Osvita.ua Вища освіта Статті та аналітика Виды и особенности украинских и зарубежных рейтингов вузов
Виды и особенности украинских и зарубежных рейтингов вузов

Сегодня мало какой вуз не готовит экономистов, юристов, бухгалтеров. И ничего, что научно-технической базы для этого нет никакой, что преподаватели параллельно со студентами изучают новые для себя дисциплины

Виды и особенности украинских и зарубежных рейтингов вузов

Главное - не зарастает народная тропа, ведущая в стены этих альма-матер, а значит, и не опустевает вузовская мошна.

Вузам - хорошо. Плохо родителям студентов, которые впустую тратят деньги на обучение чада; самим студентам, которые потом не могут устроиться на работу; а также работодателям, которые испытывают кадровый голод - несмотря на огромное количество новоиспеченных финансистов-экономистов-юристов и иже с ними, сегодня острый дефицит профессионалов в деловой сфере.

Как не пополнить ряды дипломированных безработных, получивших некачественное образование? За рубежом, чтобы ответить на этот вопрос, будущие абитуриенты, пользуются рейтингами вузов. В Украине пока эта практика не распространена. Хотя и у нас уже существует несколько собственных рейтингов. Но большинство из них (рейтинг КПИ, Минобразования) дает количественную информацию (к примеру, соотношение количества студентов и преподавателей) и ориентированы на учебный процесс. Тогда как и сами студенты, и работодатели нуждаются в качественной информации - о том, подготовка в каких вузах максимально соответствует потребностям рынка труда.

Этим вопросом задавались некоторые украинские издания («Деньги», «Корреспондент»), а также составители рейтинга «София Киевская». Для этой цели опрашивалась молодежь и работодатели. Но первое самое масштабное исследование этой проблемы (было опрошено более тысячи крупнейших украинских работодателей) провела компания СКМ вместе с Благотворительным фондом «Развитие Украины». Ими был подготовлен всеукраинский рейтинг «Компас», в который вошли 228 вузов 3-4-й степени аккредитации, дающих деловое образование.

Над созданием рейтинга работали представители Мирового банка, специалисты Киевского международного института социологии (КМИС) и информационно-аналитического центра БЭСТ. Также проводились консультации с Минобразованием, Госслужбой занятости, Конфедерацией работодателей и др. «Теперь те, кто поступают в вуз ради «корочки», будут знать, какие «корочки» где ценятся. А те, кто идут в вузы за образованием, - где они смогут получить знания, максимально приближенные к потребностям рынка труда в интересующей их отрасли», - говорит Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям компании СКМ.

ЗАРУБЕЖНЫЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ

US News and World Report, США

Особенности. Основа для составления рейтинга - ежегодный опрос: президентов, ректоров/проректоров и деканов других учебных заведений, студентов, преподавателей вузов, администрации. Рейтинг показывает, сколько студентов отсеивается на первом и последнем годах обучения, уровень их подбора, разницу между ожидаемым и фактическим количеством выпускников и др.

Этот рейтинг формирует четкую иерархию учебных заведений, присваивая индивидуальные места каждому, а не объединяя их в группы.

Рейтинг высших учебных заведений по версии «Times», Великобритания

Особенности. Рейтинг учитывает 8 факторов, каждый из которых имеет определенный «вес». Например, мнение студентов об их учебном заведении имеет «вес» 1,5. Каждое значение фактора было умножено на 10. В идеале каждый университет должен был получить 100 б.

В рейтинге также анализировали стандарты поступления, соотношение количества студентов к преподавательскому составу; затраты на одного студента и др.

Рейтинг университетов Центра развития высшего образования (CHE University Ranking), Германия

Особенности. Главная особенность этого рейтинга - оценки рассчитываются не для учебного заведения в целом, а отдельно по разным специальностям. Так, университет, к примеру, может готовить хороших физиков, но может быть слабым в подготовке экономистов.

Кроме того, СНЕ разделяет все вузы на 3 группы: самые лучшие, средние и худшие. А в рамках группы вузы подаются по алфавиту.

УКРАИНСКИЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ

Топ-200 Украина (составитель КПИ)

Особенности. Основа рейтинга - информация, полученная на основе анкетирования вузов. Анкеты содержали вопросы о научно-педагогическом потенциале вуза, его международной деятельности и качестве подготовки студентов.

Рейтинг Министерства образования Украины

Особенности. Для оценки вузов использовались показатели шести категорий: научно-педагогический потенциал, международная деятельность, качество обучения и научная работа студентов, ресурсы вуза, научно-исследовательская работа.

Рейтинг «София Киевская» (составитель - Украинский институт социальных исследований и Международная кадровая академия)

Особенности. Наряду с общим рейтингом, который рассчитывается по целому ряду индикаторов (уровень известности и привлекательности вуза среди респондентов, оценка уровня преподавания, материально-технической базы и престижа диплома среди работодателей, количество намерений получить образование в конкретном вузе, популярность заведения в социальном окружении респондента и тому подобное), проведенное исследование дает возможность определить рейтинг вузов по отдельными номинациям и в разных отраслях.

Автор: Елена Токарчук

Сегодня
25.09.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!