Osvita.ua Вища освіта Статті та аналітика Работа для выпускника
Работа для выпускника

Не знающий потребностей современного бизнеса преподавательский состав отечественных вузов штампует специалистов, которых работодатели, не глядя, заносят в брак. Неопытные выпускники пополняют толпы безработных

Работа для выпускника

Когда 23-летний Владимир Петренко, недавно окончивший Киевский Национальный экономический университет (тот, что до сих пор называют Нархозом), пошел работать, он понял, что годы на студенческой скамье терял зря.

"Не было знаний по финансовому менеджменту, по современным течениям финансовой науки, не было упора на информационные технологии в финансах", - перечисляет недавний студент, а теперь финансовый аналитик в Тойота-Украина все то, что ему не додал родной вуз. Да что говорить, если даже в программе Excel, которую используют все финансисты, в университете работать не научили, досадует Петренко. С третьего курса он перевелся на заочное отделение и недостающие знания отправился получать на практике, в офис.

Приблизительно по той же протоптанной дорожке, что и Петренко, вынуждены идти многие украинские выпускники. В этом году на рынок труда их придет чуть меньше полумиллиона человек - именно столько молодых специалистов получают дипломы высших учебных заведений в Украине ежегодно. Но между практическими знаниями, которых требуют от выпускников вузов работодатели, и бородатыми теориями, которым учат студентов профессора, рынка в глаза не видевшие, - пропасть.

И она настолько велика, что молодые соотечественники, по окончании вузов обычно не имеющие понятия о том, как составить резюме, отправить факс, не говоря уже о более сложных задачах, получают дипломы часто исключительно для галочки. А иногда ради престижа, и то в пределах родной страны. И с ними в руках послушно становятся в конец очереди растущей армии безработных.

"Мы европейская компания, мы не сильно хотим работать с "зелеными" кандидатами", - говорит Наталья Шатило руководитель отдела по персоналу компании Велла Украина. Не сильно хотят и другие работодатели. И не работают.

Час Весны

В рейтинге глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума Украина, оценивавшаяся по уровню начального, высшего образования и профессиональной подготовки (а также по качеству инфраструктуры, макроэкономической стабильности, здоровья и других показателей), в 2007-2008 годах заняла 73-е место из 121-го. Ее обогнали Россия (58-е место), Казахстан (61-е), Узбекистан (62-е), Азербайджан (66-е) и даже Вьетнам (68-е) и Колумбия (69-е).

А уровень государственного финансирования громоздкой системы отечественного образования по-прежнему смехотворен, возмущается Сергей Курбатов, докторант Института высшего образования Академии педагогических наук (АПН) Украины. Полное отсутствие украинских университетов в мировых университетских рейтингах тоже вполне закономерно, считает он: большинство вузовских преподавателей экономических дисциплин старшего возраста - это переквалифицировавшиеся эксперты по марксизму-ленинизму. Им не знакомы ни нынешние реалии производства, ни современные западные концепции и учения.

"У нас скоро не будет людей, способных понимать то, что делается на Западе", - соглашается с ним Михаил Степко, первый заместитель директора Института высшего образования АПН Украины.

21-летняя Светлана (имя изменено по ее просьбе из опасений, что высказывания в прессе могут разозлить ее преподавателей) окончила факультет менеджмента внешнеэкономической деятельности в одном из международных вузов в Киеве.

"Нас с первого семестра учили, как делать презентацию, составлять резюме, работать в компьютерной программе Еxcel. Я за все четыре года практически не списывала, так как у американцев это не принято", - вспоминает она о практических навыках, полученных в малоизвестном университете. Но вот именно то, что вуз малоизвестный, Светлане покоя и не давало.

"Было впечатление, что все как-то несерьезно. Кому ни говоришь, никто его не знает", - объясняет она то, почему выбрала магистратуру в прославленном Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко (КНУ). Но совсем скоро Светлана поняла, что гордиться она сможет исключительно корочкой его диплома.

"Прихожу на лекцию (в КНУ) - впечатление, что сами не знают, о чем говорят. Садишься, достаешь все свои шпаргалки и списываешь", - вспоминает она.

А все потому, что в Украине отсутствуют реальные механизмы привлечения молодых талантов к преподавательской работе, а утечка мозгов за границу носит катастрофический характер, говорят эксперты. И еще потому, что по самым распространенным на рынке специальностям отечественные вузы по-прежнему студентов не готовят.

"К примеру, торговый агент - у нас нет ни одного вуза, который бы готовил по этой специальности, - говорит Елена Батракова, HR-директор украинской компании Хортиця. - К активным продажам у нас нигде не готовят".

То, на что в лучшем случае студентам можно рассчитывать в процессе обучения, - это качественная ретрансляция знаний преподавателей 20-30-летней давности, добавляет Курбатов. "Недавно в одном из ведущих технических университетов Киева студенты спрашивали меня, зачем они целый семестр изучают черно-белый телевизор Весна, который уже и в селах днем с огнем не найдешь, - вспоминает он. - Ответ: потому, что в звездный час телевизора Весна "образование" остановилось".

С какого конца взяться

32-летняя Наталья Тумченок, выпускница Киевского национального лингвистического университета и Национальной академии Государственной налоговой службы Украины в Ирпене, степень магистра в области бизнес-консалтинга получала в Германии. Разница в подходе к обучению на родине и в Западной Европе ее поразила.

"У нас теоретические знания только, старые учебники, у нас ни разу не объясняли даже, как делать презентацию, в общей программе такого курса не было, - вспоминает она будни на студенческой скамье в Украине . - 50% успеха на европейском рынке - это умение презентовать идею, а не только знания".

Если в Украине студенты изучают бизнес по скучным учебникам, часто написанным самими преподавателями, в индустрии не проработавшими ни дня, в Германии студентка Тумченок должна была решать реальные проблемы компаний.

"К примеру, (студентам) компания заказывала исследования по аутсорсингу в Индию. Мы исследовали возможности ..., разрабатывали стратегии, изучали рынки. А те, кто представил лучшие решения, получили возможность реальной работы или практики в этой фирме", - рассказывает она о том, как проходил процесс обучения в немецком университете.

20-летняя Юля, студентка экономического факультета КНУ, отказавшаяся назвать свою фамилию, такому учебного процессу могла бы только позавидовать. Устроившись на работу в финансовый отдел столичной телекомпании, она поняла, что не знает "элементарной бухгалтерской специфики".

"Даже с какого конца взяться за что, не знаем, - признается она, стоя в коридоре университета. - (На факультете) очень мало настоящих специалистов, которые сталкивались с практикой".

В западных университетах приходящие на преподавательскую работу профессионалы имеют от 15 до 20 лет стажа практической работы в той области, в которой они намерены обучать студентов. Согласно информации, полученной Корреспондентом в администрации КНУ, 80% его преподавательского состава имеют исключительно академический опыт.

В Национальном техническом университете Украины Киевском политехническом институте (КПИ), еще одном из наиболее известных вузов страны, ситуация приблизительно та же: преподавательский стаж основной массы преподавателей, средний возраст которых - 45-50 лет, не менее 20 лет. А это означает, что практически сразу после окончания учебного заведения большинство теперешних преподавателей поступили в аспирантуру и с тех пор занимались исключительно научной работой.

"Что такое для профессора практическое участие? - парирует Вячеслав Брюховецкой, основатель и почетный президент Национального университета Киево-Могилянская академия, входящей в пятерку самых престижных вузов Украины. - Профессор должен не гайки крутить, а принимать участие в научной работе. Концептуально Киево-Могилянская академия не ориентирована на профессиональную подготовку выпускников".

Без поля и коммутатора

А жаль, считают отечественные работодатели. Ведь для того чтобы молодой специалист начал приносить отдачу хотя бы в 20-30%, на его профессиональную подготовку внутри компании менеджменту приходится тратить как минимум восемь месяцев, говорит Юлия Чуба, руководитель отдела подбора и адаптации персонала столичной компании Ситроникс Информационные Технологии.

Шатило из Велла Украина вспоминает недавний печальный опыт, когда она в течение четырех месяцев пыталась найти секретаря генеральному директору компании. Руководитель отдела по персоналу просмотрела 45 кандидатов - выпускников столичных языковых вузов.

Вообще, все, на что сегодня могут рассчитывать выпускники вузов женского пола - базовые позиции: секретарь, ресепшионист, офис-менеджер, говорит Антонина Ярмоленко, руководитель дирекции по рекрутингу киевского офиса британской компании Brain Source International. С выпускниками-мужчинами еще хуже: их и на эти должности никто не позовет.

Правда, нынешние времена уравняли и первых, и вторых: "С кризисом их (выпускников) вообще никто не хочет брать. На те же деньги - много желающих (с опытом работы)", - объясняет Ярмоленко.

Больше всего повезло тем, кто окончил технические вузы, считает Катерина Вакуленко, координатор проектов отдела кадрового аутсорсинга кадрового холдинга АНКОР.

"Буквально с четвертого курса они работают и стажируются в Киевстаре и МТС. Они начинают набирать себе специалистов, еще когда те учатся на 3- 4 курсах", - говорит Вакуленко.

Но если бы крупные мобильные операторы не набирали молодых специалистов прямо со студенческой скамьи, по окончании технического вуза "выпускники не знали бы, что такое коммутатор", уверена рекрутер.

"Одна торговая компания искала стажеров с хорошим английским и агрономическим образованием. Мы рассматривали студентов аграрного вуза - там аграрии даже поля, заводов не видели", - ужасается Вакуленко.

"А чему удивляться?" - ухмыляются столичные студенты, сидя на лавочке возле корпуса экономического факультета КНУ на улице Васильковской. "Никакой связи между тем, что преподают, и реальной жизнью нет вообще", - говорит 20-летняя Алиса.

Просившая не называть свою фамилию студентка сначала искала работу по специальности. Но ту зарплату, которую могли предложить студентам старших курсов работодатели, Алиса легко получает за день. Она - официантка в сети ресторанов Козырной Карты. "Просто для общего развития можно получить образование", - говорит она.

Автор: Ирина Сандул

korrespondent.net
25.05.2009

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!