Валентина Волчан: домашні завдання все-таки потрібні

ДЗ - один зі способів дізнатися, наскільки учень засвоїв програму, і звернути увагу на проблеми

Валентина Волчан: домашні завдання все-таки потрібні

Автор: Валентина Волчан, дитячий психолог.

Известный психолог Михаил Лабковский говорит: «Уроки с детьми делать не надо!» Украинское законодательство утверждает: «Домашние задания в первых классах не задаются!» Как бы и хорошо, удачно всё совпало. Но тут мы наступаем на острые грабли реальности и набиваем себе не шишки даже, а кровавые раны.

Я буду говорить именно о первых классах, потому что это самое начало учебного процесса, и именно здесь вылезает основное противоречие. Задавать домашку не должны, но задают.

- А-а-а! - кричат родители, - Нельзя задавать д/з в 1 классе. Вы нарушаете закон. Я буду жаловаться министру.

- Так а я вам ничего не задаю, - говорит учительница, - мы там в классе работали на страничке 38. А если детка ваша не успела всё в классе сделать, можете дома закончить. Если хотите.

Из-за этого парадокса у родителей возникает чувство, что школа их обманывает с первого дня. На каждом углу декларируется, что д/з в первом классе нет, а по факту есть. Многие родители хватаются за эту соломинку – «закончите, если хотите, по желанию», и не делают действительно ничего. Даже с теми детьми, которым объективно это было бы нужно. Доводя до стабильного отставания по программе и конфликта с учителем.

Те, в свою очередь, замогильным шёпотом просят не называть эти задания домашними, потому что им от администрации прилетит.

Вместе с этим я часто слышу от родителей, которые ещё не погрузились в образовательный процесс: «Ой, да ну это ж первый класс, да они ж там играют только, да это ж НУШ - там облегчённая программа». Эти утверждения ошибочны и не соответствуют действительности. Не впадайте в заблуждения. Ниже фото страниц учебника математики в 1 классе обычной школы. Играют только? По окончанию первого класса ребёнок должен обладать определёнными знаниями и компетентностями. Какой, мне интересно, мы получим результат, если ребёнок не делает, не успевает, не понимает половины заданий? Домашние задания - один из первых способов узнать, насколько ученик усвоил программу, и обратить внимание на имеющиеся проблемы.

Возьмём гипотетического первоклашку. Он обычный ребенок, способности, скажем, средние, немного был подготовлен к школе - читал по слогам, писал отдельные слова и считал в пределах десяти с помощью счетного материала. В школе он легко включается в процесс обучения, успевает сделать почти все задания на уроке, радует учительницу и маму с папой. Его результаты вполне соответствуют требованиям программы. Дома ему если и надо что-то доделать, то это может быть одно задание по математике, прописать строчку букв и почитать что-то (почитать это всегда и всем неплохо бы).

Возьмём ещё одного гипотетического ученика. Он также здоров, со средними способностями, его также учили до школы читать и считать. Но в школе ему не нравится, там слишком шумно, слишком много людей, непонятные нелогичные требования, он часто отвлекается и не успевает сделать на уроке многое. Дома он ничего не доделывает, потому что, как мы помним, «на дом ничего не задают», «учительница сказала - по желанию». Закон есть закон! Не третируем ребёнка учёбой после школы. Но на следующий день в школе учат новую букву (писать учат), читают ещё одну страницу в букваре и учат состав следующего числа. А он и предыдущее не знает и новое не запоминает. И в результате все несчастны. У учителя - неуспевающий ученик, у родителей - неоправдавшиеся ожидания, у ребёнка перманентный стресс и невроз.

Ну и два главных вопроса: кто виноват и что делать? Первый вопрос опустим. А второй попробуем разобрать.

Нам нужно, во-первых, перестать говорить: «Халва!», слаще не станет. Домашние задания есть, так их и назовём.

Во-вторых, признать, что они таки нужны. В объёме, соответствующем возрасту, с индивидуальной корреляцией в соответствии с успеваемостью, не оцениваемые, но проверяемые, нужны.

В-третьих, продолжать доносить до учителей и родителей (да-да, родителей) мысль о том, что почерк, наклон, количество отступленных клеточек - это не имеющие абсолютно никакого значения моменты.

Во избежание всеми любимых кивков на «заграницу», Запад, Европу, я попросила моих друзей и подписчиков из разных стран поделиться информацией о том, как обстоят дела со школьными домашними заданиями у них. География ответов: США, Австралия, Англия, Германия, Италия, Испания, Норвегия, Чехия, Польша, Болгария, Турция, ОАЭ (Дубай), Израиль, Казахстан, Россия, Беларусь. Так вот домашние задания есть в каждой стране!

В младшей школе это небольшие по объёму и несложные задания, часто даются на всю неделю. Бывает, что нужно закончить то, что начали в классе, но часто всё выполняется в школе. Задания в основном проверяются, но не оцениваются. Со средней школы заданий становится ощутимо больше.

Справедливости ради замечу, что в России, Беларуси и Турции заданий задаётся много, времени и нервов они забирают тоже много.

Оригінал

Освіта.ua
11.12.2018

Популярні блоги
І. Совсун: як надовго ще вистачить запалу учителів? Існує гігантська прірва між переможцями світових олімпіад і базовим рівнем українських шкіл
Тетяна Сердечна: зарплати у вчителів мають бути різні Є шанс, що колись держава буде в змозі оплачувати роботу людей, які працюють із її майбутнім
І. Лікарчук: замість виховання – шароварщина і звіти Виховної роботи як системи формування людини вже давно немає, а є гам, шум, тріскотня
О. Сидоренко: як ставитись до репетиторів-двохсотбальників? Показником високої кваліфікації педагога є успішність його учнів, у тому числі за результатами ЗНО
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
LMOO
МОН далеке від реальності. Подивіться, хто там працює, люди, які школу бачили по телевізору і виїздних засіданнях, на яких їм влаштовують "шоу-уроки". Жоден із працівників МОну не має досвіду роботи у сучасній школі, як же їм знати, що дітлахи у першому класі з різним рівнем сприймання і рівнем підготовки? Деякі учні приходять у школу і вміють читати, а окремі не те що читати, а навіть не вміють розрізняти цифри 1 і 2, не кажучи вже про букви! А коли батьків просиш приділити увагу такій дитині, піднімають крик, вчителька заставляє виконувати домашні завдання!
Над
Так д.з потрібне і підручники в дома також потрібні щоб батьки могли з дитиною позайматись.
Елл
Не всі діти однаково розвинуті, підготовлені до праці. Одна дитинка все чує, робить на уроці, виконує інструкцію вчителя, а інша і не зосереджується, просто сидить, не розуміє, що хочуть від неї. Вона не привчена до сприйняття. Мама не привчила до самостійності, відповідальності. Щоб дитина щось знала, треба мамі почати працювати, сідати поряд дома і трудитись. Дитя до школи слід готувати морально, щоб воно розуміло, що там треба робити і хотіти цього. Тоді буде все добре.
Лариса Враженко
Дякую, підтримую і всі колегитеж! Вдячні, за те, що піднімаєте такі питання і обговорюєте.
Володимир
Не тільки домашні завдання, а й перевідні екзамени... які були в проклятій радянській системі.
Анна
Очень нужна домашка. Чем больше ребенок пропишем, прорезает, тем легче ему будет на самостоятельных, контрольных, дпа и зно. Хорошо было, когда раньше были экзамены, мы всегда были в тонусе, знали что нас ждёт и к чему готовиться.
Валентина
Тільки дурні не вчать своїх дітей , або молоді у яких немає життєвого досвіду. Я вчила і буду вчити свою дитину додатково дома.
Лучшая книга и программа
Вот лучшая книга всех времен. Пчелко,Поляк " Арифметика" 1 класс. https://m.youtube.com/watch?v=KDGQ63AjF68