Osvita.ua Блоги В. Волчан: читання - проблема величезних масштабів
В. Волчан: читання - проблема величезних масштабів

Для того щоб дитина полюбила читати книги, вона, як мінімум, повинна вміти читати. А вони не вміють

В. Волчан: читання - проблема величезних масштабів

Автор: Валентина Волчан, дитячий психолог.

Почти все родители мечтают, чтоб их дети читали. Кто-то спит и видит, как чадо проглатывает всю домашнюю библиотеку от Чуковского до Кьеркегора. А кто-то надеется, чтоб ребёнок «самолёт» от «самосвала» отличал - и уже хорошо. Но лучше, конечно, чтоб прям книжки читал.

Когда дочь была ещё в младшей школе, мамы её одноклассников спрашивали у меня: «А что вы делаете, чтоб заставить её читать?»

Хм, я пропускал мимо ушей саму форму постановки вопроса, но ответ их все равно не устраивал. Ничего! Ничего такого я не делала. Ей просто нравилось читать.

Нет никаких волшебных методов. Нет никаких специальных тайных знаний, которые скрывают родители читающих детей. Нет никаких условий и обстоятельств, при которых ребёнок обязательно станет читающим. Я говорю, как педагог-практик, будет ребёнок любить читать или нет - зависит только от самого ребёнка. От какой-то неповторимой смеси именно его личных качеств.

Я десятки раз видела, как в одной и той же семье, при одних и тех же условиях, с примерно одинаковым качеством и количеством внимания, оказываемого детям, один ребёнок становится книголюбом, а другой/другие нет.

Но книги интересные подсовывать все же стоит. Вдруг сработает. Только нужно учитывать, что ваше «интересное» и его могут сильно не совпадать.

И вот теперь мы подходим к печальной части. Для того, чтобы ребёнок полюбил читать книги, он, как минимум, должен читать уметь. А они не умеют.

Некоторое время назад украинское педагогическое сообщество всколыхнулось шокирующими данными международного исследования качества образования PISA. Там много впечатляющих моментов, но меня ввёл в ступор один, по моему мнению, самый значительный, тот, на который стоит обратить самое пристальное внимание.

  • Меньше 30% учащихся могут справиться с заданием, где необходимо интегрировать содержание частей текста, чтобы определить его основную идею и предназначение.
  • Меньше 4% 15-летних владеют устойчивым навыками детального анализа незнакомого текста, в работе с которым необходимо допускать предположения в условиях отсутствия очевидной информации.
  • 26% (!) НЕ достигли базового (!) уровня в чтении!

Понимаете? Я по-простому скажу: дети (не все даже) буквы в слова складывать научились, а толку от этого ноль! Они не понимают смысла прочитанного. То есть не понимают условия задач, суть правил от них ускользает, не могут проследить сюжетные линии, проанализировать цепь событий и фактов, не могут делать выводы.

По моему мнению, это катастрофа. Так вырастают люди, которые не читают, потому что это слишком сложно, договора, контракты, законы, статьи и исследования. Или читают (если заставит кто-то), но не осознают, не пропускают внутрь. Как попсовая песенка по радио - ну, услышал, слова там какие-то были, ла-ла-ла в голову надуло, о, клёвая тачка, а? песня? какая песня? та, не помню я, про что там.

Проблема огромных масштабов. Школа, очевидно, не справляется. Что делать? Ну можно тегнуть министра образования, смайлик возмущенный поставить, со знакомой учительницей обсудить, покачать головой.

Да, есть люди, прекрасные, гениальные люди, которые уже годы своей жизни положили на борьбу с проблемами в образовании. Но их мало, и они тоже устают пинать и тыкать палкой чиновников. Тем более, что МОН своеобразно реагирует. Вот, например, после обнародования данных PISA, министерство образование утвердило обязательное ЗНО по математике, предложило увеличить количество уроков математики и подумывает ввести должность карьерного советника при школах. Так и хочется сказать: «Агов! Панове! У вас дети читать не умеют. Такими темпами скоро надо будет обязательное ЗНО по чтению по слогам вводить. А карьерные советники смогут посоветовать большинству учащихся сделать карьеру в сфере кручения хвостов быкам и поросятам».

И как же быть? Ведь этим, кажется, должна заниматься школа? Видео стендапера, который рассказывает о школьных домашних заданиях сына, такое смешное и популярное, потому что правда. Да, этим всем должна заниматься школа. А она нет, не занимается. И ждать, пока начнёт, можно очень долго. Слишком уж тяжело наше образование оглобли разворачивает. И совсем, совсем не учитывает, что каждый десятый человек на планете страдает от дислексии, что существуют дети с логопедическими проблемами, что инклюзия - это не документ, это живые детки с особенностями и особенностями восприятия информации в том числе. Не может наша система образования с завтрашнего дня взять и решить эти вопросы.

И, угадайте, кому нужно заняться решением этой проблемы? Тем, кому эти дети нужны. Нам. Родителям.

Сейчас придут люди и скажут мне: «Опять все ложится на родительские плечи! Доколе?! Не обязаны!» Ну хорошо, не обязаны - не делайте. 26 % учащихся тем временем не умеют читать. А 96% - текст проанализировать не в силах.

Рекомендации по обучению чтению, при необходимости, напишу отдельным постом.

Оригінал

Освіта.ua
16.12.2019

Популярні блоги
І. Лікарчук: зникають вчителі, які можуть мотивувати ЗНО з математики апріорі не може впливати на якісне поліпшення математичних знань випускників
Віктор Громовий: 8 «чому» і 12 «тому» в українській освіті Чому метод «барона Мюнхгаузена», тобто спроби освітньої системи реформувати саму себе, приречений на невдачу?
В. Мисан: результати залежать від організації навчання Добре, що батьки цікавляться успіхами дітей, але чому цей інтерес виникає в кінці навчального циклу?
Сергій Колебошин: PISA як точка відліку, а не паніки Результати PISA для багатьох виявилися шоком і «зрадою», хтось насміхався, комусь взагалі нецікаво
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Замкнуте_коло
Головне, щоб дитина себе комфортно відчувала. Не читає, ну то й що? Колись навчиться. Воно ще маленьке, нехай грається. Такої думки притримується багато батьків. Раніше учителі початкових класів залишали учнів після уроків і добивалися читання від 40 слів у хвилину і більше на кінець першого року навчання. А зараз, зась! Знущання над дитиною, завдань додому задавати не можна! А у старших класах батьки скаржаться, що треба наймати репетитора, бо вчителі погано працюють з учнями.
Cirius
Чтобы у ребенка пробудился интерес к чтению нужно еще с дества дарить ему красивые и интересные книги, да еще почитывать вместе. А у нас многие родители покупают машинки, монстров и пистолеты. Вот и получаем соответствующий результат.
Ольга
Для Cirius: Согласна со всем. Родители должны быть заинтересованы. А школа сейчас вместе с учителями бесправная. Детей нельзя заставлять читать, если они не хотят.Нельзя предъявить требования ребенку, советы и претензии родителями воспринимаются негативно. Реформа школы, не направлена на то, чтобы дети овладевали знаниями, умениями и навыками. Наоборот.
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!