П. Андрющенко: якщо грошей немає, то і реформи немає

Місцеві бюджети почнуть зупиняти реформу усіма засобами, бо якщо грошей немає, то і реформи немає

П. Андрющенко: якщо грошей немає, то і реформи немає

Автор: Петро Андрющенко, координатор ініціативної групи "Вместе".

Главный риск реформы образования – реформа.

Калькулятор против реформы. Речь – об образовании. С одной стороны, я целиком и полностью согласен с министром образования, что главный риск и стопор реформы – это сами директора и учителя. Это отдельная тема для разговора, но переоценить уровень сопротивления сложно.

Но главный риск кроется не только в саботаже и сопротивлении «освитян». Главный риск – в деньгах. Точнее, в их банальном отсутствии. Достаточно взять местные бюджеты, закон об образовании и калькулятор.

Что мы в итоге имеем? Чтобы не строить воздушные замки, возьмём для примера реальный бюджет полумиллионного Мариуполя. Сразу оговорюсь, города с прогрессивным бюджетом, ростом доходов и плановым профицитом в полмиллиона на 2018 год.

Итак, имеем общий доход бюджета 4 млрд грн. Средний ежегодный темп роста поступлений составляет 13%. При этом, закон «Об образовании» предусматривает постепенный рост ставок (а значит и зарплаты в целом) до 4 минимальных прожиточных минимумов в год.

И вот тут и берём калькулятор.

По новому закону, педагогический работник, которому увеличивается зарплата – это не только учитель в школе. Это ещё и воспитатель в детском саде, преподаватель в музыкальной школе (или любом другом учреждении внешкольного образования) и тренер в спортивной школе.

Общая сумма затрат на выплату заработной платы в 2018 году всем категориям «освитян» в Мариуполе составляет 350 млн грн. или 8,75 процентов от всех бюджетных затрат.

Уже в 2019 году эта сумма возрастёт примерно до 900 млн грн. При этом бюджет города увеличится до 4,5 млрд грн. Значит, прямые затраты только на зарплату работников образования составят 20 процентов всех бюджетных затрат. А если добавить минимально необходимые затраты на содержание учреждений образования, то даже при всех возможных оптимизациях, сумма расходов на образование составит не мене 30-40 процентов всех бюджетных затрат.

Для специалистов – это сам по себе достаточный ответ, быть ли реформе. Для всех остальных, в переводе с финансового языка на человеческий это означает, что оставшихся средств хватит на банальное финансирование прямых затрат города. И тут уж не только о ремонтах школ, наполнении классов и прочих приятных ожиданиях и изменениях в школах и детсадах не приходиться мечтать. Тут под вопросом само развитие города.

И вот, просто просчитав реальные результаты поднятия зарплаты на местном уровне, стоит задуматься – что делать? Логично было бы предположить изменение порядка предоставления образовательной субвенции. Вполне обосновано разделить бремя финансовой ответственности между государственным и местным бюджетами. Искать средства, в т. ч. за счет оптимизации бюджетных заказов в высшем образовании и перехода от системы государственного финансирования вузов к частным заказам бизнес-сектора, например. И, как минимум, начинать уже сейчас конструктивный диалог между Кабмином, депутатами Верховной Рады и муниципалитетами. Чтобы не дать провалится такой ожидаемой реформе через финансовые риски.

К сожалению, предстоящие выборы 2019 года не дают надежды на здравый смысл депутатов Верховной Рады и Кабмина. Все деньги и действия, как минимум со второго полугодия 2018 г. будут направлены на пустой популизм ради нового привычного депутатского кресла.

А значит, уже завтра местные бюджеты начнут сами стопорить реформу всеми средствами. Волей – неволей. Потому, что если денег нет, то и реформы нет.

И вот уже саботаж учителей и противодействие директоров уходят на второй план. А соотношение степени рисков меняется простыми математическими действиями пересчёта ожиданий на суровую реальность.

Оригінал

Освіта.ua
13.12.2017

Популярні блоги
І. Лікарчук: вчитися мають ті, хто хоче здобути освіту Повна загальна середня освіта повинна бути не обов’язковою, а загальнодоступною
Д. Ламза: ніхто не хоче йти в освіту або школа без учителів Від Кабінету Міністрів немає жодних дій щодо підвищення значимості професії вчителя
С. Колебошин: 3000 спартанців (задача про молодих вчителів) 3000 молодих вчителів на 15000 шкіл, що в середньому – 1 новий вчитель на 5 шкіл
І. Совсун: як надовго ще вистачить запалу учителів? Існує гігантська прірва між переможцями світових олімпіад і базовим рівнем українських шкіл
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Inna
Какой саботаж учителей и директоров? Вы о чём?Директор стоит по стойке "смирно" и выполняет все приказы "сверху". А учителя каждый год переводят тонны бумаги во исполнение всех реформ и " новшеств".При всём этом, не опускают рук, а РАБОТАЮТ, учат и воспитывают! Скажите,пожалуйста,как выражается саботаж учителей и противодействия директоров.
Гость
Для Inna: как вы не понимаете, это ж элементарно. Саботаж заключается в том, что учителя ещё пытаются нормально работать, а не воплощать реформы, которые окончательно уничтожат образование в Украине.
Коментувати
гість
Кладуть плитку на тротуар від ради і хазяїн біля свого житлового комплексу. Вгадайте де плитка покладена якісно і рівно як стекло?
Олекса Позняк
Бюджет НАПНУ 180 000 000 гривен.Огромные выплаты на псевдоучёных во главе с вором и шпионом РФ Кременем. Докторов педнаук как во всём остальном мире взятом. И никто в упор не видит орды крыс распродающих земли как Мельник, или посады директоров за 90 000 грн. У Андрющенка и Лили главный риск и ступор реформы - учителя. Прав Макар " в любой разговор вплетается вонь из крысиных нор".Быдлота
%
Всё как всегда. Депутатам,прокурорам, судьям и другим " ценным работникам" всё всегда заложено в бюджет: и нормальные зарплаты, и суперпенсионное обеспечение, взятки продолжают процветать,а учителю-зарплата наинизшего неквалифицированного работника( без взяток))))) Так о каких реформах вообще речь? Как платят,таков и результат. Не те институты закончили,не те... Да ещё и пенсию по выслуге отменили. Даёшь учителей, работающих до смерти при нездравой памяти!!!
Владимир Белый
У справжніх реформ не буває другого чи третього плану. План один, а його площини мають бути узгодженими як фінансовим, так і кадровим та методологічним ресурсом. Звісно, що попереду цього ще має йти також і консенсус еліт, який є можливим лише на базі спільних суспільних цінностей. Але з усім цим нашій країни поки ніяк не везе. І це головне, бо все може бути, а невезіння легко перекреслить будь-що. Зрозуміло, що найчастіше не везе малоосвіченим, бо замість плану зусиль покладають на віру. А звідки всятися, приміром, мільйону дійсно освічених громадян, якщо десятки мільйонів з перших класів до отримання диплому вчилися на принципах списування, плагіату та хабарів і блату?