Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Виховання Обучение жизненным навыкам

Обучение жизненным навыкам

Обучение жизненным навыкам могло бы стать важной частью содержания школьного воспитания. В самом деле, в каждом из таких умений есть конкретное содержание. Образно говоря, обучение навыкам состоит в том, чтобы предложить подростку "примерить" на себя манеру поведения человека уверенного, но не агрессивного, уважающего другого, но прежде всего уважающего себя

Каждое умение уже содержит схему ориентировки в непростой жизненной ситуации и соответствующий способ выхода из нее, расписанный буквально по шагам. Можно взглянуть его глазами, почувствовать, как он, примерить его способ ответить на запрос этой ситуации.

В школе нет и намека на изучение того, что реально волнует подростка - ни теории жизненных задач, ни предмета, хотя бы как-то задающего ориентировку в том, как эти задачи решать, ни элементарного тренинга жизненных навыков, хотя название похоже на школьное - "навыки". В понятии "навыки" делается акцент на то, что это реализованные умения, которые работают, которыми человек активно пользуется. Среди них есть и способы поведения, и способы обращения с собственным внутренним миром. Особенность "наших" навыков скорее всего в том, что им нельзя научить "в лоб", как письму или счету в пределах десятка.

Представим типичную ситуацию. Живет в спокойном городке в любящей семье хорошая девочка, заканчивает школу. Ей повезло с родителями, они дали ей всю свою любовь, ей повезло с учителями. Много раз она наблюдала за тем, как мудро и правильно ведут себя в конфликтах взрослые, сама старается вести себя так же. В ее жизни до 17 лет не было трагических событий, так что и повода задумываться о жизни и судьбе тоже особенного не было. Вообще, когда все нормально, люди живут, не слишком задумываясь, не рефлексируя. Позицию человек занимает, но делает это неосознанно. Какие-то поступки совершает, но как именно - сам не очень понимает. Бывает, что намерения не совпадают с тем, что получается: "Хотели-то как лучше, а получилось...".

Для людей добрых характерно и то, что они для своих детей хотят другого, не того, что имеют сами: "Надо уметь за себя постоять, Танечка, что ж ты ничего ему не сказала!" - сокрушается мама. Но Танечка не знает, что можно было бы сказать, чтобы отстоять свои права. Да и надо ли вообще что-то говорить, ведь ее мама предпочитает в такой ситуации промолчать, а вести себя так, как крикливая соседка Маша, девушка считает недостойным. Это подспудно подкрепляется родительской философией: ничего, от нас не убудет, пусть хоть все забирают, лишь бы оставили нас в покое. Прощающее и терпеливое поведение вызывает разные чувства, чаще - недоумение.

Но счастливое детство Танечки заканчивается. Она собирается в университет в большой город. Будь я ее учительницей или мамой, мне было бы гораздо спокойнее, если бы я знала, что у нее есть хоть какие-то представления о реальной жизни. Я понимаю, что уже не смогу защитить ее, и начинаю жалеть, что до сих пор у нее не было повода столкнуться с оборотной стороной жизни, что я не научила ее постоять за себя, не рассказала хотя бы из своего опыта о тех недоразумениях, которые возникают между людьми. Почему не сделали этого родители, почему жизненным навыкам не учила школа?

Почему этому не учат в школе?

Многие говорят, что формирование навыков поведения напоминает дрессировку. Так с людьми не поступают.

Аргументы очень серьезны, но перед родительской тревогой они как-то меркнут. А если бы для примера мы взяли другого подростка, который хоть за словом в карман не лезет, но слишком впечатлителен и неосторожен. Или того, кто готов уехать куда угодно от пьющего отца, а сам паренек тихий, но как будто надломленный - вереница лиц и характеров нормальных как будто бы ребят. Как же их выпускать в современную жизнь? Хватит ли им полученных на уроках литературы рассуждений о благородстве и честности... В общем, проблема поведения требует серьезного анализа, и просто так отмахнуться от непривычного навыкового подхода не получается.

Не надо быть психологом, чтобы предположить, что и Танечка, и каждый из этих ребят обязательно столкнутся с серьезными психологическими проблемами. Они настолько типичны, что могут быть легко представлены, ведь они задаются стандартными жизненными ситуациями. Интерес к содержанию этих навыков у подростков, родителей и учителей огромен.

Канальные факторы

О том, что человек бывает беспомощен перед обстоятельствами, сложившимися в конкретной ситуации, очень зависит от этих обстоятельств, впервые заговорил немецкий психолог Курт Левин. В его теории личности, созданной еще в тридцатые годы, поведение рассматривается как функция поля. Источником мотивов поведения человека являются обстоятельства, ситуация. Человек, с точки зрения теории поля, как бы "пленен ситуативной поверхностностью жизни и, собственно, не совершает волевой личностный акт выбора, а дрейфует по линиям наименьших сопротивлений под действием переменчивых ветров "психологического поля".

Гораздо позднее, в шестидесятые годы, бихевиористы приводили очевидные факты. Действительно, существует множество ситуаций, в которых люди становятся как бы одинаковыми и предсказуемыми, в них стираются индивидуальные особенности, различия в ценностях и убеждениях. Хотели сделать как лучше, но... обстоятельства так сложились. В общем, получилось, как всегда. Стыдно вспоминать.

Вопрос о роли ситуационных факторов в шестидесятые годы был в американской психологии не менее острым, чем вопрос о человеческой свободе, провозглашенной гуманистическими психологами. В те годы, годы настоящей гуманистической революции в обществе, последователями ситуационного подхода было проведено несколько ставших классическими экспериментов, к всеобщему недоумению, недвусмысленно подтвердивших худшие предположения о природе человека. К ним относится, в частности, эксперимент американского социального психолога Стенли Милгрэма, результаты которого имели такой широкий резонанс, что о нем знают сегодня не только психологи. В середине шестидесятых годов, находясь под впечатлением уроков Второй мировой войны, американский психолог С. Милгрэм выдвинул тезис о том, что люди не только попадают под влияние ситуационных факторов, но и склонны недооценивать это влияние. В доказательство он провел такой эксперимент. Обычные люди, мужчины, приглашались по объявлению в газете поучаствовать в научном эксперименте, задачей которого было якобы получение новых способов эффективной тренировки памяти. В лаборатории они встречались с подставным участником эксперимента - симпатичным и доброжелательным человеком, также представлявшимся как испытуемый. Затем появлялся экспериментатор, человек несколько авторитарный, но вполне соответствующий представлениям об ученом. Подставной испытуемый назначался на роль обучаемого, а "человеку с улицы" предстояло выполнять несложную функцию: стоя за стеклянной перегородкой, нажимать на кнопки, приводя в действие аппарат, который бил испытуемого током за каждую допущенную ошибку. При этом сила тока после каждой ошибки возрастала на 15 вольт, так что через некоторое количество попыток становилась смертельно опасным. Рядом с исполнителем находился тот самый строгий экспериментатор, который каждый раз, когда испытуемый пытался прекратить истязание, говорил ему: у вас нет выбора, вы должны закончить эксперимент, ваше дело - нажимать на кнопку, за последствия отвечаю я и т.д.

"Подставной" испытуемый за стеклом, вначале пытавшийся отвечать на вопросы учебного задания, после нескольких ударов током начинал кричать, требовать прекращения эксперимента, а затем просто затихал. Однако экспериментатор продолжал требовать нажимать на кнопки, расценивая отсутствие ответа как обычную ошибку. 68 процентов(!) участников этого эксперимента доводили силу электрических ударов до максимальной отметки, то есть фактически убивали человека, с которым только что познакомились и который произвел на них самое благоприятное впечатление...

Потрясенные результатами патологического послушания испытуемых, исследователи стали искать причины такого воздействия ситуации на поведение человека. Одним из важных выводов был следующий: люди, бывшие испытуемыми, понимали, что нужно прекратить, но у них не было оговоренного способа выхода из игры, а предлагаемые ими способы отвергались. Не зная, как настоять на своем и перейти к твердому требованию, они чувствовали себя очень неуверенно. Все то, что делает человека более уверенным и облегчает реализацию замысла (оговоренные заранее способы поведения в ситуации, напоминания, карты-схемы и иные видимые опоры и подсказки), Курт Левин называл канальными факторами.

Принципы или привычки?

Еще одно заблуждение относительно значимости канальных факторов описывают американские социальные психологи Ли Росс и Ричард Нисбетт. В своей книге "Человек и ситуация" они пишут о том, что люди наивно полагают, будто человек обычно действует в соответствии со своими принципами и ценностями. В доказательство они приводят исследование 1988 года (Ньютон, Грифитт, Росс), в котором испытуемых просили "поупражняться" в предсказании поведения хорошо знакомых им людей, проверяя якобы знание ими психологии. Нужно было предположить, как поведет себя человек, когда его попросят пожертвовать какие-нибудь продукты в пользу фонда для малообеспеченных студентов. Людей, чье поведение предсказывалось, разделили на две "полярные" группы: тех, кого окружающие считали скаредными, прижимистыми людьми, и, наоборот, тех, кто слыл щедрым. Затем всем: и щедрым, и прижимистым - прочитали лекцию о голодающих студентах, а в конце лекции половине слушателей (среди них были люди с разными установками) раздали листовки с указанием местоположения пункта, где принимаются пожертвования, и часов его работы, другой половине - таких канальных факторов не предоставили. По прошествии оговоренного времени сравнили предсказания и реальное поведение людей с разными установками.

Аналитики предполагали, что при отсутствии канальных факторов пожертвуют ближнему 16% скаредных и 80% щедрых при наличии 17% и 83%. Иными словами, аналитики практически игнорировали такую мелочь, как оговоренный и хорошо представленный способ действия. В действительности при отсутствии помогающих факторов до центра пожертвований дошли 8% щедрых и ни одного скаредного при наличии таковых факторов: 25% скаредных и 42% щедрых. Эти данные так же, как и результаты эксперимента Милгрэма, показались невероятными и были многократно перепроверены. Сегодня они признаны классическими. Действительно, не всегда верно такое предположение о природе человеческой: если человек считает, что нужно что-то сделать, то он найдет способ выполнения. Отсутствие твердого знания способа и условий, облегчающих начало действия, - реальное препятствие на пути к реализации собственных ценностей и воплощению позиций.

Твердое знание способа - это не что иное, как привычка или хорошо усвоенное действие, которое можно также назвать навыком. Что же получается: хорошие привычки лучше хороших принципов?

Реципрокный детерминизм

Вернемся к дискуссии о свободе или детерминизме личности. Представители детерминистской точки зрения ввели понятие реципрокный детерминизм. ("Человек зависит от среды, но он может эту среду изменять, а следовательно, существует взаимная, реципрокная зависимость", - говорит американский психолог, автор когнитивной теории личности Альберт Бандура.) Гуманистические терапевты на собственной практике сталкиваются с проблемой воли - страха перед изменениями, наличия ситуаций беспомощности личности, когда для реализации сознательного решения требуется какая-то помощь извне, помощь ситуации.

Таким образом, всеми практическими психологами признается факт, что существует реальный пласт проблем, связанный с невозможностью реализации собственных решений, страхом перед действием.

На наш взгляд, обучение конструктивным способам действия дает личности новые возможности для свободного выражения себя. Альберт Бандура, наиболее влиятельный психолог в рамках ситуационного подхода, описал модель, приближенную к реальности. Действительно, трудно реализовать свои принципиальные решения, игнорируя влияние окружающих тебя людей и обстоятельств. Однако человек своим собственным поведением может изменить установки и поведение окружающих и сделать среду своего обитания совсем иной. Например, песенка: "Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется" - иллюстрация реципрокного детерминизма. Улыбка, слова и поведение человека, его реакции и чувства определенным образом воздействуют на партнеров по общению. Одно поведение вызывает враждебность и отчуждение, а другое, напротив, желание помогать и поддерживать. В общем, как аукнется, так и откликнется. Альберт Бандура, исследуя возможности "навыкового" обучения, особенно в связи с проблемой агрессивного поведения у подростков, настаивал на том, что человек несет ответственность за свое поведение в ситуации не только перед людьми, которых оно затрагивает, но также перед самим собой, ибо он по законам реципрокного детерминизма своим поведением организовывает свое будущее.

Ситуации и навыки

Вернемся к Тане. Какие жизненные навыки пригодились бы ей в первую очередь?

Пожалуй, прежде всего отказывать, не испытывая при этом чувства вины. Я бы предложила ей поупражняться не только в простой технике, которую можно назвать "Как сказать "НЕТ" и не потерять друзей", но обязательно обсудила бы с ней идею о том, что, отказывая, она отклоняет всего лишь конкретное предложение, а не человека.

Не менее важно для доброжелательного человека владеть всем спектром навыков уверенного и твердого поведения.

Активное слушание с его знаменитым приемом парафраза: "Если я тебя правильно поняла?" (И далее задаем вопрос, в котором своими словами формулируем услышанное, стараясь придерживаться фактов.) Навык заезженной пластинки, который позволяет, не повышая голоса, дать понять другому серьезность твоей просьбы.

Навык уверенного требования, применяемый в ситуациях, когда кто-то нарушает имевшие место договоренности.

Я познакомила бы девочку с тем, "как реагировать на справедливую и несправедливую критику" (навык реакции на критику).

Наконец, исследовала бы с ней проникновенный (действительно проникающий через чужие защитные барьеры) навык "я-высказывания", открытого сообщения собеседнику о своих чувствах ("Когда ты сказал (сделал то-то), я почувствовала то-то и то-то. Наверное, это потому, что...")

Перечисленные умения полезны в ситуациях, когда имеет место нарушение прав личности, ее границ в контакте: сомнительные предложения, особенно сопровождающиеся давлением группы; последовательное третирование стоящих выше по статусу или по возрасту; откровенное запугивание, давление и попытки манипулирования. Несмотря на уверенность в том, что Танечка - человек деликатный и миролюбивый, я бы обсудила с ней некоторые ситуации, научила бы навыкам, незнание которых может сделать ее саму невольным "агрессором", именно невольным, по неопытности, ибо логика чужих чувств может отличаться от логики ее собственных чувств.

Навык "благодарности" подскажет, как быть в ситуации дарения и как относиться к одолжениям, тебе сделанным.

Особо следовало бы остановиться на навыке помощи, проанализировав типичные ошибки начинающих помощников, поговорить о непростом навыке истинной просьбы и научиться отличать истинную просьбу от манипулирования, скрывающегося под видом просьбы.

Когнитивная составляющая навыков, или концепции о жизни и о себе

Все время думаешь о том, как важно, чтобы подросток не перепутал сами ситуации: в какой из них уместно просить, а в какой - требовать, в какой рассчитывать на свои силы, а в какой - просить помощи. Все это уже более тонкая материя, чем набор умений, описывающих поведение человека мирного, но, когда необходимо, умеющего твердо отстоять свои права. Речь идет о том, как человек воспринимает и маркирует ситуацию, может ли он видеть реальное положение вещей и вести себя соответственно?

Действительно, практически любая теория личности и практика помощи человеку, построенная на ее основе, вынуждены объяснять одни и те же странные феномены - люди далеко не всегда хотят видеть, слышать, воспринимать мир и себя такими, какими они есть на самом деле. Они живут иллюзиями, которые именуют убеждениями или мнениями, а иногда еще - принципами и идеалами. За свои нереалистические представления приходится платить большими неудобствами, проблемами, а иногда и страданиями. Рождаются нереалистические схемы в детстве, как правило, они связаны со страхом не соответствовать каким-то нереально высоким стандартам. Эти схемы о себе часто тиранят человека, ибо требуют от него чрезмерного напряжения и никогда не дают расслабиться.

Навык, который позволяет отличать реальные факты от предположений и мнений, можно сформировать уже у семи-восьмилетних детей. Так, уже в этом возрасте дети понимают, что утверждение "тот, кто делает ошибки, заслуживает называться дураком", - всего лишь мнение, даже если оно высказывается авторитетной учительницей. Также к разряду мнений относятся утверждения: "2-й "А" - лучший класс в нашей школе", "Я никогда не понравлюсь Марье Петровне" и многие другие. Более реалистичными будут утверждения: "Ошибки делают все люди, которые что-то пытаются делать в первый раз", "2-й "А" - класс, к которому мы относимся", "Марья Петровна делает мне замечания и исправляет мои ошибки".

В более старшем возрасте нужно знать о типичных подростковых иллюзиях: "Человек рожден для счастья, как птица для полета", "Меня никто не любит", "Родители должны давать мне больше свободы"...

Так чем же мнения отличаются от реальности? Тем, что выборы, которые человек делает на основании этих нереалистических концепций, не выдерживают проверки этой самой реальностью. Разочарование и слезы, недоумение и неуверенность обеспечены, если не проверять свои схемы представлений о мире. О мире и о себе, ибо они связаны. Нереалистичны и поэтому потенциально насыщенны проблемами такие представления: "Я должен быть безупречным", "Я всегда должна быть сильной", "Я - особенная, я лучше (слабее, чувствительнее, умнее, талантливее) других, поэтому общие правила - не для меня", "Я никогда не смогу (чего-то), потому что я слишком (не важно, какая), поэтому справедливо, что я всегда попадаю на вторые роли, и все используют меня".

И еще о себе: "Я должна быть безупречной". О других: "Все тоже должны быть безупречны", "Люди несовершенны", "Люди не должны вести себя так (не важно, как)", "Это не высший пилотаж" или "Мог бы лучше", "Они заслуживают такое плохое обращение".

О себе: "Я всегда должна быть сильной". О других: "Мне не нужна ваша помощь (жалость)", "Кому помочь?", "Люди не должны вести себя так (не важно, как)", "Почему люди так неблагодарны?"

О себе: "Я особенная, поэтому общие правила не для меня". О других: "Они должны быть благодарны, что я прошу помощи у них" или "Все должны мне помогать", "Ах, они покорены мною, я все для них сделаю", "Люди неблагодарны", "Я дружу только с теми, кто может за себя заплатить", "Люди не должны вести себя так (не важно, как)", "Жизнь несправедлива" и т.п.

И вот концепция добрых девушек: "Люди хорошие или несчастные, их нужно жалеть, а я испытываю к этому человеку агрессивные чувства, ведь он очень обидел меня, значит, я злая, так мне и надо, и он ко мне относится справедливо, как я того заслуживаю". Так Танечка становится терпеливой жертвой.

От способности или неспособности видеть реальность зависят поведение, выбор человека, наконец, то, какое будущее он себе построит.

Однако бывает, что проходит целая жизнь, пока человек наконец не поймет (а может, так и не поймет), что ошибался в своих суждениях. Известны слова Марка Твена: "В семнадцать лет я был убежден, что мой отец круглый дурак. В двадцать один год я был поражен тем, сколь многому старик научился за четыре года..."

Диалог с собой

Когда человек страдает и печалится об утраченном, радуется, прикасаясь душой к тому, что ему нравится, отчаивается, чувствуя свою беспомощность, выносит себе приговор, внутренне сжимаясь от чувства вины, или делает выбор в пользу одного варианта, отказываясь тем самым от всех невыбранных, когда он ведет внутренние диалоги, - все это работа его души.

Мы должны говорить с детьми не только о проблемах, связанных с отрицательными эмоциями - гневом, страхом, тревогой. Когда человек не заботится о радостях и удовольствиях, он также оказывается в очень тяжелой ситуации. Культуре продления удовольствий, расширения их ассортимента и добавления в полную обязательств жизнь притягательных элементов совершенно необходимо учить детей с дошкольного возраста. Лев Николаевич Толстой утверждал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. Может быть, в счастливых семьях само собой, без всякого осознавания, и происходит обучение искусству находить в жизни привлекательные стороны?

Как искать опору в себе и в мире, как научиться уважать того, кто не соответствует твоим ожиданиям, как прощать себя, дорожить своими корнями и многое другое может быть, по моему мнению, превращено в умения, хорошие привычки. Все это должно стать содержанием специального психологического обучения школьников.

Основания для оптимизма

Навыки, достойные человека, могут и должны, на наш взгляд, стать содержанием сегодняшнего воспитания. Многие психологи: и отечественные, и зарубежные - указывают на то, что еще до возникновения подросткового кризиса детей необходимо снабдить психологическими средствами для его разрешения. Умение понимать свои чувства, ориентироваться в чувствах и мотивах других людей, настаивать на своем или, наоборот, уступать, планировать и достигать задуманного и другие навыки составляют ядро этих самых средств.

Работа с навыками - это деятельная модель добра и человечности. Собственный опыт детей, сумевших в конкретной ситуации продемонстрировать достойное поведение, а затем увидеть, как оно влияет на окружающих, фактически делает их проводниками и защитниками стоящих за таким поведением норм и ценностей. Разве это не есть воспитание?

Итак, выступая против назиданий, мы все-таки предлагаем свой рецепт счастья. Надо только попробовать пожить с этим. Может быть, один урок или одну неделю. Мы оставляем за ребенком право выбирать самому, что для него актуально.

Вот как выглядят в "сжатом виде" несколько навыков. Мы полагаем, что к окончанию школы подросток должен владеть несколькими десятками жизненных навыков подобного рода. Не так уж много, не правда ли?

Как сказать "НЕТ" и не потерять при этом друзей

  • Прямо заяви свою позицию, не ссылаясь ни на какие обстоятельства.
  • Соглашайся с доводами, но стой на своем: "Да, ты прав, в предложении есть привлекательные моменты, но я НЕ буду этого делать". Повторяй это в ответ на все уговоры, которые слышишь.
  • Продолжая слушать, кивай, но говори: "Мой ответ - все равно НЕТ".
  • Переходи в наступление. Спроси: "Почему ты на меня давишь?"
  • Предложи что-то другое, выдвинь встречное предложение, которое ты не считаешь сомнительным.

Как помочь себе быть услышанным

  • Коротко введите собеседника в суть своей просьбы. Например: "Вчера я очень переволновалась, когда ты не вернулся домой вовремя, я злилась на тебя и пила валокордин".
  • Сформулируйте то, что вы хотите сказать в позитивной форме и коротко. Попробуйте сделать это так: "Пожалуйста, в следующий раз звони мне, когда задерживаешься". И не говорите: "Никогда так больше не делай".
  • Выслушайте объяснения и оправдания, соглашаясь с каждым из них в отдельности, и добавляйте наподобие заезженной пластинки, к каждому из них текст своего послания. Например: "Ты совершенно прав, ты был с Таней, она мне нравится, и, пожалуйста, позвони, если решил задержаться, когда в следующий раз будешь у нее".
  • "Да-да-да, я считаю, что ты сильный и осторожный, поэтому, пожалуйста, позвони мне и скажи, что ты жив".

Как обходиться с собственной неуверенностью

  • Рискните пристально посмотреть на пугающую реальность, при этом отделите чувства от фактов и мнения от фактов.
  • Проверьте, на что вы можете опереться в данных обстоятельствах. Вспомните внешние и внутренние опоры.
  • Продумайте ситуацию отступления на "запасной плацдарм", если случится "худшее". Продумайте тактику и стратегию отступления, действия и слова.
  • Проясните ожидания и претензии к себе. Напомните себе, что не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
  • Настройте все внимание на задачу, которую нужно решить, не думайте о себе и своем состоянии.
  • Выберите для себя достойную награду.

Словарик к статье

Когнитивная психология - общий подход в психологии, в котором основное внимание уделяется внутренним мыслительным процессам.

Бихевиоризм - подход в психологии, в котором утверждается, что единственным предметом исследований в научной психологии должно быть наблюдаемое, измеряемое поведение.

К ситуационным подходам относят "теорию поля" Курта Левина и поведенческие теории Э. Толмена и Б. Скиннера. Все они полагают, что поведение человека полностью детерминировано параметрами ситуации.

Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда доказывала, что все мотивы поступков взрослых людей детерминированы их детскими комплексами и родительскими внушениями. Представители ситуационного подхода полагали, что человек мотивирован не собственной волей и даже не собственными детскими проблемами, а всего лишь параметрами ситуации. С этим радикальным подходом активно полемизировала гуманистическая психология: в ее представлениях человек заслуживал большего доверия и права на свободу воли...

Автор С. Кривцова

Освіта.ua
23.07.2008

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!