Osvita.ua Вища освіта Статті та аналітика Леонид Губерский: "Жизнь стала жестко требовать знаний"
Університет Шевченка

Пожалуй, ни одно из последних политических событий так не всколыхнуло общественное мнение, как прошедшая вступительная кампания в украинские высшие учебные заведения

Леонид Губерский: "Жизнь стала жестко требовать знаний"

Сегодня все в прошлом: многодневные очереди на прием документов, подача заявлений каждым студентом в десятки вузов, угрозы проверки Службой безопасности Украины тысяч справок, дающих льготы - от «чернобыльских» удостоверений, выданных через 23 года после аварии, до заключений об инвалидности с детства, полученных за неделю до подачи в вуз. Словом, ректор Киевского национального университета имени Т.Г. Шевченко Леонид Губерский, как и новобранцы вверенного ему вуза, наконец-то вздохнул с облегчением.

Каковы результаты вступительной кампании? Оправдалась ли в Украине идея школьного тестирования и отсутствия вступительных экзаменов?

Тестирование было внедрено еще в прошлом году, так что этим летом, уже имея определенный опыт, мы надеялись, что процесс отбора абитуриентов пройдет легче. Увы, оказалось не так. Что касается принципа тестирования, идея сама по себе, действительно, очень хорошая. Это общепринятая мировая практика и она обеспечивает широкий доступ к высшему образованию наиболее подготовленной молодежи - в этом ее неоспоримое преимущество. Вы посмотрите, потоком пошла молодежь из регионов: откровенно говоря, боялись они идти в столичные вузы, дескать, «зарежут», не поступят. Дошло до того, что университет прежних лет практически стал во всех смыслах киевским. А уже в прошлом году к нам поступили более половины студентов из регионов, в этом - приезжих еще больше, и мы верим, что их высокие баллы в сертификатах - объективные оценки знаний.

Но, как и во всяком новом деле, проблем хватает. Например, все было рассчитано на здравый смысл. То есть что один абитуриент подаст заявление в два-три вуза, ну в пять, но не в двадцать или, как писала пресса о рекордсменах, в шестьдесят, причем в разных городах и на совершенно разные специальности! Никто не прогнозировал, что из-за подобной гонки в этом году будет такой большой наплыв абитуриентов. Например, у нас на 2 481 бюджетное место были поданы 24,5 тысячи заявлений - в два раза больше, чем в 2008-м. В целом по стране такая ситуация: те, кто у нас подал заявления, подали еще в десятки вузов, колоссальная нагрузка упала на плечи технических секретарей - тех, кто принимает документы, а ведь это очень ответственное дело. Нам пришлось постоянно увеличивать число принимающих, зато и жалоб на невнимание не было.

Кстати, мы предлагаем, и соответствующее предложение уже передали союзу ректоров и в Министерство образования, чтобы в следующем году во всех вузах и университетах, и институтах принимать документы с 29 июня до 20 июля, а не растягивать этот процесс на все лето. Иначе все деканы, проректоры, сотрудники остаются, по сути, без отдыха.

Вторая сложность. В этом году появилось огромное количество льготников: если год назад было семь категорий, то нынче законодатель позаботился, чтобы их стало двадцать. И как-то возникло очень много абитуриентов, имеющих право на льготы - сироты, инвалиды, дети шахтеров, выходцы из горной местности и так далее. По сравнению с прошлым годом только в нашем вузе их стало вдвое больше, 800 человек по заявлениям. И у многих достаточно низкие баллы в сертификатах. По некоторым специальностям, например, туризм, экономика, реклама в Институте журналистики, число льготников в полтора-два раза превысило количество плановых мест. Тогда мы забили тревогу, проинформировали министерство, оно поддержало нас, в конечном итоге, мы зачислили практически всех льготников, 600 человек, и забрали всех, кто имел высокие баллы. Для этого пришлось немного увеличить количество бюджетных мест, а четверть льготников сами отсеялись, когда узнали, что мы проводим проверку документов. Так вот, общими усилиями, выпутались из ситуации.

Но вывод сделан: конечно, нужно оптимизировать систему.

Вы уже сформулировали, как именно стоит ее оптимизировать?

Кроме пересмотра сроков приема документов, мы предложили Министерству образования выйти с ходатайством в Верховную Раду, чтобы, все-таки, пересмотреть законы, дающие льготы при поступлении.

И еще одна, пожалуй, важнейшая проблема - как показывает опыт, абитуриент в последние годы учебы в школе сосредотачивает свое внимание на подготовке только тех дисциплин, которые будут подлежать тестированию, остальные же предметы остаются без внимания. То есть подрываются устои средней школы, падает общеобразовательный уровень молодежи. При этом Верховная Рада уже приняла в первом чтении норму об обязательном учете при поступлении среднего балла в аттестате. Но до нынешней вступительной кампании парламент с его известной работоспособностью просто не успел принять закон окончательно. Надеюсь, успеет хоть до следующей: если не заставим школьников учить все дисциплины, погубим всю систему образования. А ведь образовательный уровень граждан - это важный, если не важнейший, элемент безопасности государства!

Еще мы предложили ограничить подачу документов на поступление по десяткам вузов - свести их максимум до пяти. О механизме контроля будем еще дискутировать, соберем по этому поводу президиум союза ректоров, но он может быть простым: на обратной стороне сертификата ставится штамп университета или института, принявшего копию, есть пять штампов - все, достаточно. Также мы вносим предложение, не подвергая устоев тестирования, подумать над вопросом предоставления вузам своих испытательных возможностей. Ведь сертификат только фиксирует в суммарном исчислении подготовку и знания, но нигде не отражает способностей ребенка, его призвания к определенной профессии.

И еще есть вопросы относительно льгот победителям олимпиад, все-таки, это узкопрофильное мероприятие. К примеру, конкретный случай: лауреат Малой академии наук по истории имеет право на внеконкурсное зачисление, но украинского языка не знает, иностранного не знает, при этом идет не на исторический факультет, а в Институт международных отношений.

На какие факультеты главного вуза Украины в этом году был самый большой конкурс?

На юридический, экономический факультеты, в Институты международных отношений и журналистики, но только на две специальности - «Издательское дело и редактирование» и «Реклама и связи с общественностью». До 40 человек на место был конкурс. На факультет туризма уже второй год подряд 32 человека на место, причем на 15 бюджетных мест - 27 льготников. На экономическом факультете на 170 бюджетных мест было 184 заявления от льготников, на кибернетике на 20 мест - 26 льготников и так далее. О каком отборе талантов может идти речь? Мы на прошедшей зимней сессии уже проверили: льготники сдали сессию почти вдвое хуже медалистов и слабее большинства контрактников. Конечно, льготным категориям нужно уделять внимание, но так, как это принято в Европе и мире - индивидуальные социальные стипендии, репетиторство, преимущества при трудоустройстве после окончания вуза, тогда, когда студент будет соответствовать уровню выпускника.

Как сейчас, во время экономического кризиса, обстоят дела с трудоустройством ваших выпускников? Усилилась ли тяга к знаниям?

Сегодня в любой сфере деятельности на повестке дня стоит вопрос качества, сама жизнь предъявляет высокие требования к специалисту. Откровенно скажу, уже сейчас идет серьезная борьба за оценки, чтобы попасть в магистратуру. Это высший уровень, и средней оценки в 4,9 балла будет недостаточно, если нет научных публикаций. Значит, будущие наши выпускники уже поняли, что без звания «Магистр» на работу устроиться сложно, есть конкуренция, и работодатель выберет лучшего. К слову, мы думали, что по причине кризиса будет меньше тех, за чью учебу хотят и могут платить родители. Нет, таких абитуриентов стало гораздо больше. Родители поняли, что вклад в знания детей - самая надежная инвестиция в будущее.

Еще одна особенность нынешнего времени - рост желающих получить второе высшее образование. Возрастных ограничений нет. Кому удобно - учатся заочно, можно и на стационаре. Некоторые реализуют свое истинное призвание - по молодости пошли «не туда», бизнесмены потоком пошли на специальности «Международный бизнес», «Международные экономические отношения» - дела фирмы требуют, а специальных знаний нет. Жизнь стала жестко требовать знаний. Поэтому в последние годы резко вырос и конкурс в аспирантуру. Лет семь назад нам, признаюсь, даже план было трудно выполнить, а в настоящий момент очень многие идут в науку.

В нынешнем году Киевский национальный университет отметил свое 175-летие. Что празднуем, что хотелось бы изменить?

У нашего университета очень большая слава, давние традиции, мощный научный потенциал: 500 докторов наук и 1500 кандидатов. Все ведущие ученые, писатели, поэты - наши выпускники. Одних депутатов около сотни в каждом из созывов. Президенты Леонид Кравчук и Михаил Саакашвили, и даже глава сената Нигерии Адольфу Ндуневью Вабара...

Идет постоянное совершенствование уровня учебного процесса. Планка такова: наш выпускник, магистр - это научно-педагогический работник. Он должен свободно чувствовать себя в любом вузе как преподаватель и в любом НИИ как ученый. Это задача. Поэтому хоть на десять лекций в год, но мы должны привлекать к преподаванию ведущих ученых, специалистов. К примеру, на юрфаке это члены Верховного Суда, Конституционного суда, ведущие адвокаты. И ведь они охотно идут преподавать!

Далее - научная работа. Здесь важно создание научной базы. Не хватает средств, значит, задача ректората - сотрудничать с различными благотворительными фондами, с нашими выпускниками, среди которых много тех, у кого большой капитал. Во всем мире так делается.

Мы сейчас создаем технопарк - это место, где продуцируют научные идеи, ведут инновационную деятельность. Изучили мировой опыт и заключили соответствующий широкомасштабный договор с Академией наук Украины. Так принято во всем мире - ведущие университеты страны должны готовить научную элиту.

Только что создали Институт высоких технологий. По несколько человек с факультетов физики, математики, кибернетики, химии и биологии, кто проявил себя будущими учеными, уже со второго курса будут учиться здесь. Всего их будет 30-40 человек, не более. Но учить их будут лучшие ученые, наши и зарубежные, и это будет эксклюзивный товар, ручная огранка бриллиантов. Массовый выпуск качественных специалистов тоже важен, но звезды нужно зажигать поштучно.

И каковы шансы зажечь хотя бы несколько научных звезд?

У нас много талантливых студентов. Только что десять третьекурсников с мехмата привезли золотые медали Международного конкурса в Будапеште: Московский государственный университет занял третье место, Ягеллонский университет Кракова - второе, а мы - первое.

Наш университет в июле получил статус исследовательского вуза. Звание Киевского национального исследовательского университета - это высокая планка. Она гарантирует наличие научной школы, ее признанный в мире уровень.

Мы главный учебно-научный центр Украины по подготовке научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации. А ведь университеты - не только центры науки и просвещения, но и центры духовности. Они во все века были оплотами свободомыслия, демократизма, здесь рождались все передовые идеи, культурные начинания. И эта наша роль будет первостепенной.

Алена ГРОМНИЦКАЯ, Мария СТАРОЖИЦКАЯ, «Профиль»


19.08.2009


Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!