Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Виховання Школе не уйти от работы с семьями

Школе не уйти от работы с семьями

Показателен ответ родителей на вопрос: "Правильно ли вы воспитываете своего ребенка?" Большинство родителей отвечают так: "Не знаем, воспитываем, как подсказывает интуиция"

Но есть и другая позиция, о которой в свое время писал К. Д. Ушинский. Отцы и матери уверены в том, что знают, как воспитывать детей, если не всех, то своего уж точно. Действительность же такова, что даже самые лучшие родители - не всегда умелые педагоги, вот и «лепят» детей по своему образу и подобию, без опоры на научные знания.

Сам факт существования подобных коллизий подтверждает необходимость взаимодействия родителей и учителей. Задача школы - помочь родителям, сохраняя лучшие традиции семейного воспитания, растить детей на основе достижений отечественной педагогики. Неглубокая осведомленность о своих детях, непонимание, что такое воспитание, часто ведут к неблагополучию как родителей, так и их детей. «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей», - завещал В. А. Сухомлинский.

Тонкость заключается в том, чтобы не спрашивать с родителей за плохое воспитание ребенка, не требовать и не укорять семью в ошибках, ибо это мешает взаимопониманию, искажает ход общения учителя и родителей. Главное - научить разбираться в характере ученика, его поступках, используя те возможности, которыми располагают учителя и родители. И обязательно увлечь отцов и матерей перспективой совместных педагогических действий. Это относится не только к семьям трудных детей, но и к любой семье.

Пример - учителя Нижне-Муллинской сельской школы в Прикамье (Россия) убеждены, что в организации жизни ребенка в школе и дома они могли бы выступать в деловом содружестве с родителями.

Сотрудничество школы и семьи действительно в значительной степени зависит от первого шага, от того, как учитель настроит родителей на активную работу в классе. Не ошибемся, если скажем, что этому способствует первое родительское собрание. Удастся оно - протянутся добрые нити взаимопонимания между учителем и родителями. Нет - все встанет на формальные рельсы, и тогда уже прощай, слаженность, а значит - и эффект воспитания.

Да, непросто провести родительское собрание, после которого родилось бы общее понимание роли школы в жизни ребенка. Почему-то считается, что цель первого родительского собрания - познакомить отцов и матерей с правилами и требованиями школы к детям и родителям или мобилизовать их на работу по оформлению классной комнаты.

В арсенале школы и такие подзабытые ныне формы работы с родителями, как лекции, беседы. Кстати, их темы предлагают сами родители. Однако наиболее ценные, придающие работе с родителями практическую направленность, - это практикумы, диспуты, встречи за «круглым столом», поиски эффективных путей и приемов в конкретных условиях.

Сотрудничество и взаимодействие не возникают сами по себе. Они - результат огромных усилий и творчества двух сторон - учителя и родителя. Будем откровенны: в реальной жизни добиться этого бывает неимоверно трудно. Особенно с семьями, в которых наблюдается нездоровая обстановка, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни. В работе с такими семьями не помогут ни прямое воздействие, ни советы о приемах воспитания ребенка. Можно услышать: мол, с «трудными» родителями бесполезно встречаться - они не хотят, не понимают и вообще - стараются не пускать учителя дальше порога квартиры. Бывает и такое. Однако все зависит от того, с чем пришел учитель в семью. Если только с требованиями и обвинениями - это одно; если протягивает руку помощи, предлагает: «Я знаю, вам сейчас тяжело, я понимаю, только вот что делать, давайте обсудим, вместе подумаем»... Нетрудно догадаться, как дальше будет строиться общение.

Работа школы с семьей не всегда поддается точному измерению. Но если внимательно приглядеться, то нельзя не заметить «дух школы»: доброжелательность и бережность учителей и родителей, чувство удовлетворения процессом воспитания, укрепление родительского самосознания. А результат - меньше негативных проявлений в поведении детей.

В настоящее время в нескольких пермских школах возобновляется работа с родителями по классам. Это дает возможность дифференцированно подходить к педагогическому просвещению родителей: беседы проводятся не вообще о воспитании детей в семье, а о воспитании именно тех детей, родители которых посещают занятия.

Не все родители стремятся к знаниям, не все посещают занятия, прежде всего это относится к «трудным» отцам и матерям. Вот и возникла у учителей школы № 26 г. Перми мысль: собрать таких родителей отдельно. Без сложностей не обошлось, но задачу выполнили - посетили каждую семью, почувствовав нравственную атмосферу. Родителей таких набралось немало: у каждой семьи свои причины неблагополучия и запущенности детей. Но главная - низкая общая и педагогическая культура. Решено было изменить акценты в педагогическом просвещении, резко повысить планку требований к родителям.

Это не значит, что родители, независимо от их образования и специальности, должны изучать науку о семейном воспитании. Задачи ставились простые и доступные для этой категории родителей: получить азы семейной педагогики, почувствовать себя ответственными, представить круг родительских обязанностей, скорректировать практику воспитания своего ребенка. А суть такова: если уж не можешь объяснить решение задачи, стань хотя бы психологической опорой своему ребенку. Не удается заинтересовать его учебой - пусть это станет делом педагога; но в твоих силах создать ребенку нормальную семейную обстановку. Это азбука для любого родителя.

Надо сказать, что этот педагогический эксперимент - объединение семей трудных учеников в отдельную группу - дал обнадеживающие результаты: «проблемных» ребят стало меньше. Да и те, кто остались «трудными», изменили свое поведение как в школе, так и на улице. И все это благодаря полученным от учителей практическим умениям и навыкам, опыту и желанию советоваться с ними, доверять им. А это важно для предупреждения новых ошибок в сфере воспитания.

Кто же научит родителей воспитывать собственных детей? Школа, в стенах которой дети пребывают до 17-ти лет, а если быть точным - учитель. Однако далеко не каждый педагог сегодня готов к работе с современными семьями. Ведь как происходит в жизни: учитель, обнаружив недостатки ребенка, предлагает родителям тот или иной способ воздействия на него, не принимая во внимание ни свойств отцов и матерей как воспитателей, ни их действий воспитательного характера, ни систему семейного воспитания.

Понятно, что отсутствие точных сведений о семье, принятых в ней методах воспитания не позволяют учителю оказывать педагогически выверенную помощь и ребенку, и семье; оценивать собственные усилия в процессе работы с родителями; осуществлять профилактику социальной нестабильности и отклонений как ребенка, так и семьи в целом.

Но это еще полбеды, а настоящая беда в том, что сами учителя слабо владеют методами семейного воспитания, всем арсеналом профессиональных знаний и навыков общения с родителями. Как же в таком случае они могут руководить семейным воспитанием?

Мастерами педагогического труда, мудрыми советчиками отцов и матерей становятся, как правило, в школе, по мере накопления опыта. Но это длительный процесс, а чтобы его сократить, педагогов, умеющих работать с семьей, необходимо готовить еще на студенческой скамье, вооружать их научными знаниями о семье и семейном воспитании. Между тем в учебном плане по педагогической дисциплине нет не только специального курса - не читается даже двухчасовая лекция по проблемам семейного воспитания. Вот и выходит, что будущий учитель не получает знания даже общих принципов и методов семейного воспитания, не говоря о том, как найти подход к родителям, как с ними общаться, как помочь семье в ее трудном деле воспитания личности.

Полученный нами опыт не претендует на открытие. Вместе с тем он дает возможность учителю совместно с родителями как благополучных, так и неблагополучных семей объединить усилия, найти наилучшие решения по коррекции поведения детей и ошибок семейного воспитания. В процессе общения родители получают от учителя практические умения и навыки, опыт и желание советоваться с ним, доверять ему.

Автор: Н. Спицын

Освіта.ua
20.02.2008

Провідні компанії та навчальні заклади Пропозиції здобуття освіти від провідних навчальних закладів України та закордону. Тільки найкращі вищі навчальні заклади, компанії, освітні курси, школи, агенції.
Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!