Е. Рубін: обдаровані діти - основа інтелектуальної еліти

Як ідентифікувати дійсно перспективних та обдарованих дітей і допомогти їм розкриватися

Е. Рубін: обдаровані діти - основа інтелектуальної еліти

Автор: Едуард Рубін, глава правління компанії Телесенс ІТ, екс-ректор ХНУРЕ.

На прошлой неделе вернулся из Израиля, где от Харькова участвовал в рабочей группе по запуску нового проекта по работе с одаренными детьми. И теперь делегация из Литвы едет в Харьков на Международный образовательный форум NewEdu, чтобы обсудить концепцию с украинскими педагогами.

Глобальная цель всего этого проекта - создание международного образовательного кластера при участии разных стран вокруг идеи разработки единой системы работы с одаренными детьми.

Литва, вдохновившись опытом Израиля по работе с талантливой молодежью, стала инициатором этого пилотного проекта «Gifted» и решила не только имплементировать у себя лучшие практики, но и помочь масштабировать их на другие страны. Всего в проекте 3 страны: Литва, Израиль и не без моего участия Украина тоже включена в проект, а опорным городом станет Харьков. Организовала этот проект израильская компания IPC Group

От города Харькова приглашены и представители самых разных образовательных институций - государственных и частных. Во время поездки в Израиль мы активно изучали израильский опыт, посещали различные учебные заведения и центры подготовки.

Теперь общими усилиями формулируем конкретный бизнес-план, как за 5 лет выстроить образец системы работы с одаренными детьми в Украине. В том числе он будет включать обучение педагогов индивидуальному подходу к обучению таких детей.

Следующий этап - подготовка документов для получения грантовой поддержки от Евросоюза и городов стран-участниц. По итогам встречи рабочей группы мы убедились, что у нас общие цели и ценности, и теперь наступил этап построения процессов для получения самого гранта.

А основные наши ценности - это давать возможность детям, вне зависимости от их происхождения и социального положения, равный доступ к высококачественному образованию, а каждому ребенку - шанс проявить себя в том, в чем он талантлив с рождения, помочь ему развить этот талант до мастерства и привнести в этот мир разумное, доброе, вечное.

Формат кластера тоже выбран неспроста. Это будет международный образовательный кластер, который поможет выстроить кооперацию между странами, которые имеют схожую ментальность, в сфере образовательных проектов и вместе выстроят систему подготовки одаренных детей.

Почему акцент на одаренных детях?

Европейские страны тщательно анализируют работающие в мире образовательные системы. Больше всего их интересует то, как идентифицировать действительно перспективных и одаренных детей, помочь им раскрывать свои возможности.

Акцент именно на сильных детях сделан неслучайно: долгосрочные инвестиции в интеллектуальный потенциал страны. Эти дети станут интеллектуальной элитой, общественными, политическими лидерами, смогут занять ведущие позиции в науке и промышленности, иными словами, смогут задать высокую планку, до которой будут тянуться и остальные. Таким образом уровень образованности населения в целом будет расти.

Этими вопросами занялись и литовцы, и сейчас они смотрят на израильский кейс как один из самых успешных в мире в области воспитания одаренных детей.

Опыт Израиля и куда расти нам?

Во время нашей поездки обсуждение проекта «Одарённые» проходило в центре Ron Vardi для обучения одарённых детей города Ришон ле Цион. Этот центр активно работает в сотрудничестве с американским университетом MIT и является его партнёром, а в целом таких центров в Израиле насчитывается 58.

Каждый день проводятся занятия для двухсот человек, которые приходят из разных школ города. Чтобы попасть на обучение в этот центр, нужно сдать тесты. Обучение полностью бесплатное, центр финансируется муниципалитетом.

Для центра построено специальное здание в виде кристалла. Рядом строится новое здание физического корпуса в формате открытого пространства, которое будет оснащено современными экспонатами, стендами и прочим оборудованием.

В израильских центрах учат не просто пользоваться знаниями, а воплощать их в жизнь, получать результат. Учат анализировать своё мышление - правильно ли я думаю или нет. Здесь применяются методика Metacognition - учиться на своих ошибках, и все кейсы построены на создании ошибок. Поговорка «Умный учится на чужих ошибках» воплощена в жизнь. Но дураков не ищут, а моделируют. Глядя на наш мир, думаю, находить такие кейсы не сложно.

Дети должны помнить, что они умные, но должны уметь вести диалог с миром. Ума недостаточно, чтобы быть успешным. Обучения одаренных детей базируется на трех фундаментах: Team, peer Groups and Networking. Интересный факт, что в такие центры могут поступить только 2% детей.

В Украине, насколько я знаю, есть точечные проекты, благодаря которым, например, наши юные математики, физики, химики побеждают на международных олимпиадах. Вопрос в том, как выстроить комплексную систему работы с одаренными детьми, не ограничиваясь олимпиадами и конкурсами. В частности, в Харькове же есть прекрасный Ландау центр, который оборудован не хуже, но он один на 3 млн жителей области. Так что нам есть куда расти, и это задача не центральной власти, а местных муниципалитетов.

На примере Израиля мы видим эффективную и слаженную работу местной власти, частных и государственных образовательных учреждений. Только при таких условиях можно выстроить комплексную систему подготовки не только одаренных детей, но и вообще образование как таковое. Надеюсь, что и в Харькове мы сможем наладить такую кооперацию, где все участники будут заинтересованы в результате.

Освіта.ua
02.04.2019

Популярні блоги
О. Калинич: відверті висновки про дистанційне навчання З поняття «дистанційне навчання» треба прибрати слово «навчання», замінивши на «імітація»
Ігор Лікарчук: освітній процес втрачає сенс Результати екзаменів не повинні бути підставою для оцінки роботи вчителя, це оцінка роботи учнів
Н. Глюз: ми продовжуємо старі схеми і подвійні стандарти На ЗНО живе страшний вірус, що через маску і антисептик не вб'ється, а випускний гулятимуть без масок
О. Мірошниченко: поради вчителям від кіноактора Навіть примітивна камера збільшує всі емоції і розкриває великі й маленькі секрети
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
pospishaiko
Автор з’їздив у Ізраїль очевидно за бюджетні гроші і буде ще туди їздити за бюджетні гроші - от і все що відбудеться у заплановані "5 років". Звільніть армію чиновників і дайте гроші обдарованим дітям - ось найкраща "програма підготовки обдарованих дітей".
serj
У нас же вважаються УСІ діти обдаровані. Отож маєш навчити усіх і усього
Cirius
Для serj: Правду кажете, у нас всі оцінки позитивні. Навіть при середньому балі атестата 4 маєш випустити кваліфікованого спеціаліста, бо на нього виділені кошти. І недай боже відрахувати дебіла, клопотів не оберешся. І чого нам їхати вчитися в Шзраїлі те, що ми і так давно знаємо? Синдром меншовартості?
Коментувати