Osvita.ua Вища освіта Статті та аналітика Юрий Коровайченко: "Привлекать частные вузы к госзаказу нет необходимости"
Юрий Коровайченко: "Привлекать частные вузы к госзаказу нет необходимости"

В Министерстве образования и науки не скрывают, что намерены и далее сокращать количество вузов в Украине. Однако чиновники не намерены допускать частные заведения к дележу 10,5 млрд грн

Юрий Коровайченко: "Привлекать частные вузы к госзаказу нет необходимости"

Позицию министерства пояснил Юрий Коровайченко, заместитель директора департамента высшего образования МОН Украины.

Счетная палата регулярно выявляет нецелевое использование средств, выделяемых министерствам для подготовки специалистов. Почему же финансирование госзаказа ежегодно увеличивается?

- Нарушения, выявленные Счетной палатой, касаются не всех вузов. 22 вуза из 350 в прошлом году набрали студентов-бюджетников меньше, чем получили средств на госзаказ. Но все бюджетные деньги использовали. Мы такие случаи отслеживаем и госзаказ этим вузам уменьшаем.

Как определяются объемы финансирования, выделяемые каждому вузу?

- У Минэкономики существует своя методика расчета стоимости обучения, как правило, это 9-11 тыс. грн. на человека в год. И определение количества мест госзаказа - это тоже прерогатива Минэкономики. Естественно, ему не под силу комплексно проанализировать потребность в специалистах, поэтому предложение вузов по подготовке специалистов за бюджетные средства первоначально утверждается на уровне областных управлений образования.

А МОН, выходит, владеет более полной информацией о рынке труда?

- Есть обобщенные показатели, которые мы получаем из Минсоцтруда. Например, основываясь на результатах трудоустройства выпускников, мы на 10% сокращаем подготовку по экономическим специальностям, ведь показатель в 40 тыс. безработных экономистов на бирже труда весьма красноречив. То же самое касается юристов. Надуманная популярность этих специальностей не соответствует потребностям рынка труда.

Многие эксперты указывают на то, что система образования и рынок труда оторваны друг от друга из-за отсутствия единой доктрины социально-экономического развития...

- Приведу пример. В Украине морская отрасль практически отмерла. Но у нас есть мощнейшие университеты, которые готовят специалистов в этом направлении. Наши специалисты работают в морских компаниях других государств и заработанные там деньги привозят в Украину, а это миллиарды налогов для бюджета. То же касается и авиационной отрасли.

Но в этом случае таких специалистов целесообразнее готовить не за счет государства, а исключительно на контрактной основе, коль возможности их трудоустройства в Украине ограничены.

- Возможно, но такая же система есть и в Европе. Та же Испания готовит кадры в сфере мореходства, которые впоследствии идут на рынок труда Франции и Великобритании.

Обучение, оплачиваемое из госказны, по сути, ничем не отличается от прочих благ, приобретаемых государством за счет бюджетных средств. И в этом случае закон требует проведения тендеров. Однако тендеры не проводятся. И, соответственно, частные вузы не имеют доступа к этим деньгам. Иными словами, они находятся в неравных конкурентных условиях.

- В привлечении частных вузов к выполнению госзаказа нет необходимости. Многие из них пока не в состоянии конкурировать с государственными, особенно на региональном уровне - ввиду более слабой материальной базы, кадрового обеспечения, отсутствия стабильных научных школ. С другой стороны, обучение по контракту приносит государственному вузу больше денег по сравнению с бюджетным финансированием. Поэтому можно спровоцировать ситуацию, когда сильным государственным вузам будет невыгодно брать студентов по госзаказу и они будут пытаться умышленно проигрывать тендер.

В стране свыше 150 государственных вузов. Управление их финансированием нуждается в оптимизации...

- Безусловно! При каждом из 26 министерств существуют свои вузы. Это анахронизм, сохранившийся только в странах СНГ. Как в таких условиях можно проводить единую государственную политику в образовательной сфере?! Поэтому нами был разработан и представлен Кабинету Министров Украины проект правительственного решения, своего рода «дорожная карта» поэтапного перевода всех вузов в подчинение МОН до 2011 г.

В стране нет общепринятой системы рейтингования вузов. Существуют разные методики оценки, которые дают противоположные результаты. Какой фундаментальный показатель должен быть основой рейтинга для абитуриентов и работодателей?

- Трудоустройство. В тех же США в основе рейтинга вузов лежат два показателя: размер заработной платы и темп карьерного роста выпускника того или иного вуза. Увы, на данный момент у нас нет надежного механизма отслеживания этого показателя - ведь лишь очень немногие вузы следят за дальнейшей карьерой своих выпускников. Поэтому с нынешнего года мы обязываем государственные вузы предоставлять детальную отчетность по трудоустройству студентов. И трудоустройство станет дополнительным инструментом для регулирования госзаказов на поступление. Если вуз подаст данные, что только 85% его выпускников устроились по специальности, госзаказ на следующий год ему будет, соответственно, сокращен.

Власть денег
03.03.2009

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!