О. Скакунов: розуміння важливіше запам'ятовування

Коли я дивлюся на навчання наших школярів і студентів, розумію: проблеми України нікуди не дінуться

О. Скакунов: розуміння важливіше запам'ятовування

Автор: Олександр Скакунов, засновник Zero to Hero.

Когда я смотрю на то, как обучаются наши школьники и студенты, то понимаю, что проблемы нашей страны никуда не денутся — все останется как было. Если ничего не поменять, то не будет ни айти-нации, ни предпринимателей, ни бизнесменов — как и сейчас, будут одни исполнители.

Проблема вот в чём

Одна из великих стратагем образования звучит так: понимание нескольких принципов важнее запоминания многих фактов.

Когда я в 2001 году учился на третьем курсе IT-кафедры, у нас был очень, очень строгий, и потому неприятный преподаватель. Поблажек он никому не давал, но предмет «Компьютерные сети» от этого проще не становился — теории было много, а понимания мало.

И вот мы делали очередную, непонятную и никому не нужную лабораторную работу по теме «Уплотнение сигналов в телефонной сети».

Я набрался наглости и спросил препода, а зачем вообще уплотнять сигналы.

К нашему удивлению, он объяснил: телефонные провода уже лежат в канале, менять их долго и дорого. А уплотнение сигнала помогает передать больше информации по той же самой паре проводов. Если оцифровать сигнал, то можно передать не только голосовое общение вас и вашей бабушки, но и картинки, видео и прочий контент. По сути, это принцип ADSL-интернета, который работает по тем же самым телефонным проводам.

В этот момент у меня в голове «щёлкнуло» — до меня дошло. И хотя лабораторную работу мы ожидаемо сдали на «трояки», я ушел довольный, потому что понял новый принцип.

Мы пришли к товарищу в общежитие и сели за компьютер (у меня не было компа, приходилось ходить к друзьям). Интернет был тогда такой дорогой и медленный, что мы всё ещё отключали показ картинок в браузере — без них все грузилось чуть-чуть быстрее, текст всё-таки.

Смотрю я на экран компьютера и думаю вслух: «Преподаватель сказал дельную мысль — информацию перед передачей по каналу связи можно сжать, а на выходе расжать. Мы проходили по кодированию, что zip-архивация текста даёт до 90% сжатия. Что если на интернет-сервере поставить программку, которая будет сжимать HTML-код веб-страницы перед отправкой (так что по интернету передастся малюсенький zip-архив), а мой браузер разархивирует её и покажет? Визуально я ничего не замечу, а страничка будет грузится в 10 раз быстрее».

Мой друг Юра, аналитик и рационал, подумал и сказал: «Идея хорошая, но нереализуемая. Браузер еще ладно, но кто будет себе на сервер ставить такой сжиматель трафика?.. Нереально».

Но прошёл всего год, и в браузерах появилась именно эта экспериментальная функция — gzip-сжатие трафика при передаче. Сейчас она используется повсеместно, и Google рекомендует использовать ее на веб-сайтах. Скорее всего, когда вы читаете эти строки, они были переданы при участии этой технологии.

К чему я это рассказываю? Не я реализовал эту идею, но я до неё дошёл сам — поняв основной принцип и применив его там, где его недоставало.

Делать так — и есть основа современного бизнеса. В этом суть инноваций: применить новый подход там, где его не было.

Примеры

Вы, конечно, знаете, что конвейер изобрели за десятки лет до Генри Форда, но он применил его в новой индустрии и разбогател.

Вот более свежий пример: в книге «Физика фондового рынка» описывается, как группа физиков стала изучать фондовый рынок, увидела там паттерны, похожие на броуновское движение элементарных частиц (а это то, в чем они хорошо разбирались). Они применили свои физические подходы к фондовому рынку — и стали мультимиллиардерами.

Что там далеко ходить: ни школьники, ни многие взрослые часто не понимают смысла пропорции — хотя Фалес заработал на нём кучу денег, измерив высоту пирамиды для фараона, не залезая на неё. Разобраться с одной пропорциональностью — уже половина бытовых вопросов снимется, от конвертации валют до расчёта калорийности еды при диете.

Что нужно Украине?

Во-первых, формат школы, которая будет обучать основным принципам, а не только кормить готовыми ответами и формулами.

Во-вторых, нужно научиться создавать учебные ситуации по разноплановому применению этих принципов.

Это путь к успеху.

Освіта.ua
21.03.2019

Популярні блоги
Д. Семьонов: чи вбиває безкоштовність освіти її розвиток? Кожна інвестована в навчання гривня – це не лише користь для себе, ці гроші рухають галузь загалом
Роксана Харчук: боротьба за ЗНО з літератури необхідна Хай закриваються непотрібні псевдоуніверситети, а ЗНО – це єдиний рятунок української освіти
І. Лікарчук: паперовий чи електронний журнал? Що зміниться в шкільній освіті (маю на увазі її результативність) від появи електронного журналу?
О.Мірошниченко: для чого потрібні підручники? Талановиті педагоги не потребують підручника, бо знають предмет і прагнуть викладати своїми словами
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
наташа
Не я реализовал эту идею, но я до неё дошёл сам — поняв основной принцип и применив его там, где его недоставало. Делать так — и есть основа современного бизнеса. В этом суть инноваций: применить новый подход там, где его не было. Автор из провинции, считает себя и теоретиком бизнеса, и обучения. Эх, автор. Вспоминается , у меня была в школе учительница математики. Она в таких случаях говорила - Чув дзвин, та не знае, де вин. И еще - на городи гарбузи , а в Киеви дядько
Наталия
Автор из 1 примера одной области выводит общий принцип для всей школы. А еще говорит, что знаток математической логики. Позор, автор.
Володимир
Молодец.
пусть автор  даст
ПОЯСНЕНИЕ исключений "здесь, здание, здоровье". Хочу от аавтора почитать пояснение необходимости ставить запятую перед ЧТО. НЕ перед "ЩО", как тут некоторые тыкали пальцем, а именно перед русским ЧТО. Хочу от автора почитать пояснение (нуууу, чтобы понять)правописание английского слова dog. Ведь понимание важнее ЗАпоминания. Вот хочу почитать пояснение учителя - ученику первокласснику. Хочу почитать пояснение автором счёта в первом десятке. А потом попрошу пояснить название фигуры квадрат (круг, отрезок). И, конечно, попрошу пояснить сочинение Пушкина или Лины Костенко (чтобы не учить напамять. А зачем? Достаточно ведь просто понять, тчо человеку хорошо , и тогда он рисует, или плохо, и тогда он пишет как Шевченко). Ой, прошу пояснить точку в конце предложения, троеточие и вообще - запятую в конце предложения... Когда автор пояснит всё это, тогда и подумать можно о его идее. А если пояснить (ну чтобы читателю ПОНЯТНО стало, ведь понимание важнее ЗАпоминания) НЕ сумеет, то ...
Мирослава
Можливо я не права. Але мені здається ,що основою РОЗУМІННЯ є якісь базові знання. Без знань НЕ МОЖЕ бути розуміння.
Юлия
Вот это настоящий путь к Новой Украинской школе! Только кто ж при слушается? Гриневич?Обидно,что есть умные люди,но их не слышат.
Таня
Не все преподаватели готовы отвечать (некоторым проще опустить ученика, студента, посмеяться над ним или сослаться на отсутствие времени) и это убивает желание спрашивать. Мой сын всегда спрашивал, если ему непонятно (большинству тоже было непонятно но они молчали) в школе и очень любил учителей которые шли на контакт. Сейчас в университете, рассказывает, что у них есть преподаватели которые не приемлют вопросы, естественно и желание их задавать у студентов не возникает. Радует, что есть настоящие педагоги и ученики, студенты к ним тянутся. Некоторые даже создают специальные чаты, где идет переписка по вопросах изучаемой дисциплины.
Олекса Позняк
Наша беда что ученики сейчас ничего не спрашивают -тупо играют на мобилках и всё
Val
Для Олекса Позняк: Ну, тут грех не заметить, что плохому танцору ноги мешают. А что мешает плохому учителю?
Люда
Наглі учні і їх наглі батьки.
Володимир
Для Олекса Позняк: Коли в школі голі стіни та убога база, то учням цікавіше занурюватися у смартфони.
Коментувати