О. Костюк: проблема "інфляції" дипломів про вищу освіту

Проблему надмірної освіти можна відкоригувати ретельнішою обробкою вишами запитів ринку праці

О. Костюк: проблема "інфляції" дипломів про вищу освіту

Автор: Олександр Костюк, д.е.н., доктор управління бізнесом (DBA), професор, головний редактор міжнародного наукового журналу «Корпоративна власність та контроль».

Отчет «International Labour Organization» под названием «Skills mismatch in Europe» прекрасно раскрывает суть концепции избытка (недостатка) образования, которая используется для анализа проблемы «инфляции» дипломов о высшем образовании.

Концепция избытка (недостатка) образования (overeducation-undereducation) определяет наличием у работника образования, которое по своему уровню (речь идет о количественной составляющей, а не о качественной) является избыточным или недостаточным запросам определенной работы. Например, если выпускник магистратуры университета занимает должность кассира в супермаркете, то это – свидетельство избытка образования, а если выпускник профтехучилища занимает должность руководителя производственного отдела предприятия, то это – свидетельство недостатка образования.

Удельный вес трудоустроенных с избытком образования в Украине составил 28 %. По этому показателю мы опережали лишь Россию (34 %). Необходимо сказать, что за период с 2004 по 2010 годы этот показатель у нас уменьшился на 7 процентов, что говорит о позитивной динамике и эффективной корректуре рынком труда предложения рабочей силы, хотя возможности рынка труда в части такой корректуры ограничены и, возможно, уже исчерпаны к настоящему времени.

У молодых людей этот показатель еще выше (30 %), и здесь мы опережали лишь Кипр (33 %). Наименьший удельный вес трудоустроенных с избыточным образованием в Европе демонстрируют Нидерланды (3,9 %). Нужно признать, что до среднеевропейского уровня нам еще далеко. В Европе этот показатель составил около 10 %. Это показатель эффективности инвестиций в систему высшего образования.

Что касается показателей недостатка образования, то тут у нас ситуация противоположная – 2,4 % по сравнению с 25 % в среднем в Европе!

Таким образом, кассиров супермаркетов с дипломом о высшем образовании в Украине значительно больше, чем руководителей отделов, подразделений и предприятий с дипломом профтехучилища. По форме, это свидетельствует точно об одном – о проблеме «инфляции» дипломов о высшем образовании.

О чем свидетельствуют цифры относительно Украины по сути?

Очень много наших граждан получили высшее образования, при этом содержание этого образования не соответствовало запросам рынка (нужно еще раз напомнить, что это данные 2010 года). В свою очередь, это значит, что государство очень нерационально финансировало систему высшего образования. Это касалось и госзаказа, т. е. количества бюджетных мест, количества и специализации образовательных программ. И самое главное – запросам рынка труда не уделялось должного внимания.

Можно сказать, что у нас несопоставимые размеры системы высшего образования и рынка труда (возможно, за 30 лет рынок труда «сжался» более значительно, чем система высшего образования), и количественное предложение выпускников университетами превышает запросы рынка труда.

Это достаточно жесткое заявление, которое требует от Кабмина использовать «институциональную» оптимизацию системы высшего образования (сокращение количества университетов в стране).

Может быть, проблему избыточного образования можно все еще откорректировать путем более активной и тщательной обработки университетами запросов рынка труда, что повлияет на продуктивность труда в экономике, увеличит емкость рынка труда и уменьшит потребность в «сжатии» системы высшего образования институционально. Именно эта задача и должна быть приоритетной в повестке дня университетов Украины. Другого выхода просто нет, как и времени на раздумывание.

Если знания, генерируемые системой высшего образования, являются продуктом, то цифры выше говорят о том, что 28 процентов государственных расходов на создание этого продукта не находили своего применения в дальнейшем в экономике страны.

Это абсолютно неприемлемо и еще раз доказывает актуальность главного тезиса известного университетского стратега Стефани Линдквист: «Университеты должны выходить на этот рынок и говорить: «Вот я, тот, кто создаст вам хорошего специалиста, назовите, какие компетенции вам нужны»».

Этот тезис – лучшая профилактика проблемы избыточного (не востребованного рынком труда) образования в стране, т. е. «инфляции» дипломов о высшем образовании.

Оригінал

Освіта.ua
02.06.2021

Популярні блоги
І. Совсун: як надовго ще вистачить запалу учителів? Існує гігантська прірва між переможцями світових олімпіад і базовим рівнем українських шкіл
Тетяна Сердечна: зарплати у вчителів мають бути різні Є шанс, що колись держава буде в змозі оплачувати роботу людей, які працюють із її майбутнім
І. Лікарчук: замість виховання – шароварщина і звіти Виховної роботи як системи формування людини вже давно немає, а є гам, шум, тріскотня
О. Сидоренко: як ставитись до репетиторів-двохсотбальників? Показником високої кваліфікації педагога є успішність його учнів, у тому числі за результатами ЗНО
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Всеволод
Все відно кожен другий, третій. четвертий "спеціаліст" в Україні економіст, а пиробництву потрібні інженери.
Карпук
Про яке марнотратство у вищій школі ви говорите? Ми утримуємо в стані пізнання і виховання сотні тисяч молодих людей,за копійки !! Ні житла , ні відпочинку, на руки доцент 350 долрів в місяць??
Скептик
Для Карпук: Яка освіта - така і зарплата!
Коментувати
Володимир
Таке собі дослідження.
Tet-a-tet
Про інституціональну оптимізацію системи вищої освіти у різних варіантах на цьому сайті говорилося вже не раз, і навіть міністр освіти п.Шкарлет визнав,що ВНЗ у нас забагато.Ортодокси заявляли, що нам потрібно брати приклад з Японії і давати ВО усім підряд,це, мовляв, показник прогресу. Ви пишете,що 28% державних витрат потрачені марно, а життя показує,що більше.І як тут примирити марнославних українців,яким диплом потрібен "для пущей важности" і здоровим глуздом щодо доцільності державних витрат? Підхід має бути прагматичним. Нам потрібні такі-то спеціалісти для державного сектора економіки і науки-ось наше державне замовлення.Усі бажаючі зі своїми "хотелками" прошу до платних ВНЗ за свої кошти у повному розмірі вартості навчання. Тоді усе стане на свої місця, бо кожен побачить скільки насправді коштує освіта і чи варто здобувати той рівень, який ніколи тобі не знадобиться у житті. Відстрочка від армії через навчання у ВНЗ маскує справжній попит на ВО.