Osvita.ua Вища освіта Статті та аналітика Рынок высшего образования
Рынок высшего образования

Частные высшие учебные заведения заявляют о дискриминации и критикуют независимое тестирование

Рынок высшего образования

Помните анекдот про лесную конституцию? "Пункт первый: все звери в лесу равны. Пункт второй: лев равнее всех". Капиталистическая конкуренция - вещь жестокая, напоминающая гонки на выживание. Даже если каждый из участников этой гонки находится в равных условиях, драться приходится всерьез. Однако для нашей страны такая вещь, как "равные условия", к сожалению, дело более-менее далекого будущего.

Взять хоть образование: оно в Украине давно стало товаром, и товаром недешевым. А раз есть товар, есть и продавцы. Сегодня у нас "торгуют дипломами" две категории вузов: государственные и частные. Но при этом они поставлены в неравные условия.

Контроль или давление?

Обычно, когда пытаются сравнивать государственные и частные учебные заведения, сравнение получается не в пользу последних. Главная претензия, предъявляемая к частным вузам, - несоответствие заявляемого и реального уровня образования. Что греха таить, действительно. некоторые в погоне за заработком открывают "филиалы" на базе детских садов или жэковских кружков, а то и вовсе курсы кройки и шитья переименовывают в какую-нибудь "Международную академию дизайна" и зазывают туда студентов - за весьма приличные деньги, между прочим.

Так что контроль за частными вузами, безусловно, нужен (как, впрочем, и за государственными). У нас же, по словам представителей частных учебных заведений, этот контроль переродился в дискриминацию, которую испытывают на себе абсолютно все "частники", в том числе и те, которые уже не первый год готовят отличных специалистов и заработали себе хорошую репутацию. Самый главный их угнетатель - это, конечно же, Министерство образования.

"Сегодня национальная система образования под угрозой если не полного уничтожения, то, во всяком случае, резкого понижения уровня образованности нации, - считает ректор Европейского университета, глава Ассоциации учебных заведений Украины частной формы собственности Иван Тимошенко. - Есть четкий показатель этого уровня: количество учащихся на 10 тыс человек. В Западной Европе этот показатель составляет 700-800 человек. В бурно развивающихся Тайване или Японии - 900-950. В Украине на 10 тыс жителей насчитывается всего 520 студентов".

Одна из причин такого безобразия - то, что реформы, проводимые в последние годы министром образования Иваном Вакарчуком, фактически уничтожают систему заочного и дистанционного образования. "Сегодня дистанционное образование становится во всем мире одной из основных форм. - продолжает Иван Тимошенко. - Да и у нас сегодня с третьего курса большинство студентов начинают искать заработок, а старшекурсники работают практически все! Но сейчас вузы, которые, понимая требования жизни, пытаются внедрить у себя дистанционную форму образования, оказались практически вне закона".

Кадры решают все

По словам Ивана Тимошенко, ректоры государственных вузов тоже не одобряют нынешнюю политику министерства: "Нет одного ректора в нашей стране, который бы поддержал действия министра, - утверждает он. - Но руководители госвузов еще не набрались смелости говорить об этом публично. То, что делает министерство, отбрасывает нашу страну далеко назад в развитии".

На мой взгляд, сегодня сражаться с министром образования - занятие нестоящее: наверняка в связи с последними политическими событиями в министерстве тоже произойдут кадровые перестановки, причем будет это в самое ближайшее время. Поэтому, если и анализировать просчеты нынешнего министра, делать это стоит лишь для того, чтобы в будущем знать, как их исправить.

Одна из таких ошибок - кадровая политика ведомства. "За 6 последних лет количество докторов в высшей школе не изменилось: как было 9%, так и осталось, - сетует Иван Тимошенко. - А ведь есть требование, чтобы кафедры в вузах возглавляли только доктора наук: иначе на кафедре нельзя готовить магистров. Однако министр подписал очередное, по которому, чтобы получить звание доцента, человек должен обязательно написать учебник. Сложно представить, неужели нам нужны тысячи, сотни тысяч учебников по специальности? И потом, учебник - это коллективный труд. В общем, благодаря этому постановлению скоро вузы - и государственные, и частные - останутся вообще без доцентов и профессоров".

И снова о тестах

А вот многие претензии к системе внешнего независимого оценивания руководителей частных вузов мне показались, честно говоря, высосанными из пальца. Разумеется, в процедуре внешнего оценивания еще есть недочеты и шероховатости: ведь она только начинает вводиться в Украине. И, разумеется, недовольные этой системой найдутся обязательно, хотя бы потому, что она действительно очень многим перекрыла «черные ходы» в вузы. Однако лишний раз обсудить недостатки внешнего независимого оценивания все равно будет полезно. Итак, какие же претензии предъявляют ректоры частных учебных заведений к тестированию?

Претензия номер один: ограниченный "срок годности" сертификатов внешнего независимого оценивания. То, что они действительны всего одну вступительную кампанию, по словам исполнительного директора Конфедерации негосударственных вузов Украины Сергея Середы, ограничивает в праве на поступление тысячи и тысячи людей. Мол, человеку, который не поступил с первого раза в вуз и пошел работать, слишком сложно будет сдавать тесты еще раз, и лучше было бы предоставить ему возможность подавать в приемные комиссии прошлогодние сертификаты. Честно говоря, с этим аргументом я согласиться не могу. Ведь и раньше, когда действовала система вступительных экзаменов, абитуриенты все равно сдавали их каждый год! Не вижу особой разницы между подготовкой к вступительным экзаменам или тестам. Разве что результаты тестов намного сложнее купить...

А вот следующая претензия - куда более серьезная. "Есть вузы, которые готовят специалистов очень узкого профиля, где нужны специфические навыки, таланты и знания, - объясняет глава правления Конфедерации негосударственных вузов Украины Юрий Мирошниченко, - Например, вузы, которые готовят танцовщиков: разве не важнее для них пройти творческий конкурс, нежели сдать некую «обязательную программу» по тестам?" И действительно, так ли уж важно, насколько грамотно расставляет запятые в тексте человек, чья работа - танцевать?

Кстати, о том, нужна ли при поступлении в вуз "обязательная программа", заставляет задуматься история, рассказанная Сергеем Середой. Напомню, в прошлом году для поступления в вуз нужно было обязательно предоставить сертификат по украинскому языку и литературе, да чтобы количество набранных баллов было не меньше 124. В нынешнем году в "обязательную программу" входит все тот же украинский (ну неравнодушен министр к языковому вопросу, хоть и "технарь"!) и на выбор - либо математика, либо история Украины.

Так вот, в прошлом году в один из частных вузов подал документы юноша, предоставивший сертификат по украинскому, в котором не было нужных баллов. Проще говоря, если оценивать уровень грамотности по 12-балльной шкале, то парнишка знал язык еле-еле на четверочку. Безграмотного мальчика все же решили взять в вуз, тем более, что специальность, по которой он собирался учиться, была далека от проблем языкознания. "Узнав об этом, министерство решило... лишить вуз лицензии на подготовку специалистов соответствующей специальности! - возмущается Сергей Середа. - После этого юноша сам подал заявление на отчисление из вуза. Но вердикт министерства остался в силе. Я считаю, что такая мера наказания, мягко говоря, неадекватна нарушению. Это яркий пример того, как министерство относится к вузам негосударственной формы собственности".

Одним словом, руководители частных вузов считают, что система внешнего независимого тестирования нуждается в серьезной корректировке. Насколько серьезной, можно поспорить. Но в любом случае эта тема достойна обсуждения.

Диплом не по карману?

В конечном итоге, большинство претензий представителей «частного сектора» в образовании сводится к финансам. Например, считают "частники", должна быть смягчена система налогообложения негосударственных вузов. Аренду земли и помещений тоже стоило бы рассчитывать по другим, более низким тарифам. Все это, в итоге, пойдет на пользу обычным людям: ведь арендные и налоговые льготы позволят снизить стоимость образования, и в итоге, диплом станет по карману гораздо большему числу молодых людей. Однако на деле этого не происходит. И понятно почему: зачем госвузам, успешно зарабатывающим на студентах-"контрактниках", конкуренты?

Еще одна экономическая претензия связана с госзаказом на подготовку специалистов. Такой заказ (оплаченный, между прочим, государством!) получают только государственные вузы. Однако, считают "частники", основным критерием при размещении госзаказа должна быть не форма собственности, а качество подготовки специалистов.

"Провозглашенные в стране принципы рыночной экономики, к сожалению, в отрасли образования не действуют, - заявил президент Ассоциации учебных заведений частной формы собственности Анатолий Толстоухов. - Но, к сожалению, мы должны констатировать, что государственная политика по отношению к нам, мягко говоря, игнорирует интересы негосударственных вузов. Недавно я спросил у представителя польского минобразования, равны ли у них в правах государственные и негосударственные вузы. Этот вопрос поверг его в недоумение: а разве может быть по-другому? У нас же все не так. Почему? В частных вузах Украины учится около полумиллиона студентов. Это что, другие дети?"

Автор: Людмила Заглада

Газета Новая
09.02.2010

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Анатолій
Історія формування системи вищої освіти в Африці.

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!