Тези для системи середньої освіти України

Доки ми обговорюємо 12-річне навчання, весь світ обговорює індивідуальну освітню програму

Тези для системи середньої освіти України

В то время как украинцы обсуждают тему, имеет ли смысл переводить школу на 12 лет обучения, весь мир уже обсуждает вопросы индивидуальной образовательной программы для человека. Проведя некоторую исследовательскую работу, хочу задать новый вектор в обсуждении проблематики образования и приобщить к нему широкие круги общественности.

Тезисно изложу основные положения тех представлений, исходя из которых, сегодня в мире происходит формирование новой концепции образования.

Образование сегодня с его учреждениями и институтами готовят не тех, кто нужен экономике, обществу, и миру в целом. Мир стоит на пороге четвертой промышленной революции, а система образования работает по образцам первой. Сегодняшние школы представляют собой «продукт» второго технологического уклада (Англия (XVII – XVIII ст.), промышленная революция ознаменовала появление машинного типа производства, технологизированных ткацких фабрик, изобретение парового двигателя, добычу угля, развитие металлургической промышленности, строительство железных дорог и транспортной инфраструктуры.), когда в систему образования были заложены принципы и идеалы фабрично-заводской системы. Так появилась, распространилась и до сих пор существует модель «школа-фабрика», являясь своеобразным конвейером, производящим однотипные продукты, заточенные под уже давно не существующую социально-общественную среду. Бертран Рассел в нач. ХХ в. писал: «Индустриальная школа представляет собой нечто среднее между тюрьмой и военным лагерем. Глядя на типовые проекты зданий и внутреннюю пространственную организацию школ того времени, разницу между тюрьмой, больницей и школой увидеть, практически, невозможно».

Произошло признание наличия в педагогической практике двух разных процессов: ОБУЧЕНИЯ (teaching) и УЧЕНИЯ (learning). Причем именно УЧЕНИЕ обеспечивает продуктивность учебных ситуаций и развитие ребенка. Это вызвало появление новых авторских школ: Школа Толстого (Россия), Школа Монтессори (Италия), Вальдорфская педагогика (Германия).

В 1920-е годы выдвигается тезис, что дети вольны выбирать и путь, и темп своего учения. Революционные идеи для того времени, не правда ли? Забегу вперед и скажу, что Конвенция ООН по правам ребенка 1989 года включила и зафиксировала эти принципы.

Появление метода проектов Джона Дьюи и его школы-лаборатории в Чикаго (США) знаменует собой введение в педагогику понятия практического действия. Этот метод позволяет человеку за время учебы получить практику работы в нескольких проектах (деятельностях), в результате чего приобрести практические навыки, знания и компетенции.

Гэри Томас в своей книге «Образование. Очень краткое введение», ссылаясь на школу Александра Нила, основанную в 1921 году в Великобритании, проблематизирует роль взрослого, который наделенный властными полномочиями, играет в развитии ребенка. Он пришел к выводу, что навязывание, которое происходит при такой статусной структуре взаимоотношений (не ролевой, не позиционной, а именно статусной), фактически, в подавляющем большинстве случаев, приводит к формированию у ребенка внутреннего запрета на творческое самовыражение. Вспомним школу, в которую ходят наши дети сегодня.

Получается, что к моменту окончания школы, мы получаем детей не способных к новациям, не способных творить и креативно мыслить.

Проходит еще поколение и уже австрийский мыслитель Иван Иллич в своей книге «Освобождение от школ» (1971г.) пишет: «Всеобщее образование посредством школьного обучения — недостижимая цель. И тут не помогут ни альтернативные образовательные учреждения, построенные по типу существующих школ, ни изменения отношения учителей к учащимся, ни стремительный рост числа компьютеров и обучающих программ (как в классах, так и дома), ни, наконец, попытки охватить педагогическим влиянием всю жизнь учащихся. Нынешние поиски все новых и новых каналов для обучения надо решительно перенаправить в сторону институциональных альтернатив, т.е. создания образовательных сетей, значительно расширяющих возможности человека в наполнении всякого момента его жизни учением, взаимодействием с другими людьми и вниманием к ним»

По словам Иллича «Право на учебу нарушается обязанностью ходить в школу». Глубокая мысль! Также он считает: «Многие учащиеся… интуитивно знают, что с ними делают школы — они приучают их путать процесс и сущность… Учащийся, таким образом, научается путать преподавание с учением, продвижение из класса в класс с образованием, диплом с компетентностью, а бойкость речи со способностью сказать что-то новое»

В 1965 году американский министр здравоохранения, образования и социального обеспечения Джон Гарднер (Привет нашим трем министрам!) выдвинул предположение, что всему чему выпускники школ проходят за 12 лет обучения можно научить за 2 года. Американский опыт автором статьи не исследовался, но в этом же 1965 году в Советском Союзе Никита Глебович Алексеев, один из участников Московского методологического кружка, продемонстрировал феноменальные результаты сокращения сроков усвоения традиционных школьных знаний за счет развития рефлексивных процессов и формирования у ребенка смысловых структур, позволяющих осваивать знания и умения.

В ядре новых концепций образования закладывается идея ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. На смену традиционному педагогу придет ряд новых профессий, в том числе и тьютор, которые будут помогать ребенку (с возраста 2-х лет) реализовывать его личную образовательную программу.

Выдвигается идея (Россия) введения с рождения образовательной кредитной карты, которая обеспечит человеку возможность приобретать навыки и знания когда и где он пожелает на протяжении всей жизни. Она же будет фиксировать уровень его подготовки и компетентности. Ну, вот представьте себе, что ваш телефон связан приложением с вашей образовательной картой и по вашему обращению к нему, вам выдается информация, что согласно тем изменениям, которые произошли, вам нужно пройти курс повышения квалификации по таким-то навыкам, и выдает целый список онлайн-ресурсов, посредством каких вы можете это осуществить.

Что же Украина? Пока мы проводим наши политические шоу, мир основательно готовится к изменениям на технологическом, организационном и идейном уровнях. А дискутируя и размышляя о реформировании старой системы образования в Украине, сегодня означает толочь воду в ступе, и даром тратить свое время. В рамках старой системы эти проблемы не решаются. И можно сколько угодно ходить по кругу, наступать на одни и те же грабли, но ничего не изменится. Такими темпами в перспективе мы рискуем уйти в маргинализацию и оказаться на задворках мировой системы. В центре Европы будет находиться страна «уркаїнців-варварів», и уже от нас на западных границах будут выстраивать стену…

Наталія Промська, «Хвиля».

Освіта.ua
20.04.2016

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Мислитель
Держава ніколи не заставить молодь себе поважати готовими відповідями до ДПА. Якщо вже настільки добра, екзаменаційні завдання можуть бути повністю аналогічними тим, які у збірниках. Думаю на рівні міністерства можна дуже простим шляхом організувати 4 варіанти завдань. І надіслати їх поетапно до шкіл. З диктантом така сама історія. Збірники потрібні для підготовки. Але не для списуання готового диктанту.
Філолог
Пора змінювати форму проведення ДПА у 9 класі. Для чого цього "Шапіто"? Замість звичного списування, бо дектантом те все не назвеш. Можуть організувати щось на зразок радіодиктанту. Якась стара учителька через ЗМІ гарно все продиктує, а дітки напишуть. І диктант повинен бути не з звичайних збірників для ДПА. Не калічте дітей!
учитель
Для Філолог: У збірники знайте скільки грошей вклали? Малоймовірно, що на таке підуть. Хоч справді це відповідає поняттю диктант.
Ельза
Для Філолог: А метематика. Такая самая история. Для подготовки нужны сборники. Но задания ДПА должны быть не одтуда.
Кирил
Для Філолог: Решили помечтать о демократии!
Коментувати
нужны ли стране депутаты на постоянной основе?
Если депутаты считаю себя умными людьми,то они вполне способны признать,что их работа как депутата есть обычный дерибан людских денег.Наших с вами.А это значит,что деньги,которые выделены депутатам для выполнения их депутатской работы,необходимо вернуть в бюджет для того,чтобы распоряжались ими лди на местах.Сами же деппутаты,как разумные люди,возвращаются по месту работы каждого,а депутатские обязанности они исполняют в свободное отт основной работы время(так,как это делают депутаты иных уровней).Документы для вычитки получают по ел.почте,съезжаются на сессии раз в три-четыре месяца(больше не нужно,их "работа"-это БРАК,БРЕД и ЗЛОСТНОЕ преступление перед страной),голосуют(там уж они какдоговорятся,или как их купят,или...).живут в гостиннице недолго,и поолучают суточные в размере суточных для обычных учителей.Когда будет ТАК,что-то изменится.До тех пор - НИЧЕГО.Никакая Гриневич,которая была в раде во время сотрудничества с Квитом,НИЧЕГО не селает,поскольку мышление у неё-депутатское)))
володимир
Про який пріоритет освіти ви говорите? Ви тільки подивіться скільки було депутатів в залі,як виступала Лілія Гриневич, як себе вели члени Уряду, нікому нічого не потрібно, спамятайтеся,будьте люди...
Skjeld
Раджу зробити систему освіти більш раціональною. Дванадцять років сидіти - а змісту 0? Вивчення іноземної мови не можливе з початкової школи, оскільки учень не знає ще рідної (української) мови. Потрібне радикальне розвантаження навчальної програми. Від 7 класу - здійснити профільне навчання з 4-5 уроками. Викинути непотріб - християнську етику, художню культуру, трудове навчання, астрономію, економіку. Сьогоднішня система освіти лише породжує лише ненависть до педагогів та самого освітнього процесу. І найголовніше стимулювати вчителів давати знання - збільшення пільг та соцстандартів.
Леонідович
Для Skjeld: + для чого дві літератури (можна об’єднати), навіщо в селах по дві іноземних мови, алгебру з геометрією + частину фізики можна на математиці вивчати, навіщо дві історії? Україна, що на іншій планеті (об’єднати можна), природознавство можна об’єднати (природозн., геогр., хімію, біологію, фізику) + викинути багато тем з кожного предмета, які далекі від реального життя. В результаті буде 7-8 предметів, які дітям можна буде реально осилити (по 4-5 уроків в день).
Леонідович
А головне не породжувати ненависть до освітнього процесу непотрібним перенавантаженням.
ух ты,здорово
Для Леонідович: да вообще - сельских научить читать писать и на поля.Сапками махать. Супер.ну молодец. Сразу видно - прогрессивный человек.ЗАЧЕМ сельских детей учить.Это советское руководство стремилось выровнять условия жизни и дать равные возможности.Мы же сегодня не в совке.Куда нам. Мы учим мажоров,а остальные - им горшки мыть.Зачем им вообще языки.Ещё выедут мыть горшки за кордон.А своим кто их выносить будет? Сами,что ли?
Коментувати
катрин
"Учащийся, таким образом, научается путать преподавание с учением, продвижение из класса в класс с образованием, диплом с компетентностью, а БОЙКОСТЬ речи со способностью сказать что-то новое» - из статьи. Очень точно сказано. За потоком слов теряется Суть высказывания. Учить говорить по Сократовски - трудная задача учителей словесности (мовы и литературы), сами страдают многословием, пустой болтовней. Сидишь на совещаниях, педсоветах, мо, рмо и теряешься в хаосе, потоке слов докладчика, шуме-гаме, безучастия слушателей. Занимая позицию "ты начальник, я дурак", чувствуем себя "патриотами", но время все расставляет по своим местам...Единственно, что радует - есть все ж таки достойные люди в стране, как автор статьи. За такими будущее.
007
Читаем: Образование сегодня с его учреждениями и институтами готовят не тех, кто нужен экономике, обществу, и миру в целом..... Отвечаем: нужны роботы, выполняющие волю узкого круга лиц. Разрабатывайте сразу чип, который можно вживить с самого рождения и контролировать субъекта, загружать необходимую информацию, стирать не нужную и отключать субъекта. Каким иным образом кто-то будет определять кто нужен экономике, обществу и миру в целом. Сам подход уже настораживает - кто нужен обществу и миру в целом. Мир не стоит на месте и что нужно было вчера не всегда оказывается нужным сегодня, а то что нужно сегодня не означает что нужно будет завтра, а образование как раз это затрагивает. Обращаясь к истории, автор умолчал о тех кого " общество и мир в целом" не оценили при жизни и в лучшем случае просто не заметили. Воспитать действительно Человека, про это даже и речи нет, это так старомодно и чуть ли не нафталином попахивает. Автор сам не замечает как сама "толчет воду с ступе".
Гаврило
Цікаво, а хто буде індивідуальну освітню програму фінансувати?
Іванна
Для Гаврило: Як, хто - батьки, діти яких зможуть отримати хоча б початкову освіту вдома... Вигідно перш за все державі
лора
Для Гаврило: В 1965 году американский министр здравоохранения, образования и социального обеспечения Джон Гарднер выдвинул предположение, что всему чему выпускники школ проходят за 12 лет обучения можно научить за 2 года. САМООБРАЗОВАНИЕ - только так. Не ждите, что кто-то вас и вашего ребенка научит, поверьте, это все словеса для безответственных людей, надеющихся на МОН, ШМО, РМО, ТВОРЧЕСКИХ объединений типа-"натхнення". Надейся лишь на себя, трудись умом: читай, думай. Не верьте, что если назоветесь Эйнштейном, то так и "поплывете", более умный Петро, Остап, ...первым придет всегда.
007
для лора: акцент сделан на слове предположение, ну если это аргумент то и говорить дальше нет смысла. А если Вы уж затронули идею самообразования, то охота посмотреть на это для шестилетнего, семилетнего и т.д.. Не путайте начальную, среднюю школу с ВУЗами, да и там не без проблем. Читайте Пушкина: Талантам нужно помогать, бездарности пробьются сами.
Коментувати