Osvita.ua Блоги Семен Єсилевський: скільки вкладати в освіту?
Семен Єсилевський: скільки вкладати в освіту?

Україна належить до країн, де не простежується залежність якості освіти від витрат на неї

Семен Єсилевський: скільки вкладати в освіту?

Автор: Семен Єсилевський, провідний науковий співробітник в Інституті фізики НАН України.

Сколько вкладывать в образование? Анализ данных PISA

Последние дни все не на шутку взбудоражены данными образовательного теста PISA, который в этом году впервые проводился в Украине. Этот тест оценивает знания 15-летних школьников в чтении, математике и естественных науках. Полученные результаты потом сводятся вместе по всем странам участникам.

К удивлению многих, оказалось, что украинские школьники на фоне общемировых трендов находятся где-то ближе к плинтусу. Собственно, учителя и ученые знали об этом уже давным-давно, просто в коллективном бессознательном до сих пор очень силен миф о том, что наше школьное образование чуть ли не лучшее в мире. Может, оно таким и было 30 лет назад, но это давно в прошлом. Сейчас мы находимся на уровне стран «второго мира» с устойчивой тенденцией к скатыванию в третий.

Про тенденции и рефлексию по их поводу лучше почитайте у Антона Сененко, а я хочу поговорить о другом.

Одним из самых интересных графиков в результатах PISA является вот этот.

На нем на горизонтальной оси показаны расходы на одного ученика на весь период его школьного обучения в долларах, а по вертикальной - результаты разных стран в тестах на чтение.

На графике проведена некая аппроксимирующая линия, показывающая тренд повышения качества образования с ростом затрат на него. Если страна выше линии, то вложение денег эффективно, если ниже - не эффективно. В Украине, вроде бы, расходование средств даже очень эффективно - мы значительно выше линии. У нас весьма хреновые результаты, но и денег мы тратим очень мало, так что вроде как выглядит пристойно.

На самом деле, ни фига подобного!

Первая проблема этого графика в том, что показаны только официальные расходы на образование, бюджет, говоря по-простому. А у нас, как всем известно, огромные средства тратятся, во-первых, на репетиторов, а во-вторых, на поборы, взятки, подарки и «благотворительные взносы» в школах. Общая сумма этих неучтенных тут расходов, по разным оценкам, сопоставима с бюджетным финансированием школьного образования. Т. е. расходы надо помножить на два, и точка для Украины уедет далеко вправо и уйдет из «очень эффективной» зоны.

Во-вторых, сама методика анализа на этом графике совершенно кривая. Четко видно, что три страны - Катар, Бруней и Люксембург - очень сильно выбиваются из общего тренда. Они тратят просто несусветно много, но имеют при этом очень плохие результаты. В Катаре и Брунее это не удивительно. Это малюсенькие нефтяные автократии, где деньгами можно обклеивать стены, а образование в основном религиозное. Очевидно, что их надо из анализа выкидывать, т. к. больше в выборке подобных стран просто нет. Что случилось с Люксембургом - непонятно, но его тоже надо исключать из анализа как явный outlier - выбивающееся из тренда значение, которое в статистике следует изымать из выборки.

Далее, мы четко видим, что даже на глаз страны группируются в два «облака» точек - одно внизу слева (страны третьего мира) и одно выше справа (благополучные страны). Очевидно, что считать общий тренд по ним несколько тупо.

Я решил посчитать по-человечески. Во-первых, я провел кластерный анализ - процедуру, позволяющую объективно разбить все страны на компактные кластеры. Кому интересны детали - делался аггломеративный кластерный анализ с объединением типа «ward» на нормированных по обеим осям данных и метрикой по эвклидовому расстоянию.

Вот что получилось.

Четко видно, что все страны распались на три кластера:

  • Красный - бедные страны третьего мира, вкладывающие в образование очень мало и получающие очень плохие результаты. Среди них есть тренд к увеличению качества с ростом расходов (красная линия, коэффициент корреляции 0.38).
  • Зеленый - страны второго мира и «переходные» страны, в основном восточная Европа и пост-совок, в том числе и Украина. Вложения тут такие же мизерные, как и в первой группе, но результаты намного выше, а тренда к увеличению качества с ростом расходов нет вообще. Наоборот, есть негативная корреляция (зеленая линия), но ее значение статистически не значимо.
  • Черный - богатые страны первого мира. И расходы, и результаты существенно выше, чем в первых группах. Тут тренд к увеличению качества с ростом расходов выражен намного меньше, чем в бедных странах (черная линия, коэффициент корреляции 0.19). Также среди этих стран заметен самый большой разброс результатов при сравнимых расходах.

Мораль

Украина принадлежит к специфической и четко очерченной группе стран, в которых не прослеживается явной зависимости качества образования от расходов на него. Сами расходы мизерны и находятся на уровне худших стран третьего мира, но результаты школьников намного лучше, чем там. Такая же ситуация в России, Белоруси, Греции, Турции, Словакии, Хорватии.

Почему так получается - надо анализировать отдельно. Скорее всего, дело в неправильной методике подсчета расходов из-за большой доли «серых» поборов в школах и репетиторов. Официально государство тратит на уровне Панамы или Иордании, но реальные расходы намного больше из-за дополнительного вклада родителей.

Кроме того, большую роль может играть очень высокая общая коррумпированность, из-за которой средства на образование оседают в карманах чиновников и не доходят непосредственно до учеников. В таких условиях сколько денег не выделяй - все равно ничего не меняется, кроме машин и дач у бюрократов от образования.

В развитых странах зависимость качества образования от расходов очень слабая. Основную роль, очевидно, играют другие факторы - учебные программы, подготовка учителей и престиж их профессии, высокий социальный статус образованных людей и т. п.

В совсем бедных странах зависимость качества от расходов выражена лучше всего. Видимо, играет роль то, что по сравнению с нулем любое минимальное вложение уже приносит ощутимые результаты.

В любом случае надо очень осмотрительно интерпретировать данные PISA, наивный анализ «в лоб» будет показывать очевидную фигню, вроде высочайшей эффективности расходования средств на образование в Украине.

Оригінал

Освіта.ua
05.12.2019

Популярні блоги
О. Калинич: прийнято важливий для освітян закон Новації закону - у короткому огляді: увага на моментах, важливих насамперед для вчителів
І. Лікарчук: зникають вчителі, які можуть мотивувати ЗНО з математики апріорі не може впливати на якісне поліпшення математичних знань випускників
Віктор Громовий: 8 «чому» і 12 «тому» в українській освіті Чому метод «барона Мюнхгаузена», тобто спроби освітньої системи реформувати саму себе, приречений на невдачу?
В. Мисан: результати залежать від організації навчання Добре, що батьки цікавляться успіхами дітей, але чому цей інтерес виникає в кінці навчального циклу?
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Володимир
Треба говорити правду, а не мудрувати! А формула проста. Рівень освіти зворотньо пропорційний рівню корупції в системі управління освітою.
Мавка
Для Володимир: що вкрали церковні миші? Корупція в школі? В нафтогазі, спирту, цигарках, еленергіі, митниці,а дуракам нав‘язують думку - грошей багато на освіту, та тільки директор краде.... і спрацювало !! Чи геть з розуму зійшли?
Володимир
На освіту виділено 156,9 млрд. грн. Є відділи, управління. департаменти освіти з їх економістами та тіньовою економікою. Є субвенція на зарплату вчителям, 70 млрд. грн., з якої 10% повинно повернутися в міністерство у вигляді відкатів. А директори лише забезпечують кишенькові витрати начальства.
Символ
Придурки! 5,5 млрд доларів- весь освітянський бюджет. А бюджет середнього американського вузу- 10 , Оксфорді- 35 млрд доларів!! Про що Ви говорите?? Це соросята Вас дурять. Грошей немає! Не вірте буржуям!
Коментувати
Вогонь
Сьома! Твої формули не працюють на живих людях. Все значно складніше... Отаких кадрів , як цей, треба остерігатись. Все знають... Такий же вумник сидить в Науковому комітеті. Ні риба , ні м’ясо .
Олекса Позняк
Для Вогонь: аргументуй а не поливай
Хрещатик
Ці вчені із Нану , коли лізуть керувати показують свій примітивізм і незнання життя. Один апломб- Науковий комітет очолює справді шось - таке.
Млинок
Поставте цього Сею керувать і буде гірше , ніж Новосад, бо він поведений на своій значущості. Горе від розуму, чи навпаки.
Коментувати
Досвід
Явно видно , що соросята добре запудрили мізки нам. По їх брехні виходить, що грошей море , а їх цуплять місцеві начандики. Це є, але мова про 1-2 % - не більше!!! Недобросовісні завжди були люди серед всіх. Але вони не говорять про головне: ліберали після 1991 року не дали і половини від потреби.Нині на освіту витратять 5,6% Ввп, по Закону треба мін 7%!!! Нещодавно десятки млрд грн !!??!! До 2014 року на освіту виділяли до 10% !! Висновок— до влади треба не допускати бізнес.
Олекса Позняк
Для Досвід: Звідки черпаєш ? З нужника? Чиьай бюджет."Які видатки на освіту та науку заклали у держбюджеті відстежив аналітичний центр CEDOS. Фахівці визначили, чи для всіх потреб освітньої галузі заклали належне фінансування і порівняли забезпечення 2013-2019 років: показники ростуть. Проаналізувати бюджет загальної середньої («Нова українська школа»), професійно-технічної та вищої освіти, а також створення нової системи управління та фінансування науки. Нова українська школа Держбюджет на 2019 рік передбачає уже традиційне збільшення видатків на середню освіту. Освітня субвенція з Держбюджету до місцевих — складе 69,6 млрд грн, що на 13% більше за її обсяг попереднього року.=НА 13% БІЛЬШЕ! А УЧИТЕЛЮ -ДУЛЮ!
Олекса Позняк
Для Досвід: ТЕПЕР СКАЖЕМО СПАСИБІ ЗЄЄЄЄЄЄЛІ "Кабінет Міністрів 15 листопада ухвалив рішення, яким передбачено зупинення на 2020 рік дії постанови КМУ № 822, яка передбачала підвищення заробітних плат освітян. Про це повідомив голова профільного парламентського комітету Сергій Бабак у відповідь на запит Профспілки працівників освіти і науки."
Досвід
Позняк- ви отравлений Соросівською колбасою. Витрати на освіту ростуть в гривні, а в доларовому еквіваленті катастрофічно падали всі ці 10 років!!
Коментувати
Олекса Позняк
Анализ правильный, выводы неправильные. Дело в том что образование в Украине сейчас тянут пенсионеры и люди не от мира сего. А им можно не платить , можно их обворовывать, они будут покупать за свои деньги бумагу, краску к принтеру и реактивы и будут хорошо работать. Как только этих блаженных выдавит из школы смерть и сертификация, вот тогда и настанет обвал образования
Ирина
Для Олекса Позняк: умница, золотые слова
Коментувати
Кропивницька Валерія,економіст
Пан Єсилевський! Ви певно добрий фізик, але ніякий аналітик освіти. Нольовий!! Чого? Тверження про чорний ринок освіти тупе. Всі батьки у всіх краінах спонсорують школи- раз. Друге- теза про розкрадання шкільних коштів чиновників смішна. 94% коштів , які отримує школа - це зарплата і енергоносіі. Красти нічого!!! І третє- наший більш- менш кращий результат в дослідженнях Piza - це генетика та роль украінського Вчителя, сила традиціі. Тому за такі мізерні кошти мище маємо добрі результати!!!
Олекса Позняк
Для Кропивницька Валерія,економіст: Каждое правительство нам рассказывает какие миллиарды тратит на образование. Причём не просто рассказывает , а эти деньги реально заложены в бюджет. Зарплата учителей мизерная и не растёт. Так где эти миллиарды ? Как из огромного бюджета ничего не остаётся? Новые институты открывать есть, а учителям нет?
masha
Для Кропивницька Валерія,економіст: а расскажите мне за какие деньги моё районо уже объездило полмира вместе с директорами? За свои? Денег нет?
Коментувати
совесть
Уважаемый Семен! Как просто вы решаете судьбу Катара, Брунея и Люксембурга. понимаете, они немалые деньги платят, как и все остальные страны, за участие в писа. и за результаты, какие бы они не были. Тренды, отсекания хорошо, а "где моя страна на диаграмме?" побеждает. Так что, если хорошо копнуть по результатам и интерпретации, сколько таких "неточностей" прочтения для сомнительных выводов можно найти... но пипел кушает. Спасибо за хлесткое и правильное прочтение. Приятно осознавать, что есть у нас думающие люди! Грустно от того, что разворована ТАКАЯ страна.
Олекса Позняк
Для совесть: да никаких неточностей нет.Вы умеете вообще читать графики? Он умеет и читает правильно. Не со всеми выводами согласен но прочитано правильно
совесть
Для Олекса Позняк: Вам важко читати з розумінням, бо поспішаєте. Успіхів!
Сенченко
Графики= эти полное дуракобразие
Коментувати
Зеленский
А как может с ростом затрат на образование расти и качество обучения если до школы доходит всё меньше денег. Система такова что районо с директорами разворовывают деньги ещё перед школой. Огромные потоки направленные на нуш крадут через закупки самого дешового оборудования и мебели по завышеным в 4-10 раз ценам.Закупают заведомо негодные к использованию, мусорные интерактивные доски. Получив на коллектив сотни тысяч премии администрация просто разворовывает её бросая учителям кость в виде 2-3 тысяч, остальное делит между собой.Почему мы знаем сколько получает Президент но никто не знает какие суммы дерибанят директора с районо себе на премии? Возьмём надбавки за престижность 30% и в Киеве муниципальную надбавку 20%. В Киеве эти надбавки разворовывают и не платят учителям полностью. И это когда в классах 35 учеников!Почему в Киеве не хватает сотни учителей?Вы там наверху не видите что люди массово увольняются? Потому что воровать меньше надо и платить положенную зарплату и доплаты.
М.Я.
Для Зеленский: Оце дивина. Працюю директором і, виявляється, не знаю, що мені на премії дають сотні тисяч грн., І ще відкритя: я їх краду, а вчительству мізер даю. От і виникає декілька питань: Хто ж це і за рахунок чого дає директорам гроші на премії? Чому той, хто дає директорам, сам не вкраде - невже він чогось любить директорів і хоче, аби вони накрали теж?
Olga
Дурень ти, Зеленський. Вчителі ідуть зі школи в першу чергу через невігласів - батьків та їх недоумкуватих діточок.
Олекса Позняк
Для М.Я.: Знаєте не все так просто. Одного разу завуч загубила папірець з відпускними в коридорі і ми побачили там суму 48 000 гривен. Тоді долар був по 8. Колектив ахнув. І тоді всі пригадали як вона постійно ридала: "Мі за капейкі работаем, а ви отчіталі і пошлі, а ми в школе до ночі пашем.І получем мі меньше всех!" Всі вони з себе роблять найбідніших але за посаду зубами тримаються, на години йти не хочуть.Здогадайтесь чому?
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!