Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Методика і технологія Учим детей мыслить критически

Учим детей мыслить критически

Впервые в практическом образовании предлагаются методы, направленные на развитие у ребенка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы

Наконец-то появилась книга, которая поможет папам и мамам, не тратя много лишнего времени, качественно подготовить вместе со своим ребенком домашнее задание, а учителям - достигнуть новых целей в обучении школьников.

УЧИТЕЛЬ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Ах, если б знать... (А разве я не знаю?!)

Внутренний диалог

Как вы считаете, какое из нижеперечисленных чувств чаще всего испытывает человек, который учит чему-то других?

Отметьте галочкой:

  • Беспокойство
  • Удовольствие
  • Радость общения
  • Неудовлетворенность собой
  • Волнение
  • Любовь к детям
  • Недовольство
  • Любовь к порядку
  • Жалость
  • Любопытство

Если вы считаете, что данный список не полон, дополните его.

От того, какие чувства мы испытываем во время урока, во многом зависит наш стиль преподавания.

Мы считаем, что любому учителю свойственны три базовых чувства: чувство иерархии, чувство сцены и чувство самовлиятельности. Каждое из этих чувств может быть выражено в слабой, средней и сильной степени. Но все они обязательно присущи психологии учителя.

Чувство иерархии

Любой человек обязательно является членом какой-либо организации. Это может быть семья, трудовой коллектив, фирма; любая организация, будь то школа или цирк, подразумевает иерархию: есть начальники, есть подчиненные. Любое нарушение сложившихся в учреждении отношений расценивается как сбой в работе. Чем жестче, авторитарнее система, тем явственнее иерархия.

От того, насколько у человека выражено чувство иерархии, зависят его стиль преподавания, его отношения с учениками и даже самочувствие. Если у учителя слишком завышено это чувство, он как огня боится проверок, терпеть не может, когда кто-то из учеников ведет себя на равных, и пресекает любые отрицательные высказывания в свой адрес. Он опасается высказывать свое мнение, говорить о своих чувствах, когда не уверен, что его слова одобрены начальством и утверждены на каком-нибудь совете. Такие учителя очень болезненно воспринимают равноправные отношения. Именно поэтому они редко общаются с людьми, не связанными с их системой. Ведь непонятно, как с этими "чужаками" общаться - как с начальниками или как с подчиненными?!

Вне класса учитель общается со своими учениками в таком же стиле, как и на уроке, - менторском и назидательном. Он как бы напоминает детям, что учительское око не дремлет - мудрость и чуткость старшего брата настигнут их повсюду!

Учитель с ярко выраженным чувством иерархии, как правило, считает себя принципиальным человеком. Ему свойственно острое чувство правды, истины. Он до дрожи в коленках боится совершить ошибку, сказать что-нибудь не то. Еще бы! Ведь за его плечами стоит целая система, правота коей незыблема. В этой уверенности его сила и его главная слабость. Однако жизнь постоянно меняется, и то, что казалось таким устойчивым, порой рушится на глазах, вследствие чего принципам нашего героя наносится непоправимый ущерб, для большинства учителей-иерархов он равносилен краху.

Когда же в роли учителя оказывается родитель, ситуация схожа. Не правда ли, сложно любить детей, когда они не слушаются?

Если у учителя чувство иерархии выражено слабо, он похож на человека, который пришел в чужой монастырь со своим уставом. Ученики такого учителя любят, они чувствуют себя на его занятиях уютно. Но зачастую они не относятся к нему всерьез. До сих пор многие школьники судят о важности предмета по количеству связанных с ним неприятностей. Чем больше контрольных, проверочных и чем строже опрос, тем серьезнее надо к такому предмету относиться.

Психологи считают, что существуют три типа карьеры: иерархическая (человек стремится занять более высокое положение), неформальная (работник не заботится о должностном росте, поскольку его интересует эмоциональное взаимодействие со своими коллегами, независимо от статуса) и функциональная (работник увлечен своим профессиональным ростом, он развивается как специалист, мало заботясь о влиянии на сотрудников и должностном росте). Учитель со слабо выраженным чувством иерархии больше стремится к профессиональному росту. И если он достигает определенных успехов, авторитарная школа его ценит, лелеет, но "своим" все же не считает. Если вы вспомнили какого-нибудь педагога, любимого детьми, но к которому родители и администрация относятся, по меньшей мере, сдержанно, то можно предположить, что у него чувство иерархии выражено слабо.

Как это всегда бывает, сложнее всего соблюдать золотую середину. Умеренное чувство иерархии проявляется в том, что педагог или родитель умеет отличать ситуации, когда он является представителем системы, человеком, наделенным властью, от тех, в которых уместнее поддерживать равноправные отношения.

Считается, что материал усвоен лучше всего, когда ученик может объяснить его другому. Если учитель смог организовать занятие таким образом, что сам оказался в роли ученика, нет сомнений в том, что с чувством иерархии у него все в порядке.

Чтобы проверить, как обстоит дело с чувством иерархии у вас, заполните следующую мини-анкету. Отвечайте "да" или "нет".

Для учителей

  • Если я встречаю своих учеников вне школы, я чаще всего общаюсь с ними так же, как и в классе.
  • Интересно ученикам слушать то, что я говорю, или нет, но на моих уроках я не допускаю лишнего шума.
  • Если моя ученица прошла мимо меня и не поздоровалась, я укажу ей на это.
  • Учитель должен поддерживать уважение к себе у своих учеников. Слушаясь учителя, дети учатся уважать общественные институты.
  • Учитель должен пресекать все попытки учащихся вести себя с ним панибратски.
  • Ошибаясь при учениках, учитель подрывает не только свой авторитет, но и авторитет всей школы.
  • Если у учеников нет чувства уважения к школе, процесс образования невозможен.

Для родителей

  • Если ребенок меня не слушается, я злюсь.
  • Детей надо приучать во всем слушаться старших: вырастут - спасибо скажут.
  • Моя задача - проверять, как мои дети сделали уроки. Учить должны учителя.
  • Если ребенок получает хорошие отметки, я реже проверяю у него домашнее задание.
  • Учеба - тоже работа, где учитель - начальник, ребенок - подчиненный, а отметки - зарплата.
  • Что касается учебы, родители должны выполнять требования учителей.
  • Как и везде, в семье должен быть кто-то главный, кто решает все вопросы.

Чем больше вы набрали ответов "да", тем сильнее у вас выражено чувство иерархии. Если же вы ни разу не ответили "да", возможно, у вас есть какие-то "трения" в школе или семье. Умеренное чувство иерархиия 1-3 ответа "Да".

В конце этой главы мы на примерах рассмотрим связь между чувством иерархии и развитием у наших детей самостоятельности мышления.

Чувство сцены

Перефразируя шекспировское высказывание, можно сказать, что школа (семья) - театр, где все: учителя, родители, дети - актеры. Каждая профессия накладывает на человека свой отпечаток. Учительская стезя - не исключение. Условия преподавательской работы таковы, что вольно или невольно учитель выступает в роли актера: он предстает перед публикой. Если молодая учительница еще не выделяется в толпе, то опытного учителя с большим стажем легко узнать. Этот человек любит, чтобы его слушали долго и внимательно; он хороший рассказчик, умеет увлечь слушателя, ему удаются продолжительные монологи. С диалогами дело обстоит сложнее (где вы видели, чтобы актер беседовал с публикой?). Если же обремененному педагогическим стажем человеку приходится вступать в беседу, то она, как правило, вскоре превращается в нравоучительный монолог.

Конечно же, не бывает правил без исключений. Есть учителя. с которыми очень приятно побеседовать, подискутировать на какую-либо тему. Но даже эти педагоги согласятся с тем, что, беседуя с учениками, они чувствуют себя неловко. Особенно когда дети начинают говорить что-нибудь не то, обсуждают ненужную тему.

Педагог с ярко выраженным чувством сцены, как правило, склонен к монологам. На этих учителей всегда приятно смотреть - они подтянуты, опрятно одеты. Артистизма им не занимать: любой их урок - это маленький спектакль. Но если ученики не ведут себя как подобает зрителю - не молчат, переговариваются между собой, задают неуместные вопросы, такой учитель испытывает дискомфорт. Он полагает, что такое поведение говорит о неуважении к учителю, и наводит порядок известными ему методами: ставит плохие отметки, повышает голос, запугивает будущими неприятностями, взывает к совести, использует физические наказания, ставит в пример хороших (то есть тихих) учащихся и т. д. Разнообразие приемов воздействия на ученическую публику велико, но по сути их только два: использование чувства вины и чувства страха.

Если артист придет в театр, намереваясь играть отрепетированную роль, а ему говорят, что нужно выступать в другой роли или даже в другом спектакле, наверняка это вызовет у него бурю протеста. То же происходит в душе учителя или родителя с ярко выраженным чувством сцены. Он как огня боится, что окажется в ситуации, где ему, может быть, придется играть чужую роль, возможно даже роль зрителя.

Однако даже если у учителя нет ярко выраженного чувства сцены, ему все дже необходимо владеть основными навыками театрального мастерства. В данном случае речь идет о психологической гибкости педагога.

Обучая детей, что-то им рассказывая и показывая, мы автоматически становимся артистами, а они - зрителями. Наблюдая за хорошим спектаклем, мы можем получить массу удовольствия, решить какую-то личную проблему, разобраться в своих отношениях с людьми, но научится ли сам артист чему-нибудь во время такого представления, каким бы эффективным и блистательным оно ни было?

Принято считать, что есть три уровня усвоения материала:

  • Учащийся может повторить изученный материал.
  • Учащийся может применить знания и умения в реальной жизни.
  • Учащийся может научить других тому, чему он научился сам.

Большинство учителей и родителей дальше первого (иногда - второго) уровня не идет. Учитель, у которого чувство сцены не главенствует в работе, старается организовать свой труд так, чтобы самому быть, как говорится, объектом обучения. Речь идет о том, чтобы учиться вместе со своими учениками.

Насколько чувство сцены свойственно вам?

(Отвечайте - "да" или "нет".)

  • Мне очень нравится подолгу и обстоятельно рассказывать людям какие-нибудь истории или излагать различные теории.
  • Если в моем присутствии о чем-то подробно рассказывают, я, как правило, начинаю скучать.
  • Когда урок (или совместная подготовка домашнего задания) идет не тая, как мяе хочеяся, я чувствую себя не в своей тарелке.
  • Я считаю, что взрослый должен всегда быть для детей эталоном опрятности и аккуратности.
  • Иногда мои слова вызывают восхищение у учеников.
  • Когда ребенок отвлекается на уроке (или во время обычного разговора), меня это обижает.
  • Когда дети работают самостоятельно, мне бывает скучно и не по себе.

Если вы ответили "да" больше четырех раз, чувство сцены у вас выражено сильно. Ваши уроки, как правило, интересны и увлекательны. Единственное, что вызывает беспокойство, это то, что ваш прекрасный монолог слабо пробуждает активность детей. Вероятно, они позаимствуют у вас изящные манеры, умение держать себя. но как насчет самостоятельности мышления?

Чувство самовлиятельности

- Вы мне ответите за это!

- За что?!

- За ВСЕ!!!

(Из разговора начальника с подчиненным)

В современной зарубежной и отечественной педагогической психологии в последнее время стали уделять пристальное внимание изучению "синдрома профессионального выгорания". Это расстройство, как правило, свойственно людям, потерявшимся в собственной профессии. Оно выражается в следующем: люди перестают получать удовлетворение от работы, очень быстро устают, чаще болеют, конфликтуют с коллегами, продуктивность их труда заметно снижается. В результате - общая неудовлетворенность жизнью.

Причины профессионального выгорания

Среди причин такого выгорания могут быть следующие:

  • человек не ощущает результатов своего труда (помните миф о Сизифе?);
  • человек не владеет навыками эффективного саморасслабления (то есть не знает, как снять стресс);
  • в работе отсутствует элемент новизны, необычности.

Но причиной психологического "выгорания", помимо вышеуказанных, может явиться завышенное чувство ответственности, которое может быть связано как с высокой ценой ошибки, так и с большим количеством сфер, за которые человек призван отвечать.

Воссоздайте своем воображении ситуацию, когда вы в последний раз кого-то чему-то учили. Подробно представьте окружающую вас обстановку. Вспомните, какие чувства вы испытывали в тот момент. А теперь попробуйте оценить, за что вы отвечаете в этой ситуации, на что реально можете повлиять. Отметьте в следующем списке эти влияния:

  • Повышение уровня знаний учащихся.
  • Моральный облик учащихся.
  • Развитие нравственности учащихся.
  • Физическое здоровье (собственное и учащихся).
  • Чувство благополучия у учащихся.
  • Внешний вид учащихся.
  • Повышение уровня воспитанности учащихся.
  • Собственный авторитет в глазах детей.
  • Уровень "нерабочего" шума на уроке.
  • Рабочая активность учащихся.
  • Выполнение плана урока.
  • Определенное количество оценок в журнале.
  • Общий уровень дисциплины на уроке.
  • Эффективность овладения практическими навыками.
  • Чистота помещения.
  • Соблюдение норм речевой культуры.

Если вы можете дополнить список "сфер ответственности" учителя (а мы не сомневаемся, что вы это можете сделать!), сделайте это.

Что произойдет, если вы снимите с себя ответственность за некоторые из указанных сфер?

Подобных сфер может быть очень много.

Если у учителя слишком сильно развито это чувство самовлиятельности (если вы отметили больше половины сфер), то у него есть много шансов достичь профессионального "выгорания".

Предположим, завтра некто подойдет к вам и скажет, что вы отвечаете за восход солнца. Этот человек покажет вам соответствующие документы, резолюции и справки. "Глупо! - запротестуете вы. - Глупо нести ответственность за то, что неподвластно нашему контролю и вне нашей компетенции".

Если ситуация с солнцем действительно выглядит абсурдной и нелепой, то почему же многие учителя возлагают на себя ответственность за те сферы, на которые они не могут и не должны влиять? Например, часто можно встретить педагогов, которые много сил тратят на внушение учащимся своей (или не своей) точки зрения. Когда в следующей подглавке мы будем обсуждать условия, необходимые для развития самостоятельного мышления, вы увидите плоды такой завышенной самовлиятельности.

"Что плохого, - скажете вы, - когда учитель так ответственно подходит к своей работе, когда он буквально живет жизнью своих учеников?" Плохо уже то, что учителя с высоким уровнем самовлиятельности чаще болеют, быстрее устают, чаще конфликтуют с учениками. Горечи в их работе больше, чем у учителей с менее выраженным чувством ответственности.

Работа учителя очень похожа на работу менеджера: так же нужно планировать, принимать решения, организовывать, оценивать и контролировать. Чтобы менеджеру избежать "выгорания", ему необходимо уметь сохранять самообладание в ситуации неопределенности и правильно расставлять приоритеты. Так ли важно отвечать в данный момент за то, что в данной ситуации не столь важно?

Специалисты по развитию творческих способностей считают: для того, чтобы ребенок научился мыслить неординарно, у него должна быть возможность совершения ошибки, возможность "неправильного" поведения. Другими словами, у него должно быть право "ухода" в неконтролируемые зоны, туда, где его никто не одернет, никто не накажет. А теперь просмотрите еще раз анкету. Может, стоит немного "разгрузиться", "сбросить лишний вес"?

С другой стороны, те педагоги, у которых чувство самовлиятельности почти не выражено, достигают успеха там, где учащиеся очень хотят учиться, там, где внутренняя мотивация к получению знаний весьма высока. В таком классе учитель сеет зерна просвещения в самую что ни на есть благоприятную почву. Но такая ситуация - большая редкость. Чаще всего учителю приходится принуждать детей учиться. Обычно это делается с помощью отметок. Впоследствии мы расскажем о нескольких способах пробуждения внутренней мотивации к учебе - без запугиваний и применения "непопулярных методов".

Чтобы приблизительно определить, насколько у вас развито чувство самовлиятельности, когда вы учите кого-то, ответьте на следующие вопросы. (Отвечайте "да" или "нет".)

  • Когда ученик сбивчиво отвечает, я чувствую вину за его косноязычие.
  • Когда ребенок невнимателен на уроке (или во время выполнения домашнего задания), в этом есть и моя вина.
  • Я не должен допускать шума на уроке.
  • Учитель должен быть властителем умов своих учеников.
  • Если дети не соблюдают субординацию, общаясь с учителем, грош цена такому педагогу.
  • Учитель должен "привести к общему знаменателю" знания своих учеников (чтобы все имели примерно одинаковый объем информации).
  • Дети не должны догадываться, что их учитель чего-то не знает.

Если вы набрали больше четырех ответов "да", значит, вам свойственно высокое чувство самовлиятельности.

Вышеописанные чувства в разной степени свойственны всем учителям. Понятно, что лучше соблюдать золотую середину. Мы рассказали об этих чувствах для того, чтобы показать, как некоторые психологические установки педагога могут повлиять на развитие личности ребенка, становление его самостоятельного мышления.

Чтобы подвести итог нашему диалогу о психологии учителя, отметьте, пожалуйста, развитию каких качеств ученика могут помешать завышенные показатели по трем базовым педагогическим чувствам:

  • Самостоятельность мышления.
  • Критичность.
  • Умение вести диалог.
  • Уважение к обществу.
  • Интуиция.
  • Умение слушать собеседника.
  • Объем знаний.
  • Конформизм.
  • Умение задавать вопросы.
  • Гибкость поведения.
  • Целеустремленность.
  • Внимательное чтение.

Если вы считаете, что есть стороны личности или интеллекта учащегося, развитию которых высокая выраженность трех базовых педагогических чувств также может помешать (или наоборот - способствовать), допишите их, пожалуйста, ниже:

"Быть или не быть?.." (другие есть варианты?)

Авторы И. Загашев, С. Заир-Бек, И. Муштавинская

Освіта.ua
26.06.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!