Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Методика і технологія Душевный комфорт педагога и социализация учащихся

Душевный комфорт педагога и социализация учащихся

В условиях повышения качества функционирования системы образования, увеличения количества новых подходов к проведению учебно-воспитательной работы важным остается вопрос о создании конструктивной среды для развития личности учащегося. Достаточно много внимания уделяется личностно ориентированному обучению, ориентации в обучении на каждого отдельно взятого ученика

И такое положение дел не может не радовать, ведь каждому из нас комфортно, когда окружающие уделяют нам достаточное количество внимания. Так и дети (подростки), естественно, чувствуют себя хорошо при достаточном внимании педагогов к себе, родители учащихся, несомненно, рады этому. Однако не впадаем ли мы в крайность индивидуализирования?

Ясно, что процесс социализации учащихся будет проходить успешно в случае, когда они (дети, подростки) начнут осваивать свою индивидуальную роль в рамках группы (классного коллектива, педагогов, т. е. всего школьного «братства»). Ведь в ходе социализации мы как бы примеряем на себя социальные роли, опыт других людей, а не только изучаем «внутренности собственного душевного лабиринта».

В данном случае (как и во многих других контекстах), отдавая предпочтение той или иной стороне процесса построения учебно-воспитательной среды (излишнего индивидуализирования или усугубленного коллективизма), мы, родители, педагоги, психологи, ограничиваем детей в возможности получения многопланового опыта.

Выделять особенности построения комфортной школьной среды каждый руководитель, заместитель руководителя, педагог будет для себя сам с учетом знаний специфики педагогического коллектива, ученического контингента, материально-технических возможностей и других факторов. Далеко не всегда получается соединить знания, представления, опыт всех школьных коллег, работающих в направлении создания конструктивных условий для разностороннего и гармоничного развития учащихся.

Итак, СРЕДА. С чего же начинается эта самая среда? А начинается все в кабинетах административного состава учреждения образования. От того, каким образом выстроена система работы с педагогическим коллективом, будет зависеть качество создания комфортных условий педагогами для учеников. Никогда не задумывались о том, почему в коммерческих предприятиях много внимания уделяется не только специфике приема на работу персонала, но и его обучению. Причем обучение «новичков» (и не только) выстраивается на основе предоставления им возможности расти не только в профессиональном плане, но и в личностном. Ведь мы прекрасно понимаем, что профессиональный рост, наличие т. н. творческого подхода к выполнению ежедневных рабочих обязанностей, адекватное восприятие актуальных ситуаций, противостояние стрессовым факторам зависит во многом и от позитивного эмоционального состояния, внутренней гармонии, чувства уверенности в собственных силах, адекватности самооценки и многих других качеств и состояний. Может ли педагог объективно оценить качество собственной работы, распланировать и выстроить ее, создать эмоционально комфортные уcловия для учащихся, если сам тревожится, находится в состоянии депрессии, не находит общего языка с коллегами по работе? Ответ будет, скорее всего, отрицательным. Это то, что называется «человеческим фактором». Для меня совершенно ясным становится то, что активная работа специалистов социально-психологической службы в направлении сопровождения педагогического состава является максимально значимой. Работа в данном направлении может выстраиваться при помощи т. н. активных методов: тренингов, деловых/ролевых игр (в группах по 12-15 человек). Я умышленно не упоминаю о таких методах, как консультирование, просвещение в форме лекционных занятий, диагностика, в связи с тем, что просветительские задачи психологов, социальных педагогов решаются в ходе подготовки и участия в педагогических консилиумах, на педагогических советах и др. В основном вышеназванные задачи реализуются, исходя из рабочих, профессиональных ситуаций педагогического коллектива (повышение качества предоставляемых услуг, освещение аспектов, влияющих на уровень мотивации к обучению детей (подростков), специфика организации совместной работы с родителями учеников в направлении выработки качественной стратегии развития школьной жизни и многое другое). Тренинги и игры и так проводят школьные психологи и социальные педагоги, скажете вы. Соглашаюсь. Но проводятся, исходя скорее из острой актуальной ситуации, которая сложилась, а не как систематическая работа в направлении создания условий для предотвращения подобных ситуаций. В идеале система работы специалистов социально-психологической службы видится как подготовка и проведение регулярных тренингов для педагогов (указанных в годовом плане работы).

Возможная тематика тренинговых программ для педагогов школ

  • «Стрессоустойчивость как важный фактор в работе педагога»;
  • «Работа - проблема или удовольствие»;
  • «Тайм менеджмент для педагога»;
  • «Личностный рост»;
  • «Коммуникативные умения - залог комфортного эмоционального состояния»;
  • «Тревожность - проблема или внутреннее предупреждение»;
  • «Креатив в работе учителя - необходимость?»;
  • «Планирование профессионального роста»;
  • «Женщина - педагог и/или мать?».

Понятно, что, прежде чем выбрать ту или иную тему мероприятия, психологу необходимо провести серьезную предварительную работу: диагностическую - изучение системы взаимоотношений в коллективе, отношение педагогов к своей работе и др.; консультативную (индивидуальную и/или групповую в зависимости от запроса/необходимости). Однако психологи прекрасно знают, что диагностическую и консультативную, равно как профилактическую и просветительскую, функции можно осуществить в ходе самих тренинговых занятий.

Фактически в рамках таких вот занятий специалисты социально-психологической службы создают условия для организации комфортной среды внутри педагогического коллектива. Внутри группы, работающей в тренинговом режиме, действует определенный круг правил, которые в свою очередь могут быть успешно перенесены за тренинговые рамки. Так, например, в работе группы максимально важны следующие правила/принципы:

  • конфиденциальность (организация психологически безопасных условий, снижение уровня тревожности);
  • говорим от своего имени «Я хочу сказать», «Я чувствую», а не «Мы хотим», «Мы чувствуем» и т. д.;
  • если есть вопрос - задай его;
  • уважение и принятие ценностей, личностных особенностей окружающих;
  • каждый имеет право на собственное мнение (даже если с ним не согласны другие);
  • готовность понимать, сопереживать, сочувствовать другим людям.

Теперь представьте себе, что в школе, в которой вы работаете, весь педагогический коллектив «живет» по этим правилам. Мало того, что педагоги между собой общаются, руководствуясь ими, так они еще и пытаются перенести их в общение с учениками. Осознание детьми (подростками) того факта, что их слушают, уважают, стараются понять, принять, эмпатируют, дает возможность выстроить фундамент для комфортного прохождения учащимися процесса социализации в школе.

Автор: Е. Моисеенко

Освіта.ua
02.04.2009


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!