Osvita.ua Вища освіта Статті та аналітика Кому и зачем необходимо второе высшее образование?
Кому и зачем необходимо второе высшее образование?

Не секрет, что молодые специалисты, недавно окончившие ВУЗ, и состоявшиеся профессионалы, за плечами которых немалый опыт практической деятельности, получают дополнительное образование, преследуя разные цели

Кому и зачем необходимо второе высшее образование?

Исследование, проведенное специалистами проекта 2EDU компании Begin Group, показало, что чаще всего люди задумываются о получении дополнительного образования в 21-25 лет (47% респондентов), реже - в возрасте от 26 до 30 лет (23%). Достаточно высок процент тех, кто решил продолжить обучение в 31-40 лет (16%).

Большинство желающих вновь начать учиться (61%) - работающие специалисты. Студенты, совмещающие трудовую деятельность и подготовку в вузе, составляют 24%, неработающие студенты - 9%, домохозяйки - 6%.

Среди студентов, принявших участие в исследовании, 73% работают и учатся. Из них 59% занимают позицию специалиста, 26% - линейного менеджера, 11% - ассистента. Работают меньше года 63% опрошенных студентов, 26% имеют более внушительный трудовой опыт - от 1 до 3 лет.

Среди работающих специалистов, участвовавших в исследовании, ситуация другая: 54% трудятся от 1 до 3 лет, 21% - от 4 до 10 лет и лишь 18% - менее года. Однако опыт управления людьми есть далеко не у каждого: 24% опрошенных занимают руководящую должность в течение 1-3 лет, 15% - менее года и 12% - от 4 до 10 лет. Такого опыта не имеют 42% работающих специалистов.

Необычайно высок процент респондентов, занимающих позицию ассистента, - 42%. Еще 15% - специалисты, 24% - линейные менеджеры и 12% - менеджеры среднего звена. Большинство студентов (67%) решили продолжить обучение с целью развития собственной карьеры. Очевидно, что первое высшее образование не дает достаточных знаний и навыков для полноценного профессионального развития. Поэтому студенты и стремятся восполнить пробелы в знаниях.

Среди работающих специалистов основной мотив - получение новых знаний, необходимых для профессионального роста. Этот пункт отметили 65% трудящихся респондентов. У неработающих домохозяек мотив тот же, но им нужны не точечные знания в какой-то области, а фактически специальность. Все домохозяйки ориентированы на обучение только в своей стране. Почти три четверти работающих специалистов (74%) также не собираются уезжать за рубеж. Однако большинство студентов (61%), наоборот, стремятся продолжить образование на Западе.

Наиболее популярной формой дополнительной подготовки остается второе высшее образование. Его планируют получить 47% работающих специалистов, 44% студентов и 38% домохозяек. На втором месте по востребованности стоит программа МВА: ее выбрали 31% специалистов, 32% студентов, 25% домохозяек. Стоит отметить, что 20% учащихся вузов хотят поступать в аспирантуру, а 15% дипломированных работников интересуются профессиональными курсами.

Анализ данных исследований прошлых лет показал, что среди направлений обучения по-прежнему лидирует менеджмент. Получить образование в этой области хотят 42% работников с высшим образованием, 40% студентов и 55% домохозяек. На втором месте по популярности специальность «финансы» (29%, 34% и 37% соответственно), на третьем - иностранные языки (10%, 24% и 13%). Немалый интерес вызывает маркетинг (19%, 20% и 33%). Любопытно, что пятое место в этом рейтинге занимает юриспруденция.

«На протяжении того времени, пока мы проводим глубокие исследования и мониторинг рынка дополнительного образования, юриспруденция всегда находилась примерно на этой позиции, - говорит Анна Рубальская, руководитель отдела по работе с образовательными организациями компании Begin Group. - Самыми популярными уже несколько лет остаются специальности условного финансово-менеджерского блока: экономика, финансы, менеджмент, маркетинг. Точно так же стабилен спрос на специальности условного гуманитарно-творческого блока, такие как PR, дизайн, психология. Каждый год рейтинг немного меняется».

Большинство опрошенных студентов (44%) планируют поступить на дневное отделение, двум другим категориям респондентов это вряд ли подходит. Для взрослых людей более актуальна вечерняя форма обучения (55% специалистов и 50% домохозяек). Хотя многие студенты также готовы проводить вечера в образовательных учреждениях (42%). Среди специалистов и домохозяек довольно популярна модульная схема обучения (32% и 37% соответственно).

Финансовый вопрос подавляющее число респондентов намерены решать самостоятельно. Полностью оплачивать дополнительную подготовку из своего кармана готовы 73% студентов, 68% обладателей диплома и 88% домохозяек. Набирают популярность образовательные кредиты - их планируют взять 15% работающих специалистов, 11% учащихся вузов и 12% домохозяек.

10 вопросов и ответов

Зачем получают второе высшее образование?

Многих людей не устраивает работа по специальности, записанной в их «первом дипломе»: одним денег мало, другим неинтересно стало, третьим просто срочно нужно полностью все в жизни изменить. А кто-то нашел неплохое место, вроде бы и по специальности, но на фоне образованной молодежи чувствует себя «как-то не очень». Как правило, второе высшее образование люди выбирают, если радикально меняют сферу своей деятельности и им необходимы фундаментальные знания в новой области.

По каким специальностям?

В основном это специальности, которые более всего ценятся на рынке труда: экономика, финансы, менеджмент, маркетинг, управление, юриспруденция, иностранные языки, информационные технологии (при этом востребованы специалисты как по программному, так и по аппаратному обеспечению). В последнее время увеличивается интерес ко второму высшему образованию в области социологии, политологии, психологии, рекламы, дизайна, индустрии туризма, экологии, биотехнологий, а растущее производство создало оживление на рынке инженерных специальностей.

Существуют ли возрастные ограничения?

В подавляющей части высших учебных заведений возрастных ограничений для абитуриентов нет. Учиться можно до «седых волос». Однако некоторые вузы все же устанавливают верхнюю возрастную планку (чаще всего 40-50 лет).

Сколько времени потребуется на учебу?

Если содержание учебных дисциплин первой и второй специальности кардинально отличается, период подготовки может доходить и до пяти лет. Решение о сокращении этого срока принимается учебной частью в каждом конкретном случае индивидуально и зависит от того, какие дисциплины и в каком объеме человек изучал раньше. Обычно удается уложиться в два - три года. В некоторых вузах можно получить второе высшее образование менее чем за два года.

Какова форма обучения?

Обычно принята одна из следующих форм: вечерняя, очно-заочная, занятия по выходным дням, заочная, экстернат, дистанционная. Часть вузов практикует модульную систему: занятия проходят интенсивными блоками два раза в год (осенью и весной) по две недели в дневное время с отрывом от работы.

А трудно ли поступать во второй раз?

Как правило (бывают и исключения!), процедура поступления ограничивается предоставлением диплома о первом высшем образовании и собеседованием или тестированием по профилирующему предмету. Для зачисления необходимо предоставить в приемную комиссию кроме документов об образовании заявление о приеме, паспорт, копию свидетельства о браке (если менялась фамилия), шесть фотографий размером 3х4.

Важна ли первая специальность?

Специальность, записанная в первом дипломе, значения не имеет, хотя у специалистов в смежных областях есть преимущество.

Можно ли получить второе высшее, не имея первого?

В некоторых вузах по программе второго высшего образования могут проходить подготовку не только специалисты (пять лет обучения в вузе) или бакалавры (четыре года обучения), но и люди с неоконченным высшим или средним специальным (профильным) образованием. Кое-где существует и возможность так называемого параллельного обучения: для студентов третьего - пятого курсов других вузов или факультетов.

Можно ли учиться по индивидуальной программе?

Да. Большим преимуществом второго высшего образования является то, что многие вузы предоставляют студентам возможность составления индивидуальной программы обучения. В этом случае можно сосредоточить свои усилия на тех дисциплинах, которые в наибольшей степени нужны вам в вашей настоящей или будущей деятельности.

parta.com.ua
02.08.2007

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!