Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Учитель Социально мобильная личность

Социально мобильная личность

В Украине провозглашен переход на инновационный путь развития, который потребует решения целого комплекса задач. В данной работе, говоря об инновационной деятельности и актуальных вопросах ее развития, мы остановимся на инновационной культуре и подготовке кадров

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получающий воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к социальным услугам, управленческим решениям, образовательным методикам. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая целесообразность.

Не менее важным является понятие «инновационная деятельность». Общепринятой в мировой практике является следующая формулировка: инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на рынке.

Инновационная деятельность является одной из форм инвестиционной деятельности, но с более высокой степенью риска, и представляет собой целый комплекс научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, совокупность которых приводит к инновациям в виде нового или усовершенствованного продукта. Таким образом, процесс инновационной деятельности состоит из четырех основных стадий: исследование и разработка, освоение, серийное или массовое производство, потребление.

В связи с этим повышение уровня инновационной культуры путем уточнения терминологии, разработки критериев инновационной деятельности, разъяснения и популяризации инновационной деятельности в обществе можно рассматривать как одну из актуальных задач.

В связи с переходом экономики Украины на инновационный путь развития одной из важнейших задач, с решением которой мы уже опаздываем, является подготовка специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности.

В настоящее время в развитых странах на долю повышения квалификации кадров приходится 30-35 % экономического роста (для сравнения: доля прямых инвестиций обеспечивает только 20-25 %). В связи с этим образование превращается в одну из самых важных сфер, которая определяет перспективы экономического развития любой страны.

Какими же качествами должны обладать кандидаты в инновационные менеджеры? Как организовать их подготовку в наших условиях?

Инновационный процесс в различных сферах деятельности, в силу развития научно-технического прогресса, может проходить различные по длительности и затратам стадии. Например, в производственной среде этот процесс обычно проходит следующие этапы:

  • формулировка и сертификация (патентование) идеи;
  • научное и технико-экономическое обоснование нового продукта (технологии);
  • экспериментальное освоение образцов;
  • получение нового продукта и его коммерциализация.

Осуществляется инновационная деятельность посредством разработки и выполнения инновационных проектов, которые представляют собой законченную цепочку научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, реализация которых приводит к инновациям в виде нового или усовершенствованного продукта.

Отсюда следует, что инновационный менеджер должен владеть системным видением проблем, знать инновационные технологии и методики, методы инвестиционного проектирования, освоить маркетинг и финансы, хорошо разбираться в технике и технологиях производства.

Такие специалисты сейчас нужны и в научных организациях, и на промышленных предприятиях, и в органах власти.

В настоящее время подготовка инновационных менеджеров в Украине осуществляется в нескольких формах.

Первая форма, наиболее распространенная, предполагает подготовку инновационных менеджеров на базе специальности «Менеджмент организаций» в виде специализации. Такой подход реализуется в таких вузах нашего региона, как Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского и Донецкая государственная академия управления. Ряд украинских вузов подготовку специалистов по инновационной деятельности осуществляет на базе специальности «Экономика предприятия». В этих случаях инновационные менеджеры получают базовое экономическое образование.

Второй вариант предполагает подготовку инновационных менеджеров через магистратуры технических вузов, технологических и естественных факультетов университетов. Преимуществами этого варианта подготовки является знание научно-технических, технологических, производственных моментов определенной отрасли хозяйства (промышленности). По этому пути ведется подготовка специалистов в Донецком национальном техническом университете.

Третий вариант - это получение второго высшего образования учеными, инженерами, преподавателями вузов, которые имеют склонность к инновационной деятельности и хотят доводить научно-технические разработки до изготовления и продажи инновационной продукции.

Специалисты в области инновационной деятельности должны уметь оценить научно-технический уровень разработки, ее актуальность, иметь понятие о производственных технологиях и мощностях, необходимых для изготовления инновационного продукта, определить возможные рынки сбыта, просчитать экономику инновационного проекта, провести научно-техническую и экономическую экспертизу, оценить степени рисков и т. д. При этом все составляющие инновационной деятельности важны, и отсутствие любой из них не позволит разработать качественный инновационный проект.

В связи с этим подготовка инновационных менеджеров имеет свою специфику, которую не позволяют отразить варианты подготовки на основе только одного экономического или только одного технического базового образования. В этой связи целесообразно было бы использовать зарубежный опыт подготовки бакалавров по двойной степени, так называемый «double degree». С учетом этого опыта учебный план подготовки инновационных менеджеров можно было бы формировать путем объединения бакалаврских программ по менеджменту и инженерной подготовке. Создание такой программы подготовки инновационных менеджеров позволило бы инициировать введение в номенклатуру специальностей высшего образования новой специальности «Инновационный менеджмент».

Однако основы подготовки таких кадров необходимо закладывать еще в школе, а может, и в дошкольных учреждениях.

С этой целью, помимо разработки и реализации административных, хозяйственных и организационных мероприятий, необходимо формирование атмосферы, поощряющей конструктивное отношение людей к новшествам, способных кардинально улучшить трудовой процесс, среду обитания, общественную жизнь в целом.

Нужен системный комплексный подход к проблеме, направленный прежде всего на создание такой атмосферы в обществе, когда конструктивное отношение к новой идее, нововведению было бы и потребностью каждого гражданина, и одной из наиболее значимых общественных ценностей.

Коренные преобразования необходимы в образовании и воспитании школьников, студентов, специалистов. Ребенок, продуцирующий новые идеи, должен встречать понимание и поддержку со стороны педагогов и сверстников. Нужны методики оценки и развития инновационного потенциала личности по типу методик работы с детьми, одаренными в художественной, научной, технической сферах. Университетское, последипломное, непрерывное образование одной из основных целей должно иметь воспитание инновационно активной личности.

В учебных, научных, производственных и других коллективах важно формировать конструктивное, уважительное отношение к новшествам и их носителям, морально и материально стимулировать новаторские предложения, помогать доводить их до практической реализации.

Следует создавать обстановку здоровой состязательности, устраивать разнообразные конкурсы инновационных предложений, соревнования идей в различных сферах деятельности.

Следует развивать взаимодействие инновационной культуры с другими направлениями культуры, стимулировать обмен опытом в области инновационной культуры.

Автор: Б. Макогон

Освіта.ua
20.02.2007


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!