Osvita.ua Блоги Олексій Греков: школа повинна змінитися - або померти
Олексій Греков: школа повинна змінитися - або померти

Коли ми відганяємо дітей від комп'ютерів - ми заздалегідь прирікаємо їх на програш

Олексій Греков: школа повинна змінитися - або померти

Автор: Алексей Греков, вице-президент Тьюторской ассоциации Украины, соучредитель столичной Частной школы "Афины".

Past Perfect

Уважаемые родители! Если ваши дети идут в школу в этом году, окончат они ее в 2028. Задайте, пожалуйста, вопрос вашим учителям (а заодно — и разработчикам программ): почему они считают, что в 2028 году все эти знания и навыки, приобретаемые учениками, будут еще важны? (Я не утверждаю, что они неважны, но пусть педагоги ответят — почему). А когда они начнут отвечать, переспрашивайте: что-что? Навык социализации? За партой? Глядя друг другу в затылок? — Научиться читать и писать? Тем же способом, что и десять, и двадцать, и сто лет назад? В тех же прописях? По тем же текстам?

Но оставим в покое началку. Худо-бедно, она как-то справляется со своими задачами. Несмотря на перегруз программ и классов, большинство детей сохраняет интерес к учебе и жизни. Добивает же их основная школа. И потому я обращаюсь к вам, уважаемые родители пятиклассников — или, после "структурной реформы", шестиклассников! Ваши дети окончат школу в 2023 году. Знаете ли вы, каким будет мир через 7 лет? Что изменится? Какие навыки будут востребованы? Что уже станет неактуальным?

— Да что вы ерунду городите? — воскликнет нетерпеливый читатель. — Что такого может случиться за эти 7 лет? Я буквально вчера выходил в первый раз на Майдан с оранжевой ленточкой на груди, а вот уже 11 лет прошло, и — положа руку на ту же грудь — ничего, по сути, не изменилось.

— Так ли это? Хорошо. Перенесемся даже не в 2004, а в 2007 и осмотримся в окружающем нас технологическом пейзаже.

В начале года выходит новая операционная система от Microsoft — Windows Vista (помните такую?) Еще не начались продажи первого iPhone (это случится в конце года), а значит — никаких тач-скринов у телефонов, только кнопки. iPad’ы — это вообще из другой жизни, их продажа начнется в 2010. — Да что там iPad’ы! Только-только начали появляться первые электронные книги! Естественно, нет никакого Android — он будет разработан в 2008. Facebook лишь в прошлом году открыл регистрацию для пользователей, не являющихся студентами Гарварда, и практически неизвестен за пределами США. Нет в помине ни Viber, ни WhatsApp, ни других сервисов, которые составляют наш сегодняшний инструментарий. В экономике и политике — всё еще в будущем: экономический кризис, война в Грузии, президент Медведев и второе премьерство Юлии Тимошенко (помните такую?)

Только представьте себе: дети, родившиеся в 2007, дети, для которых кнопочные мобильные телефоны — дикая архаика, учатся уже во 2-м классе! И вы по-прежнему считаете, что мир в 2022 будет таким же, как сейчас?

Present Perfect

Ответ отрицательный, и вот почему. Мы с вами живем на стыке двух кондратьевских циклов, — не буду пояснять, не поленитесь, загляните в Википедию. (Кстати, о Википедии: в 2007 году украинская версия насчитывала 50 000 статей, сейчас — более 500 000). Предыдущий цикл, ознаменовавшийся мировым энергетическим кризисом, к концу 1970-х породил иной тип экономики. На базе развившихся к этому времени кибернетики и электроники началась автоматизация производственных процессов, широкое внедрение промышленных роботов. В результате огромные массы неквалифицированных рабочих были вышвырнуты на улицу.

Их приняла в себя сфера обслуживания, которая с этого момента начала разрастаться и дифференцироваться. С этого момента появилось понятие "социально ответственный бизнес". С этого момента традиционные для индустриального общества гигантские иерархические организации стали уступать место маленьким "плоским" структурам.

Изменились сами производственные отношения. Если иерархии требуют "мужских" качеств — умения конкурировать, доминировать и подчиняться, то плоские организации требуют качеств, традиционно считающихся "женскими", — эмпатии, умения сотрудничать и договариваться. Эти поведенческие паттерны переняли даже занятые в сфере обслуживания мужчины.

И вот сейчас мы находимся в ситуации, когда заканчивается предыдущий цикл и начинается новый.

Present Continuous

Контуры этого Будущего, едва намеченные Элвином Тоффлером, начинают обретать различимые черты в предсказаниях Рэя Курцвейла и Митио Каку.

В ближайшие 5 лет произойдет роботизация сферы обслуживания. Больше никаких "Вільна каса!" и "Чем я могу вам помочь?" Роботы могут работать в режиме 24/7 без больничных, отпускных и декретных, без ошибок и хамства. Роботы-уборщики, роботы-помощники, роботы-официанты, роботы-няньки — они уже существуют, продаются и окупаются за год-полтора. А как только их массовый выпуск наладит Китай — не приобрести себе хотя бы робота-кухарку станет попросту неприличным.

Как и 40 лет назад, большую часть неквалифицированных работников вновь вышвырнут на улицу. Куда денутся эти люди? Какая существующая экономическая сфера способна принять их? Сельское хозяйство? Но число занятых в нем не превышает 5 %, и при этом оно постоянно снижается. Промышленность? Пока в ней занято около 20 % работающих, но и ее в ближайшее время ждут катаклизмы.

Китайская компания Winsun напечатала на шестиметровом 3D-принтере пятиэтажный дом площадью 1100 квадратных метров, причем сразу со всеми коммуникациями. Технология позволяет печатать до 10 зданий в сутки по цене 160 000 долларов за штуку. Ау, строители, сантехники и риелторы! Кому вы будете нужны с вашими кривыми стенами, протекающими трубами и жирными комиссионными? Скачанная выкройка плюс 3D-принтер способны нанести удар под дых не только промышленности, но и розничной торговле.

Что же может решить проблему "лишних людей", кроме, конечно, мировой войны? Ответ: Сеть. "Плоская" структура, обеспечивающая продуктивную коммуникацию участников, и отдаленным прообразом которой является нынешний интернет. Сейчас можно долго фантазировать, как именно будет строиться экономика Сети, но одно для меня несомненно: когда мы отгоняем детей от компьютеров, отнимаем у них планшеты и телефоны, заставляя учить логарифмы или строение кольчатых червей, — мы заранее обрекаем их на проигрыш. Нет, не роботам, а своим менее зашоренным сверстникам из Европы, Америки и Юго-Восточной Азии. Ведь мы отвлекаем наших детей от более важной задачи: выработки навыков сетевого взаимодействия, и подменяем ее иллюзорной задачей "овладения знаниями", бесполезными в цифровом роботизированном будущем.

Future Indefinite

Что можем сделать мы, родители, если Будущее таково, каким мы его описали? Как развить у детей необходимые мягкие навыки? И поможет ли нам пресловутая "реформа школы"?

Да — если школа станет плоской структурой. Нет — если она останется иерархическим монстром.

Учеба в формате "читай и повторяй" бессмысленна. Коммуникация — это не просто навык общения, это навык отбора — с кем тебе говорить и кого тебе слушать. Навык работы в команде ставится только работой в команде, — правда, как странно? — а команда предполагает наличие общей цели, и значит — выработки навыков целеполагания, самообладания, ответственности, способности сотрудничать и ограничивать свои амбиции. Сделать всё это в рамках традиционных уроков практически нереально. Такую возможность должна порождать иная обучающая среда.

Я не надеюсь, что государство законом предпишет всем школам стать "плоскими". Впрочем, в Сети государство — всего лишь один из узлов, не более важный и значимый, чем вы или я. Нам не нужно ничьего позволения, чтобы создать свою обучающую сетевую среду.

Поэтому: родители школьников — объединяйтесь! Нам нечего терять, кроме цепей коррупции и бюрократии. Мы можем создать Школу, устремленную в Будущее.

Потому что наши дети — это и есть то Будущее, которое непременно наступит. Потому что мы с вами — и есть та Школа, какой она обязана быть.

Оригінал

Освіта.ua
29.02.2016


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
гість
Азімова "Фах" вивчають в школі. Потрібен 1 геній для виживання без війни отих 999999. Чому зараз демпінгують програмісти з Індії і інших країн Азії. Бо тільки так вони можуть вирватися з їх оточенння з бідності. Чому ж у тих фінів програма наприклад, підготовки барменів? Вони багаті і можуть собі дозволити собі не сушити мізки, хай сушать індійці. А чи викинуть 40% на вулицю, викинуть однозначно, бо ми 100% аграрна, Корумпована країна в якій все поставлено на експорт, а внутрішній ринок побоку
конечно
если человек,массовый человек, будет владеть основами наук на высоком уровне-он выживет и даст жизнеспособное потомство.И если государство заинтересовано в сохранении себя-любимого,то и школа у него будет массовая,БЕСПЛАТНАЯ,дающая эти основы наук.Частные школы?ПЛАТНЫЕ школы? Если создавать массовую платную школу, можно попрощаться с государсвенностью
Alexey Grekov
Для конечно: Я Вам открою страшную тайну (мне о ней рассказали на уроке биологии): жизнеспособность потомства вовсе не зависит от количества "основ наук", которыми Вы овладели. Скорее наоборот. И еще одну тайну (о ней я узнал, овладев основами экономики): все школы - платные. И платят за них граждане. Просто одни платят напрямую, а другие - через бюджет. В первом случае - они могут повлиять на качество организации учебного процесса, а во втором случае - нет. Какой вариант предпочтителен?
конечно
Для Alexey Grekov: через бюджет. И я Вам открою небольшую тайну.Я не желаю платить дважды.Один раз из зарплаты и других вариантов налогообложения, а второй раз - наличными в школу.На качество организации учебного процесса повлиять НИКТО из заплативших не в состоянии,поскольку разбираться в двух составляющих-собственном бизнесе и образовании могут единицы.И следущее-РЕАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО обучения НЕвозможно отследить на всём протяжении обучения ребёнка в школе,а после-при обучении этого же ребёнка в ВУЗе.Разве что через экзамены.Но их у нас нет.Так что - это НЕ выход.
Alexey Grekov
Для конечно: И я за то, чтобы не платить дважды. Поэтому я за реализацию принципа "деньги ходят за детьми" в любом из вариантов: индивидуальных образовательных счетов либо образовательных ваучеров (о последних см., например, тут http://www.slideshare.net/anastasiiakyslynska/ss-42999650)
Коментувати
небайдужий, ага
та не треба про майбутнє. Їх і зараз таких, соціально-інтернет-горизонтальних вже досить є, щоб статистично достовірною була виборка для аналізу. Так скажу я вам, навики комунікації у них на кінчиках пальців! А підходиш до такого, то він лякається, неначе привида побачив :). Одне в цьому є - вони дуже тяжко розмножуються, ага :), бо страшно комунікативні горизонтально. Тому світ ними не заповниться. А от на маніпуляції купуються на раз, бо критично мислити не вміють. Вертикальна інтеграція (не диктатурна, природня!) змушує задавати собі питання "кому це вигідно" і захищатись, тобто ДУМАТИ. При горизонтальній інтеграції вигода рівного не передбачається, тому всяка дурь приймається некритично. І ще, при такому відношенні до кільцевих черв’яків і Земля швидко стане плоскою! Ну, зате наступні покоління, переживши мрак нового Середньовіччя, знову будуть спроможні на Відродження і нового Леонардо. А! Пан Греков самотужки зараз намагається це середньовіччя наблизити і тим запустити новий...
небайдужий, ага
цивілізаційний виток! Браво! Особливо якщо це за рахунок чужих дітей і руками (і грішми) їхніх батьків.
історик
1000% правда.
Alexey Grekov
Для небайдужий, ага: Приближать средневековье? Зачем это мне? С этой задачей прекрасно справляется существующая система образования.
Коментувати
Otto
І що ж нам пропонує тьютор ? Вчитись - це зло, бо все зроблять роботи, мережа і тп - "...заставляя учить логарифмы или строение кольчатых червей, — мы заранее обрекаем их на проигрыш....", бо "...мы отвлекаем наших детей от более важной задачи: выработки навыков сетевого взаимодействия...". Гарно малюєш сонечко і хмарки - не вчи табличку множення, гарно співаєш і танцюєш - забудь про рівняння і дурацькі синуси-косинуси. Витягни iPad чи iPhone і зайди в мережу. Попереду майбутнє, машинки все зроблять за тебе. Слухайте мене, вірте мені, я знаю як буде, я бачив комп’ютер ще в 1981 році. Правда створити Лінукс чи Андроїд мені не вдалось, бо я належу до тих "999999 не-гениям..". Але ж я бачу на десятки років наперед. І вся ця фантастика за скромну суму "...Стоимость обучения составляет 90 000 грн в год (эквивалент $4100)...". Що рекомендуєте покурити ? ;)
Alexey Grekov
Для Otto: Бросайте курить! Это позволит Вам сэкономить до 10 000 грн в год только на сигаретах, укрепит здоровье и вселит уверенность в собственных силах. Вы сможете создать собственную школу и учить детей лучше и правильней. Желаю удачи!
історик
Освіту перетворили на спосіб заробляння грошей. Авторська школа - це проект заробляння грошей кмітливого та хитрого дядька. Подивіться до каст Індії:той, хто заробляї гроші може бути тільки меценатом. Не знаєте чому? Тому що ці люди не наскільки чисті духовно аби вчити дітей. Не виникає думки, чому наші малооплачувані вчителі (в порівнянні з тими, кому капає по мільйону в день) виживають і залишаються моральними людьми:не злодії, не бариги, не вбивці; чому влада змінюється, а вчителі працюють на уроках з дня в день і не шукають оманливих шляхів, бо є поняття роботи як дії. Іоанн Златоуст говорив, що кінець світу почнеться тоді, коли істинна дія підміниться словами. Ми вже живемо в цей час. Замість того, щоб батьки дитині давали настанову, що навчання-це її майбутнє, пресуюють вчителів:дай мотивацію, застосуй інноватику, нетрадиційні методи, ІКТ і т. д., а тепер ще навчи наперед (абсурд вселенський) тому, що треба буде через 12 років.
Alexey Grekov
Для історик: ИОА́НН ЗЛАТОУСТ (Ἰωάννης Χρυσόστομος) (ок. 347–407) – один из видных деятелей, отцов восточной церкви; константинопольский архиепископ (398–404). Отражая интересы средних провинциальных собственников, И. З. выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, что снискало ему популярность у народных низов и явилось одной из причин его низложения и ссылки. Однако критика И. З. никогда не затрагивала основ существующего строя. Формально признавая общность имуществ, И. З. разработал теорию о собственнике как уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в государстве. (Философская Энциклопедия. В 5-и т.) Сообразительный и хитрый дядька был Ваш Златоуст! :)
Коментувати
Irina Gorbunova
Шановний пане Греков! Чи можна в Мережі ознайомитися з роботою школи " Афіни"? За якими програмами навчаєте дітей? Можливо, є відео одного з уроків? Якою мовою навчаються діти? Як співпрацюєте з батьками? Які права та обов*язки мають учителі, учні? Дякую.
Alexey Grekov
Для Irina Gorbunova: Заходите, смотрите, задавайте вопросы: https://www.facebook.com/groups/school.athens/
Коментувати
kvp1248
Якщо відкинути сучасні технології, то ми помремо від голоду. Для тих, хто не знає і не має навіть бажання знати істину буття, скажу просту річ, простий закон глобальної Еволюції: чим більше людей на Землі, тим краще. Тільки так можна подолати бар’єр прокляття нескінченності реального світу. Якщо відкинути симбіоз людини і технологій, то це рівнозначно знищенню наших майбутніх дітей. Авангард, який побудував комфортне життя в своїх містах, має передати цю нішу для життя відсталим в розвитку спільнотам людей. Авангард не має права на застій в розвитку, під загрозою знищення більш чисельною сірою масою. Ми на порозі початку експансії в безмежний космічний простір. Зараз там постійно проживає менше десятка людей. Через кілька десятиліть життя людей кардинально зміниться. Це треба враховувати при навчанні сучасних першокласників.
Вадим Мендерецкий
Стаття розпочинається з фальшової інформації: "ваши дети идут в школу в этом году, окончат они ее в 2028". Дванадцятирічну школу в цьому році ніхто запроваджувати не буде! Читайте документи МОН України. І весь решту матеріал фальшивий та надуманий...
Alexey Grekov
Для Вадим Мендерецкий: А Вы уверены, что в "документах МОН" через год-два не появятся новые цифры? Кстати, в оригинале статьи был указан 2027 год (http://kontrakty.ua/article/84827)
Коментувати
Гість
ЯКа далека від ІТ людина. Таке враження що програми, телефони Ай-педи, падають з неба? В може їх придумають ті хто може тільки спілкуватися в контактах? Тільки дурак не розуміє що проценті 20 в розвинених країнах заняті в виробництві, а всі інші обслуговують друг друга )))))))) от написав. Матриці надивився автор. Зараз задача серед 1000000 найти 1 генія, який дозволить вижити отому 1000000.
Alexey Grekov
Для Гість: Автор в АйТи с 1981 года. Может быть уважаемый Гость подскажет, как быть остальным 999999 не-гениям?
Коментувати
Владимир
Вот такие Грековы и погубили школу. Вместо того, чтобы учить детей, учитель должен рожать инновации, а родители нанимать репетиторов.
Alexey Grekov
Для Владимир: Да-да, Владимир, именно я составляю учебные программы, пишу учебники и учу будущих учителей!
Коментувати
Просто учитель
А ще хочу порадити автору і всім бажаючим подивитись фільм "Посвященный": https://www.youtube.com/watch?v=IZZQiyyu4mo
Просто учитель
Мої батьки, які розміняли сьомий десяток, без проблем опанували усі сучасні гаджети. Вони без перешкод спілкуються із родичами за допомогою скайпу, соцмереж, обмінюються інформацією за допомогою електронної пошти, читають електронні книги тощо. А вони - покоління дітей війни. Не треба плутати поняття. Учителі, як і діти, ідуть у ногу з часом. Найголовніше - залишатися справжньою людиною, здатною співчувати, любити, людиною толерантною, яка має активну життєву позицію. Залишатися такими самим, та вчити цьому дітей. Школа повинна дати ази: навчити читати, писати, рахувати, висловлювати свої думки. Мозок людини повинен постійно розвиватися, а для цього вона повинна вчити напамять вірші, теореми, визначення, читати, аналізувати, порівнювати. Ніхто не відміняв Закон всесвітнього тяжіння, теорему Піфагора та закони спадковості Грегора Менделя.3D принтер може зламатися, енергосистеми можуть не витримати.. А нарубати сокирою дров руками, які нічого важче миші у руках не тримали, ой як важко!
Alexey Grekov
Для Просто учитель: Согласен. Весь пафос моего выступления именно в том, что надо развивать мозг, развивать мышление, не сводимое к набору простых алгоритмов. К сожалению, современная школа (как институция, а не как отдельно взятые преподаватели) с этой задачей не справляется.
Просто учитель
На мою думку, пане Олексію, одну школу звинувачувати в усіх гріхах не можна. Школа - дуже складний механізм. ЇЇ можна порівняти з триколесним дитячим велосипедом, колеса якого - діти, педагоги, батьки. Переднє колесо, звичайно ж, дитина. А ось задні колеса утворюють вісь. І як поїде велосипед, залежатиме саме від того, якими будуть задні колеса. Останнім часом, на жаль, школа залишилася наодинці з дитиною. Більшість батьків з легкістю переклали на школу свої обовязки і поднаторіли у захисті, начебто, прав дитини (з приводу і без). Вони забули, що батьки і педагоги повинні працювати в тандемі, інакше втрачаються дуже важливі компоненти виховання, без яких неможлива якісна освіта.
Alexey Grekov
Да ведь я, уважаемый Учитель, как раз и обращаюсь к родителям, призывая их к включению в процесс образования собственных детей. :)
Коментувати
Zinger
Господину Грекову.Вы предлагаете свой рецепт щастья для человечества, очень агресивный и тупиковый, на мой взгляд. В США живут менониты, смотрел о них передачу. Живут плодами земли и своего труда, не пользуются електричеством, машинами и многими иными благами индустриализованого агресивного мира. Поражен их спокойствием духа, высокой работоспособностью, безкорыстному служению ближнему независимо от вероисповедания. Что может решать проблему "лишних людей"? Вы предложили одну крайность( очень вредную для здоровья человека и его психики), но забыли, что есть альтернатива- возврат к истокам нашего бытия, к природному способу жизни. Цивилизацию губят желания, престанем ненасытно желать всего и много и наша жизнь станет сразу интересней и спокойней. На тот свет с земли еще никто не взял ни одной молекулы,почему мы так заботимся о материальном, и так мало трудимся для строительства духовного? На Земле всего для всех хватит для сетевого взаимодействия, давайте наводить порядок в мозгах!
Alexey Grekov
Для Zinger: Я не предлагаю никакого рецепта, тем более - рецепта счастья: это не мой профиль. Я лишь утверждаю, что изменения слишком быстры и радикальны, чтобы государственная система образования могла за ними поспеть. А предлагаемый Вами downshifting - тупик другого рода. Возврат к ситуации, когда надо родить 13 детей, чтобы выжило 2, попросту нелеп. Или Вы хотите вернуться к истокам, сохранив при этом развитую фармацевтическую промышленность? :)
ехал некто
Для Alexey Grekov: А предлагаемый Вами " дауншифтинг", другие нации, чаще всего воспринимают как переселение в более развитую страну. Предлагаю отдельным взрослым пересесть на трехколесное авто, мотоциклы, велики, чтобы "ум" каждого далеко был виден.
Коментувати
Чему и как учить?
Что собой представляет «коммуникация» учеников при помощи новых гаджетов можно увидеть не только на перемене в школе. Некоторые ученики пытаются это делать и на уроке. А если школа перейдет на электронные учебники, то будет сплошная «коммуникация». Хорошо ли это? Вряд ли. Несмотря на «сплошную роботизацию» (?!) в Украине, большинство людей, если заболели, ищут все-таки не робота, а квалифицированного врача. Да и живого опытного учителя, а не робота, хотят родители для своего ребенка. Нажимать на кнопки можна научить и обезьяну – есть тому примеры. Но это ли является целью обучения подростающего поколения?
Alexey Grekov
Для Чему и как учить?: Вы слишком прямолинейно представляете себе сеть как Интернет. Я же говорю о сети, как о способе организации общества. Вот статья, написанная еще в 2002 году: http://www.kongord.ru/Index/Articles/sf-davydov.html Или, в конце концов, посмотрите в Википедии статью "Сетевое сообщество".
Коментувати
Іванна
А що буде, якщо раптом вимкнути світло на великій території на довгий період часу і не буде змоги заглянути у Вікіпедію, і тоді раптом виявиться, що більшість людей абсолютно безграмотні і не знають елементарних речей.... Тепер зовсім зрозумілою стає історія "загадкового знищення" високих цивілізацій, коли люди стають заложниками однієї "кнопочки"...
Alexey Grekov
Для Іванна: Если "вимкнути світло на великій території на довгий період часу", никому не придет в голову поинтересоваться, знаете ли Вы "елементарні речі". И, кстати, в школе не учат, как самому создать генератор тока или как прокормиться охотой. :) Так что, извините, Ваш аргумент столь же популярный, сколь и бессмысленный.
небайдужий громадянин
так. в школі не навчають, "як вбити мамонта"... І знаєте, тому, що вчитель відповідає за здоровя і життя дітей. І якщо, не дай Бог, "на полюванні" отримає пошкодження огранізьма, - то капєц вчителю... тому і не навчаємо :)
ну что Вы,
Для Alexey Grekov: тот, кто хорошо учился в школе, выживет и без света. А как быть тем, кто не будет знать основ наук? Да ещё и без света? Да с военными действиями на всей территории. Организация общества через интреннет такая же утопия, как и коммунизм.Хотя китайцы показывают такие чудеса, которые приводят в восторг инетовское сообщество.Люди, ДЕЛАЮЩИЕ ДЕЛО, реальное дело, мало находятся в сетях.Интернет не накормит,не обене и не обует.
Коментувати
kvp1248
Прекрасная статья, браво автор. Только хотел бы я дополнить, что реальность еще более фантастична, чем выше предсказано. Осмелюсь предположить, что через 5 лет не будет денег – главной движущей силы современных «наркоманов от бизнеса – миллиардеров», сдерживающих современный прогресс. Простых обычных людей можно также успокоить. Перед бесконечностью все равны, и суперинтеллектуал, и последний бездомный, тонущий в луже – все необходимы для эволюции, каждому найдется ниша в этом бесконечно разнообразном мире. Главное, не опускать руки, искать свое место в этом мире, творить свой мир, созидать. И чем раньше, тем лучше.
Alexey Grekov
Для kvp1248: Спасибо! Могу только сказать: браво, уважаемый комментатор! :)
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!