Osvita.ua ЗНО Статті "СПИСЫВАЛ? В вуз не поступишь!"
"СПИСЫВАЛ? В вуз не поступишь!"

Внешнее независимое оценивание практически завершено, 5 июня абитуриенты Украины сдают последний тест - химию

"СПИСЫВАЛ? В вуз не поступишь!"

А вам для начала предлагаю ответить на вопрос по истории: «Основу экономического развития Киевской Руси составляли: а) скотоводство и земледелие; б) земледелие и черная металлургия; в) черная металлургия и торговля; г) торговля и промыслы». Это один из самых коварных тестовых вопросов, считают нынешние абитуриенты. Поломав над ним голову пару минут, я выбрала второй вариант ответа. Как оказалось - правильный.

Но мне, историку по образованию, хотелось бы к металлургии и земледелию добавить торговлю - ведь Киевская Русь стала одним из самых мощных раннефеодальных государств Европы еще и потому, что через ее территорию проходил и пресловутый торговый путь «из варяг в греки» и... Стоп! К этому вопросу мы еще вернемся. А для начала хотелось бы поговорить о самых наболевших вопросах тестирования: их, благодаря возможностям Интернета, обычные украинцы смогли задать директору Украинского центра независимого оценивания качества образования Игорю Ликарчуку.

С бумагой в стране напряженка

Сначала о вещественном результате тестов - сертификате. В прошлом году абитуриенты могли сдать три теста и получали на руки три сертификата. В этом году список вырос до пяти тестов. Однако сдавшему выдают один бланк с результатами всех экзаменов - нечто вроде школьного аттестата. Почему? «Это обусловлено тем, что мы не имеем достаточно средств на то, чтобы каждому напечатать 5 сертификатов, - поясняет Игорь Ликарчук. - Да в этом и нет необходимости. Практически во всех странах мира, в которых есть подобная система, выдается один сертификат со всеми результатами».

В принципе, это оправданно. Если бы в вуз можно было поступать по результатам прошлогоднего тестирования, то, конечно, имело бы смысл получать отдельный документ по каждому предмету и хранить его до следующей вступительной кампании. А так как оценки сохраняют «свежесть» всего одно лето, зачем лишние бумаги? Возни меньше. Отсюда второй вопрос: а нельзя ли этот драгоценный документ... подделать? Это бессмысленно, утверждает Игорь Ликарчук: «Подделывать сертификаты нет необходимости. Все они будут дважды сопоставляться с базой данных Украинского центра. Один раз - в онлайн-режиме в приемной комиссии, во второй - когда подписывается приказ о зачислении студентов в вуз. Но на всякий случай мы предусмотрели некоторые ступени защиты сертификатов. Невооруженным глазом эти «знаки подлинности» не увидишь, да и знает о них очень ограниченное число людей». (А если талантливый хакер взломает базу и внесет туда данные своего поддельного сертификата? Тогда, наверное, его нужно немедленно зачислить на самый престижный факультет по информационным технологиям! - Авт.)

Впрочем, некоторые свято верят в то, что сертификат можно элементарно купить в центре оценивания. «Во Львовском центре этот документ покупается за 2-3 тысячи евро! - возмущается львовянка Галина. - Зачем вы очки втираете людям? Это просто способ заработать. Если раньше на поступлении заколачивали деньги только вузы, то теперь на этом наживаются и репетиторы, и центры оценивания, и, снова-таки, вузы. Расходы поступающих выросли втрое».

«Спасибо, я с удовольствием попробую купить во Львовском центре оценивания результат и готов за него заплатить больше, - отвечает женщине Игорь Ликарчук. - Но это байки, которые распространяют бабушки на лавочках. Что касается зарабатывания денег - вас никто не принуждает платить репетиторам, вузам и центрам. Могу вас уверить, что ни в одном центре оценивания качества образования нет ни одного человека, который может повлиять на результат. Но если вам даже кто-то пообещал это сделать, то гарантирую, что вы будете неминуемо обмануты».

Толще нога - больше шпаргалка!

На этой неделе на официальном сайте УЦОКО появилась любопытная информация. Во время проверки «открытых заданий» по украинскому и математике выявлены факты, свидетельствующие о том, что в отдельных аудиториях некоторых пунктов тестирования «имели место случаи взаимопомощи или списывания во время выполнения тестовых заданий». Участники тестирования действительно рассказывали, что, в принципе, узнать «нечестным путем» ответ на сложный вопрос теоретически было возможно. Например, просится молодой человек в туалет. Зайдя в кабинку, задирает штанину - а на юной волосатой ножке 17-летнего трудяги мелким почерком - пол-учебника переписано! Чем толще нога - тем больше материала на нее влезет!

Но если даже таким образом удавалось что-то списать, то правда о списывании все равно может всплыть наружу. Причем не во время теста, а потом, во время проверки работ! «Говорят, существуют специальные методики для выявления подобных нарушений - списывания у коллег, использования дополнительной информации. Приведите, пожалуйста, пример использования таких методик, если можно, укажите, какие это методики, так как не совсем понятно, как можно выявить факт списывания в процессе проверки, если абитуриент не был уличен в этом в процессе прохождения тестирования», - интересуется Елена. А что, это полезный опыт...

«Многие свои методики мы не раскрываем, но они работают, - уходит от прямого ответа директор-«партизан». - Во время проверки работ по математике нами были выявлены факты списывания в отдельных аудиториях всеми участниками тестирования. Все их работы будут аннулированы, а к ответу будут призваны те, кто в этом тестировании выполнял функции инструктора или помощника инструктора. На любом судебном заседании мы докажем факт списывания, но гарантируем, что такой участник тестирования студентом вуза в этом году уже не станет».

Но над тем, как исключить малейшую возможность «мухлевки» вокруг тестов, еще придется работать. «Можно ли обеспечить более жесткое соблюдение правила, согласно которому наблюдатели не знают своих аудиторий до дня проведения теста? - спрашивает Мария Ивановна. - Ведь с целью экономии средств все чаще наблюдателями становятся «свои» учителя, что дает возможность договариваться с ними. Да и то, как опечатывают пакеты с работами по окончании тестирования, тоже нужно контролировать жестче».

«Вынужден признать, что уровень морали многих учителей, в том числе тех, кто был привлечен к тестированию, вызывает некоторые сомнения, - сетует Игорь Ликарчук. - Мне обидно об этом говорить, но в этом году мы выявляли очень много фактов, когда учителя пренебрегали как своими профессиональными обязанностями, так и элементарными моральными нормами. Учитывая то, что возле каждого педагога контролера не поставишь, в будущем году мы предложим несколько иную технологию проведения оценивания, которая уменьшит количество подобных рисков. Надеюсь, нам это удастся».

«В «пед» идут без ума...»

Кстати, об учителях. Один из вопросов касался их подневольного положения. Мол, если дети местных начальников проходят тесты в том же районе, где «правят» их папаши и мамаши, то учителя просто вынуждены подсказывать и помогать школьникам - чтобы не навлечь на себя гнев их сановных родителей. Так ли это?

«К счастью, Украина - очень большое государство, и для того чтобы провести тестирование по украинскому языку и литературе, нам нужно посадить участников тестирования в 32 тысячи аудиторий, - продолжает Игорь Ликарчук. - Наверное, практически невозможно перевести выпускников школ одного района в другой, но это всего лишь украинский язык и литература и, возможно, частично математика. По остальным предметам тестирование проходит в населенных пунктах, которые находятся за границами того района, где проживают участники внешнего оценивания. Кроме того, результаты первых тестирований показывают, что, к сожалению, наши участники тестирования не показывают особо высокий уровень знаний. Наверное, если бы все дети руководителей получали подсказки, то по истории Украины не 111 человек получили бы по 200 баллов, а несколько тысяч. То же касается и географии, и биологии».

Небось, помните эту издевательскую шутку: «В «пед» идут без ума, в «мед» - без стыда, а в институт культуры - одни дуры». Интересный вопрос - если протестировать самих учителей, смогут ли они показать достойные результаты? Игорь Ликарчук признался, что этот вопрос тревожит его больше всего: «К сожалению, уровень профессиональной подготовки учителей значительно упал. Тому есть множество причин. И одна из них - то, что абитуриентами педвузов в последние 10 лет, как правило, становились те, кто не смог поступить в другой вуз. Решить эту проблему будет сложно. Но я оптимист... Полагаю, что в ближайшие годы тестирование будет одной из составляющих профессиональной аттестации педагогических кадров».

Но вернемся к тому, с чего начали. Что думает Игорь Ликарчук по поводу некорректных, как некоторым кажется, вопросов? Например, пресловутого вопроса №3 из теста по истории? И можно ли попытаться опротестовать результаты тестирования?

«Наверное, хорошо, если уровень демократии в стране позволяет опротестовывать множество вещей. Но специалисты по истории Украины НАН сделали вывод, что в тестах нет ошибок. Если вопрос кому-то показался некорректным, это не значит, что так его восприняли другие участники тестирования. По результатам психометрического анализа, на третий вопрос, который вызвал больше всего дискуссий, не ответил только 1% участников. Комментарии излишни».

Газета
05.06.2009

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!