Образование, культура, здоровье

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья учащихся? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека

Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование культуры здоровья.

Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

- приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

- формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

- развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни; воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха и т. д.);

- воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

- формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

- воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

- воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

- формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

- развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

- формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования - это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей

Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования культуры здоровья обучающихся. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо прежде всего заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.

Основные направления деятельности системы

1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей - важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи - первостепенная задача. Будущие родители пока еще учатся. И следует формировать у них образ здоровой семьи.

2. Использование здоровьесберегающего потенциала дошкольных образовательных учреждений. Создание детских здоровьесберегающих комплексов и программ. Коррекция здоровья детей. Главная задача ДОУ - подготовить здоровых детей к обучению в школе.

3. Система начального образования - ступень формирования знания школьников о здоровье. Актуализация двигательной активности младших школьников, соблюдение санитарно-гигиенических правил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятия физкультурой и спортом.

4. Средняя общеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, то есть систематически и последовательно формирующей культуру здоровья, обучающей, как нужно быть здоровым и душой и телом.

5. Система высшего образования строит свою работу не только на профилактике негативных явлений, но и активно вовлекает студентов в спортивно-массовые мероприятия, формы досуга, различные виды деятельности по формированию культуры здоровья.

6. Подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы в этом направлении. Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. От здорового учителя - к здоровому ученику и здоровому обществу.

За последние годы в области охраны здоровья детей и подростков наблюдается тенденция роста понимания обучающимися значимости знаний о развитии и сохранении личного здоровья и здоровья близких. Учителя в большей степени осознают свою роль как носителей и проводников ценности здоровья.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система образования имеет все здоровье сберегающие ресурсы, чтобы укреплять и сохранять здоровье подрастающего поколения.

Будьте здоровы!

NO SMOKING

«Здравствуй!», - говорим мы, встречая друг друга. Но, произнося это, мало кто задумывается об истинном смысле сказанного. Говоря так, наши предки не только приветствовали, но и желали здоровья (здравия) друг другу.

Итак, здравствуй!

Мало кто из нас в суматохе дней, в бешеном потоке нынешнего времени думает о своем здоровье. Лишь когда валит с ног болезнь или приходит старость, мы начинаем думать о «бесцельно прожитых» годах.

Человечество издавна стремилось создать универсальное лекарство от всех недугов: «эликсир молодости», «молодильные яблочки» и т. п. «Купите вот эти таблетки всего за $99,99; и будет вам счастье!».

Но не все так просто. Нельзя здоровье купить. Помимо этого надо еще кое-что сделать. А все потому, что мать-природа распорядилась за нас. «Работай, человек! Старайся! Борись за себя!», - сказала она.

Здоровье - это сокровище. У кого-то оно есть, у кого-то - нет. Кому-то оно нужно, кому-то - нет.

Так давайте же вместе отложим нашу повседневную суету и займемся конкретным делом, а именно нашим сокровищем - здоровьем!

Десять заповедей доктора Брэгга

1. Ты должен почитать свое тело как величайшее проявление жизни.

2. Ты должен отказаться от ненатуральной пищи - возбуждающих напитков.

3. Ты должен питать свое тело только непереработанными живыми продуктами.

4. Ты должен восстанавливать свое тело путем разумного чередования активной физической деятельности и отдыха.

5. Ты должен очищать свои клетки свежим воздухом, водой, солнечным светом.

6. Ты должен регулярно очищать себя голоданием и отказываться от любой пищи, когда разум или тело не вполне здоровы.

7. Ты должен посвятить годы преданному служению своему здоровью.

8. Ты должен постоянно пополнять свои знания законов Природы, сделав это девизом своей жизни.

9. Ты должен возвысить себя путем смирения перед законами Природы, добившись господства разума над собственным телом.

10. Ты должен помнить, что здоровье - не личное твое дело, ибо здоровье нации - это здоровье отдельных ее людей.

Проснулись - потянулись, или Как встать с той ноги

Если у человека не ладятся дела, все валится из рук и ничего не получается, говорят, что «он встал не с той ноги». Это не просто слова. Медициной доказано: для того чтобы у вас был хороший день, надо правильно встать. Недаром у очень многих народов есть целые ритуалы вставания, специальные комплексы упражнений, «приветствия солнцу».

Чтобы день прошел удачно и вы чувствовали себя бодро, не надо резко вскакивать с кровати при первом же трубном звуке будильника - переход из сна в состояние бодрствования должен быть неспешным и правильным. Для этого даже практически здоровому человеку полезно сделать несколько упражнений и потягиваний.

Что такое сон? Это особое состояние организма, при котором замедляются одни процессы (обменные, например) и усиливаются другие (нервные). Считается, что во сне мозг перерабатывает всю ту информацию, которую он получил за день, как бы раскладывая ее по полочкам. Происходит и изменение работы сердечно-сосудистой системы, уменьшается объем циркулирующей крови. Позвоночник несколько сжимается, как бы слепляется за время сна. Все эти системы надо подготовить к дневной работе. Для этого есть несколько очень простых упражнений.

Не вспоминайте обо всех тех неприятностях, которые вас ждут в течение дня. Утром нужно зарядиться радостью. Если возможно просыпание под приятную, хорошую музыку, организуйте себе это. Сейчас утро, и надо заниматься собой, не думая и не настраивая себя на неприятности, которые, может быть, еще и разрешатся.

Чтобы активизировать сердечно-сосудистую систему, надо, лежа на спине и положив руки на живот, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, напрягая живот и очень сильно выпячивая брюшную стенку при вдохе, а при выдохе максимально задвигая ее в себя (у кого получится). Таким образом вы естественным насосом разгоняете кровь из брюшной полости, в которой она застоялась. Вы интенсивнее дышите, вентилируются легкие. Сделайте 10-15 таких вдохов, кто сколько может. Те, кому сложно выполнять упражнение с вытянутыми ногами, могут их немного согнуть.

После этого перевернитесь на левый бок и лягте в утробную позу, то есть коленками к подбородку, положите правую руку на правое подреберье и также сделайте от 5 до 15 вдохов. Этим упражнением вы прочищаете желчные пути, оно очень полезно тем, у кого тугой кишечник.

Еще одна вещь, которую необходимо сделать утром, это растянуть позвоночник: правая рука вытягивается вперед, правую пятку тянете в противоположную сторону, то же самое с левой стороны. Потом двумя руками вы тянетесь вверх, а пятками вниз. Все утром слегка потягиваются, сделайте это более научно.

Если вам позволяет время, вспомните, как просыпается кошка, как она разминает свой позвоночник, то есть в коленно-локтевом положении нужно сделать выгибание и прогибание спины, касаясь грудью постели. Хорошо, если вы сделаете первый шаг на массажный коврик или встанете в массажные туфли. Походив в них 10-15 минут, вы размассируете стопы, на которые проецируются все органы.

Хорошее здоровье - основа долгой, счастливой и полноценной жизни.

Жизненный опыт показывает, и каждый может найти множество тому подтверждений, что заботиться о своем здоровье люди обычно начинают только после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь своим близким в домашних условиях. А ведь можно предотвратить эти заболевания намного раньше, в корне, и для этого не потребуется каких-то сверхъестественных усилий. Нужно всего лишь вести здоровый образ жизни...

Наркомания.

Наркотические вещества, их действие на человека

Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время во многих, особенно развитых, странах мира приняли катастрофические размеры. Официальная пресса США, Германии, Франции, Англии, Швеции почти ежедневно сообщает о смерти своих граждан, последовавшей в результате злоупотребления наркотическими и психотропными веществами. Наркомания захватила во многих странах даже подростков. Широкое распространение наркомании в развитых странах во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности.

Наряду с уже всемирно известными наркотическими препаратами за последние десять лет во многих странах увеличилось количество наркоманов, употребляющих так называемые психотропные наркотики. В этом отношении самыми опасными оказались амфетамины и глюциногены, ЛСД и другие производные лизергиновой кислоты, не являющиеся, в отличие от других психотропных препаратов, медицинскими и представляющие исключительную опасность для человека.

В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке назвали приблизительное количество наркоманов на земном шаре; цифра оказалась ужасной: миллиард наркоманов! При этом нельзя не упомянуть, что в наши дни торговля наркотиками стала одной из самых страшных форм эксплуатации человека человеком, одним из самых страшных преступлений против человечества.

Что же такое «наркотик»? Исходя из определения, данного Всемирной организацией здравоохранения, наркотиком следует считать любое вещество (имеющее или не имеющее законного применения в медицине), которое является предметом злоупотребления в других целях, кроме медицинских.

Наркотики в зависимости от их воздействия на организм человека условно можно разделить на две большие группы: 1) возбуждающие; 2) вызывающие депрессию. При этом следует иметь в виду, что каждый из наркотиков обладает большим разнообразием скрытых свойств, по-разному влияющих на нервную систему.

Есть наркотики, которые успокаивают и обезболивают (их называют депрессивными), и есть другие, оказывающие стимулирующее воздействие, возбуждающие организм. Галлюциногенные средства вызывают экстаз и буйство, кошмары или чувство мучительного беспокойства. При этом каждое из этих веществ, даже самое опасное с точки зрения злоупотребления, может оказывать целебное, благотворное действие, но только в том случае, если его применяют абсолютно правильно.

Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами: 1) непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами; 2) стремление увеличивать дозы; 3) зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействий наркотика.

Так называемый синдром наркомании возникает лишь в результате принятия наркотического средства, независимо от того, происходит ли это случайно или после систематического употребления. Этапы этого процесса, протекающего более медленно или более быстро, в основном следующие:

1) Начальная эйфория, часто весьма кратковременная. Она характерна для определенных наркотических веществ (особенно морфия и опиума), а не для всех средств. В таком состоянии повышенной раздражительности, причудливых и часто эротических видений человек теряет контроль над собой.

2) Толерантность носит временный характер. Это явление объясняется реакцией организма на действие одной и той де дозы вещества, принимаемой неоднократно.

3) Зависимость. Большинство исследователей пришли к выводу, что зависимость - явление как физическое, так и психическое. Выражается оно классическими симптомами абстиненции, или «отнятия», которые наркоман переносит очень тяжело и с риском тяжелых органических или функциональных приступов.

4) Абстиненция (синдром отнятия) происходит обычно через 12-48 часов после прекращения принятия наркотика. Наркоман не может переносить это состояние, вызывающее у него нервные расстройства, тахикардию, спазмы, рвоту, диарею, слюнотечение, повышенную секрецию желез. При этом появляется навязчивое желание найти токсическое вещество - наркотик - любой ценой! Резкое «отнятие» наркомана приводит к неистовым и крайне опасным проявлениям, которые могут в некоторых случаях вызвать настоящий коллапс, как это бывает с морфинистами. Это разновидности страшного delirium tremens белой горячки, в которую погружается неизлечимый алкоголик. Приступ сам по себе выражает состояние острой потребности в отраве, ставшей необходимым фактором внутренних процессов.

Теперь перейдем к классификации наркоманий. Приведем классическое деление, разработанное специалистами Всемирного общества здравоохранения. Итак, все наркотики и их действие делятся на следующие группы.

1) Седативные яды, успокаивающие психическую деятельность. Они сокращают, вплоть до полного устранения, функции возбудимости и восприятия, вводя человека в заблуждение, одаривая его букетом приятных состояний. Эти вещества (опиум и его алкалоиды, морфий, кодеин, кока и кокаин) изменяют мозговые функции и отнесены к категории Euforiсa.

2) Галлюциногенные средства, представленные большим количеством веществ растительного происхождения, очень разные по своему химическому составу. Сюда входят мескалин из кактуса, индийская конопля, гашиш и прочие тропеиновые растения. Все они вызывают церебральные возбуждения, выражающиеся в деформации ощущений, галлюцинациях, искажении восприятия, видениях, и поэтому их относят к категории Fantastica.

3) Сюда относятся вещества, легко получаемые путем химического синтеза, вызывающие сперва церебральные возбуждения, а затем глубокую депрессию. К таким средствам причисляются: алкоголь, эфир, хлороформ, бензин. Эта категория Inebrantia.

4) Категория Hypnotica, куда входят яды сна: хлорал, барбитураты, сульфорол, кава-кава и др.

5) Excitantia. Здесь преобладают растительные вещества, возбуждающие мозговую деятельность без немедленного влияния на психику; сила воздействия на разных людей бывает разной. Сюда входят растения, содержащие кофеин, табак, бетель и др.

В большинстве стран, участвующих в борьбе против наркотиков, контролируется лишь небольшая часть продукции, то есть препараты, вошедшие в список запрещенных наркотических средств, столь разнообразные по своим свойствам, вызывающим наркоманию. Ступени наркомании ведут все ниже, определяя обострение бедствия, являющегося, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Опасность эта увеличивается по мере того, как фабрики и лаборатории производят все новые и новые типы наркотиков, все более сильных и вредоносных.

Воздействие алкоголя на организм человека

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: «Веселие на Руси - есть пити». Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н. И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу, и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Одним из темных пятен прошлого, следы которого еще сохранились в нас, являются пьянство и алкоголизм. Надо ли говорить, что Россия в смысле употребления спиртного страна более чем особая. Тут свои, увы, печальные традиции, свои стандарты. Превалирует у нас употребление в виде «ударных доз»: большое количество выпитого в сжатые сроки. Чаще днем. Иначе говоря, в России доминирует самый неблагоприятный, так называемый «северный» тип пития. И пьем мы исторически все больше и больше. Если в 1913 году продавалось 3,4 литра на человека в год, то в 1927 - 3,7. К концу 1940 года государственная продажа, правда, снизилась до 2,3 литра, а к 1950 упала до 1,9 литра. Но зато потом только стремительный рост, и каждый всплеск - рекордный.

Причины употребления алкоголя

Алкоголь принимают для поднятия настроения, для согревания организма, для предупреждения и лечения болезней, в частности как дезинфицирующее средство, а также как средство повышения аппетита и энергетически ценный продукт. Где здесь правда и где заблуждение? Один из пироговских съездов русских врачей принял резолюцию о вреде алкоголя: «...нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».

Так что рассуждения о пользе алкоголя - довольно распространенное заблуждение. Взять хотя бы очевидный факт - возбуждение аппетита после стопки водки или вина. Но это только на короткое время, пока спирт вызвал «запальный сок». В дальнейшем прием алкоголя, в том числе пива, только вредит пищеварению. Ведь спиртное парализует действие таких важных органов, как печень и поджелудочная железа. Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: «Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют пития и угощения вином при всяком случае». Потребность в алкоголе не входит в число естественных жизненных потребностей человека, как, например, потребность в кислороде или пище, и потому сам по себе алкоголь не имеет побудительной силы для человека. Потребность эта, как и некоторые другие «потребности» человека (например, курение), появляется потому, что общество, во-первых, производит данный продукт и, во-вторых, «воспроизводит» обычаи, формы, привычки и предрассудки, связанные с его потреблением. Разумеется, что эти привычки не присущи всем в одинаковой степени.

С чего начинается пьянство

Поводы первого приобщения к алкоголю разнообразны. Но прослеживаются их характерные изменения в зависимости от возраста. До 11-ти лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат» вином или же ребенок сам из любопытства пробует спиртное (мотив, главным образом присущий мальчикам). В более старшем возрасте мотивами первого употребления алкоголя становятся традиционные поводы: «праздник», «семейное торжество», «гости» и т. д. С 14-15-ти лет появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости» и т. д. Мальчишкам свойственны все эти группы мотивов первого знакомства с алкоголем. Для девочек типична в основном вторая, «традиционная» группа мотивов.

Обычно это бывает, так сказать, «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же и такое приобщение детей к вину опасно. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер, и подросток считает себя вправе выпить с товарищами или даже в одиночку, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки».

В целом мотивы употребления спиртного подростками делятся на две группы. В основе мотивов первой группы лежит желание следовать традициям, испытывать новые ощущения, любопытство и т. п. Формированию этих мотивов способствуют некоторые свойства психики несовершеннолетних, пробуждающееся в них чувство взрослости, желание быть как все, стремление подражать старшим и т. п. Возрастными особенностями подростков в определенной мере можно объяснить и употребление ими спиртных напитков «для храбрости». Этот мотив связан с отсутствием у несовершеннолетних жизненного опыта, знаний, позволяющих им свободно вступать в общение с окружающими (например, с лицами более старшего возраста, девушками).

Особого внимания заслуживает вторая группа мотивов потребления алкоголя, которые формируют пьянство как тип поведения правонарушителей. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории существенно ослаблен или утрачен интерес к познавательной деятельности. Подростки, употребляющие спиртное, почти не занимаются общественной деятельностью. Существенные сдвиги наблюдаются у них в сфере досуга. Эти ребята меньше интересуются художественной литературой, редко участвуют в самодеятельности, почти не бывают в театре, утрачивают интерес к серьезной музыке, живописи. Наконец, некоторые подростки потребляют спиртное, чтобы снять с себя напряжение, освободиться от неприятных переживаний. Напряженное, тревожное состояние может возникнуть в связи с их определенным положением в семье, школьном коллективе.

Проведение свободного времени преимущественно с друзьями характерно для подростков. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют ребята, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Но если подростковая группа не объединена какой-то полезной деятельностью, в ней преобладает «пустое» времяпрепровождение скучающих несовершеннолетних - и такая группа становится благоприятной почвой для распития спиртных напитков.

Стадии и формы опьянения и алкоголизма

Как часто некоторые люди с гордостью отмечают у себя и своих товарищей повышенную устойчивость к спиртному, считая, что это связано с физическим здоровьем! А на самом деле повышенная устойчивость к спиртному - первый признак начинающегося алкоголизма, симптом серьезного заболевания. Для алкоголика что рюмка, что стакан, что бутылка вина - все едино. Уже от рюмки спиртного он приходит в своеобразное состояние эйфории - возбуждения, которое только усиливает его стремление выпить, а затем последующие дозы мало меняют его внешний вид, хотя в организме происходят заметные сдвиги. Сначала алкоголик проявляет чрезвычайную активность, пытаясь «вне очереди» выпить очередную стопку, начинает буйствовать или дурачиться. Но вот последняя капля переполняет пределы устойчивости, алкоголик «отключается» от внешнего мира, впадая в забытье. Потеря контроля над количеством выпитого, непомерная жадность к спиртному и сопровождающее это неконтролируемое, развязное, нередко циничное поведение - стойкие признаки алкоголизма.

У пьяницы ослаблена воля - и не только к ограничению приема алкоголя, но и по отношению к другим, деловым сторонам повседневной жизни.

Нередко во время праздничных застолий можно наблюдать, как люди после выпитых спиртных напитков ведут себя развязно, их движения становятся более неуклюжими. Сразу заметно воздействие на них алкоголя. И если спросить его участников, как часто они выпивают, большинство ответит, что нерегулярно. Однако даже после однократного приема алкоголя у людей ночь проходит беспокойно, а на утро они встают разбитые, с опухшим лицом и больной головой. Рабочий день, как правило, оказывается испорченным, а если человек по работе связан с механизмами, например, со станком или автомашиной, считай, что в этот день у него резко повышен риск аварии или даже катастрофы. У работников умственного труда после приема алкоголя основательно ухудшаются мыслительные процессы, падает быстрота и точность вычислений, как говорят, работа валится из рук.

Итак, даже после нерегулярного случайного употребления алкоголя наступают серьезные неполадки в организме, свидетельствующие о его тяжелом отравлении. Если же употребление алкоголя принимает систематический характер, человек пьет по любому случаю, выискивая любой повод, чтобы напиться, то это уже называется бытовым пьянством. Для пьяницы не имеет значения смысл праздничного события, ему безразлично, одобряют ли его поведение другие. В этой стадии приобщения к спиртному в значительной мере изменяется отношение пьющего к окружающим, к общепринятым и допустимым нормам поведения. Для пьяницы самыми близкими людьми становятся собутыльники, пусть даже они впервые оказались за одним столом. Время, место и обстановка, в которой люди пьют, теряют значение. Таким образом, разница между эпизодическим приемом спиртного и пьянством заключается не только в количестве выпитого за один раз, но и в психологической установке пьющего. В первом случае человек отмечает какое-либо торжественное или значительное событие, а во втором - пьет только чтобы привести себя в состояние опьянения. Если вовремя удержать человека от пьянства, это предупреждает его падение и развитие алкоголизма. Чтобы понять развитие алкоголизма, нужно знать влияние алкоголя на нервную систему.

Влияние алкоголя на нервную систему, содержание алкоголя в крови

Алкоголь из желудка попадает в кровь через две минуты после употребления. Кровь разносит его по всем клеткам организма. В первую очередь страдают клетки больших полушарий головного мозга. Ухудшается условно-рефлекторная деятельность человека, замедляется формирование сложных движений, изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Под влиянием алкоголя нарушаются произвольные движения, человек теряет способность управлять собой.

Проникновение алкоголя в клетки лобной доли коры раскрепощает эмоции человека, появляются неоправданная радость, глупый смех, легкость в суждениях. Вслед за усиливающимся возбуждением в коре больших полушарий мозга возникает резкое ослабление процессов торможения. Кора перестает контролировать работу низших отделов головного мозга. Человек утрачивает сдержанность, стыдливость, он говорить и делает то, чего никогда бы не сказал и не сделал, будучи трезвым. Каждая новая порция спиртного все больше парализует высшие нервные центры, словно связывая их и не позволяя вмешиваться в деятельность низших отделов мозга: нарушается координация движений, например, движение глаз (предметы начинают двоиться), появляется неуклюжая шатающаяся походка.

Нарушение работы нервной системы и внутренних органов наблюдается при любом употреблении алкоголя: одноразовом, эпизодическом и систематическом.

Известно, что нарушения работы нервной системы напрямую связаны с концентрацией алкоголя в крови человека. Когда количество алкоголя составляет 0,04-0,05 %, выключается кора головного мозга, человек теряет контроль над собой, утрачивает способность разумно рассуждать. При концентрации алкоголя в крови 0,1 % угнетаются более глубокие отделы головного мозга, контролирующие движения. Движения человека становятся неуверенными и сопровождаются беспричинной радостью, оживлением, суетливостью. Однако у 15 % людей алкоголь может вызвать уныние, желание уснуть. По мере увеличения содержания алкоголя в крови ослабляется способность человека к слуховым и зрительным восприятиям, притупляется скорость двигательных реакций.

Концентрация алкоголя, составляющая 0,2 %, влияет на области мозга, контролирующие эмоциональное поведение человека. При этом пробуждаются низменные инстинкты, появляется внезапная агрессивность.

При концентрации алкоголя в крови 0,3 % человек хотя и находится в сознании, но не понимает того, что видит и слышит. Это состояние называют алкогольным отупением.

Концентрация алкоголя в крови 0,4 % ведет к потере сознания. Человек засыпает, дыхание его становится неровным. Происходит непроизвольное опорожнение мочевого пузыря. Чувствительность отсутствует.

При концентрации алкоголя в крови 0,6-0,7 % может наступить смерть. В результате эпизодического приема алкоголя часто развивается болезненное пристрастие, безудержное влечение к алкоголю - алкоголизм.

Алкоголизм не привычка, а болезнь

Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве случаев трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности. Для алкоголика опьянение представляется наилучшим психическим состоянием. Это влечение не поддается разумным доводам прекратить пить. Алкоголик направляет всю энергию, средства и мысли на добывание спиртного, не считаясь с реальной обстановкой (наличием денег в семье, необходимостью выхода на работу и т. п.). Раз выпив, он стремится напиться до полного опьянения, до беспамятства. Как правило, алкоголики не закусывают, у них утрачивается рвотный рефлекс, и поэтому любое количество выпитого остается в организме. В связи с этим говорят о повышенной переносимости алкоголя. Но на самом деле это патологическое состояние, когда организм утратил способность бороться с алкогольной интоксикацией путем рвоты и других механизмов защиты.

На поздних этапах алкоголизма переносимость спиртного внезапно понижается, и у заядлого алкоголика даже малые дозы вина вызывают тот же эффект, что и большие количества водки в прошлом. Для этой стадии алкоголизма характерно тяжелое похмелье после приема алкоголя, плохое самочувствие, раздражительность, злобность. Во время так называемого запоя, когда человек пьет ежедневно, на протяжении многих дней, а то и недель, патологические явления настолько выражены, что для их ликвидации требуется медицинская помощь.

Алкоголизм не привычка, а болезнь. Привычка контролируется сознанием, от нее можно избавиться. Около 10 % людей, употребляющих алкоголь, становятся алкоголиками. Алкоголизм - болезнь, характеризующаяся психическими и физическими изменениями в организме. Алкоголизм развивается по такой схеме.

1) Начальная фаза: опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что он выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к спиртному.

2) Критическая фаза: утрата контроля над собой после первого же глотка алкоголя, стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развиваются высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинается запой. Его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы, утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.

3) Хроническая фаза: ежедневное похмелье, распад личности, помутнение памяти, сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются безосновательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы. Одним из характерных осложнений во время запоя является белая горячка.

Белая горячка - наиболее часто встречающийся алкогольный психоз. Она возникает обычно в состоянии похмелья, когда у пьяницы появляются безотчетный страх, бессонница, дрожание рук, кошмары (погони, нападения и т. п.), слуховые и зрительные обманы в виде шумов, звонков, движения теней. Симптомы белой горячки особенно выражены ночью. У больного начинаются яркие переживания устрашающего характера. Он видит ползающих вокруг насекомых, крыс, нападающих на него чудовищ, бандитов, ощущает боль от укусов, ударов, слышит угрозы. Он бурно реагирует на свои галлюцинации: обороняется или бежит, спасаясь от преследования. Днем галлюцинации несколько затухают, хотя больной остается возбужденным, у него трясутся руки, он суетлив и не может спокойно сидеть на одном месте.

Другой формой психоза является алкогольный бред. Он возникает и после кратковременного пьянства, но в отличие от белой горячки не сопровождается галлюцинациями. Таких больных преследуют навязчивые мысли. Чаще всего это бред подозрительности, преследования, ревности. Пьянице, например, кажется, что против него устроен заговор. Не видя выхода из создавшегося положения, он может покончить жизнь самоубийством.

Разрушитель растущего организма

Ученые всего мира на протяжении почти сорока лет все громче и тревожнее заявляют об опасности, которая подстерегает подрастающее поколение - детей, подростков, молодежь. Речь идет о все возрастающем размахе потребления спиртных напитков несовершеннолетними. Так, в США (штат Нью-Йорк) 91 % 16-летних учащихся употребляют алкогольные напитки. В Канаде около 90 % учащихся 7-9-х классов употребляют спиртные напитки. В Германии 1 % детей 8-10 лет в состоянии алкогольного опьянения задерживается полицией.

Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина или даже пива. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г на

1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 % от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде, оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость «молодых» тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму.

Токсическое воздействие алкоголя прежде всего сказывается на деятельности нервной системы. Если содержание алкоголя в крови принять за 1 (единицу), то в печени оно будет равно 1,45; а в головном мозге - 1,75. Даже небольшие дозы алкоголя влияют на обмен в нервной ткани, передачу нервных импульсов. Одновременно нарушается работа сосудов головного мозга: происходит их расширение, увеличение проницаемости, кровоизлияние в ткань мозга. В подростковом возрасте мозговая ткань беднее фосфором, богаче водой, находится в стадии структурного и функционального совершенствования, поэтому алкоголь особенно опасен для нее. Даже однократные употребления спиртного могут иметь самые серьезные последствия.

Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживаются не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развивающиеся способности. Подросток, что называется, «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Второй «мишенью» алкоголя является печень. Именно здесь под действием ферментов происходит его расщепление. Если скорость поступления алкоголя в клетки печени выше скорости его распада, то происходит накопление алкоголя, ведущее к поражению клеток печени. Алкоголь нарушает структуру клеток печени, приводя к перерождению ее тканей. При систематических употреблениях спиртных напитков жировые изменения в клетках печени приводят к омертвлению печеночной ткани - развивается цирроз печени, весьма грозное заболевание, почти всегда сопровождающее хронический алкоголизм. Действие алкоголя на печень подростка еще более разрушительно, так как этот орган находится в стадии структурного и функционального формирования. Поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеродного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Спиртные напитки, можно сказать, «разъедают» слизистую оболочку пищевода, желудка, нарушают секрецию и состав желудочного сока, что затрудняет процесс пищеварения и, в конечном счете, неблагоприятно сказывается на росте и развитии подростка.

Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например, при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы.

Освіта.ua
15.12.2006

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Юлія
Які документи потрібні для вступу
Колесник Валентина
Прекрасная,очень нужная работа, выполнена в том же русле, что и Учение Скумина о Культуре Здоровья. Детям так необходима Культура Здоровья, ведь от этого зависит наше будущее! Кто желает высказать свои взгляды по этому поводу,пишите в Ялтинский Институт Культуры Здоровья, institut-kultury-zdorovia@yandex.ru Желаю Вам дальнейших успехов творчестве! В.Колесник