![]() |
Новые правила поступления в вузы говорят о том, что мы начинаем ориентироваться на "совок", где зубрилы ценились выше "слишком умных" |
Правила поступления 2010: вместо умных - старательные
На мой взгляд, внешнее независимое тестирование - отличная штука, действительно помогающая не только свести к минимуму коррупцию в вузах, но и поставить на место учительских любимчиков, получающих свои медальки и аттестатики с помощью стараний родителей и (в лучшем случае!) собственного чугунного зада. Ясное дело, в любом новом начинании всегда найдутся шероховатости. Неудивительно, что процедуру внешнего независимого тестирования, которая в Украине введена всего три года назад, пытаются отшлифовать. Однако некоторые нововведения вступительной кампании-2010 заставляют задуматься: уж не собираемся ли мы возвращаться назад, к "совку"?
Живешь наукой? Живи дальше!
Минюст утвердил новые правила приема в вузы и некоторые изменения в правилах вполне разумные. Например, в будущем году льготники смогут подавать документы только в один вуз, потому что у них будут принимать только оригиналы. Принес копии - будь добр участвовать в конкурсе на общих основаниях. Кстати, сегодня заканчивает свою работу специальная комиссия, расследовавшая случаи поступления в институты липовых льготников. По словам министра образования и науки Ивана Вакарчука, ситуацию с поступлением по фальшивым справкам нельзя назвать катастрофической: да, случаи такие были, но единичные (результаты работы комиссии обещают обнародовать в начале следующей недели, и к этой теме мы обязательно вернемся).
Кроме того, каждый вуз теперь вправе решать, будет ли он брать у одного абитуриента десяток заявлений на разные специальности. Полагаю, что ни одному высшему учебному заведению такое положение дел было не по вкусу...
Но есть среди нововведений и, мягко говоря, странные... Одно из таких - в 2010 г. из числа льготников исключили призеров школьной Малой академии наук. Их, между прочим, намного меньше, чем титулованных "олимпиадников". Но главное - члены МАН не просто сдают некий разовый "тест на образованность и смекалку" (как на олимпиадах), а защищают научную работу на тему, которая самому школьнику по душе. Для того чтобы работа заняла призовое место, ее автор должен представить самостоятельное исследование, на которое порой уходит не один месяц. Скажем, защищая работы по психологии, мой сын проводил тестирование в классах, обрабатывал данные, делал графики, сравнивал результаты... Узнав о том, что даже если в этом году он возьмет призовое место "на городе", но в число льготников не войдет, он не очень-то огорчился: "Я этим занимаюсь из интереса, а не для бумажки". И не только он, прошу заметить. С тем, что призеров МАН не должны были исключать из числа абитуриентов, имеющих преимущества при поступлении, согласен и министр образования.
"Мне жаль, что есть такое решение, - сказал Иван Вакарчук. - Но таково было требование ассоциации ректоров. Призеров МАН не так много, среди всех поступающих они составляют десятые доли процента. Зато это те молодые люди, которые действительно занимаются наукой, живут ею. Но законы, к сожалению, принимаем не мы..."
Кто работает на аттестат?
Еще одно новшество, которое настораживает: с этого года при поступлении будут учитывать и средний балл аттестата. Видимо, нововведение вызвано тем, что многие сетовали - мол, как же так, ребенок 11 лет старался, учился, оценки хорошие получал, и теперь все - псу под хвост? С другой стороны, мы хорошо знаем "цену" некоторых школьных оценок. Не секрет, что сегодня школьные учителя порой сознательно занижают баллы школьникам. В лучшем случае они намекают родителям, мол, неплохо было бы с вашим ребенком позаниматься индивидуально. Разумеется, не бесплатно. Однозначно осуждать учителей, живущих на мизерную зарплату, сложно. Но не станет ли средний балл фактором, провоцирующим коррупцию в средней школе?
Вряд ли, считает Иван Вакарчук. На самом деле "цена" среднего балла не так уж и высока "Например, выпускник набрал по 150 баллов по трем предметам, необходимым для поступления, - поясняет министр. - Итого - 450. Если, предположим, на место претендуют несколько человек с одинаковой суммой баллов, набранных на тестировании, тогда и учитывается средний балл аттестата. А это всего лишь плюс 6-12 баллов. Не такое уж страшное преимущество. Но мы не можем не учитывать детей, которые всю жизнь работали на "12", и им это ничего не дало, а кто-то разово удачно сдал экзамен".
Оно неплохо, если так. Но высокий балл при тестировании получить случайно практически невозможно. А на "12" в школе может работать не только ребенок, но и родительский кошелек.
Газета
14.10.2009