Osvita.ua Вища освіта Реформа вищої освіти Одягнути «голого короля» вищої освіти
Одягнути «голого короля» вищої освіти

МОН необхідно позбавити повноважень керуючого органу, зберігши за ним регуляторну функцію

Одягнути «голого короля» вищої освіти

Нынешняя публикация – попытка задать дискуссии о ЕГЭБО новый вектор, поскольку одним из наиболее важных вопросов для нашего общества как раз является вопрос о том, что же делать с высшим образованием. Свои ответы на этот волнующий вопрос предлагает и. о. ректора Харьковского национального университета радиоэлектроники Эдуард Рубин.

Наше Министерство образования и науки не имеет никакой стратегии развития высшей школы. Об этом я писал не раз в своих публикациях.

Недавняя позорная история с Единой государственной электронной базой по вопросам образования, по-моему, как нельзя более наглядно показала всем, что король – гол.

Моя предыдущая колонка о ситуации с ЕГЭБО спровоцировала нешуточную дискуссию.

Нынешняя публикация – попытка задать ей новый вектор, поскольку, как мне видится, одним из наиболее важных вопросов для нашего общества как раз является вопрос о том, что же нам делать с высшим образованием.

Я «влип» в эту тему много лет назад: после того как в начале «нулевых» создал один из первых в Украине ИТ-бизнесов, а через некоторое время, с развитием рынка, оказалось, что в стране – дикий дефицит молодых квалифицированных кадров.

Поскольку систему подготовки специалистов от реальных потребностей работодателей отделяла настоящая пропасть, мы, «айтишники», начали искать разные формы сотрудничества с вузами, чтобы влиять на качество обучения и потом привлекать выпускников на работу.

Потом тема модернизации нашего образования увлекла меня настолько, что я безо всяких сомнений ринулся в нее с головой, приняв предложение возглавить и реформировать Харьковский компьютерно-технологический колледж, затем год отработал исполняющим обязанности ректора Харьковского национального университета радиоэлектроники.

Таким образом, у меня была возможность получить объемное, «разноуровневое» представление о проблемах образования, как снаружи, так и изнутри системы.

Кроме того, во всех своих зарубежных поездках (а я много езжу по свету) давно интересуюсь тем, как строится работа университетов.

И вот, опираясь на весь этот «бэкграунд» личного опыта, хочу поделиться своим видением некоторых принципов, на которых должна стоять реформа нашей системы высшего образования.

Автономия университетов должна стать не декларативной, а реальной

МОН необходимо избавить от полномочий управляющего органа, сохранив за ним, главным образом, регуляторную функцию.

Мы провозгласили автономию вузов, но процесс этот так и не завершен, университеты не чувствуют себя свободными, и все важнейшие вопросы своей жизнедеятельности вынуждены согласовывать на министерском уровне.

В разных странах функции министерства образования очень разнятся, но нам, с учетом традиционно высоких коррупционных рисков, на мой взгляд, нужна максимальная либерализация сферы высшего образования.

Чем меньше администрирования, тем лучше.

Что значит перевести МОН из режима управления в режим регулирования?

Это значит, что Министерство должно быть разработчиком госполитики в сфере образования и устанавливать единые правила игры для всех участников процесса.

Оно также должно следить за выполнением этих правил, но даже эти функции надзора не должны быть монополией МОН, а распределяться между министерством, профессиональными саморегулирующимися организациями, ассоциациями работодателей и другими заинтересованными общественными структурами.

Правила игры должны быть едины для всех, и для государственных, и для частных вузов

И те, и другие должны иметь равный доступ к бюджетному финансированию. Это один из ключевых моментов, на котором должна стоять система.

Все без исключения вузы должны иметь безоговорочное право получать доход, как из госбюджета, так и от обучения по контракту.

И все без исключения должны выйти из рабства «тарифных сеток» и получить полное право свободно распоряжаться своими деньгами, только так вузы смогут привлекать лучших сотрудников, платить им большие зарплаты, а значит, создавать для университета в целом дополнительные преимущества.

«Деньги идут за студентом»

Этот принцип должен быть главным критерием бюджетного финансирования.

Если мы его внедрим, то решим очень многие проблемы. И здесь нам в помощь – элементы электронного администрирования, которые сделают процесс бюджетирования вузов конкурентным, прозрачным и, по сути, автоматическим.

Реализовать это совсем несложно: абитуриент сдает ЗНО на оговоренный высокий балл, дающий ему право поступить на бюджет – и тут же получает электронный ваучер, подтверждающий, что государство готово профинансировать его дальнейшее образование.

С этим ваучером он поступает в выбранный им вуз и, таким образом, приносит доход университету.

Конечно же, есть специальности, которые не пользуются спросом, но в силу тех или иных причин важны с точки зрения государственной политики и прогнозов развития страны.

По таким направлениям должно быть отдельное решение, и они должны дотироваться независимо от реального спроса на профессию, по крайней мере, на первых порах, пока рынок и это не отрегулирует.

Скажем, государство решает, что ему нужны инженеры-машиностроители, врачи для сельской местности, астрономы и т. д., – и поддерживает эти направления льготами для студентов, готовых, например, по окончании вуза отработать несколько лет под госзаказ.

Все остальные направления уходят в «открытое плавание», и возникнет настоящий рынок образовательных услуг с сильной конкурентной средой.

Количество вузов должно уменьшиться

Давайте уже, наконец, признаем честно: высшее образование, в отличие от среднего школьного, не является обязательным.

Сегодня подавляющее количество выпускников устремляется в вузы и создается обманчивое впечатление, что у нас очень образованное население.

Но количество вузов, которое Украина унаследовала с советских времен, является для нее избыточным и неподъемным, и все они просто не имеют возможности обеспечить должный уровень качества.

В условиях конкуренции неизбежно закроется всё, что не пользуется спросом. Это нормально во всем мире, это должно стать нормой и для нас.

Зато те вузы, которые останутся, получат прекрасные перспективы для развития.

Все, кто докажет свою конкурентоспособность в условиях рынка, смогут рассчитывать на привлечение дополнительного финансирования от бизнеса через создание действенных наблюдательных и попечительских советов, формирование эндаумент-фондов и т. д., кроме того, откроется возможность для прихода на наш рынок иностранных учебных заведений.

Престиж диплома восстановится тогда, когда в вузы придут учиться лучшие из лучших

Для этого нам просто необходимо установить высокий проходной порог для абитуриентов.

Я считаю, что таким минимальным порогом должно быть 150 баллов по всем предметам ЗНО и не менее 170 баллов по профильным предметам.

При таких показателях абитуриент должен получить право на бюджетное финансирование, и только так у него будет право получить диплом государственного образца.

При таком «пороге», естественно, изменится отношение к учебе еще со школьной скамьи. Те, кто сдал ЗНО не столь успешно, смогут пересдавать его в последующие годы, но пересдача вполне может быть платной государственной услугой, как и во многих странах.

При меньших баллах ЗНО у абитуриента будет право только на контрактное высшее образование. Однако в этом случае он должен понимать, что получит на выходе не диплом гособразца, а сертификат об окончании вуза, что сузит спектр возможностей при получении работы.

Например, такой диплом не будет котироваться в госструктурах, но частные работодатели будут сами решать, какой документ является для них приемлемым.

Естественно, вуз должен получить право самостоятельно (без вмешательства МОН) формировать программы обучения, по окончании которых будет выдаваться сертификат.

И не обязательно такое обучение должно длиться 5 лет. Это могут быть компактные программы на 1-2-3 года, дающие хорошую профессиональную подготовку.

Высокий порог для поступления повысит статус госдиплома, откроет возможности для межгосударственных договоров по его нострификации в других странах и одновременно создаст нормальные условия для возрождения в Украине колледжей и училищ.

Эти подходы представляются мне основополагающими для реформы системы высшего образования в Украине.

К чему приведет их внедрение?

К тому, что существующая парадигма «образование – дотационная сфера» сменится парадигмой «образование – важнейший драйвер экономического развития».

Все развитые страны мира – это страны, где государство и бизнес поддерживают образование и где работают правильные регуляторные механизмы образовательной системы. Более свежий опыт Израиля, Туниса, ОАЭ говорит нам о том же: образование формирует экономику страны.

Мы часто повторяем, что наше главное богатство – люди, интеллектуальный потенциал. Именно сфера образования напрямую работает с этим капиталом, формирует его и предотвращает его бегство из страны.

Отладка системы должна привести к тому, что вокруг нее запустятся правильные экономические и социальные цепочки.

Бизнес будет черпать кадры из тех вузов, которые дают хорошее образование, вузы – принимать лучших выпускников школ, соответственно, родители постараются отдать детей в те школы, где работают лучшие преподаватели. Т.е. школа, как в Америке, должна стать одним из важнейших индикаторов развития района.

Наличие хорошей школы должно определять цены на жилье, развитие окрестных бизнесов, формировать социальную среду и пр., т. е. стать прямым фактором местного экономического развития.

Не претендуя на всеохватность темы, делюсь этими соображениями в надежде, что общественная дискуссия поможет выработать оптимальную модель для давно назревшей реформы системы высшего образования.

Едуард Рубін, співзасновник харківського ІТ-кластеру, ініціатор ряду незалежних освітніх проектів, «Українська правда. Життя».

Освіта.ua
30.08.2017

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Олександр Миколайович
Підтримую автора! Тарифні сітки, зменшення ВУЗів - все правильно. Ваучер - цікава ідея, варто спробувати. З приводу сертифікатів за 1-3 роки, я б таким вступникам, які не здали ЗНО на 150 балів, радив вступати до коледжів.
Карл іполітович
Пан .рубін! Добре, але ви мало поробили в універі. Європа відмовилася від дурпринципа: гроші за дитиною. Друге: ніде в світі не фінансують приватні вузи! Ось так! А мон - слабаки, правда!
N
Для Карл іполітович: Так ця схема вказує, що нехай абітурієнти вирішують, які спеціальності і університети залишаться в Україні - МОНУ ради цьому самостійно дати не можуть. Вони одразу підняли руки.
Коментувати
Анна
Согласна по поводу тарифных сеток и идеи давать ВУЗу зарабатывать, а не выживать. Не совсем понятна идея с ваучером. Хотелось бы услышать про опыт его внедрения, если он был, и каковы результаты. С сокращением ВУЗов и достойным проходным баллом по ЗНО полностью согласна. Хотелось бы, чтобы кроме болтовни принимались какие-то стратегические решения, а то у нас на "блогах" все и заканчивается.
Tet-a-tet
Є чимало професій, для яких класична вища освіта зовсім не потрібна( готельний бізнес, ресторанна справа, кухарське діло і т.д), але ВНЗ в погоні за прибутком наплодили спеціальностей, яких часом у цих сферах навіть не існує. І все для гучного звучання та стимулювання марнославних українців до отримання папірця під назвою диплом. Згоден з усім про що написав автор, але на жаль наша АНУ цього не читає, а МОНУ ніяк не наважиться на радикальну реформу у системі закладів ВО. Якщо роблять якісь спроби - то їх освітянське лоббі підносить як гоніння на ВО, бажання прибрати їх приміщення( ніби вони не державні) і т.д. Досить, аби МОН перестало видавати липові ліцензії і відразу багато-чого зміниться. Але жаль різати курку, яка несе не погані яйця.
Голосzнарода
Для Tet-a-tet: курка несе тухлі яйця, просто ті, хто їх їдять, цього не розуміють, бо не відразу гинуть, а поступово від інтоксикації але надійно
N
НАНУ не впливає на ці процеси - самі у загоні МОНУ
Коментувати

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!