Osvita.ua ЗНО Статті Василий Кремень: нужно пересмотреть льготы для поступления в вуз
Василий Кремень: нужно пересмотреть льготы для поступления в вуз

С 1 декабря в Украине начинается регистрация участников внешнего независимого оценивания (тестирования) на 2009 год. В то же время проведение тестирования, которое впервые широкомасштабно состоялось в этом году, вызывает неоднозначную реакцию в обществе

Василий Кремень: нужно пересмотреть льготы для поступления в вуз

Своим мнением по этому поводу в интервью АМИ "Новости-Украина" поделился академик Национальной академии наук Украины, президент Академии педагогических наук, экс-министр образования Василий Кремень.

Оправдало ли себя введение внешнего независимого оценивания, цель которого, как было заявлено, - объективная и справедливая оценка знаний выпускника и равный и справедливый доступ в вузы?

Работа над тестированием была начата в 2003-2004 годах, когда я был министром образования. В качестве эксперимента тогда было проведено тестирование в четырех областях, и уже тогда вузы имели право принимать студентов по его результатам. Летом 2004 года Кабинет министров принял постановление о переходе в течение нескольких лет к тестированию. Я приветствую проведение в этом году масштабного тестирования, которое в целом было успешным. Надо продолжать двигаться вперед и исправлять недостатки, связанные в первую очередь с тем, что тестирование было проведено впервые.

В вузы действительно поступили самые достойные?

Первый негативный момент - то, что было сохранено множество возможностей для зачисления студентов вне результатов тестирования: различные вузовские олимпиады, льготы для прошедших подготовительные курсы при университетах, и так далее. В результате не удалось сберечь чистоту набора в университеты на основании тестовых заданий.

Институт социальной и политической психологии Академии педагогических наук Украины провел психологическое исследование относительно того, как воспринимает общественность различные аспекты проблем образования и в частности тестирования. Согласно его результатам, существенно увеличилось количество граждан, которые считают, что тестирование позитивно повлияло на уменьшение взяточничества в университетах. Но в то же время хочу отметить, что около половины родителей, дети которых поступили в этом году в университеты, заявили, что взяточничество в высшей школе еще существует. Это говорит о том, что большой процент детей в этом году был принят в вузы не на основании тестирования, а в результате различных исключений. Я не хочу сказать, что все эти дети недостойные, но в отдельных случаях имело место и взяточничество.

Хочу отметить, что на следующий год Министерство образования и науки ликвидировало в правилах поступления возможность использовать подготовительные курсы, внутривузовские олимпиады и тому подобное для зачисления вне тестирования.

В Украине существует еще и категории льготников, не исключает ли это из честной конкуренции других детей?

Да, это проблема, решение которой находится в компетенции Верховной Рады, и тут надо правительству активнее побуждать парламент к действию. В Украине существует очень много категорий детей, которым в разное время различными законодательными актами были предусмотрены льготы при поступлении в вузы. В результате в этом году в престижные университеты на престижные специальности до 100% мест забирали льготники - дети из Чернобыльской зоны, инвалиды и другие категории. Они могли набрать в результате внешнего независимого оценивания 124 балла и поступить, а ребенок, набравший 195 баллов (200 баллов - наивысшее количество баллов) не мог поступить.

Это неправильно, особенно в отношении некоторых категорий. Например, возьмем категорию детей, родители которых проживают в Чернобыльской зоне. Если государство обязано заботиться о таких детях, то оно должно заботиться о поддержании их здоровья, если оно беспокоится об их образовании, то оно должно помочь им получить лучшие знания в школах, но забота государства не заключается в том, чтобы принимать неподготовленных детей в вузы. Мы обманываем сами себя и этого ребенка, в итоге после первой сессии он будет исключен из вуза или его будут "тянуть" до окончания учебы, и в результате общество получит неквалифицированного специалиста. Поэтому хочу отметить, что надо пересмотреть льготные категории, потому что фактически каждая льгота - это исключение из честной конкуренции других детей.

Как вы можете оценить качество тестов, по поводу которого мнения разделились?

Безусловно, надо усовершенствовать сами тесты. Ведь цель тестов - не только борьба со взяточничеством при поступлении в вузы. Тесты должны быть ориентированы на развитие школы. Поэтому если будут тесты, в которых достаточно просто механического зазубривания детьми материала, а потом можно успешно ответить и получить высокую оценку, то этим мы спровоцируем детей, а значит, и учителей, и родителей именно на такое обучение. В итоге такой подход повлечет снижение уровня образования.

Поэтому тесты должны быть не только способом контроля. Задание тестов - научить ребенка использовать знания на практике и раскрыть его потенциальные творческие способности, чтобы он мог ориентироваться, какую профессию и дорогу в жизни он выберет в будущем. К большому сожалению, у нас пока еще с тестовой культурой очень слабенько, ведь раньше в Украине не готовили таких специалистов, да и современные учителя еще недостаточно подготовлены, кроме того, в педагогических университетах еще не готовят специалистов, которые способны разрабатывать и писать тесты.

Что еще, по вашему мнению, надо усовершенствовать?

Когда мы начинали тестирование, то рассматривали внешнее оценивание в выпускном классе как вершину пирамиды. Сейчас получается, что в этом году ребенок впервые столкнулся с тестированием и столкнулся в такой решающий момент жизни, когда от тестирования зависит его судьба на всю жизнь, что не совсем несправедливо. В этом году введено пробное тестирование, но оно тоже не решает проблемы.

Необходимо широко вводить тестовую культуру в учебный процесс в школе. Каждый учитель должен время от времени проводить тесты. Например, учитель истории 8-10-х классов выучил с детьми пять тем - и дает по ним тесты. Ребенок будет знать, что уроки надо учить систематически, таким образом это повысит качество обучения детей. Кроме того, ребенок будет и психологически, и профессионально привыкать к написанию тестов. Тогда на выпускном тесте будет меньше вероятности непредвиденных ситуаций, особенно если ребенок психологически неуравновешен. В таком случае выпускной тест будет вершиной пирамиды, в основе которой - обучение в школе. Надо разработать тестовые задания по всем предметам, выпустить издания тестов, чтобы они были и у учителей, и у учеников.

Также необходимо, чтобы на всех этапах проведения внешнего независимого оценивания соблюдалась тайна, потому что малейшая утечка информации сведет на нет всю работу. Кроме того, я не согласен, что результат тестов действителен только год, как минимум он должен быть действителен два года. Например, в России результаты единого государственного экзамена действительны два года, зачем ребенку каждый год ходить на тестирование, если он доволен своей оценкой?..

Как говорил известный политик Уинстон Черчилль: "Демократия - не совершенный тип правления, но лучшего нет". Так и здесь - тесты, конечно, не идеальный способ контроля результатов обучения ребенка и его подготовленности, но лучшего просто пока нет, и для нашего общества, в котором уровень правовой культуры очень низок (например, при собеседовании преподавателя и ученика допускаются различные искривления в оценивании знаний ученика из-за субъективных убеждений преподавателя), тесты - наиболее приемлемый вариант. Надо двигаться путем усовершенствования тестирования и ликвидации недостатков и широко распространять тестирование.

В Украине есть сторонники и противники внешнего независимого оценивания, в последнее время появились даже иски в суды и решения судов с требованиями отменить тестирование как незаконное...

Тут, безусловно, надо вносить определенные изменения в украинское законодательство, чтобы исключить возможность трактовки, как это делается некоторыми сейчас, что, мол, нет законодательной базы для проведения внешнего независимого оценивания и так далее. Но, в принципе, то, что происходит, - это, на мой взгляд, то же самое, как когда-то одна из политических сил будоражила студентов относительно объединения университетов в одном из областных центров Украины. Тогда одни использовали недовольство в обществе, а сейчас другие пытаются использовать в свою пользу подобное недовольство и дискредитировать идею тестирования.

Это способ в нашей политике независимо от политической силы ориентироваться не на коренные интересы государства, нации, ребенка, а на собственные тактические. Это негативное явление, которое есть и в экономике, и в политике, и в образовании, - это пытается использовать как одна, так и другая сторона (политики и недовольные тестированием. - Авт.).

Какая ситуация с высшим образованием в Украине, не много ли у нас высших учебных заведений? Нужно ли, по вашему мнению, укрупнять вузы?

Дело даже не в том, что в Украине большое количество вузов, а в том, что они неконкурентоспособны в Европе, да и у нас тоже. Необходимо как можно скорее создать на основе этих небольших вузов во многих областных и районных центрах крупные современные национальные университеты. Это необходимо, чтобы решить целый ряд проблем. Во-первых, надо повысить качество обучения. Если будет крупный университет, в котором 20-30 тысяч студентов, то будут крупные кафедры, на которых более мощные научные школы. Во-вторых, это приведет к финансовой экономии, что немаловажно. В-третьих, те университеты-лилипуты, которые существуют в Украине сейчас, никто никогда не признает в Европе. Мы дискредитируем себя в условиях Болонского процесса, когда выставим себя на суд европейского сообщества, и они увидят, какие у нас лилипутные учебные заведения называются университетами.

Чтобы заинтересовать университеты в объединении, надо создать определенные льготы для тех университетов, которые объединяться относительно большей финансовой самостоятельности, большей автономии в разработке учебных программ, планов и тому подобного.

Что касается филиалов, то, когда я был министром, в 2004 году было закрыто 60 филиалов, и это надо продолжать делать, потому что их слишком много и, к большому сожалению, в большинстве из них нет качественной подготовки специалистов. Тем более что сейчас появилось больше возможностей для обучения в хороших университетах. Например, когда я начинал работать министром, был госзаказ на 111 тысяч набора студентов на первый курс в учебные заведения 3-4-го уровней аккредитации, сейчас - 150 тысяч. Учитывая, что выпускников у нас свыше 300 тысяч плюс много платных мест, то у нас для подготовленных детей есть хорошие возможности получить высшее образование в нормальных университетах, поэтому с филиалами надо поступать жестко, но справедливо.

Актуально ли сейчас, в условиях финансовой нестабильности, говорить о проблемах системы образования?

Хочу еще отметить, что существующий финансовый кризис может выступить моментом истины. Он должен подтолкнуть всех и вся, кто имеет отношение к руководству в различных областях, к более смелым действиям и решить давно назревшие проблемы. Кроме объединения университетов, надо провести серьезные изменения в средней школе. Когда был оглашен переход к 12-летней системе образования, то подразумевалось, что старшая школа будет профильной в зависимости от способностей ребенка. Через полтора года дети должны пойти в 10-й класс профильной школы, и в условиях, в которых работает наша современная школа, это сделать практически невозможно, потому что один или два старших класса не могут обеспечить профильного обучения.

Надо создавать профильные лицеи, чтобы у ребенка после 9-го класса был выбор в получении специальной подготовки для поступления в вуз. Ведь обучение первоклассника и одиннадцатиклассника - это разные вещи, это неправильно, когда обучение строится по всеобъемлющему принципу, такого нет в развитых государствах, такая школа существует только на постсоветском пространстве, и то не во всех странах. В образовании должны быть изменения, иначе мы не сможем подготовить ребенка к жизни в современных условиях, конкурентоспособного специалиста, всестороннее развитую личность, что важно и для человека, и для государства в целом.

Оксана Нагаевская

АМИ
30.11.2008

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!