Osvita.ua Вища освіта Реферати Педагогіка Из опыта работы над сочинением
Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції. З питань розміщення інформації звертайтесь за телефоном (044) 200-28-38.

Из опыта работы над сочинением

Задумывались ли вы над вопросом, почему наши дети не любят писать сочинения?

Ведь они так активны в классе, так стремятся высказать свое мнение, определить свое отношение к проблемам, которые поднимаются на уроках. Почему же их мысль парализуется при виде чистого листа бумаги? Неужели только потому, что устная практика у детей (и это естественно) гораздо богаче письменной? И в этом причина?

Долго я думала над этим вопросом. За спиной много лет работы, есть уже определенные достижения в своем деле, а вот сочинения так и не научила писать с удовольствием. Разве что в каждом классе найдется пара-тройка человек, которые считают, что сочинение для них - отдушина, возможность высказать себя.

И тогда, недовольная собой, стала анализировать: а что, собственно, есть сочинение? Слово происходит от глагола «сочинять». По-украински сочинение - «твір». Следовательно, эта работа творческая. Но вся беда в том, что сочинение творческой работой не является.

Как нас учили и как мы учим писать сочинения?

«Дети, - говорим мы, - помните, что перед тем, как вы приступите к работе над главной частью, у вас должно появиться вступление. Оно обычно занимает 1/5 (честно говоря, точно не помню, сколько) от общего объема вашей будущей работы. Затем, развернув свои мысли в главной части, вы переходите к заключению, которое должно составлять... (опять не помню сколько) от объема сочинения. В заключении вы должны суммировать все то, о чем вы писали в работе».

И дети, поникшие, приступают не к творчеству, а к принудительному высказыванию своих (а чаще всего чужих) мыслей. И думает такой ребенок: а Льву Толстому тоже нужно было непременно писать вступительную часть к произведению? А Достоевский заключение также считал обязательным? Или иначе читатели не могли бы догадаться, о чем, собственно, произведение?  Почему им можно сочинять, творить, а мне нельзя? А если я не сделаю выводов после сочинения, учительница так и не поймет, что я хотел сказать?

Наверное, Достоевский и Толстой потому и творили, что их не заставляли писать как должно. Что же мы делаем с детьми? Давайте признаемся: нам нужно не сочинение, а учебная работа, никакого отношения к творчеству не имеющая.

На мой взгляд, вот такая заданность, ограничение полета мысли - первое условие детской неприязни к чистому листу из тетради для творческих работ (а название тетради - как будто бы в насмешку дано!).

Второе условие. Мы требуем от детей искренности при написании сочинений. Вдумайтесь в слова: требуем искренности. Мы требуем, чтобы нам доверяли, чтобы перед нами обнажали душу. Правомерно ли? Сомневаюсь.

«А вдруг мое мнение не совпадет с учительским и мне выставят низкий балл?

Кому тогда нужна моя искренность? Я же из-за нее и пострадаю. А тот, кто напишет обтекаемое сочиненьице, может быть спокоен. К нему не придерешься», - просчитывает рациональное дитя.

Следовательно, своим требованием писать искренне мы вырабатываем в учениках лицемерие. Хорошо, если нам доверяют и тогда пишут то, что думают. А если нет? Вы что, для всех любимый учитель? Ведь, правда же, нет? Тогда о какой откровенности может идти речь? Ученик ради баллов будет готов с вами согласиться, даже если думает иначе. (Конечно, бывают и другие случаи. Я их допускаю).

И в-третьих. Написал-таки ученик работу, может быть, даже и искреннюю. А для кого? Для чего? Чтобы вы «прострелили» эту тетрадь в нескольких местах красной пастой и навеки похоронили ее в тумбочке или в учительском столе? Для кого же тогда раскрывалась душа ученика, к кому обращалась за советом, с кем делилась сокровенным? Признайтесь, что вы не часто оставляете учеников для душевной беседы из-за написанного им в учебной тетради. Значит, все, чем горела душа ученика, будет всего лишь оценено баллом и зафиксировано в журнале?

И снова ученик задает себе вопрос: так стоит ли сочинять? Кто нуждается в моем творчестве? Кому нужно мое мнение? Стоило ли стараться?

Понимаю, что сгустила краски. Не все, может быть, так печально, как представлено здесь. И все-таки... Неудовлетворенность учительская остается. Сочинение ведь должно стать средством самовыражения и высшей формой ученической самостоятельности! А что мы имеем на самом деле?

Много лет раздумывая над этой проблемой, пришла к выводу, что нужно сделать так, чтобы сочинение было способом общения. Тогда у работы будет конкретный адрес и привлекательная цель. Работа поможет ученику раскрыть себя и узнать других. Сочинение такого рода не позволит «не иметь своих мыслей», научит интеллектуальной самостоятельности. А главное, заставит ученика поверить в себя, познать свою неповторимость, почувствовать свою значимость как личности. Как же этого можно добиться в реальной школьной повседневности?

Хочу предупредить. Такой подход к сочинениям требует больше учительского времени и сил. Ученические работы я теперь проверяю с двумя «орудиями труда» в руках. Я держу красную шариковую ручку и маркер. Красная ручка делает свое обычное дело, а маркером я подчеркиваю то, что кажется особенно интересным, спорным, вызывающим, шокирующим. У кого-то из ребят будут подчеркнуты абзацы, у кого-то всего одна строчка, а кто-то удостоится и отметкой маркера на всем сочинении. А потом я сажусь за компьютер и набираю то, что отмечено мной как стоящее внимания. И следующим утром в классе появляется газета!

Я помню первую газету. Она была посвящена Маяковскому. В этот день в лицее она стала событием. Возле газеты целый день толпились учащиеся. Они читали, спорили, радовались, возмущались, обменивались мнениями. И хотя в тот день на уроках была объявлена новая тема, Маяковский продолжался! Сколько счастья было в глазах тех учеников, сочинения которых никогда (какое ужасное слово!) не читали в классе. Ведь сегодня они увидели, что и их мысли (пусть в газете появилось всего лишь одно предложение из сочинения) кому-то нужны и интересны, что учитель оценил их и предложил для обсуждения другим ученикам. Какими умными и значительными казались сами себе ребята. В этот день был утвержден тот уровень свободы, когда привычное школьное «надо» - надо прочитать, проанализировать, сопоставить и т.д. - воспринималось как действительно необходимое для реализации свободы самопроявления и самоутверждения.

Что дает такой подход к сочинениям? На мой взгляд, учит вниманию к чужому мнению, культуре спора, побуждает к дискуссии и открытости мнений, к коллективному творчеству. Утверждается особая роль сочинения в развитии личности ученика. Такая газета, если она становится традиционной, поднимает престиж литературы как учебного предмета, она приучает к мысли, что писать сочинения интересно! А для меня как для учителя праздником души было еще и то, что в течение недели ученики на переменах говорили не о дискотеке и  развлечениях, а о поэзии.

Потом были и другие газеты: о Бунине и Толстом, о Булгакове и Есенине, об Ахматовой и Достоевском. Впервые за много лет я получала моральное удовлетворение от проверки тетрадей! Впервые за много лет мои ученики получали удовольствие от работы над сочинениями!

Такое же отношение к работам учащихся я вижу и у моей коллеги Инны Алексеевны. У нас с ней нет разницы в требованиях к творческим работам, поэтому можно смело сказать, что в нашем лицее создана своя, особая система работы над сочинениями. И когда закончился учебный год, то на торжественной линейке «Последнего звонка» каждому из выпускников на память была подарена газета «Лицейские ведомости», которая содержала в себе отрывки из лучших сочинений учащихся. Вступление к этой газете писала Инна Алексеевна. Там были такие строки: «Тут уміщені деякі з кращих письмових робіт. Ми хочемо, щоб ваші цікаві роздуми, міркування були почуті іншими, стали надбанням усіх. Приємно усвідомлювати, що для багатьох з вас дивний світ художнього слова став близьким, потрібним. Ви зрозуміли, що перейматися думками та ідеалами видатних  письменників минулого і сучасності, поринати у світ високої духовності є дуже захоплюючою справою. І ми це бачимо з ваших робіт».

А заключение было предложено написать мне: «И вот сейчас, закрывая последнюю страничку этого сборника творческих работ лицеистов, я уверена, что все не напрасно. Мы с Инной Алексеевной старались на уроках «сеять разумное, доброе, вечное». И кое-что взошло. Хочется верить, что с последним звонком для вас закончатся всего лишь уроки литературы, а литература будет продолжаться!»

А в самом сборнике появились наиболее интересные отрывки из творческих работ учащихся. В них раздумья, сомнения, открытия, в них, как в зеркале, отражен процесс взросления наших учеников.

Вот отрывки из сочинений, помещенных в первой газете. Безусловно, мысли, высказанные в этой работе, спорные, да ученики и не требовали, чтобы с ними соглашались.

Взлет гения и падение революционера
(тема сформулирована учеником самостоятельно)

Мое отношение к Маяковскому двоякое, потому что существуют два Маяковских. С одной стороны - сильный ранний поэт-футурист, которым я восторгаюсь, с другой - человек, которого одурманила революция и, попользовавшись, отбросила.

Ранний Маяковский - это Пушкин ХХ века. Хорошо пишет, сильно, а главное, по-новому. Какие мощные образы! Какая ненависть к сильным мира сего!

А если сегодня мне, грубому гунну,
Кривляться перед вами не захочется - и вот
Я захохочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам,
Я - бесценных слов транжир и мот.

Я представляю, как он выступал в литературных кабачках - разрисованный вождь каманчей, с папироской в углу рта, с громовым голосом, в желтой кофте и с невозможной любовью к себе, любимому. Это производило сильнейшее впечатление.

И вдруг - перелом! Маяковский выдал последний эпатаж - он влюбился в революцию!

И сразу же посыпались стихи в ее поддержку. Стихи, с точки зрения критики, может, и хорошие, но в них нет уже того запала, того маяковского гения. И как следствие - тот роковой выстрел, который уже никого не мог шокировать.

Тебе, возмутителю массы народной,
Думающему, написать резче как,
Пишу я, оставаясь свободной
От твоей лирики, сжатой в кулак.
Ты играешь на труб водосточных флейте,
Ты велик, но твой стиль слишком резок -
и вот,
Пока к тебе не придя,
подумаю в жизни рейде,
Что я люблю,
А что - наоборот!

Смирнова Татьяна

Вообще, сочинения, связанные с поэзией, весьма часты на наших уроках.

Это могут быть работы о поэзии, пародии на стихи, сочинение в стихах о стихах и т.д.

Вот перед вами пародии на модернистов начала века или стилизация поэтических течений начала ХХ века. Задание было дано на контрольной по теме: «Модернизм - революция в искусстве». После естественных для контрольной вопросов была поставлена задача перед учениками: спародировать в стихах  стиль любого модернистского направления. Тема общая для всех  - «Первое сентября». Вот что получилось:

Пародия в духе эгофутуристов

Засентябритесь, сентябрята!
Рассентябритесь, сентябрята!
Что сентябрятся сентябрем,
рассентябряются сентябрью,
что сентябряльно сентябрятся,
сентябрьствуют сентябриально,
осентябряются сентябрьно.
О, сентябритесь, сентябрята!
Рассентябритесь, сентябрята!

Кокшанов Станислав, Ханин Антон, Кукота Роман

Пародия в стиле символистов

Сборище...Толпище...
Жарко...Все красные...
Сонные... Жалкие и безобразные...
Мы, словно мухи,
 на мед прилетевшие...
Блузочки белые...
Сами вспотевшие.
Еще беззаботные...
С верою в лучшее...
Но солнце закрылось уж  мрачною тучею.

Кайданник Елена, Куклина Ольга, Павлюченко Марина

Вам, звонящие! (попытка пародии в духе футуристов)

Вы! Со звонками ходящие!
Зло и назойливо ими звонящие!
Нагло в мой мозг вы залазите!
И звените! Звенючите! Звячите!
Кто вам позволил так звонко звонить
И со звонками так нагло ходить?!
Вас задавлю, заплюю, затопчу!
Буду я сам звонить, Как хочу!

Хорошко Даша, Кучеренко Ксения, Пушкарь Галина

А вот это произведение - не пародия, а попытка воссоздания стиля импрессионистов

Когда человек шагает по прекрасному полю, усыпанному цветами,
Когда он вдыхает аромат трав и учится у птиц летать,
Вид далекой скалы не вызывает у него тревоги.
Человек надеется обойти ее или даже облететь.
Но вот скала перед тобой.
Неотвратимость и безысходность стучат в сердце, а дорога назад исчезла.
Нечеловеческим усилием взбираешься на вершину.
И вдруг тебя пронзает ощущение сладости ветра...
Начало осени. Девять месяцев перед тобой, как на ладони.
Позади рыдает лето.
Коринько Ирина

Или вслушайтесь в эти трогательные строчки «символиста»:

Сентябрь...
Прекрасно-начальный.
Щемяще-печальный.
Торжественно-светлый.
Прощаемся с летом мы.

Фролов Владик

А вот, на мой взгляд, удачная пародия  на стихотворение «Наша Таня громко плачет» в духе символистов. (Была прочитана на вечере «В арт-кафе начала века»):

Таня плачет, воет, стонет.
Неужели мяч утонет?
Без него не стоит жить...
Лучше руки наложить
На себя иль на кого-то.
Жизнь - поганое болото,
Мерзость, зло, сплошная грязь,
Мрак, страданье, горечь, мразь,
Дрянь, земное прозябанье,
Истязанье, наказанье.
Боль одна - другой замена.
В ней лишь мука неизменна.
Неизменна, как ни плачь.
И вообще, зачем ей мяч?

Жаль, что за неимением достаточного места в журнале, нельзя привести в пример сочинения лицеистов на тему «Монолог поэта».

Это прекрасный вид работы, который помогает ученикам увлечься стихами, а учителю проверить, насколько  глубоко его воспитанники знают поэтические тексты. Я опробовала такой вид работы дважды - после изучения творчества Есенина и Цветаевой, считая, что лирика этих поэтов наиболее автобиографична. В чем состоит секрет этой работы? Вы предлагаете ученикам рассказать о поэтах с помощью только их стихов. В этих сочинениях не должно быть ни одной ученической строчки! Говорят поэты сами о себе. Например, работа по творчеству Есенина «Мой путь» предполагала, что ученики расскажут о жизненном и творческом пути Сергея Есенина, используя только строчки поэта. Это заставляет учеников буквально «переворачивать» поэтические томики, выискивая нужные цитаты и составляя их в необходимом логическом порядке:

Рождение. Детство. Любовь к родной деревне и земле. Переезд в город. Вхождение в литературную среду. Февральская революция. Война. Двойственное восприятие Октябрьской революции. Разлад с самим собой. Личная жизнь. Пьянство. Отдушина - в поэзии. Тоска по деревне, ненависть к городу. Предчувствие смерти.

Таким образом, создается своеобразная поэтическая автобиография Есенина.

По творчеству Цветаевой были предложены такие темы для составления «Монолога поэта»:

  • «Клочья сердца» (о драматической судьбе Марины).
  • «Мне нравится, что...»(о том, что любила и что ненавидела Цветаева в людях и в жизни).
  • «Поэта далеко заводит речь» (размышления поэтессы о роли поэта и поэзии).
  • «Прав кто-то из нас, сказавши: любовь - живодерня!» (Цветаева о любви) и т.д.

Такого рода письменные работы очень любят ученики, потому что их мысль должна стать вровень с мыслью поэта, соответствовать ей. Ученики, много раз переворачивая странички лирических сборников, невольно запоминают поэтические афоризмы, лучшие строки того или иного автора.

Самые интересные работы обязательно вывешиваются на следующий день в очередной литературной газете. Так что каждому лицеисту можно сразу и проверить, насколько его работа соответствовала лучшим образцам, и почерпнуть для себя много нового, чего не заметил при самостоятельной работе над поэтическим текстом, и убедиться в множественности подходов к одной и той же теме.

Вот, например, появилась в газете такая работа ученицы. И остальные лицеисты «открыли» для себя, что можно писать просто о сложном, очень лично о философских проблемах.

Имею ли я право судить Раскольникова?

Я читаю вопрос, поставленный в теме, так:

«А в твоей голове зарождались когда-нибудь подобные мысли?»

-Зарождались? Да или нет?

-У меня были... Но поймите меня правильно. Все-таки моя теория и теория Раскольникова не совсем похожи!

Раскольников делит людей на два разряда: высший и низший. У меня почти так же, только у меня люди делятся на тех, кто хуже, и на тех, кто лучше. Лучшие - значит, более талантливые, благородные, умные и красивые, способные принимать решения, совершать поступки. Люди похуже - либо  заурядные посредственности, либо уродливые и довольные своим уродством, подлые и двуличные. Я из тех, кто «похуже». Если следовать мыслям Раскольникова, то я должна была бы себя отнести к тем, кто получше, но нет... Здесь, если хотите, первое наше расхождение с ним.

Теория Раскольникова жестока, во многом неправильна, но, думаю, что какая-то доля истины в ней есть. И разве это только мое мнение?

Боюсь ошибиться, но скажу. По-моему, почти у каждого в душе живет Раскольников. У кого-то он очень маленький и к тому же прячется далеко, а несчастный смертный даже не подозревает о  подобном соседстве. Пока не подозревает...

Кто-то другой хорошо знает о Раскольникове, он часто о нем думает, разговаривает, спорит с ним, но от окружающих предпочитает скрывать своего «друга». Такие люди смотрят на тебя, улыбаются, а про себя думают: «Какое же ты ничтожество!»

А еще кто-то говорит о своем сходстве с Раскольниковым прямо и воплощает его теорию в жизнь.

Я думаю, что он (Раскольников) в большинстве из нас, потому что людям свойственно считать себя выше других. А это - самая благодатная почва для Раскольникова!

Так имею ли я право судить его? Думаю, нет... Ведь я почти рядом с ним! Наши мысли похожи. Правда, мои еще не настолько извращенные. А может, у Раскольникова тоже все так начиналось? Может, то, о чем я думаю теперь, и есть теория Раскольникова, но только в начальной стадии?

Тогда, осуждая Раскольникова, я осуждаю себя?

Но все же я благодарна Раскольникову. За то, что помог мне разглядеть его в моем сердце. За то, что он мне совсем не понравился. За то, что он, сам того не зная, уберег меня от своей участи...

Пока я не могу судить Раскольникова, но надеюсь получить когда-нибудь такое право. Это случится, когда мы (я и он) будем разными, когда я стану лучше!

Абраимова Валентина

Среди работ, напечатанных в газете, были интервью, взятые у знакомых и незнакомых на тему: «Что вы думаете о романе  Достоевского «Преступление и наказание», сочинения «Страницы из дневника Базарова», письма Бернарду Шоу и другие интересные работы.

Вот перед вами одно из писем великому ирландскому драматургу Бернарду Шоу. Адресант (автор сочинения), включившись в ролевую игру, представил себе, что он - литературный критик с консервативными взглядами, который не смог оценить новаторство пьесы-дискуссии «Пигмалион»:

«Мистер Бернард Шоу!

Ознакомилась с Вашим так называемым романом (свою пьесу Шоу действительно именовал романом. - Г. П.).

Как человек, поставленный на эту должность, чтобы служить искусству, а значит, оберегать его от грязи, хочу напомнить Вам, что основы английской литературы были давно заложены людьми, бесспорно общепризнанными и гениальными. Конечно, если бы передо мной был истинный англичанин, мне не пришлось бы заводить подобный разговор. Но, учитывая Ваше происхождение, я позволю себе дать Вам один совет: если Вы хотите чего-то добиться в нашей стране, - уважайте наши законы и традиции!

А теперь о Вашем сочинении. Безусловно (и можете мне поверить), свет оно не увидит никогда. Я не знаю, чем Вы руководствовались во время его написания, но явно не разумом. Из множества тем Вы выбрали самую непристойную, низкую и пошлую. Кому, скажите на милость, будет интересно читать историю о низах общества? Чудеса, мой милый, бывают только в сказках. Никогда девушка, торгующая цветами, пусть даже ее будет учить сама Королева (Боже, храни ее вечно!), не подымется выше цветочного магазина. Я была неприятно удивлена, когда читала характеристику мистера Хиггинса. Запомните: англичане - самая благовоспитанная нация в мире. А у Вас профессор  несдержан, невнимателен и, что самое ужасное, ругается чуть ли не через каждое слово.

Вы сказали (примите за честь, что я Вас цитирую), что английский - это язык Шекспира и Библии. Так что же Вы его оскверняете такими произведениями, как Ваше?

Представьте, что будет, если Ваш «Пигмалион» попадет на ночной столик какой-нибудь девушки из высшего общества? Ведь это - скандал, чего я не могу никак допустить. Я надеюсь, господин Бернард Шоу, что Вы сделаете соответствующие выводы из моих замечаний. И напоследок позвольте дать Вам еще один совет: напишите о чем-нибудь приятном и благонравном. И тогда, возможно, эта книга когда-нибудь будет издана.

(Аня Подпальная)

Вот посмотрите, каким личным чувством окрашены высказывания из сочинений лицеистов «Бунин и я о любви»

Любовь может быть мгновением, как в «Солнечном ударе», а может жить в сердце долгие годы, как в «Темных аллеях». Но она всегда прекрасна. Любовь правит миром.
Брагинская Ксения

Не зря аллеи, где встречаются двое, - темные. Их не надо освещать. Любовь - очень личное чувство.
Кайданник Лена

Любовь у Бунина не подвластна человеку. Наоборот, она сама царствует над людскими душами, то соединяя их, то разлучая, заставляя радоваться и страдать.
Олефир Женя

Я сделал вывод, прочитав Бунина: любовь - трагедия, ее отсутствие - трагедия.
Царев Саша

Бунин занял одно из первых мест в списке моих любимых писателей. Он откровенно говорит об интимнейших человеческих отношениях, но делает это с большим искусством, не снижаясь до грубого натурализма.
Цыбульская Татьяна

Мне нравится мысль Бунина, что все влюбленные - преступники, потому что перешагивают через установленные границы и запреты. Мне нравится, что писатель ничего не комментирует. Это дает возможность мыслить самому.
Анисимова Яна

У Бунина любовь - это чувство, которое приходит внезапно и устанавливает свою диктатуру. У Бунина в любви нет табу.
Мамедов Рафаил

Любовь у Бунина как «солнечный удар». Это чувство изначально стихийное, его невозможно предотвратить, от него нельзя спрятаться. Оно сначала тебя поглотит, а потом заставит мучаться. И мучения эти будут подпитываться сладкими до горечи воспоминаниями.
Бондаренко Олеся

Раньше я думал, что любовь обязательно светлая, чистая, возвышенная. А сейчас, прочитав Бунина, я понимаю, что любовь может быть болью, болезнью, наваждением. Она может разрушить дух и тело. Но человек, если он человек, не может прожить без нее.
Плахтиев Ярослав

Бунин протестует против «страшного мира», загоняющего любовь в угол. Мир убивает любовь, как опасного соперника. Поэтому у писателя любовь - всегда трагедия.
Караваев Дмитрий

Ученики, написавшие такие фразы и увидевшие их в газете, может быть, окончательно поверят в то, что ими сформулировано. И теперь, при написании следующего сочинения, будут стараться мыслить соответственно.

Я рада, что некоторые сочинения моих учеников трудно назвать сочинениями в обычном, школьном, смысле.

Думаю, что у многих педагогов-традиционалистов представленная ниже ученическая работа вызвала бы резкое отрицание. И в самом деле, где здесь анализ произведений, где устоявшаяся форма, где выводы? Но мне это сочинение дорого тем, что ученица переплавила все знания, полученные по теме «Литература 20-30 годов», и окрасила работу личным чувством. Сочинение написано в виде дневника (чем не подражание, только от противного, роману Замятина «Мы»?).

Что-то тихо. Нет ни света, ни воды. Долго стояла в очереди, а на ужин только вчерашний хлеб. В магазинах пусто. Разруха? Что вы! Мы теперь живем в Счастливой стране. Неважно, что по карточкам...

О! Соседи сверху запели «Интернационал». Пролетарии! Они счастливы. Они уверены в том, что Партия решит все. В Счастливой стране все решает Партия. Так она заботится о благе граждан.

Да что же это происходит? Брат убивает брата, сын предает отца. И все это поощряется! Любви нет места, кровнородственные отношения Стране ни к чему, семья - лишь ячейка общества. Ничего личного, все на благо обществу. Как пишет «самый талантливый поэт эпохи», «единица - вздор, единица - ноль».

Сегодня ночью меня забрали Туда (откуда редко возвращаются). Много часов подряд со мной вел «разговор» Тот, в черной куртке. Спрашивал, признаю ли я Счастливую власть? Если все признают, то и я должна?

Приближаются холода. Люди рубят дрова в центральном парке. Партия постановила, что в Счастливой стране отопление ни к чему. А люди? «Надо думать обо всем классе, а люди найдутся всегда».

Выселили мою соседку. Она вдова, муж погиб, защищая Счастливую власть. Пришел Человек с ружьем...

Уничтожали архивы. У граждан Счастливой страны нет прошлого. А будущее?

Есть возможность уехать. Не могу. Не смогу жить без родины. Без Несчастной страны.

Устроилась на работу. Еле дотащила домой неподъемную «Инструкцию». Должна изучить, чтобы нести в массы «моральный кодекс». Или лучше сказать - аморальный?

Меня уволили...

Ночью приехала машина. Забрали Туда. Чувствую, больше не вырвусь. Жизнь - не жизнь. Люди - не люди, а зомби, без сердца и разума. Они вняли словам другого талантливого поэта: «Если он скажет «Солги!» - солги, если он скажет «Убей!» - убей»

Мне предъявили  обвинение в измене родине...

Манзюк Ирина

Хочется поделиться интересным методическим приемом, который стал традиционным у нас в лицее. Вы никогда не пробовали на уроках выпускать литературные газеты?

Поверьте, что это чрезвычайно полезное и захватывающее занятие! Класс делится на группы (в каждой группе приблизительно пять-шесть человек, роли распределены следующим образом: художники-оформители, литературоведы, актеры, главный редактор). Ребята знают, что сегодня на уроке они будут выпускать газеты. Поэтому они принесли на урок ватман, карандаши, фломастеры, в общем, все, что может понадобиться в работе. Тема - общая для всех, это, собственно, тема, которая изучается в данное время на уроках. Допустим, что это «М. И. Цветаева». На предыдущем уроке вы дали ученикам задание: перечитать 30, 40, 50 стихотворений поэтессы, сформулировать заглавие будущей газеты, определить наиболее характерное для  поэтессы стихотворение и выучить его наизусть, подобрать соответствующие фотографии (или сделать их ксерокопии), которые будут использованы в газете.

Звенит звонок, и закипает работа. Учитель быстро (на этом уроке нельзя терять ни минуты) дает задания общие для всех и те, над которыми будет трудиться каждая группа в отдельности. Задания эти таковы: пока художники оформляют газету в соответствии с ее заглавием и идейным замыслом, литературоведы пишут два сочинения. Первое - раскрывающее смысл заглавия, второе - анализ стихотворения, которое учитель дает каждой группе в зависимости, опять-таки, от темы газеты.

Таким образом, на листе ватмана появятся, как минимум, три раздела: «передовая статья» (сочинение по теме газеты), сочинение-анализ стихотворения, не изучавшегося ранее на уроках, и стихотворение, которое группа считает «визитной карточкой» автора.

Газеты должны быть вывешены в классе через 40-50 минут после начала работы для того, чтобы в оставшееся время группы смогли защитить свои проекты. Как происходит защита? Редколлегия подходит к своему «детищу», главный редактор объясняет выбор темы, доказывает уместность оформления, актер читает наизусть стихотворение, помещенное в газете, литературоведы знакомят остальных ребят со своими статьями. Весь класс (но окончательное решение - за учителем) оценивает каждый этап защиты.

В конце того дня у меня в кабинете висели 15 газет с самыми разными названиями: «Клочья сердца», «Мне нравится, что....» (газета о том, что любила и что ненавидела Цветаева в жизни), «Доктора узнают нас в морге по не в меру большим сердцам», «Мой Пушкин», «Моим братьям в пятом времени года и четвертом измерении» (газета о роли поэта и поэзии в обществе), «Не мать, а мачеха - любовь» и др.

Что дают такие уроки? Во-первых, они рождают коллективную мысль, происходит взаимообогащение членов редколлегии, вырастает чувство ответственности каждого за общее дело. Это, так сказать, вопросы воспитательного характера. А что касается учебных задач, то на таких уроках они решаются в комплексе: ученики читают  дополнительный материал по теме, «перерабатывают» огромное количество стихотворений, запоминают афористичные строки, учатся определять главное в материале, дают анализ стихотворений, не изучавшихся в классе. Да мало ли пользы от такого урока! А кроме всего прочего, это прежде всего - учебная игра, своеобразное соревнование. А кто же откажется принимать в нем участие? Еще долго ребята будут подходить к газетной галерее, спорить, сравнивать, удивляться. Значит, урок состоялся!

Такой урок в следующем учебном году я провела по теме: «Сергей Есенин». Оригинальные, обстоятельные газеты украсили стены моего кабинета: «Мой путь», «Черный человек», «Страна березового ситца», «Куда несет нас рок событий?», «Первый раз я запел про любовь» и др.

Через год новые одиннадцатиклассники демонстрировали свои способности при выпуске газет по теме «Анна Ахматова».

А вот в этом году мне пришла в голову мысль, что не только поэтические темы могут подниматься в газете. А что если попробовать выпустить газеты, посвященные любимому лицеистами Булгакову?

Забегая вперед, скажу: затея удалась! Такой ребячьей заинтересованности я еще не видела на подобных уроках. К ужасу директора, в коридорах в течение всего дня пахло гарью. Это ребята доказывали мысль Воланда: «Рукописи не горят», помещая в газетах обожженные края «черновиков» Мастера. Какие задания получили группы на сей раз? Те, что уже «отстоялись»: придумывание заголовка, оформление газеты, составление сочинения-«передовицы». Но были  поставлены и новые задачи: каждая группа пишет сочинение-рассуждение на тему «Все люди добры?», составляет кроссворд (включающий не менее 10 слов) и оставляет в газете свой автограф («Мое отношение к роману»).

Вот какие интересные размышления ребят появились в газетах по теме «Все люди добры?» (печатаются отрывки из сочинений).

Все люди добры настолько, насколько ты добр к ним. Поэтому никто не имеет права сказать, что Иешуа ошибался, и приводить примеры из собственной жизни.

Человек делает зло другому потому, что ему еще раньше кто-то сделал зло. Это главная мысль Иешуа. Марк Крысобой причинил зло Иешуа, но озлобился он потому, что по отношению к нему были злы германцы. Но кто знает, почему злы германцы? Поговорить бы с ними... Если Он поговорит с каждым, то каждый станет добрым.

Да, эта черная цепь злодеяний бесконечна, и «рациональному» человеку никогда не придет в голову мысль по звенышку перекрашивать эту цепь в белый цвет. Бесполезно. Зло было, есть и будет. Какой же тогда смысл с ним бороться?

В каждом человеке есть доброта, но она подавлена обидой, а отсюда и злобой. Стоит только дать человеку еще немного доброты, и ему уже хватит сил победить зло.

* * *

Все люди добры? Нельзя ответить на этот вопрос, так как не изобретен еще прибор, с помощью которого можно определить степень доброты в человеке. Думаем, что в каждом добром человеке есть  какой-то процент злого. Есть ли стопроцентно добрый человек? Он был (хотя на все 100 процентов я это утверждать не берусь). Это Иисус Христос.

Можно ли назвать добрым новорожденного ребенка?

Скорее всего, нет, так как он не знает границ между добром и злом, не различает эти два понятия и даже не задумывается над ними.

Добр не тот человек, который выполняет все Заповеди (таких нет!), но тот, кто стремится их выполнять.

* * *

Почему в последние минуты жизни человек раскаивается во всех своих грехах? Почему извиняется перед всеми, кого обидел? Уж не от доброты ли душевной? Мне кажется, что это так. Он знает, что это конец, что дальше ничего нет. Ему не надо притворяться, думать о своей выгоде, он не боится, что, если раскроет душу, в нее наплюют. Ему уже просто нечего и некогда бояться. Ведь для многих злость - футляр. Они в него прячутся и думают, что так надежней. В каждом человеке есть доброта. Вопрос: сколько? А это уже зависит от человека. Она в нас заложена, а сумеем ли мы ее сохранить, зависит от силы характера.

Интересны были вопросы кроссвордов, созданных лицеистами. Они показали, что многие прекрасно ознакомлены с текстом романа, замечают подробности, ценят «мелочи». К вашему вниманию небольшой круг вопросов, запечатленных в кроссвордах:

В каком месяце казнили Иешуа?

Один из страшнейших пороков, по мнению Иешуа.

Масть карты, в которую стрелял Азазелло.

Название сада, в котором был убит Иуда.

Настоящая фамилия Бездомного.

Кому принадлежит фраза: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»?

Фамилия дяди Берлиоза.

Откуда родом Иешуа?

Кого из героев превратили в вампира?

Куда отправил Воланд Степу Лиходеева и прочие.

Как видите, идея газеты как средства общения воплощается в жизнь в различных формах, но имеет общую «сверхзадачу»: приучить лицеистов открыто высказывать свои мысли, помочь им овладеть навыками письменной речи, заставить быть внимательными к текстам художественных произведений.

Но не надо думать, что газеты у нас состоят сплошь из образцово-показательных сочинений. Есть в них место и для юмора. Очень часто в газете печатаются ляпсусы из сочинений и устных ответов учащихся. Ребята к этому привыкли. Бывает даже так, что, когда во время урока прозвучит нечто неудобоваримое, кто-то из учеников тихо встает, подходит к газете и вписывает в нее очередной «перл». Зачем это нужно? Как говаривал царь Петр I, «дабы дурь каждого была видна». Смеясь над ошибками в устной и письменной речи, учимся писать и говорить грамотнее. И потом, ведь смех - всесильное оружие. Не помню, кто сказал: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится». Вот и пусть мои ученики боятся выглядеть глупыми, невежественными, необразованными, косноязычными.

Предлагаю вашему вниманию маленькую подборку «шедевров»:

Из сочинений

Гобсек похож на дятла, который долбает дерево, а потом перелетает на другое место.

Не в деньгах счастье, а в их количестве.

Местью люди пользуются во всех удобных и неудобных случаях.

Если бы Гобсек вел правильный образ жизни, Бальзак бы про него не написал.

Гобсек заслуживает на жалость, а не на упрек.

Неймоверная страсть.

У Гобсека психическое заболевание.

Гобсек в облике человека был машиной.

Гобсек - маньяк, который скатывался в яму денег, которая наполнялась, пока Гобсек не задохнулся в темной яме безумия.

Гобсек не оставил после себя приятных воспоминаний.

В лице Гобсека можно рассмотреть всю его внутренность.

Гобсек был хуже какого-то необразованного, затурканного мужика.

Гобсек - паразит, вредящий человечеству.

Гобсек по жизни был сдержанным человеком.

У кого много денег, тому мир по колено.

Из устных изречений

Катерина типа чистая.

Маменьку слушать, то на Чукотку попадешь (вместо «Маменьку слушать, так в чахотку попадешь»).

Гобсек любил опускать аристократов.

Гобсек отдал Эрнеста в морскую школу юнгой (в тексте было так: «Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда он станет искусным лоцманом, мы его в капитаны произведем»).

Стряпочник Дервиль.

Плебей - неродной сын.

Базаров влюбляется в Одинцову, как пчела в мед.

Тарас Бульба и Маттео Фальконе писали правду про весь народ. У них в текстах был один характер.

К. Д. Ушинский отмечал в одной из своих статей: «Упражнения дара слова должны быть систематическими». Творческие способности наших учеников раскрываются не только при написании сочинений. Они пробуют свое перо на страницах двух лицейских газет: «Cамі прО Себе» («SOS!») (главный редактор - преподаватель деловодства Л. Н. Стешенко) и «Лицейские ведомости» (главный редактор - заместитель директора по воспитательной работе И. А. Ерыкалова). Здесь вы можете прочитать стихи лицеистов, узнать их мнение по поводу событий в мире, в стране, в лицее, ознакомиться с отзывами о проведенных мероприятиях, услышать полемику по всем вопросам современной жизни.

Особое слово хочу сказать о курсовых работах наших учащихся. Такого рода творческие работы стали обязательными в лицее. В конце 10 класса вниманию лицеистов предлагаются темы курсовых работ по праву, истории, делопроизводству и по литературе. Лучшие курсовые работы одиннадцатиклассников перерастают в научно-исследовательские проекты. Самые глубокие, основательные работы учащихся рекомендуются (после публичной защиты в лицее) к участию в конкурсе творческих работ по линии Малой академии наук. Прошлый год принес нам большую победу. Две научно-исследовательские работы по литературе заняли призовые места в области. Работа Ирины Коринько «Тема «крыльев души» в литературе и искусстве ХХ века» была удостоена диплома I степени, а научно-исследовательский проект Галины Деревянко «Новая европейская драма конца XIX - начала XX веков» - диплома II степени.

Мы вправе гордиться тем, что каждый год в списках студентов факультета журналистики и филфака есть фамилии наших лицеистов.

Думаю, что успехи наших учеников в какой-то мере предопределила и особая система работы над сочинениями в лицее. Подводя итоги, хочу заметить: теперь сочинение - не наказание для учителя и учеников. Мои подопечные высказывают свои мысли с удовольствием, предвкушая радость общения со сверстниками, а я, собрав письменные работы, после уроков лечу домой, чтобы поскорей взяться за проверку тетрадей и утром вывесить новую газету в классе!


11.08.2008

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!