Osvita.ua ЗНО Статті Тестирование ограничивает право на образование. Сергей Кивалов
Тестирование ограничивает право на образование. Сергей Кивалов

В среду днем окружной административный суд столицы принял решение, которым признал незаконными и отменил приказы Министерства образования Украины №№802, 804 и другие о введении внешнего независимого оценивания знаний абитуриентов, поступающих в ВУЗы Украины

Тестирование ограничивает право на образование. Сергей Кивалов

С иском в суд обратился абитуриент, гражданин Украины, Олег Нычка, которого возмутили действия чиновников, принуждающих его, в дополнение к подготовке к поступлению в ВУЗ проходить процедуры, явно противоречащие закону и преследующие целью ограничить его право, как гражданина Украины, на высшее образование.

По словам представителя Совета юридических высших учебных заведений и научных учреждений Украины, присутствовавшего на заседании, в судебном процессе речь шла о восстановлении законности и защите конституционного права граждан от поспешных и непродуманных инициатив профильного Министерства.

В Украине, правом на получение высшего образования обладает каждый: и свежеиспеченный выпускник школы, и уволенный в связи с сокращением работник. И абитуриент, претендующий на "бюджетное" место, и абитуриент, оплачивающий свое обучение самостоятельно или из средств, выделенных своим работодателем.

Законом установлен целый ряд обязанностей абитуриента и студента, однако государственные органы не в праве устанавливать такие требования, которые заведомо лишают отдельные категории абитуриентов возможности честно поступить в ВУЗ, и тем самым реализовать свое право на получение высшего образования.

Подобные действия не уменьшают, а стимулируют коррупцию. При этом искусственно не дают развиваться интеллектуальному потенциалу граждан.

К тому же, в Украине действуют ВУЗы разного профиля и уровня аккредитации, исповедующие разные подходы к учебному процессу.

Во всех цивилизованных странах, высшие учебные заведения имеют право влиять на формирование своего студенческого корпуса: обеспечивать предварительную базу знаний, способствующую обучению будущих лидеров своей специальности, стимулировать равномерное представительство народов, национальностей и регионов своей страны, содействовать поступлению в ВУЗ абитуриентов с особыми потребностями: инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных семей и живущих за чертой бедности, специалистов, оставшихся без работы и нуждающихся в переквалификации.

Все это - необходимые составляющие университетской автономии - наработки Болонского процесса, которую Украина обязалась вводить в свою систему высшего образования.

Это же касается и окупаемости высших учебных заведений, которые в развитых странах не живут полностью на государственной дотации, а стремятся к бездоходной самоокупаемости, развивая приложения собственных научных исследований и привлекая студентов к обучению на коммерческой основе.

Получаемые доходы направляются на погашение расходов ВУЗа и обеспечение его инновационного развития. А отношения, в которые ВУЗ вступает со студентами и заказчиками, опосредуются нормами гражданского права и регулируются контрактом.

При этом, обучение этой категории студентов рассматривается как образовательная услуга, которую имеет право получить каждый, способный ее оплатить, а отказ в предоставлении таких услуг влечет ответственность ВУЗа.

В Украине Министерство образования и науки, преследуя благую цель борьбы с коррупцией и волокитой при поступлении в ВУЗ, ввело систему независимой оценки знаний (тестирование) в такой форме и таким образом, что разрушило все вышеуказанные принципы.

Людей, десять, пятнадцать лет назад окончивших среднюю школу, заставили сдавать тесты по литературе, биологии, химии, физике, (почему-то) испанскому языку наравне со вчерашними выпускниками школ. Причем это вынуждены были делать те,  кто, оставшись без работы, хотел получить квалификацию юриста, спортивного тренера, бухгалтера, чтобы не быть иждивенцем государства и родственников, а найти новую работу. Своими приказами, Министерство лишило этих граждан Украины такой возможности.

Приказы Министерства вообще дискриминировали украинских абитуриентов, ставших, его милостью, в высших учебных заведениях собственной страны гражданами второго сорта. Так как студенты-иностранцы от сдачи тестов были освобождены.

Одновременно, Министерство запретило ВУЗам осуществлять предварительный отбор и даже собеседование в отношении своих будущих студентов касательно и первого, и второго высшего образования, и дневной, и заочной, и дистанционной форм обучения, передав эти функции Украинскому центру оценивания качества образования. Официально заявлялось, что за основу была взята Британская модель.

Однако это оказалось еще одной большой ложью министерских чиновников. В Великобритании, для абитуриентов, получающих высшее образование впервые, тестирование, отбор и подготовка материалов действительно сосредоточены в централизованной системе UCAS.

Однако ВУЗы Великобритании добровольно, а не по принуждению, вошли в эту систему, а ведущие ВУЗы, такие как Оксфорд, Кэмбридж и другие продолжают осуществлять собственные отбор, тестирование и собеседование  в отношении своих будущих студентов.

Что же касается второго высшего образования, переквалификации  - то здесь централизованной системы тестирования не существует вообще. Ее прототип на добровольной основе объединяет десяток малоизвестных ВУЗов, которые таким образом пытаются привлечь внимание студентов к своим учебным программам.

К такой же подтасовке фактов власть предержащие прибегли и в отношении мнимых "международных стандартов", якобы обязывающих Украину ввести независимое тестирование в форме, ущемляющей права своих граждан и полномочия ВУЗов.

Таких стандартов не было и нет, а имеющиеся, наоборот, призывают к усилению и развитию университетской автономии, самодостаточности высшей школы.

Отдельного слова заслуживает профанация общественного обсуждения "тестовой реформы".

Вместо того, чтобы заблаговременно известить широкие слои населения, академическую общественность, обсудить предлагаемые меры, собрать и учесть предложения и замечания - Министерство решило это сделать "пост-фактум", уже после утверждения спорных приказов.

Украинский парламент, Верховную Раду, к исключительной компетенции которой относится введение законом таких инициатив как общеобязательное тестирование, и вообще любых ограничений конституционных прав граждан - Министерство вообще проигнорировало.

Показательно, что  от этой очевидной проблемы самоустранились и органы прокуратуры, и Министерство юстиции. Чем объясняется подобная некритичность в отношении своих коллег из Министерства образования - сказать трудно.

Таким образом, пока чиновники продолжают "крестовый поход" против прав на образование и компрометацию, на самом деле, замечательной идеи о преодолении злоупотреблений при поступлении в ВУЗы, украинские учащиеся вынуждены будут отстаивать свои права в судах.

А значит, предстоят новые судебные процессы. Пока же, как ни критикуют в Украине судебную власть, административный суд оказался единственным органом, готовым защитить закон  и права украинских граждан на получение высшего образования на условиях недискредитации по сравнению со студентами-иностранцами.

Кроме того, создан прецедент, и абитуриенты не согласные сдавать тестирование и в дальнейшем смогут обжаловать свои права.

Сергей Кивалов, народный депутат Украины от Партии Регионов, председатель Комитета ВР по вопросам правосудия.

Українська правда
25.09.2009


Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
вчителька і просто мама
Якщо дитина має знання, то тести вона здасть і буде навчатися в престижному ВУЗі. Це вже перевірено і досвідом моєї дитини і досвідом учнів щколи. А за кого ж хвилюється пан Ківалов??? Напевне тільки за свої кишені! Діти поступають своїми знаннями і батьки не платять за це гроші!

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!