Osvita.ua Вища освіта Статті та аналітика Виды и особенности украинских и зарубежных рейтингов вузов
Виды и особенности украинских и зарубежных рейтингов вузов

Сегодня мало какой вуз не готовит экономистов, юристов, бухгалтеров. И ничего, что научно-технической базы для этого нет никакой, что преподаватели параллельно со студентами изучают новые для себя дисциплины

Виды и особенности украинских и зарубежных рейтингов вузов

Главное - не зарастает народная тропа, ведущая в стены этих альма-матер, а значит, и не опустевает вузовская мошна.

Вузам - хорошо. Плохо родителям студентов, которые впустую тратят деньги на обучение чада; самим студентам, которые потом не могут устроиться на работу; а также работодателям, которые испытывают кадровый голод - несмотря на огромное количество новоиспеченных финансистов-экономистов-юристов и иже с ними, сегодня острый дефицит профессионалов в деловой сфере.

Как не пополнить ряды дипломированных безработных, получивших некачественное образование? За рубежом, чтобы ответить на этот вопрос, будущие абитуриенты, пользуются рейтингами вузов. В Украине пока эта практика не распространена. Хотя и у нас уже существует несколько собственных рейтингов. Но большинство из них (рейтинг КПИ, Минобразования) дает количественную информацию (к примеру, соотношение количества студентов и преподавателей) и ориентированы на учебный процесс. Тогда как и сами студенты, и работодатели нуждаются в качественной информации - о том, подготовка в каких вузах максимально соответствует потребностям рынка труда.

Этим вопросом задавались некоторые украинские издания («Деньги», «Корреспондент»), а также составители рейтинга «София Киевская». Для этой цели опрашивалась молодежь и работодатели. Но первое самое масштабное исследование этой проблемы (было опрошено более тысячи крупнейших украинских работодателей) провела компания СКМ вместе с Благотворительным фондом «Развитие Украины». Ими был подготовлен всеукраинский рейтинг «Компас», в который вошли 228 вузов 3-4-й степени аккредитации, дающих деловое образование.

Над созданием рейтинга работали представители Мирового банка, специалисты Киевского международного института социологии (КМИС) и информационно-аналитического центра БЭСТ. Также проводились консультации с Минобразованием, Госслужбой занятости, Конфедерацией работодателей и др. «Теперь те, кто поступают в вуз ради «корочки», будут знать, какие «корочки» где ценятся. А те, кто идут в вузы за образованием, - где они смогут получить знания, максимально приближенные к потребностям рынка труда в интересующей их отрасли», - говорит Наталья Емченко, директор по связям с общественностью и коммуникациям компании СКМ.

ЗАРУБЕЖНЫЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ

US News and World Report, США

Особенности. Основа для составления рейтинга - ежегодный опрос: президентов, ректоров/проректоров и деканов других учебных заведений, студентов, преподавателей вузов, администрации. Рейтинг показывает, сколько студентов отсеивается на первом и последнем годах обучения, уровень их подбора, разницу между ожидаемым и фактическим количеством выпускников и др.

Этот рейтинг формирует четкую иерархию учебных заведений, присваивая индивидуальные места каждому, а не объединяя их в группы.

Рейтинг высших учебных заведений по версии «Times», Великобритания

Особенности. Рейтинг учитывает 8 факторов, каждый из которых имеет определенный «вес». Например, мнение студентов об их учебном заведении имеет «вес» 1,5. Каждое значение фактора было умножено на 10. В идеале каждый университет должен был получить 100 б.

В рейтинге также анализировали стандарты поступления, соотношение количества студентов к преподавательскому составу; затраты на одного студента и др.

Рейтинг университетов Центра развития высшего образования (CHE University Ranking), Германия

Особенности. Главная особенность этого рейтинга - оценки рассчитываются не для учебного заведения в целом, а отдельно по разным специальностям. Так, университет, к примеру, может готовить хороших физиков, но может быть слабым в подготовке экономистов.

Кроме того, СНЕ разделяет все вузы на 3 группы: самые лучшие, средние и худшие. А в рамках группы вузы подаются по алфавиту.

УКРАИНСКИЕ РЕЙТИНГИ ВУЗОВ

Топ-200 Украина (составитель КПИ)

Особенности. Основа рейтинга - информация, полученная на основе анкетирования вузов. Анкеты содержали вопросы о научно-педагогическом потенциале вуза, его международной деятельности и качестве подготовки студентов.

Рейтинг Министерства образования Украины

Особенности. Для оценки вузов использовались показатели шести категорий: научно-педагогический потенциал, международная деятельность, качество обучения и научная работа студентов, ресурсы вуза, научно-исследовательская работа.

Рейтинг «София Киевская» (составитель - Украинский институт социальных исследований и Международная кадровая академия)

Особенности. Наряду с общим рейтингом, который рассчитывается по целому ряду индикаторов (уровень известности и привлекательности вуза среди респондентов, оценка уровня преподавания, материально-технической базы и престижа диплома среди работодателей, количество намерений получить образование в конкретном вузе, популярность заведения в социальном окружении респондента и тому подобное), проведенное исследование дает возможность определить рейтинг вузов по отдельными номинациям и в разных отраслях.

Автор: Елена Токарчук

Сегодня
25.09.2008


Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!