Чим запам'ятається Сергій Квіт на посаді міністра освіти

Діяльність колишнього міністра не мала нічого спільного з анонсованими реформами освіти

Чим запам'ятається Сергій Квіт на посаді міністра освіти

По мнению бывшего журналиста и действующего директора киевской школы Сергея Горбачева, деятельность бывшего министра не имела ничего общего с анонсированными реформами образовательной сферы.

Когда два года назад Сергей Квит стал министром, его назначение было воспринято большинством образовательной общественности с неподдельным энтузиазмом. Еще бы: демократ, человек, который сумел поддержать и развить многое из того позитивного, что было создано в Киево-Могилянской Академии ее создателем Вячеславом Брюховецким. Отчаянно смелый ректор, который, рискуя многим, не побоялся вместе со студентами выйти в декабре 2013 на Майдан. 

Мое отношение к министру было также позитивным: я его поддерживал и ждал решительных реформ в образовании. И то, что Сергей Квит декларировал в начале своей министерской каденции, было весьма прогрессивным и поддерживало первое впечатление о нем, как о министре-реформаторе. Такое отношение сохранялось ровно до того момента, пока летом прошлого года я не вернулся в образование после почти 20-летней работы в издательстве и журналистике.

И вот тут, когда я вновь окунулся в реальную школьную жизнь, энтузиазм поугас. Оказалось, что странных чиновничьих требований стало намного больше, программы стали еще более перегруженными, бюрократические "рогатки" - еще более бессмысленными, автономия школы исчезла как понятие, а разговоры о децентрализации и доверии к учителю остались всего лишь разговорами.

Министерство громко заявляло о стремлении к реформам, а вот реальных действий, направленных на то, чтобы сделать школу более осмысленной и отвечающей требованиям цифровой эпохи, мы так и не увидели. Но самым неприятным для среднего образования стал тот факт, что Квит, как оказалось, в принципе, не знает, "как это работает". И именно из-за незнания школьных реалий он создал детям и учителям массу проблем. 

Первый тревожный "звоночек" прозвучал в аккурат на первом звонке 1 сентября 2015 года. Выяснилось, что в школах нет, и в ближайшем будущем не предвидится новых учебников для 4 и 7 классов, хотя господин Квит всенародно уверял, что все нормально, все хорошо, учебники будут вовремя. По факту мы получили учебники для этих классов лишь в середине января, и то - лишь половину от необходимого количества. В результате почти пятая часть украинских школьников осталась без учебников. Можно спорить о том, какие учебники хороши, какой формат - бумажный или электронный - более приемлем. Но когда учебников нет никаких - от слова "вообще" - подобные дискуссии полностью теряют смысл.

Дальше - больше: в ноябре прошлого года Квит представил в Раду проект "Закона об образовании". При этом министерством были демонстративно выброшены в корзину все конструктивные и принципиальные предложения рабочей группы, состоявшей из учителей и директоров школ. В итоге законопроект Квита предлагал зацементировать "совковую" систему образования и укрепить власть чиновников. Правильно было бы его назвать не "Законом об образовании", а "Законом о министерстве образования". Тогда законопроект стал объектом шквальной критики и, к счастью, был отвергнут как общественностью, так и комитетом Рады, который возглавляет Лилия Гриневич. Сейчас работа над документом продолжается и, хотя там еще многое нужно доделывать, законопроект уже не выглядит таким отчаянно ретроградным, как в редакции Квита.

Следующим "подвигом" уходящего министра стало неожиданное февральское решение об отмене финальных этапов школьных олимпиад в 8-9 классах. На их проведение нужно было изыскать 3 млн гривен. В масштабах министерства с годовым бюджетом более 70 млрд - это менее 0,004% (четырех тысячных процента). Но искать деньги на поддержку одаренных детей, как выяснилось, не входит в задачи Министерства образования и науки. Квит не нашел ничего лучшего, чем, подобно незабвенному Николаю Яновичу, заявить "ТаПашлиВыВсе". И сбросить проведение олимпиад на волонтеров. Волонтеры, конечно, выручили, и финальные этапы олимпиад были проведены. Но что в это время делало министерство?

И, наконец, "величественным" прощальным жестом экс-министра стал совершенно оглушительный пассаж: 24 марта, за два месяца до окончания учебного года, был издан приказ, в корне изменивший систему выдачи документов об образовании выпускникам 9 и 11 классов. Школы, без преувеличения, сейчас в шоке: масса непонятных вопросов. Программного обеспечения для подготовки и печати аттестатов в школах еще нет - и неизвестно когда оно появится. Тот "софт", который школы уже получили от разработчика для первичного внесения данных об учебных заведениях, - невероятно сырой, в нем масса недоработок и бестолковостей.

В результате сейчас, за полтора месяца до выпускных, мы не знаем, смогут ли наши выпускники 9 и 11 классов вовремя получить документы об образовании. И самое неприятное, что ни одна чиновничья душа в МОН так и не объяснила обществу: а зачем вообще понадобилось отказываться от хотя и не идеальной, но уже опробованной системы выдачи документов, и вводить новую? Если уж так хотелось, почему это не было сделано в начале учебного года? Почему к разработке продукта не привлекли реальных пользователей: директоров школ, завучей, школьных учителей? Почему продукт не был протестирован на реальных задачах? Почему Квит предлагает школам "с нуля", вручную вводить данные в систему? Куда делась вся уже наработанная база учебных заведений, которую можно было бы просто импортировать? Почему новая система предполагает только одно рабочее место в школе (хотя таких мест нужно для каждой школы, минимум, 4-5)?

Вопросов - масса. И на них нет не только ответа, но даже и намерения МОН отвечать на них. И это - логичный финальный аккорд двухлетней каденции Сергея Квита на посту министра образования: два года упущенных возможностей, полного нежелания считаться с интересами детей и неумения слышать людей, которые работают в школе.

Сергій Горбачов, «Styler РБК Україна».

Освіта.ua
18.04.2016

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Неля
Дякувати долі, що хоч і не з першого разу, але цей "БУКЕТ" викинутий у смітник. Освіта буде жити і в роках прокльонами згадувати цього "міністрішку". Для того щоб зрозуміти біду і горе - потрібно було пройти тортури "Квітом".
Ирина
Благодаря волонтерам были проведены финалы олимпиад для учеников 8 и 9 классов. Позвольте узнать, по каким предметам? В 4 этапе Всеукраинской олимпиады по английскому языку принимали участие только ученики 11 классов. У моего ребенка был реальный шанс стать призером олимпиады. А этим шансом ей не дали воспользоваться. Очень жаль, что в нашем государстве экономят не на том, что надо.
007
Для Ирина: так в нашей стране на одаренную молодежь денег нет во многом благодаря таким вот Квитам, но на такие учреждения как Інститут обдарованої дитини деньги есть. Получается какая-то несуразица. Пострадал не только Ваш ребенок, а многие детки, а бездарь экс-министр со спокойной совестью получал в это время зарплату, премию небось и другие выплаты уходя со своего поста наверное не забудет забрать.
Батько-вчитель
Біологія була проведена за рахунок спонсорів у 8-9 класах але це не заслуга міністерства а його ганьба.
Тік
Для Ирина: Математику здається також провели за рахунок додаткового фінансування. Як саме відповісти не можу, але те, що вона провелася в повному масштабі - факт
Коментувати
Pine Coulter
Погоджуюся з автором. І це тільки те, що стосується середньої освіти.
unforgiven
Запам’ятався, якби мав власну позиції і не виконував вказівки згори... Ніколаєнка, до цього часу пам’ятають, як найбільш достойного і професійного Міністра освіти. Інших не було й не буде, якщо вони будуть працюватимуть не на народ, а на владу олігархів....

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!