Osvita.ua Вища освіта Students Life Готовимся к сессии
Готовимся к сессии

Стойте на голове, пишите шпаргалки и «прошептывайте» выученное

Готовимся к сессии

Пока вся страна пребывает в предвкушении хотя и несколько омраченного кризисными явлениями, но все-таки веселого времяпровождения новогодних и рождественских праздников, у студентов, наоборот, приближается горячая пора сдачи сессии. Мы обратились за помощью к экспертам в этой области - специалистам по эйдетике и техникам запоминания - с просьбой дать практические советы студентам, как лучше организовать процесс подготовки и сдачи экзаменов.

МАСТЕР-КЛАСС

ПОВЕРЬТЕ В СЕБЯ. Обязательное условие для успеха - по-настоящему поверить в себя. Для чего каждый день по нескольку раз нужно произносить формулу: «Все, что мысль внушает мне, я могу совершить. Все, что мысль проявляет во мне, я могу получить. Ибо Бог живет во мне». Дальше необходимо постараться добиться состояния чистого сознания, своего рода пустоты - как бы освободить часть памяти для предстоящей работы. При этом не путать умение не думать с неумением думать! И только после такой подготовки переходить к процессу запоминания.

ПОДПИТАЙТЕ МОЗГ КИСЛОРОДОМ. Когда наш мозг трудится с максимальной нагрузкой, дыхание несколько замедляется, и ему приходится справляться с заданием в условиях кислородного голодания. Поэтому перед началом занятий надо мозгу помочь, подпитав кислородом, с помощью полного дыхания йогов.

Упражнение делится на 3 части. Сначала при вдохе мы заполняем нижнюю часть (живот), потом среднюю (диафрагму), затем - верхнюю (грудную клетку). Потом на несколько секунд задержите дыхание и выдыхайте в обратной последовательности, втягивая отделы от верхнего к нижнему. От 3 до 5 таких упражнений позволяют создать определенный запас кислорода в крови, чтобы в процессе запоминания не сбивалось дыхание.

Чтобы не испытывать кислородного голодания, во время подготовки к экзамену постоянно двигайтесь: один кусок информации прочтите в кресле, другой у окна, третий на полу, а лучше всего - стоя на голове, когда приток крови к мозгу максимальный.

СТРУКТУРИРУЙТЕ. Установлено, что в каждом тексте до 80% воды, и только 20% главное, которое важно научиться выделять. Для этого читаем текст кусками или абзацами и по ходу вычленяем самое важное. Если это ваш учебник, разрисуйте его разными цветами. Еще лучше выписывать ключевые слова, связывая их стрелками, фигурками и т. п.

Ключевые слова - это сгустки информации, вычленяющие главное. Их в свою очередь тоже помечайте смысловыми пометками и составьте в многоцветные логические схемы, именуемые «гроздью» или опорным конспектом. Замечено, что лучше пользоваться овалами, а хуже всего воспринимаются прямоугольники.

Помогают структурировать информацию шпаргалки, особенно если они оформлены разными чернилами. Еще лучше шпаргалки в виде пиктограмм, состоящих из только вам понятных значков.

ПРЕДСТАВЛЯЙТЕ. Информацию надо представлять. Если вы по характеру восприятия визуал, надо представлять картинку (и даже становиться мысленно участником событий - это особенно хорошо действует при подготовке к экзаменам по истории, географии), а если аудиал - звук. Но этот принцип не будет работать при запоминании новой информации, если есть пробелы в базовых знаниях.

ПОВТОРЯЙТЕ. Прочитали блок текста - перескажите его вслух. Первое повторение должно быть сразу после запоминания, второе - не позднее, чем через час. Хотя бы быстрым пролистыванием учебника. В идеале хорошо еще раз пролистать перед сном и проснувшись утром. Но бывает, что даже после неоднократного повторения студенты не могут воспроизвести материал на экзамене. Если вы знаете за собой такую особенность, число пересказов должно быть больше прочтений.

Если надо что-то выучить наизусть, вначале проговорите текст громко, потом вполголоса, потом шепотом. При понижении звука включается дополнительное внимание, что усиливает эффект заучивания.

ПЕРЕКЛЮЧАЙТЕСЬ И ОТДЫХАЙТЕ. Очень важно не доходить до изнеможения и переключаться с одного вида деятельности на другую. Например, учить параллельно математику и иностранный язык.

Научно доказано, что мозг обрабатывает полученную информацию только во время сна, и самое результативное время - с 22 до 24 часов. Поэтому накануне экзамена в это время надо уже спать, чтобы мозг успел «переварить» выученное и отдохнуть.

СНИЗЬТЕ ВАЖНОСТЬ. Если очень хотите чего-то добиться, не желайте этого слишком сильно, а отнеситесь как к обычному процессу. И тогда будете более удачливым. Не бойтесь провалиться на экзамене: преподаватель хорошо чувствует, что вы его боитесь, и отнесет это на ваше незнание. Поэтому важно не быть зажатым и вести себя естественно.

ОСОБЫЙ ПОДХОД

К ТЕКСТАМ. Здесь может быть два подхода. Первый предполагает умение разложить текст на «кирпичики», представив его в виде последовательности визуальных образов. Например возьмем фразу из книги об итальянской мафии. «...Дон Корлеоне привел свою семью к вершинам могущества. Он делал это с жестокостью, достойной Борджиа, и хитростью Макиавелли, помноженными на чисто американскую практичность и предприимчивость...»

В ходе визуализации может получится такая цепочка образов: Дон Корлеоне - это вы сам. У вас в руке веревка, к которой, как караван верблюдов, привязана ваш семья. Вы ведете их наверх к вершине холма. Символом «вершины могущества» может стать, скажем, статуя Арнольда Шварценеггера на его вершине. Но дон не просто шел туда, а ему мешали, и в правой руке у него меч, которым он пробивает себе дорогу и хитро улыбается тем, кто мог бы быть его союзниками. Образом слова «помноженными» может быть ризограф или ксерокс, «чисто американскими» - дядя Сэм, а «практичность» - современный символ «распальцовки», и т.д. Наш мозг гораздо охотнее работает именно с такой забавной визуализацией.

Другой подход - это выделение из текста смысловых единиц. На том же примере получится, что первая фраза обозначается словом «успех», вторая - «тактика», и т.д. В результате выстраивается смысловая цепочка «успех-тактика-приоритет» и т.д.

К ИНОСТРАННЫМ СЛОВАМ. Все языки условно созвучны, поэтому для запоминания слов применяйте метод абстрактных ассоциаций. К каждому слову подбирайте близкое по звучанию слово или словосочетание из родного языка, которое станет ключом к его запоминанию. Предположим, надо запомнить слово «immediately» (немедленно). Оно похоже на русское «и мы дятлы».

К ИСТОРИЧЕСКИМ ДАТАМ. Для работы с числами и датами надо иметь в голове готовые матрицы, к которым потом можно будет их привязывать. К примеру, надо запомнить, что в 1947 г. были казнены нацистские преступники. Разбиваем «1947» на 19 и 47. Если увлекаетесь военной техникой, напрашивается аналогия с самолетом МиГ-19 и автоматом Калашникова АК-47. А теперь фантазируем: «в МиГ-19 на ремне автомата Калашникова повесили Геринга».

6 ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНЫХ АССОЦИАЦИЙ

Но чтобы память лучше схватывала информацию, ассоциации должны быть эффективными. Для этого они должны соответствовать хотя бы одному из шести принципов, выработанных Самвэлом Гарибяном.

1. Динамичность: стол дерется со стулом.

2. Замена привычных представлений: по нашему привычному представлению тигр должен съедать оленя, а надо воображать наоборот, - что олень съедает тигра.

3. Замена привычных размеров и масштабов: вообразите малюсенького 100-граммового слона и огромного, с дом, цыпленка.

4. Придание пикантности: если при запоминании слова «goverment» (правительство) представить, что правительство спускается с теплохода, стоящего в гавани, в сопровождении ментов, то это будет скучно и не возбудит мозговую активность. А вот если представить, что правительство в г..не, а менты бьют их дубинками - совсем другое дело. Принцип пикантности сразу обостряет интерес мозга.

5. Контрастность: если вам рядом попались такие слова, как «снег» и «яйцо», то если чуточку не приврать, то в образе они сольются, ибо оба белые. А если вообразить синее яйцо на фоне белого снега, то это точно запомнится.

6. Множественность: если в фразе есть слово «овца», надо представлять не одну, а целую отару, т.е. усилить эффект ассоциативного восприятия.

Благодарим за помощь в подготовке материала двукратного рекордсмена книги «Гиннеса» по разделу «феноменальная память» Самвела Гарибяна, Майю Айзенварг, инструктора по эйдетике учебно-тренингового центра «ProfiT», Евгения Антощука, основателя украинской школы эйдетики (система «память без границ»).

Наталия Яворская

Сегодня
09.01.2009

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Zoe
классные , о некоторых уже знала!интересно!:)))особенно про дятла -таких ассоциаций с этим словом не было:)))

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!