, і відповідальний за перевірку її якості навчання. «В таких умовах не може бути ефективної оцінки. У проекті закону прописано створення системи оцінки шкільної освіти, що сприятиме забезпеченню рівного доступу до якісної освіти для всіх дітей», - підкреслила Інна Совсун.

У проекті закону «Про освіту» до оцінки якості шкіл планується залучити батьківські комітети. «У випадку невідповідності школи критеріям та державним стандартам якості, орган управління, отримавши незалежний звіт комісії, прийматиме рішення про зміну керівництва такої школи», - зазначила Інна Совсун.

Перший заступник міністра також зауважила, що однією з ключових змін в освіті є впровадження дванадцятирічної системи середньої освіти, що дозволить учням зробити акцент на профільному навчанні у старших класах, аби краще підготуватися до вибору своєї майбутньої професії.

Під час обговорення проекту закону «Про освіту» перший заступник Міністра підтримала пропозицію щодо розробки системи, яка б поєднувала систему вищої освіти з потребами бізнесу та потенційних роботодавців майбутніх випускників вищих навчальних закладів. Для цього було запропоновано прописати у проекті закону пропозицію про створення у закладах вищої та професійно-технічної освіти так званих «проектних офісів». Їх робота за рахунок співпраці з потенційними грантодавцями дозволить спростити академічні виїзди за кордон викладачів і студентів, збільшити заробітну плату викладачів, поглибити інтеграцію між навчальними закладами та забезпечити студентам проходження реальної практики.

Відповідаючи на запитання представників громадськості, Інна Совсун зазначила, що проект закону «Про освіту» передбачає легалізацію професійних досягнень, здобутих за межами офіційних закладів освіти. «В першу чергу, це стосується професійної освіти. Людина може бути дуже хорошим майстром, але вона не пройшла через формальну систему освіти та не має відповідних документів. Нерідко люди можуть отримати кваліфікацію безпосередньо на виробництві і їм треба дати можливість підтвердити ці знання», - зауважила перший заступник міністра.

Як повідомила Інна Совсун, проектом закону передбачено створення механізму сертифікації вчителів. Головною складовою сертифікації буде перевірка знань викладачем предмету, який він викладає. За її результатами педагог отримуватиме відповідну категорію. Також сертифікація сприятиме підвищенню оплати праці педагогічних працівників. Під час обговорення було запропоновано вводити нову систему оплати праці поступово, залишивши на перехідний період старий механізм атестації вчителів.

Експерт шведсько-українського проекту «Підтримка децентралізації в Україні» Ян Герчинський зосередив увагу учасників обговорення на терміні «засновник школи». «Для дошкільних закладів це будуть громади, для середніх шкіл – громади або райони, для старших шкіл, як і для закладів профтехосвіти – області. Проте, оскільки реформи тривають, повноваження засновників шкіл ще можуть змінюватись», - зазначив Ян Гречинський. За його словами, до повноважень засновника школи входитимуть питання обрання керівництва школи та умов цієї процедури, а також питання автономії навчального закладу.

Обговорення проекту складалося з двох тематичних сесій. Перша була присвячена загальним положенням, структурі освіти, закладам освіти, освітнім програмам, учасникам освітнього процесу. Друга – професійному розвитку та оплаті праці педагогічних та науково-педагогічних працівників, управлінню у сфері.

Освіта.ua
20.08.2015

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
учителька
Погоджуюсь, що деяких колег потрібно сертифікувати щодо володіння предметом викладання. Але ж мене обурює стрижка усіх однаково. Якщо мої ЗНОшники мають 165 і вище, є кожен рік переможці МАН і олімпіад район-область, то чому я повинна ще сертифікуватися-атестуватися??? Дайте мені змогу працювати з дітьми без зайвої витрати енергії на якісь іспити, навіть якщо вони будуть в системі ЗНО для вчителів. І ще одне, кожен сильний вчитель має свій власний метод роботи з учнями. Це його наробка, а не завчена із сучасної чи калькована із класичної педагогіки. А от на вивчення усіх новомодніх "компетентісних" пед.знань у мене, чесно, часу не вистачає (а питання із сучасної методики викладання будуть). Хоча атестація теж себе вичерпала. Насьогодні атестація - це збір коштів на "покращення умов установи", викрадання ідей і розробок, або ,в кращому разі, схиляння до співавторства програм!!!
для Нины
не нина Для Нина: Есть учителя, которые плохо работают, а их ученики ездят за границу и владеют языками свободно благодаря , конечно же, не своим учителям. Так что знания учеников -не всегда заслуга учителя!
Теж методист
Для Методист: згоден з вами. Кожен рік щось придумують. Кожен рік! Хоч у якійсь європейській країні таке є, щоб кожного -кожного року без широкого обговорення з громадою, витворяли таке. Подивіться, що придумали із ЗНО -2016! Вважають себе останньою інстанцією! Вони так вирішили! Вони розумні-всі інші дурні. Чому медицина і психологи мовчать? Який абітурієнт може таке знущання винести? Хіба що -геній, але ж таких одиниці...
Для 567:
Тут другая ситуация. Села не будут иметь своей "громады",но будут входить в громаду, составленную из либоВСЕГО РАЙОНА, либо части района (если руководители и депутаты сумеют подобное РАЗРЕШЕНИЕ ВЫБИТЬ сверху). А посему рада громады всегда будет стоять за школы районного центра, либо центра громады (это если удалось добиться разрешения сверху).Тут уж школы сёл в роли падчериц. То есть - со временем, и мне видится очень недолгим, сельские школы либо будут переведены в разряд начальных, либо будут закрываться как неперспективные. Стена да, действительно непробивная
Цитата з інтернету
"Конечно, я работаю только 6 часов в день! А подготовка к урокам, тетрадки, родители, экскурсии, совещания, отчёты, комиссии, педсоветы....- это хобби!!!!!!!!!" Така думка. Як моя.
Нина
Чем больше учитель воспитал отличников, победителей областных олимпиад- тем больше квалификация! Как говорил Лихачёв Д. : "Учительство - это искусстово учить и воспитывать".
Лихачёв
Для Нина: а КТО это???
Вас бы, да НА СЕЛО
Для Нина: спеси бы поубавилось
Для Нина
А что делать начальной школе? У них нет областных олимпиад, победителей? А что если учитель работает в слабых классах? И несколько лет? И про село верно...
Коментувати
Для Голосzнарода:
да откиньте Вы свою совковость это Сухомлинский писал, что "поставив ребёнку 2 мы вкладываем в руку отца ремень", и пошло-поехало. Сколько можно? Село начало триумфальное шествие выставления всем оценок не ниже 3, с годами,перебравшись в города, принесло и ЭТУ культуру.Теперь имеем то,что имеем и никоим образом не желаем понять,что лишь когда ОБРАЗОВАННЫЙ человек будет иметть привилегии(любые-деньги ли,тёплый ли офис, перспектива ли,так же,как во времена повального стремления учиться это було нежелание крутить коровам хвост, и ЖЕЛАНИЕ выбраться на стульчик повыше,поскольку лишь грамотные ставали начхальством), лишь тогда качесво образования повысится.
Одесситка
Для Для Голосzнарода:: ) Ничего не имею против села, но оно перебралось и в кабинеты департаментов образования, не только в школы.
нет, оно принесло свою культуру
Для Одесситка:именно в руководство. Далее. Это в селе,как правило, кум-брат-сват-... имеют и привилегии головы колхоза(это десятилетиями врастало),и головы села, и комирныка, и парторга... А если свои в руководстве района, то тут уж все дороги широки и ровны... Вот и думаем. Далее.Вспомним,как селян приветсвуют горожане:"Ты,село ...(а далее по тексту)".Далее.Проблема языка.Украиноязычный человек,перебравшийся из села в город,моментально начинал "шокать" и "какать".Это тоже культура.Это стремление ЗАЦЕПИТЬСЯ и добраться чемповыше. Когда-то кинулось в глаза,что большой процент руководства страны-уроженцы села.Как в союзе,так и в Украине.Первая,детская,мысль о том,что селяне,как выросшие на природе,изначально более талантливы.Но...НЕТ.Селяне более работоспособны для того,чтобы НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ в село.Туда,где РАБСТВО коммунистическое,без выходных,с рабовладельцами,в которые попервах брали просто грамотных,тех,кто выполнял указы руководства бездумно,тех, кто громче всех кричал,а после уж...
)))))))))
кто-то просто не согласен.НО показать ПОЧЕМУ слабо. Конечно. Сложно признать что на самом то деле так и есть, не смотря на то, что огромное количество людей эти слова просто обижают. НО посмотреть на всё с этой точки зрения обиженные не могут. А жаль. Но ведь так оно и есть.Человек ищет где лучше,двигаясь ПО ПУТИ НАИМЕНЬШЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ. Уехать из дому в города, где возможностей,вроде бы,больше, самый лёгкий путь.Да и-СМИ начала массового выезда селян для этого всё делало.Мы можем скольку угодно обижаться и не принимать даннойго факта, но отрицать его нельзя.А уж из этого думать о "дальше".
Коментувати
Методист
Єдине, що ще працює в нашій державі - освітня галузь. Можна сказати, на голому ентузіазмі вчителів. І те розвалить треба, псевдореформи, кожен рік зміни, смішні зарплати, які невчасно виплачуються, і тд. і тп. Скільки ми це будемо терпіти?
Ірина
Для Методист: А скільки ми Вас, методистів, ще будемо терпіти?
Теж методист
Для Методист: згоден з вами. Кожен рік щось придумують. Кожен рік! Хоч у якійсь європейській країні таке є, щоб кожного -кожного року без широкого обговорення з громадою, витворяли таке. Подивіться, що придумали із ЗНО -2016! Вважають себе останньою інстанцією! Вони так вирішили! Вони розумні-всі інші дурні. Чому медицина і психологи мовчать? Який абітурієнт може таке знущання винести? Хіба що -геній, але ж таких одиниці...
Коментувати
N.
Постійно читаю новини освіти, коментарі колег і усвідомлюю, що процес руйнації почався. Що далі? Нічого!!!!!!! Не буде нашої країни! І це, на жаль, справа часу!
Юрій
Для N.: А Ви хочете, щоб я за 2000 грн сумлінно працював? Дайте спокій.
УЧИТЕЛЬ
Для Юрій: То краще йдіть геть з освіти, ніж сидіти та шкодити.
Юрій
А Ви гадаєте, що я один такий? Певно, Ви наївні.
Коментувати
Шиншилла
"Під час обговорення було запропоновано вводити нову систему оплати праці поступово, залишивши на перехідний період старий механізм атестації вчителів." Все ясно, аттестуемся раз в 5 лет, поддверждаем категорию раз в 3 года, надбавка 10-20% к ставке. В чем рехворма, Совсун?
Юлия
Для Шиншилла: Согласна с вами денег реально платить учителям нет вот и придумали какие то экзамены с отсрочкой. А вообще не пора ли учителям забастовку сделать по поводу хотя бы индексации. Ребята!!!! Нам даже то что должны не платят. Не то что повышение.
Шиншилла
Вы посмотрите, даже т.н "оппозиция", в которой олигархи и воры Бойко, Рабинович, не хотят ничего предложить, что решило бы проблему бедности нашего населения, учителей, безработных. Они все в сговоре. И проблемы Украины во многом точь-в-точь как у России, это страшно.
Коментувати
Шиншилла
«У випадку невідповідності школи критеріям та державним стандартам якості, орган управління, отримавши незалежний звіт комісії, прийматиме рішення про зміну керівництва такої школи», - зазначила Совсун. Так я не поняла, какие критерии? Что за державные стандарты? Качественный ремонт или учитель в униформе? Дорогущая учебная литература в классах, плазменные мониторы, что?
Regina
Для Шиншилла: Зарплата $200- и ЗНО 200+ - вот и все критерии.
Коментувати
Вчитель
Головною складовою сертифікації буде перевірка знань викладачем предмету, який він викладає. - Якщо вона буде в формі ЗНО, то це добре! Головне виключити можливість корупції. У 2014 році (паралельно з донькою ) склав ЗНО: з укр мови і літ -174,5; фізики-188; математики- 195. Я - вчитель математики. Давайте будемо чесно говорити, що в школах є багато вчителів, які не знають свого предмету. Які купили посаду в райвно чи директора, або працюють по блату! У нас начальник райвно торгує посадами і ситуація в певних школах району є катастрофічною. Діти не вміють в школах не читати, не писати!
Олекса Позняк
Для Вчитель, ====не читати, не писати! ====: це ви про себе?За скільки купили посаду?
читайте глубже
Для Олекса Позняк: когда ребёнок НА ОЛИМПИАДЕ не способен правильно написать фамилию, имя, отчество, когда ребёнок НА ОЛИМПИАДЕ не способен написать правильно название школы, то это действительно НЕ УМЕЮТ НИ ЧИТАТЬ, НИ ПИСАТЬ.А ведь это учшие детки едут - идут. ДА кстати,об олимпиадах. Помню, девочка вышла, пришла, начала что-то писать. За ней мальчик, той же школы, вышел, пришёл, что-то написал. Дети иногда признаются, что учителя, занимающиеся с ними (не репетиторство, но занятия) предлагают звонить, если проблема на конрольной работе. Так что не следует так возмущаться. Торговля местами? Так и у нас говорят об этом. По пьяни рассказывают сколько дал, чтобы дочь пристроить. а на то оместо уже заявление было. Как это расценивать?
Коментувати
Феликс для Голосzнарода
В том-то и фишка, что речь в законопроекте идет не о стипендиях для талантливых детей, понимаете? Затронута тема аренды и частичного финансирования частных школ. В виде чего - зарплаты или горячих батарей - об этом ничего не сказано. Я не против поддержки детей или учителей, но хозрасчет в ч.ш. строится по-другому. З-та платится в конвертах, потому что за ту зарплату, которая указана в ведомости для налоговой и пенсионного фонда, никто в ч.ш. работать не будет, это ясно. Уходящего в декрет учителя временно увольняют, учитель может аттестоваться только за свой счет, отпускные не выплачиваются, хотя койку-место ученик оплачивает и летом полностью! И самое главное, как здесь указали, в ч.ш учатся весьма обеспеченные дети, или не способные учиться в большом коллективе но это уже нюансы. И потом, посмотрите, кто имеет возможность учредить такую школу?
Учитель
Середню освіту молодь має здобувати у загальноосвітній школі, а інші навчальні заклади мають забезпечувати якісну професійну освіту. По закінченню ЗШ проводиться ЗНО, яке займе чинне місце та підвищиться його роль. Раціональніше використовуватиметься освітянський бюджет.
Бюрократ
Только в Украине политолог по проФФесии (именно проФФесии, а не профессии!!!) будет ставить под сомнения знания Учителя. В большинстве странах мира (кроме Зимбабве и ЛуганДона) уровень компетенстости учителей воспринимаеться на уровне априори (не требует доказательств)...
н
"Сертифікуйтеся", а з 1 листопада відміняється індексація зарплати вчителям та медикам. Хто не буде погоджуватися на " істотні зміни оплати праці", будуть звільняти. Давайте "сертифікуйтеся"!!!!
nonsense
Для н: верно. на индексацию и тем более на повышение денег хронически нет. какой-то "умник" в министерстве сказал что если давать индексацию. не хватит грошей на субсидии. что есть отдельная коррупционная схема для них.
Павел
Для н: Так нам её не выплачивают ещё с марта.
Сергей Лимонов
остання виплата індексації- грудень 2014
Коментувати
для "не задумывались" о правах)))
МОИ права НИКТО НЕ попирал))).Кроме зарплаты,разумеется. Человек,придя в ГОСУДАРСТВЕННУЮ школу, должен быть уверен в том, что его РАБОТА будет оплачена по достоинству.Попытки,и МОИ тоже,каким-то образом влиять на это НЕ ПОЛУЧИЛА ПОДДЕРЖКИ учительства.Причина понятна.ДРУГИХ моих прав никто и никогда НЕ СМЕЛ попрать.Так уж вышло. ЧТо касаемо меНдаля.ДА,возможно смех=сарказму).НО.Это НЕ моё слово.ЭТО слово мамы двух МЕДАЛИСТОВ,получившей "МЕНДАЛЬ на шею" от руководства,вместо нормального денежного вознаграждения.Смешно,но правда.///Несправедливость?,а ЧТО это?///И ВОПРОС))) А Вы лично ЧТО отстоял(а) в своей жизни?Просто интересно.Только увольнение директора не в счёт(это не отстаивание,это РАБОЧИЕ МОМЕНТЫ ЖИЗНИ)-помню сижу с кульком,голосуем за нового директора при условии,что либо он, либо всё останется по прежнему.Можно было и дома побыть,но ведь-либо вместе,либо ничего не будет)))
Ляля
Вершиною тупості є залучення батьків до оцінки "якості шкіл". А судьи хто? Ті що годинами стоять під школою і пліткують про вчителів. Самі не працюють, дома є прибиральниця і няня для дитини. Вони навіть своєю дитиною не займаються. Почитайте у ФБ " Батьківська рада Львівщини". Ніколи жодного доброго слова про вчителя. Лише бруд. І все про гроші, гроші, гроші. Сертифікація потрібна. А якщо ще зарплата від цього буде залежити, то у вчителів буде стимул займатися самоосвітою. І УЦОЯЗ зелену дорогу!
Богдан
Для Ляля: і для всіх. Це ж треба чиновнику настільки відірватись від життя, щоб вірити в силу батьківських комітетів. Великі міста - так, можливо. Як вибрати в селі такий комітет, наглядову раду? З кого, з безробітних? Це треба буде бігати (як Шарик) , заганяти в комітет, потім писати протоколи. І це, не маючи Права участі. Але питати чиновник буде не з комітету (ради), а з педагога. Ліля, респект!
Коментувати
Феликс
Ссылаясь на Яценюка, хочу сказать, что в новом законе упомянуты частные школы. Напомню, что они подчиняются областному департаменту образования и науки, попросту говоря, платят немалую мзду, чтобы "не дергали проверками и не мешали работать". Дамочки из облоно приходят вежливые, в золоте, пахнущие французскими духами... Но это так, между прочим. Частные школы заключают договор аренды, скажем, на 3 года, и платят совсем не напряжную стоимость аренды. Неожиданно для всех государство решило поучаствовать в финансировании ч.ш. - мол, надо сделать среднее образование более доступным для большинства, поэтому взять на себя частичную оплату ч.ш. (ведь полторы тысячи долларов в год - это не всем под силу) и установить плату аренды - ноль гр. ноль копеек в год. А как насчет гос. общеобразовательных школ? Только энергоносители и зарплата учителям? Но мы в отличие от учителей ч.ш платим НАЛОГИ, директора чш платят с минимальных зарплат, но с сентября и этого не будут делать. Яценюк об этом знает?)
Голосzнарода
Для Феликс: Приватні школи дбають про свою репутацію, тому і якість освіти у них краща - і це добре, що уряд хоче допомогти, можливо стипендіями, талановитим але бідним дітям отримати якісну освіту.
Вы НЕ понимаете, что такое
Для Голосzнарода: обычная школа. Как можно сравнивать детей,родители которых следят за ребёнком, и детей, которые точно знают, что НИКАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНЕГ НЕ ДАСТ. Родители, отдавшие ребёнка в частную школу, НЕ работают учителями государственной школы, НЕ работают мКуда идём???
проскочило
не работают медиками государственных учреждений, тех,что предназначены для массового гражданина. Слезай.Приехали.
Коментувати
leto
Інни Совсун: Поступите умно, наконец-то, как Квит с Авиационным ВУЗом, - проверьте господарску деятельность директоров школ: сдачу помещений в аренду и кому, за сколько и т.д. АДминистрация, вся, - связка коррупционная, плюс завхозы ( зам. по хоз части). Квит в ВУЗе начал не с педагогов, а с руководства. Вы испугались претензий от АДмина школ? Но подчиненные более образованы, более революционны, не коррумпированы... Учили Историю? вспомните революции, почему возникают революции, майданы? Думали ? Причину сказал Ленин: - "ВЕРХИ" не хотели, "НИЗЫ" не могли уже терпеть". Ума Вам и знаний.
Про освіту
Для leto: + 100!
Голосzнарода
Ну да зберуть чергову комісію, яка проїдеться по країні і взяток назбирає, виявить, що все у всіх законно. Ні, сертифікувати вчителів обов’язково треба. Хоча я розумію, чому вчительська спільнота так боїться комп’ютера - бо він не бере взяток.
радость мысли
Для Голосzнарода: а сертификация не будет тем же, что и курсы повышения квалификации? Бабло собрали. Две недели потраченного зря времени. Уроки пропали.Нет, оно то тоже ничего.Две недели художественную литературу почитать, свой мозг перенаправить, людей других увидеть, послушать, что у них твориться, предложить им свой вариант, услышать:"Вы чё, совсем?", понять, что больше подобного не встретить, расстроиться, приехать и жить дальше, слушая о том, что, оказывается, дети, которые УЧАТЬСЯ, вундеркинды. Опять расстроиться и работать дальше)))))
Коментувати