Osvita.ua Блоги О. Греков: живий труп або чому реформа школи неможлива
О. Греков: живий труп або чому реформа школи неможлива

Реформа освіти неможлива, вчить нас життя, і тому є пояснення. Реформа не робиться зсередини

О. Греков: живий труп або чому реформа школи неможлива

Автор: Олексій Греков, віце-президент Тьюторської асоціації України, співзасновник столичної Приватної школи "Афіни".

Все 20 лет, что я тружусь на ниве просвещения, — я слышу о реформе образования. Мои коллеги, учителя с 40-летним стажем, также не помнят, когда впервые прозвучал этот оксюморон.

Как, Вы не знаете, что такое "оксюморон"? Вас не учили этому в школе? Ну, да — это закономерно. Зачем изучать в школе то, чему нам и так придется научиться? Школа — она для другого. Она для того, чтобы мы поняли: "есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам" (с) Уильям Шекспир. Она для того, чтобы мы осознали всю глубину своего невежества и смирились: "нельзя объять необъятного" (с) Козьма Прутков.

А оксюморон — это вся наша жизнь. В буквальном переводе с греческого — "остроумно-глупое", то есть — сочетание несочетаемого: например, старый Новый год, обыкновенное чудо, правдивая ложь, правительство реформаторов. Или из школьной программы, чтобы вернуться к нашей системе образования: "Живой труп", "Мертвые души"…

Реформа образования невозможна, учит нас жизнь, и тому есть простое объяснение.

Никакая реформа не делается изнутри. Словарь иностранных слов утверждает: "реформа" происходит от латинского reformare — переделывать, преобразовать, — и означает "преобразование существующего порядка, изменение формы".

Система с измененной формой и преобразованным порядком — это совершенно иная, отличная от изначальной система. С этим не поспоришь, примеров достаточно: телега и автомобиль, часы механические и электронные. Но сама по себе телега не способна изменить свою форму, и механические часы не способны преобразовать свой порядок, отказавшись от шестеренок и стрелок.

Для того чтобы подобные изменения могли произойти, нужны двое: (1) изобретатель, который набросает план новой системы, и (2) инженер, который создаст ее работающий прототип. Ни тот, ни другой не есть части системы, они находятся вне ее или, скорее, над ней.

— Погодите-погодите, — воскликнет некий Читатель, не забывший школьный курс биологии (что, впрочем, не мешает ему верить во вредность ГМО и безвредность вегетарианства). — А как же зерно? Это ли не система, сама себя преобразующая и форму свою изменяющая?

— Вы правы, но — увы! — система образования не является "органической", у которой только два состояния — развитие или смерть. Образование — система "механическая", как часы или телега, и "инженеры человеческих душ", создавшие ее, известны поименно: Коменский, Локк, Песталоцци, Фихте, Дистервег и еще с десяток других, включая известного педагога-новатора И. В. Джугашвили (Сталина). Кстати, в школе, созданной Сталиным, мы учим наших детей до сих пор.

— Ну так, может, и не нужна нам другая школа? — продолжит восклицать Читатель. — Подправим учебники, перестроим программы, докупим компьютеров, переучим учителей, и глядишь — уже не семидесяти шести процентам детей (sic! 76 %) будут нужны репетиторы, чтобы сдать несчастное ЗНО, а только малому числу самых отъявленных двоечников?

— Флаг в руки, уважаемый Читатель. Вы пробовали когда-нибудь учить учителей? Я пробовал. Неблагодарное, должен признаться, занятие. В принципе, ничего нового: та же школа со своими отличниками и отстающими. Одни хотят, но не могут, другие могут, но не хотят, прямо как ленинские "верхи и низы", только зарплаты у всех одинаковы, да и должности тоже. (Сам этот факт очень многое объясняет!) Есть, конечно, учителя, горящие работой, желающие учиться и меняться. Да вот незадача: год-другой — и сгорают они или уходят из школы, а чаще — и то, и другое одновременно.

Ну — не будут, не будут учителя инициаторами реформ, и директора школ тоже не будут, ибо зависимые люди! И чиновники районного, городского и областного масштаба не будут: реформа для них — что осиновый кол.

Может, МОН разродится реформой? Вот так вот возьмет — и отрежет тело от головы? Не смешите меня. Может, Верховная Рада выступит в качестве коллективного изобретателя, а Кабинет Министров — в качестве инженера? Вы способны в это поверить?

Тогда вот вам свежий пример.

Кабинет Министров набрался мужества и ликвидировал Институт инновационных технологий и содержания образования. (Да-да, Вы не знали? Вот почему у нас педагогика такая инновационная и настолько продумана ее содержательная сторона. Целый институт занимался!).

В задачи Института входило (цитирую) "формирование и обеспечение реализации государственной политики в сфере образования, обеспечение развития образовательного, научного и научно-технического потенциала Украины, определение перспектив и приоритетных направлений развития образования, разработка проектов государственных программ экономического и социального развития Украины"… Ну, казалось бы, вот он, искомый реформатор, — изобретатель и инженер в одном юридическом лице! За что ж его так? Может, недостаточно активно обеспечивал развитие образовательного, научного и научно-технического потенциала? Нет. Наказан он был за неверное решение маленькой задачки в конце внушительного списка больших и благородных задач, а именно за "обеспечение учебных заведений разных типов новым поколением учебников и учебно-методических пособий". (Это тоже многое ставит на свои места, верно? Помните учебники для первоклассников стоимостью в 647 домайданных гривен за экземпляр?).

"Этим решением положен конец коррупционным схемам с печатанием учебной литературы, закупкой учебных кабинетов, компьютерных классов и школьных автобусов", — гордо отрапортовал МОН… и создал на базе одного ликвидированного учреждения два новых: Институт модернизации содержания образования и Институт образовательной аналитики.

Где там наш Читатель-знаток школьной биологии? — Вас тоже учили, что если разрезать червяка надвое, обе части его продолжат жить? Так вот, это заблуждение. Ученые установили: задняя часть червяка умрет, а возможно погибнут обе. Потому что червяк — это организм. А бюрократические механизмы размножаются штамповкой и сборкой на конвейере.

А теперь, господа, давайте остановимся и задумаемся: действительно ли нам нужна реформа образования? Не спешите отвечать. Ведь этот вопрос можно поставить и по-другому: нам нужна реформа или нам нужно образование?

— Образование, — скажут родители и особо продвинутые дети. — Просто оно должно быть другим: иные формы, иное содержание.

— Отлично, — потирая руки, ответят профессора от педагогики в ликвидированных и новосозданных институтах. — Сейчас мы этим займемся. Три года уйдет на разработку новой концепции, еще три — на создание новых программ, от шести до десяти лет нужно положить на апробацию, а там уже и внедрение не за горами…

Граждане родители, как вам такая перспектива? Не нравится? И мне нет.

У детей есть одна вредная особенность: они растут. Они — организмы, а не механизмы. Им нужно развиваться, иначе — смерть. Они не могут ждать, когда мы согласуем наши видения и выработаем подходы. Новое образование им нужно сегодня: здесь и сейчас.

— Так что вы предлагаете? У вас есть своя программа, о наш язвительный автор?

— Есть. Первое: не трогать существующую систему образования. Пусть доживает свой век. Взамен все силы и средства направить на создание и развитие новых систем образования (именно так — во множественном числе!), со-существующих с прежней. Необходимо законодательно обеспечить равноправие разных образовательных моделей. Пусть каждая модель доказывает свою эффективность и демонстрирует экономическую состоятельность. Это раз.

— А как же — единая государственная политика в сфере образования?

— А она реализуется с помощью минимального образовательного стандарта. Это два. Пусть каждая образовательная модель сама определяет, что должно быть надстроено сверх стандарта. Но общий для всех минимум она обязана дать.

— И что должно войти в этот минимум?

— То, что будет отличать гражданина Украины от граждан Беларуси, Молдовы, Финляндии или Сингапура: язык, литература, история, знание основ национального законодательства, комплекс базовых навыков, получаемых в начальной школе, и еще несколько комплексных дисциплин, по поводу которых мы рано или поздно придем к согласию.

— То есть, вы хотите, чтобы наши дети были безграмотными и тупыми?

— Вы забываете о конкуренции образовательных моделей. Если будет запрос на смышленых, умелых, грамотных, воспитанных и здоровых детей, каждая из систем положительно отреагирует на него.

— А как мы тогда узнаем, какая модель эффективней?

— С помощью независимого оценивания. Это три. Просто надо дать возможность проходить оценивание не раз в одиннадцать лет, и не трижды в двенадцать, а в любое время по желанию ребенка и по запросу родителей.

— Тестирование — это зло. Оно не дает реальной картины способностей учащегося. С помощью теста невозможно понять, как ребенок мыслит, а только — что он запомнил.

— Верно. Но никто не говорит, что независимое оценивание должно происходить исключительно путем заполнения тестов. Собеседование, совместная деятельность (проект), портфолио достижений — есть из чего выбирать. В любом случае, нам не обойтись без присвоения образовательных уровней. Это четыре.

— Извините, но тут уж я совсем потерялся…

— О, это просто. Это как при сдаче экзамена по иностранному языку: можно идти на upper intermediate, а можно — на advanced. Сдал экзамен — получил соответствующий сертификат. Это очень удобно. И не только потому, что ты сдаешь математику или физику на "свой" уровень, но и потому, что вузы теперь смогут четко выставлять требования к абитуриентам: знание математики — на уровне А, знание физики — не ниже В, языка — С и выше. Исчезает необходимость в специальном рейтинге вузов: уже по тому, какие сертификаты он принимает, становится ясно, "престижный" он или так себе, "фабрика дипломов".

— Ваши предложения, может, и не лишены интереса, но под ними нет никаких экономических оснований.

— Надо переходить на принцип финансирования "деньги ходят за детьми". Это пять. Тема большая и интересная, но требующая отдельной статьи. Обещаю, этот вопрос мы обязательно обсудим. Просто поверьте: внедрить это проще, чем кажется. Грузины, например, сделали и ничуть не жалеют.

— И вы думаете, наши государственные мужи и жены это поддержат?

— А какое это имеет значение? Страна, которая возрождает себя с помощью краудфандинга и краудсорсинга, страна, в котором плоские сетевые структуры создаются гражданами ad hoc, страна, в которой государство снимает с себя ответственность за жизнь и здоровье граждан, может позволить себе растить и развивать детей без оглядки на мнение чиновников.

Впрочем, старую, проверенную, Сталиным созданную школу никто не отменяет. Зачем волноваться? У Вас же есть, из чего выбирать. Ведь правда?

Оригінал

Освіта.ua
02.03.2016

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Олексій
Скільки реформ доведено до кінця? Які з них були проаналізовані?
Alexey Grekov
Для Олексій: В советском, а затем украинском образовании реформ не было вот уже 48 лет. Мелкие косметические изменения, вроде изменения программ и добавления новых предметов, не в счет. О результатах предыдущей реформы я писал здесь: http://kontrakty.ua/article/58630
Коментувати
Гість
Шановні, та не буде скоро великого прориву в ІТ. 2000 рік , для чого вчитися друувати всліпу якщо через пару років буде голосовий набір(заява учнів ). Зараз 2016 рік, де той адекватний голосовий набір тексту? ))))) Для а ЯК щодо Вмбачте, а ви заставите адекватну людину " метать бисер ......" Можливо ці діти вмотивовані ручками працювати. БЕЗ РОЗПОДІЛУ ДІТЕЙ ПО РОЗУМОВИХ ЗДІБНОСТЯХ НІЯКОГО ПРОРИВУ. І В ЦЬОМУ РОЗПОДІЛІ ПОВИННІ БУТИ ЗАЦІКАВЛЕНІ ДІТИ І БАТЬКИ, А НЕ САМА ШКОЛА. НАДОІЛО КОЛИ ТУПІ В КЛАСІ ЗНИЖУЮТЬ РІВЕНЬ ПЛАНКИ ДЛЯ РОЗУМНИХ
Владимир Белый
Дяка Олексію за імпульси, котрі й ведуть до системних змін. Звісно, школа не реформує сама себе, бо не вистрибнути за межі природних законів, але діє більш глобальне системне представництво, у якому система освіти є лише його окремим сегментом. По-перше, - громадянське суспільство, а по-друге, - якби би не плюндрували чиновника чи державний той чи інший орган, тобто ДЕРЖАВУ як таку, а її реальна значимість ще довго лишатиметься значною. Не варто бігти "попереду паровоза" зі ствердженням про свою більш значиму особисту роль ніж роль держави в інтегральному вимірі: "в Сети государство — всего лишь один из узлов, не более важный и значимый, чем вы или я" (Олексій). Тим більше у питанні освіти матеріально бідного багатомільйонного населення. Тільки й треба, що не триматися виключно за шкільну класно-урочну систему, але сподіватися на те, що потреба людей в освіті чи самоосвіті лежатиме в іншій ніж науково-культурна площина не буде виявом розуму-мудрості. Щодо закладів освіти також.
kvp1248
Тут має значення більш глобальна проблема взаємодії соціуму і індивідууму. На жаль, сучасна школа на перше місце ставить не творчу особистість, а стаю-соціум. Ми є свідками фундаментального процесу трансформації ролі індивідууму в суспільстві. Як це не парадоксально, але завдяки сучасним технологіям індивідуум стає все менш залежним від держави. Інформаційні технології – це не самоціль, а методи які полегшують спілкування між людьми. В соціальних мережах діти інтенсивно спілкуються між собою в реальному часі, або з програмами, створеними людським, а не інопланетним інтелектом. Майбутнє не зупинити, через кілька років не буде не тільки громіздких системних модулів, а навіть смартфонів. Розвиток інтерфейсу спілкування приведе до такої інтеграції людини і технологій, які неможливо буде контролювати ззовні.
Коментувати
гість
1. Мінімальний стандарт, з правом вибору учнем інших предметів, учнем а не школою(хай навіть танці вибирають, це особисто їх діло) 2, Ввести коефіцієнт від 1,5 до 2 для сільських шкіл, і хай громада якщо хоче то дофінансовує малокомплектні школи, або організовує підвіз дітей і злиття шкіл, або створення філіалу. 3, Зарплата адміністрації від навченості учнів(Результатів зно) в рази різниця, а не на проценти. Хай будуть хазяїнами і набирають відповідно персонал.(ринкові відносини у нас) 4 Заборонити читати години адміністрації, тільки на безоплатній основі для підтримання форми і пед стажу( Це практикувалося наприклад в царській Росії для директора і інспекторів, найдіть статут гімназій і почитайте)
а ЯК щодо
Для гість: тих шкіл, в яких навчаються немоивовані діти? Зарплату ж,Ви пропонуєте, в залежності від результатів ЗНО.В такому випадку, як НАСЛІДОК, то тих шкіл вчителями будуть іти працювати ті, хто більше НЕ знайшов собі місця.Тобто-вертаємось до початку:"Чого дурний - бо бідний. Чого бідний- бо дурний" (мова про Державу)
хор
Для гість: Здравые мысли, плюс Вам. Деньги ходят за админами, а не за ребенком - по факту так. Новаторов много появилось, списывающих модели с других стран, людей Но мы не Индия и не индийцы, ...Ощущение, что у кого-то желание принизить страну, отбить желание что-то исправить самим. Умных своих принижаем, переиначиваем слова иностранщиной, мудрено отвечаем или не отвечаем оппонентам. Где только находим время на длиннющие статьи, которые выхода не указывают из проблемы, но перегружают информацией ребенка, учителя, ... Это проблема сегодня для всех нас...думать над прочитанным и не преклоняться перед статусом автора, не доверять ."Доверяй, но проверяй" - поговорка.
Коментувати
Artem
Ну хоть кто-то может написать действительно умное, жалко, что это, скорее всего, так и останется на бумаге
оксюмор,остроглупо
Не увидела "остроумной(!) глупости". Не увидела пошаговое предложение по "реформе", т.е. "обновления" (синонимы). В советское время кто учился, тот выучился...и это видим сегодня на наших ветеранах труда. Все охаять - не умно, думаю.Назвать доярку как - оператор машинного доения и запомнить новое название, предъявив претензии к тем кто это не помнит, зачем? Зачем запоминать то, что ума не прибавляет человеку, но обращает внимание к автору. Прослыть умным сегодня трудно, все научились балакать, а вот конкретно что-то знать и показать - таких мало. Если идет "реформа=обновление=реорганизация=перестройка=..."(смысл один слов), то должны быть названы "шаги" действия. В этом СУТЬ. Назовите один шаг, мы обсудим.
Alexey Grekov
Для оксюмор,остроглупо: Шаг 1. Реализовать принцип "деньги ходят за детьми" в любом из вариантов: индивидуальных образовательных счетов либо образовательных ваучеров (подробнее см., например, тут http://www.slideshare.net/anastasiiakyslynska/ss-42999650) Просьба: если Вы хотите обсудить это, представьтесь, пожалуйста.
оксюмор,остроглупо
Для оксюмор,остроглупо: Для Alexey Grekov: Идет обсуждение и советы даются здесь и сейчас. Читайте, не только свои статьи, но и других авторов. Ваше "подробнее" - это стр. 404. "Обсуждать" статью, то времени не хватит, много некомпетентных заключений. Вам предлагаю не свои домыслы написать, а изучить советскую систему обр-я и УКАЗАТЬ недочеты какие видите. Вот и исправлять придется конкретно что-то. Ломоносов без школы смог все усвоить, а сегодня имеем ИКТ технологии, Итернет и все жалуемся. Премьер говорит о опорных школах, одаренных детях и прав, в таких детей вкладывать гроши треба, а не в бездельников, сующих гроши за высокий бал. Удачи.
Alexey Grekov
Для оксюмор,остроглупо: Ссылку копируйте до скобки. Еще раз: http://www.slideshare.net/anastasiiakyslynska/ss-42999650 И это, кстати, не мое, я просто солидарен с автором.
Коментувати
Вадим Мендерецкий
На этот раз очень мудра статья ... полностью поддерживаю
Alexey Grekov
Для Вадим Мендерецкий: Спасибо! :) Первая тоже была не хуже, просто на Освиту.УА она попала в урезанном виде.
оксюмор,остроглупо
Для Вадим Мендерецкий: ла-ла-ла... И в чем мудрость то? А глупость в том, не знаем - за что и хвалим. Спасибо:)
Alexey Grekov
Для оксюмор,остроглупо: И Вам спасибо за глубокий и содержательный комментарий!
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!