Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Учитель Соціоніка? Це дуже просто

Соціоніка? Це дуже просто

Cоционика - это наука, искусство, технология или игра, заключающаяся в умении определять тип личности человека, правильно строить взаимодействие и общение с ним, помочь ему лучше понять себя; оптимально формировать семейные, производственные и досуговые коллективы

Проблема взаимопонимания волнует всех. Каждый наверняка неоднократно сталкивался с тем, что с одними людьми чувствует себя комфортно, а с другими - неуютно; общение с одними доставляет удовольствие, а с другими - раздражает; с кем-то он живет душа в душу, понимает все с полуслова, а с кем-то постоянно вспыхивают конфликты. Научиться понимать себя и окружающих - вот задача, которую человек часто ставит перед собой. Соционика в простой и ясной форме дает ответы на многие сложные вопросы о нашей личности, различиях между людьми, межличностных отношениях. Знание соционики позволяет прогнозировать поведение, корректировать линию своего жизненного развития.

Как все новые науки, соционика родилась на стыке старых наук, в треугольнике «психология-социология-информатика». Из этих наук, а также из ряда других пограничных наук о человеке, критически переосмыслив их, соционика заимствовала многое: накопленные знания о человеке, основную терминологию, методы исследования. Характерной чертой соционики является наличие хорошо разработанного теоретического аппарата. Примечательно, что этот аппарат может быть использован при рассмотрении таких проблем, как психология общества, психология масс, культурные и исторические процессы. Соционика может применяться и в семье, и в коллективе; в управлении собой; в создании психологического климата; при комплектовании рабочих групп. Особенно это относится к группам, изолированным от социума. Соционические закономерности можно проследить во всех сферах человеческой деятельности или организации коллективов: от самых малых - семьи - до общества. Дело в том, что наблюдаемый мир деятельности человеческого духа определенным образом структурирован, закономерности подобного структурирования и описывает соционика.

Соционика изучает информационное устройство психики человека, т. е. способ восприятия, переработки и выдачи информации человеком. Реальность сегодняшней жизни такова, что мы живем в ИНФОРМАЦИОННОМ мире. Вся наша жизнь, по сути, - это работа с информацией, и, так или иначе, соционика затрагивает все сферы жизни. Мы ежедневно воспринимаем, перерабатываем и выдаем огромное ее количество: цвета, звуки, слова, прикосновения, запахи, эмоции, сновидения и т. д. Соционика изучает не просто психику человека, а способы обмена информацией между людьми, описывает информационную структуру личности. Говоря проще, соционика показывает, как мы обмениваемся информацией с миром и как это отражается на нашей психике. Достоинство соционики в том, что предметом ее изучения, в отличие от большинства типологий личности, являются не психически больные, а в первую очередь обычные, здоровые люди. И каждый психологический тип - это один из вариантов восприятия мира, в целом не лучше и не хуже других.

В основе соционики лежит принцип информационного метаболизма (или обмена информацией) психики человека. Любую информацию можно разложить (как радугу на семь цветов) - на восемь аспектов, каждый из которых отражает свою сторону действительности. Психика человека, состоящая из 8-ми функций приема, обработки и выдачи информации, реагирует на подаваемые сигналы в соответствии со своей структурой. Таких структур (психологических типов, или типов информационного метаболизма) может быть 16, что является основой различий между людьми и одной из причин конфликтов. Каждая такая структура обусловливает свои сильные и слабые стороны отдельного человека, его способности и риски, прогнозирует развитие отношений с другими людьми. Все-таки другие люди не всегда видят мир так же, как мы. Естественно, при анализе следует учитывать также уровень развития, пол, возраст и другие биологические и социальные параметры.

Соционика родилась не на пустом месте, а выросла из многолетних наблюдений и исследований величайших психологов и ученых, таких как Фрейд, Юнг, Кемпинский, Кречмер и других.

Идеи Фрейда о строении и функционировании психики развил Карл Густав Юнг. Несмотря на расхождение с Фрейдом по ряду вопросов, он уточнил понимание работы психики как системы и ее дифференциацию по психологическим функциям. Собственно его можно назвать основоположником теории психологических типов, приведшей к созданию соционики. В своей работе «Психологические типы» Юнг предложил структурирование психологического типа по следующей шкале: экстраверсия - интроверсия, рациональность - иррациональность, мышление - эмоции, интуиция - ощущения и выделил восемь типов по ведущей (доминирующей) психологической функции - эмоциональный, мыслительный, интуитивный и ощущающий (сенсорный), как экстравертированные, так и интровертированные.

Базируясь на учении Юнга о психологических типах, литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте построила новую науку - соционику. Исходя из типологии Юнга, Аугустинавичюте развила теорию о 16-ти психологических типах личности. Она не только применила на практике типологию Юнга, но и значительно расширила и углубила идеи этого ученого.

А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо мышления, чувства, интуиции и ощущения появились логика, этика, интуиция, сенсорика. Поэтому информация одного и того же сорта передается и воспринимается одними и теми же функциями партнеров по общению. Так, четкая, структурированная, последовательная информация передается и принимается по каналу логики, информация из области чувств - по каналу этики, из области предчувствий - по каналу интуиции, а информация по ощущениям - по каналу сенсорики.

Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аугустинавичюте более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:

  • экстраверсия - интроверсия;
  • логика - этика;
  • интуиция - сенсорика;
  • рациональность - иррациональность.

Например, когда говорят «логический тип» («мыслительный» у Юнга), то непонятно, какой именно тип имеется в виду: тот, что сочетается с сенсорикой, или тот, что с интуицией. А представители этих типов значительно отличаются друг от друга. Например, представитель «логико-сенсорного типа» обладает практичностью, собранностью, всегда опрятен, знает, что красиво, а что нет. Представитель же «логико-интуитивного типа» - скорее стратег, чем тактик, склонен к философствованию и теориям, рассеян. Он хоть и старается быть собранным и опрятным, но ему это удается с трудом.

При этом, используя понятие об информационном метаболизме, введенное Кемпинским, Аугустинавичюте предложила информационные модели психики типов. Благодаря этому оказалось возможным описать большую часть аспектов мышления и поведения человека как типа информационного метаболизма (ТИМа) с указанием его сильных и слабых сторон. Аугустинавичюте не ограничилась описанием психологических типов личности, а сделала следующий шаг в рассмотрении процессов передачи и обработки информации между людьми. Она предположила, что существует не только структура личности, но и структура взаимоотношений. Она назвала ее интертипными отношениями (отношения между типами личности). «Основной причиной, почему один человек приятен, нравится, а другой - неприятен, является то, какими именно словооборотами он выражает свои мысли, какой мимикой, жестами, интонациями эти слова сопровождает...», - пишет Аугустинавичюте. Вполне естественно, что психологические функции у представителей разных психологических типов развиты в разном объеме. Есть явно доминирующие, а есть неизбежно отстающие. Люди с неподходящими друг другу психологическими типами часто травмируют друг друга. Из всего многообразия интертипных отношений одно оказалось особенным - это отношения полного дополнения, или дуальные отношения. У каждого представителя психологического типа есть «вторая половинка». Метафорически психику человека можно представить в виде магнита. Но только полюсы магнита всегда вместе, а человек - асимметричен, и его вторым полюсом является другой человек. Это очень напоминает легенду об андрогинах - древних мифических существах, которых Бог рассек на две половинки и рассеял по свету. С тех пор они ищут друг друга в надежде воссоединиться вновь.

Почти сразу стала очевидной громадная практическая важность соционики, ведь если описания типов, хоть и неполные, существуют, то возможность точного описания и предсказания человеческих отношений в традиционной психологии вообще отсутствовала. Оказалось возможным решать проблемы совместимости партнеров в браке, рабочем коллективе, бизнесе, целенаправленно формировать устойчивые сплоченные группы для решения каких-либо задач в любой сфере человеческой деятельности...

Итак, соционика - это наука, утверждающая, что каждый человек принадлежит к определенному типу, типов этих всего 16 и на протяжении всей жизни тип не меняется. Соционика описывает эти типы, межтипные (интертипные) отношения и взаимодействия внутри группы людей с определенными типами. Ерунда! - скажете вы, - при таком разнообразии человеческих характеров - всего 16?!! Все дело в том, что понятие типа в соционике гораздо более узкое, чем характер, чем вся психика в целом, т. к. ставится вопрос лишь о том, какую информацию и каким образом человек воспринимает и усваивает, а вот выводы из этого можно сделать самые разноплановые.

Концепцию принадлежности человека к определенному типу (или ТИМу - тип информационного метаболизма) можно пояснить следующим образом: каждый человек смотрит на окружающую действительность под определенным углом, и в зависимости от этого угла различные вещи приобретают различную значимость. Т. е. человек смотрит на мир как бы через призму, определяющую, на что и под каким углом смотреть. Вот и получается, что один аспект информации, проходя через соответствующую грань, усваивается легко, без искажений, а другой ее аспект искажается и воспринимается с трудом. Таким образом, социотип - это и есть та «призма», которую «носит» каждый человек, и таких «призм» - 16. И иногда люди не понимают друг друга только из-за того, что они смотрят на одну и ту же вещь под различными углами, а не потому, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Соционика рассматривает ряд закономерностей, влияющих на людей и их взаимоотношения, которые раньше не могли быть глубоко изучены методами традиционной психологии по причине отсутствия в ней МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ как механизма информационного взаимодействия человека или коллектива с окружающей средой.

Что же дает нам соционика?

Для каждого человека соционика развертывает его возможности, которые он порой и не осознает, позволяет ему правильно оценивать свои сильные и слабые стороны, а, следовательно, верно выбирать области применения своих сил, талантов, навыков, правильно строить отношения с другими людьми.

Знание соционики как теории интертипных отношений позволяет целенаправленно формировать наиболее устойчивые коллективы с оптимальным социально-психологическим климатом и высокой работоспособностью. Это особенно важно для людей, по роду профессии вынужденных длительное время находиться в отрезанных от обществах группах: полярников, участников геологических партий, моряков, космонавтов и т. п. Это особенно важно в экстремальных условиях, когда человеческий фактор становится решающим. Соционику можно применять в службе семьи для прогнозирования устойчивости браков, как одно из средств регуляции межличностных отношений. Ее с успехом можно использовать в медицине при проведении психотерапии, психодиагностики.

Соционическое описание типа психики дает глубокое понимание стиля мышления, мотивации и действий конкретного человека, сильных и слабых сторон его психики, способности воспринимать и обрабатывать информацию различного рода, разделяемую им по аспектам информационного потока. В силу этого методы соционики находят свое применение в педагогике. Особенности усвоения информации определяются типом психики (или психоинформационным типом). Поэтому соционика подсказывает форму обучения и стимуляции учащихся, особенности методик преподавания для различных групп типов, целесообразность преподавания тех или иных предметов в определенном возрасте. Кроме того, соционика дает возможность формировать учебные группы оптимальным образом, в результате чего значительно повышаются успеваемость и дисциплина учащихся. Знание педагогами и воспитателями методов соционики позволяет эффективно взаимодействовать с учениками как на индивидуальном уровне, так и на уровне коллектива.

Соционика предлагает новые технологии организации учебного процесса, оптимизирующие обучение. При этом можно увеличить объем учебного материала с одновременным повышением степени его усвоения. Нагрузка же на психику учащегося снижается за счет его работы по самым развитым психическим (психоинформационным) функциям и разумной тренировки менее развитых функций.

Таким образом, применение соционических технологий в педагогике в условиях информационного взрыва дает возможность интенсифицировать процесс обучения при более полном развитии личности учащегося.

Знание родителями основ соционики помогает им более адекватно подойти к процессу воспитания детей, определить их природные склонности. Соционика активно используется для работы с подростками, для решения их проблем.

Знание психоинформационной структуры типа позволяет давать обоснованные рекомендации по профессиональной ориентации и профессиональной пригодности. Эти рекомендации подтверждаются многолетней работой сотрудников Международного института соционики по исследованию реальных производственных коллективов.

Методы соционики не только дают знание структуры индивидуальной психики, но и прогнозируют взаимодействия и отношения между людьми. Соционика выделяет 16 видов отношений - от наиболее притягательных и комфортных до конфликтных. Понимание природы этих отношений помогает решать ряд проблем межличностных отношений, включая аспекты психологической и сексуальной совместимости. Исследования супружеских пар показали, что семейные отношения подчиняются законам, которые открыты соционикой. Соционические технологии используются в рамках семейного консультирования (отношения между родителями, детьми, проблемы воспитания и др.).

Знание соционики позволяет более эффективно организовать управление бизнесом или производством. Во-первых, это оптимальный подбор кадров и их расстановка с учетом психоинформационной совместимости, что обеспечивает как деловую, так и психологическую совместимость. При этом возможно создание сплоченных команд единомышленников с высоким коэффициентом полезного действия, в которых происходит взаимное усиление и поддержка действий друг друга.

Кроме того, зная соционику, можно оценить деловых партнеров, спрогнозировать их поведение, степень надежности, разработать стратегию проведения деловых переговоров и определить перспективы сотрудничества. Соционика помогает понять мотивы других людей, а это дает возможность принимать решения о формах сотрудничества с теми или иными партнерами.

Используя соционику, вы сможете найти друзей, единомышленников, с которыми всегда можно найти общий язык, и, конечно же, свою вторую половинку. Ведь нет плохих и хороших типов - у каждого типа есть свои сильные и слабые стороны. Есть типы, которые вам подходят и которые не подходят. Зная соционику, можно заранее спрогнозировать, какие отношения у вас будут складываться с тем или иным человеком; какие отношения будут в коллективе; в какой сфере можно полностью реализовать свой потенциал, и многое другое.

Далее мы рассмотрим многие теоретические и практические вопросы соционики. Остановимся подробнее на определении и описании каждого соционического типа.

1-я квадра

Представители первой квадры - это люди общительные и увлекающиеся. Их интересует все новое, неординарное, оригинальное. Интересы их широки и разнообразны.

Достаточно указать Робеспьера, Гюго, именами которых названы два из представителей этой квадры, чтобы понять, что эту квадру населяют правдолюбцы, революционеры по своей сути, отрицающие жестокость и авторитарность. Здесь очень любят устраивать перевороты как в общественной, так и в научной мысли.

Первая квадра - квадра врожденных спорщиков, с удовольствием обсуждающих широкий круг проблем, страшно раздражающихся, если им не дают высказаться до конца.

Как правило, праздники в первой квадре проходят красиво и шумно. Ведь там не принято скрывать своих эмоций. Ничто не должно омрачать веселье. Но, пожалуй, самое главное и характерное для этой квадры то, что и это время может быть занято дискуссиями. Они с легкостью переключаются на новые и интересные темы.

В первую очередь эту квадру интересуют универсальные законы мироздания. Они ощущают духовное единение с божественной гармонией окружающего мира, с космосом, со вселенной. Здесь уместно будет вспомнить. Робеспьера с его Универсальным разумом или Высшим существом. Игнорируя всевозможные традиционные условности и ограничения, они смело сопоставляют, анализируют, переосмысливают все то, что считалось до этого истинным. Они ненавидят, когда их ставят в какие-то определенные рамки заповедей, кодексов и правил.

Не существует для них и временных рамок. У них свой взгляд на современность, созвучность с эпохой. Взгляды и убеждения представителей этой квадры либо существуют как бы вне времени (Дюма, Гюго), либо значительно опережают свое время (Дон Кихот и Робеспьер).

Наипервейшая социальная задача первой квадры - разрушение консервативных норм и понятий. Идеи гуманизма, активная просветительская и общественная деятельность, идея о справедливом общественном укладе - все это неотъемлемые черты первой квадры - квадры романтиков, мечтателей и чудаковатых гениев.

Но эту квадру не интересуют способы конкретного приложения своих же собственных изобретений. В определенной степени это их даже раздражает. Они не любят подолгу застревать на одном и том же, не любят рутинной, монотонной работы. Практицизм и прагматизм ими осуждаются.

Искатель (интиутивно-логический экстраверт), «Дон-Кихот»

ИЛЭ внешне - человек толпы, такой, как все. Он не скрывает своих слабых сторон, предлагая принимать его таким, какой он есть. Часто выглядит спокойным и расслабленным, а в повседневной жизни даже не в меру уступчивым. Хотя в споре о принципиально важных для него проблемах может дать решительный отпор.

В эмоциональном окружении этот тип не знает усталости и плохого настроения. Никогда никого не осуждая, сам не любит показывать свою слабость и просить помощи. Для него нет «своих» и «чужих». Он старается быть полезным всем.

Во внешности ИЛЭ больше всего привлекает взгляд. Будучи чаще всего чем-то увлечен, мало заботится о том, насколько в данный момент проявление его интереса может быть уместным и своевременным с точки зрения окружающих.


ИЛЭ обладает хорошим чутьем ко всему новому, тому, чему принадлежит будущее. Спектр его интересов может быть весьма широк. Его также привлекает все странное и необычное - мистика, оккультизм, хиромантия, астрология; он пытается сразу использовать полученные знания для объяснения самых различных явлений.

Во время повального увлечения очередной модной теорией ИЛЭ, как правило, оказывается чуть впереди и уже смотрит на эту область более трезво, чем остальные, имея свое, проработанное отношение к ней.

Очень любит размышлять - это состояние является частью его сущности.

Добившись успеха, ИЛЭ быстро забывает о сделанном, его уже привлекают новые задачи.

В значительной степени ему присущи чутьё, догадка, проницательность.

Легко распознает способности человека. ИЛЭ, как правило, мало интересуется выгодой: предпочитает заниматься тем, что ему интересно.

С охотой доводит до конца незавершенные теории, изучив предварительно всю имеющуюся литературу на данную тему. Старается хорошо уяснить изученный материал: все разложит по полочкам - причины, следствия, логические переходы. Так же и с людьми - склонен классифицировать людей по разным категориям, по степени порядочности, но бывает, что и по способности, умению понимать других. Из этой классификации для него обычно следует, что к каждому звену иерархии должно быть соответствующее отношение (хорошее, плохое, почтительное...)

Представители данного социотипа нередко становятся создателями новых научных школ и направлений, в которых царят творческий дух и демократический стиль руководства. Это может проявиться в традиционных «круглых столах», когда всем предоставляется равное право - и молодым, и заслуженным - высказывать самые смелые (а также бредовые) идеи; в таком коллективе основной метод убеждения - научная дискуссия, и никогда не применяется волевое давление, даже по отношению к самым неопытным и молодым.

Для ИЛЭ огромное значение имеет порядочность человека. Критерии порядочности при этом, как правило, завышены - предъявляются очень высокие требования не только к окружающим, но и к себе.

ИЛЭ старается объективно относиться к людям. Считает безнравственным заставлять кого бы то ни было делать то, что не хочется самому. По его мнению, каждый человек по-своему прав.

Обычно он плохо чувствует отношение к себе окружающих, и в силу этого проявляет осторожность, долгое время наблюдая за человеком. Он не хочет ошибиться и потому ждет, когда накопятся данные. По той же причине с незнакомыми людьми ведет себя сдержанно и официально. Бывает, что ему не хватает дипломатичности. Он может сказать человеку то, что о нем думает, и в и тех выражениях, которые считает уместными.

Посредник (сенсорно-этический интраверт), «Дюма»

Мягкие округлые линии лица, фигура чаще полная. Хорошо развитый эстетический вкус заметен в одежде, которая может быть изысканной.

Очень дружелюбно держится, общается на короткой дистанции, демократичен, однако не навязывает своего общения.

Любит обсуждать бытовые происшествия.

Кредо: человек рожден для того, чтобы радоваться жизни и наслаждаться ею и не когда-нибудь, а сейчас. Значит, необходим комфорт и уют. СЭИ не может сосредоточиться на работе, если его рабочий стол не прибран как следует. То же самое касается приготовления пищи, стирки, уборки и прочих домашних работ: важно, чтобы в любом месте, где может остановиться взгляд, ничто не вызывало раздражения. Неудовольствие СЭИ могут вызвать и плохо подобранные «средства производства» - плохие рабочие инструменты, пачкающаяся авторучка, неудобный огрызок карандаша... Если все же приходится мириться с беспорядком, то через некоторое время он чувствует, как его покидают силы, и ничего не хочется делать.

СЭИ вспоминает события по ощущениям, которые они вызывали. Прекрасный эстетический вкус СЭИ позволяет ему, не пользуясь ничьими советами, удачно выбрать одежду, правильно наложить макияж и т. п.

Хорошо чувствует настроения людей и умеет ими управлять. С ним трудно поссориться: он скорее предпочтёт с вами согласиться, если предмет спора не имеет для него принципиального значения. Если почувствует, что его слова могут показаться обидными, постарается сразу обратить их в шутку. Очень не любит скандалов. Ссора в семье - для него трагедия. Старается поговорить с каждым отдельно, трезво взвесить и оценить поведение каждого, успокоиться, отвлечь от ссоры, а затем убедить, что жить надо мирно.

С большим интересом относится к проявлению чувства любви. В семейной жизни также стремиться «подогревать» чувства, чтобы они не остыли.

Не прощает предательства и измен. Старается никого ни к чему не вынуждать и никого не наказывать - даже собственных детей. Если же это иногда и произойдет, через пять минут его начинает мучить совесть.

Оказавшись в роли руководителя, стремится создать благоприятный эмоциональный климат в коллективе, старается сделать так, чтобы люди, неприятные друг другу, не соприкасались по работе. При этом склонен интересоваться, всем ли довольны его подчиненные. Взамен требует добросовестности и дисциплины.

Если надо проявить сверхнастойчивость в борьбе за власть, уступает. Ему трудно сделать усилие над собой, заставить себя что-то сделать помимо своего желания. У женщин этого типа может быть много неоконченных дел.

Налаживать деловые связи предпочитает, используя хорошие личные отношения. Ему трудно подготовить работу к определенному сроку, поэтому старается разделить ответственность с другими. Организуя мероприятия, старается предложить на главную руководящую роль других, более способных к административной работе, сам же при этом получает удовольствие, если к нему обратятся за советом.

Энтузиаст (этико-сенсорный экстраверт), «Гюго»

ЭСЭ отличается неизменно приветливым взглядом, словно бы он намерен сообщить вам что-то приятное... и действительно старается по возможности это сделать. Если сильно не спешит - остановится, спросит о жизни, пригласит заходить в гости.

В его походке проскальзывает что-то легкое и всегда устремленное вперед. Очень комуникабелен, любит делать подарки.

Прекрасно чувствует настроение окружающих.

Считает, что настроение - почти материальная ценность. Даже трудную ситуацию воспринимает с юмором. Тот же подход и к работе.

Если ЭСЭ загорается идеей - остается ей верным до конца.

С удовольствием создает атмосферу уюта и внимания в общении. В его жизни всегда присутствует любовь и нежность. Если судьба складывается так, что ему приходится разорвать отношения, будет тянуть до последней минуты, надеясь, что все как-то утрясется само собой, без его участия, так как не может взвалить на себя ответственность за разрыв.

Плохо переносит грубость и откровенное хамство, в таких случаях сразу дает отпор, даже если перед ним - начальник. Может наговорить и лишнего, о чем после сожалеет.

Если к нему обратиться за помощью, постарается не отказать, даже если занят серьезными делами.

Одевается ЭСЭ всегда со вкусом, без вычурности и, даже если это одежда простая, подчеркивает ее какой-нибудь элегантной деталью.

Не любит попусту тратить время, всегда занят, пусть даже не основной работой, а какими-нибудь текущими делами. Ему трудно распределить свои силы, трудно различить, что в настоящий момент является главным, а что - второстепенным, поэтому часто суетится, хватается за все подряд.

Плохо улавливает скрытые общественные процессы. Решает задачи напрямую, затрачивает много сил и времени на то же самое, что в смежных областях уже сделано: заново «изобретает велосипед».

Аналитик (логико-интуитивный интраверт), «Робеспьер»

Во внешнем облике ЛИИ наиболее характерным является астенический склад лица и фигуры, подчеркнутая неброскость одежды, но при этом - костюм строгий, без излишеств, скорее официальный.

Манера поведения, как правило, сдержанная и отчужденная, если не затрагивать его главные интересы. В противоположном случае может проявить резкость, категоричность, неожиданые для окружающих. Как правило, руководствуется в своих поступках высокими нравственными нормами, которые, однако, не афиширует.

Мышление - аналитического склада. Стремится во всем найти логику, построить теорию, систему, модель. Умеет и любит создавать методики, различные классификации.

То, к чему он стремится, - идеи, а не факты. Его больше интересуют общие закономерности. Детали для него важны, когда речь идет о том, чтобы построить новую систему, любое свое утверждение доказывает, того же требует и от других.

Стремление к порядку и системе проявляется не только в работе, но и в увлечениях. По представлениям ЛИИ, в социальной жизни также необходим порядок. Это его убеждение нередко оборачивается стремлением к справедливости - иногда несколько прямолинейным. Может в течение многих лет отстаивать свои принципы.

Способен глубоко проникать в суть происходящих явлений, особенно если дело касается науки. Быстро понимает, насколько та или иная область деятельности является перспективной. Проявляет интерес не только в своей узкой специальности, но и в смежных. Более того, способен найти нестандартное решение своей задачи, применив новейшие достижения в совсем иных областях науки.

Глубоко усвоив основы тех или иных знаний, ЛИИ способен изложить материал сжато и ясно, хотя и не очень красочно. О таком лекторе студенты говорят: «Умный, но сухой».

Авторитарные методы руководства он не приемлет, старается руководить демократическими методами. Нравственные нормы, которых придерживается сам, старается воспитать в своих детях.

Плохо переносит волевое давление. Если не согласен с распоряжением начальника, будет продолжать отстаивать свою точку зрению, при этом может начать горячиться, хотя и постарается остаться корректным.

Ему трудно выполнять рутинные, но необходимые дела, однако все, что запланировано, старается довести до конца. Планирует не только свой рабочий день, но и отдых. В течение многих лет способен ежедневно делать зарядку, совершать перед сном прогулки. Предпочитает размеренную жизнь; делать много дел сразу не может.

2-я квадра

Мироощущение 2 квадры, или квадры бета, которая состоит из этико-интуитивного экстраверта (Гамлет), логико-сенсорного интраверта (Максим), сенсорно-логического экстраверта (Жуков), интуитивно-этического интраверта (Есенин) по своей сути пессимистическое с прагматическими устремлениями. Они ориентированы в основном на практическую деятельность. В истории развития государств, представители 2-й квадры запомнились как создатели централизованных, деспотических, диктаторских режимов, где основной ценностью является построение идеального общества, государства, коллектива и где человек не самостоятельная личность. Мир «Бета» замкнут, рационален. Эффективно подавляют любые отклонения от принятых норм. Обладают огромной пробивной силой, которая сметает все на своем пути ради достижения цели.

Если проводить аналогию с природными стихиями, то мировоззрению 2 квадры соответствует стихия огня. Эта стихия предает им следующие качества: страстность, целенаправленность, преданность делу. Они буквально кипят страстями и стараются найти для себя такое поле деятельности, где могут применить свою энергию и почувствовать необходимый дух борьбы, присущий им. Социальная миссия 2 квадры - внедрение новых порядков и структур, не смотря не на какие сопротивления окружающего мира. Их целеустремленной энергии трудно противостоять. «Преодоление любых препятствий волевыми методами» - вот смысл жизни. Причем они же вдохновенно воспевают все жертвы и потери, неизбежные в этой борьбе.

Если рассматривать социальное предназначение каждого типа 2 квадры, то оно будет выглядеть следующим образом. «Гамлет» подхватывает идею своего заказчика «Дон-Кихота», начинает пропагандировать, вести агитационную работу с массами, внедряя идеи «Дон Кихота» в сознание людей; «Максим» эту идею начинает структурировать, приводить в порядок - т. е. создает модель. Также организует и дисциплинирует массы. «Жуков» претворяет эту модель в жизнь любыми методами, не взирая на сопротивление, т.е. попросту уничтожая любую оппозицию. «Есенин» вдохновенно воспевает всю борьбу и жертвы, принесенные ради достижения поставленной цели, а также смягчает все жесткие последствия. Исторический пример тому - развитие марксизма в России. Плеханов («Гамлет») эту теорию развивал, пропагандировал. Сталин («Максим») корректировал в сторону жесткой централизации. Ленин («Жуков») - разрабатывал теорию и практику захвата власти. Бухарин («Есенин») - старался смягчить все негативные последствия, создать модель социализма с человеческим лицом.

Артист (этико-интуитивный экстраверт), «Гамлет»

«Быть или не быть» - главная сущность данного социотипа. Всегда серьезно- сосредоточенный на глобальных проблемах человек. Окружающий мир видит в драматическом свете и всегда вступает в борьбу за его улучшение, хотя, может быть, мир и не нуждается в его помощи. Личные проблемы способен решать по большому счету, вовлекая в них своих друзей, близких, знакомых, но, решая подобным образом свои проблемы, он стремиться заодно и облагодетельствовать человечество. Склонен к сомнениям и колебаниям, легко ранимая и возбудимая личность, но обиды быстро забывает.

Эмоциями других людей этот тип управляет сознательно. Обладая даром красноречия легко сходятся с новыми людьми, выставляя себя в лучшем свете, ну а если отношения не складываются, охладевает к этим людям и стремится найти новый объект своего эмоционального воздействия. Представители этого социотипа легко завоевывают любовь лиц противоположного пола. Это единственный тип из всех существующих, который точно знает, как найти наилучшую дорожку к партнеру.

Смело входит в любую ситуацию, если с ней знаком и тщательно все подготовил, т. к. является стратегом, умеющим правильно распределять силы. К любой работе относится с большой ответственностью, стремится довести ее до конца. Добивается победы любой ценой, ему легче пойти на компромисс, чем потерпеть поражение.

Всегда осторожен во всем, но в экстремальной ситуации от его осторожности не остается и следа. Никогда не сделает того, что считает злом. Очень нетерпим к злу в других людях. Однако теорию добра и зла создает для себя сам. Иногда его взгляды на эти проблемы весьма специфичны, но в любом случае он их последовательно придерживается и активно защищает.

Внимателен к людям, старается помочь им в трудную минуту. Чаще хороший семьянин, романтик в любви.

Прежде чем принять решение долго его обдумывает - «плохо это или хорошо, получится или нет», но, приняв решение, будет верен ему всю свою жизнь. Умея ладить с людьми, он, однако, нетерпимо относится к тем, кто не желает следовать его советам.

Уязвим, если без внимания, но если появляется новый человек, оживает, жизненный тонус его растет, он начинает шутить, радоваться. Ему трудно жить спокойной жизнью. Экстремальные ситуации его вдохновляют. Иногда он сам их создает, чтобы поднять свое настроение.

Систематик (логико-сенсорный интраверт), «Максим»

Представитель этого социотипа всегда подтянут, аккуратен, дисциплинирован. Со своими подчиненными всегда строг. Последовательный боец. Умеет точно и здраво выбрать ту систему, которая принесет ему победу. Обдумывая какую-либо проблему, стремиться избегать неясностей, неточностей. Его слова и выступления всегда лаконичны, логичны, хорошо запоминаются людям.

Заранее планирует свои действия. В планах на день предпочитает указывать точное время (до минуты). Договариваясь о времени и месте встречи, уточнит все детали. В той сфере, которую он выбрал для себя, стремится к совершенству. Всегда дисциплинирован и исполнителен и того же требует от других. А если считает себя правым, будет отстаивать свою точку зрения с упорством. Но с начальством никогда не спорит. С ним вежлив и тактичен. Никогда не впадает в отчаяние и не питает иллюзий. Всегда ровен, спокоен, логичен. Имеет склонность к детальному изучению узконаправленных проблем, кропотливо изучая, нет ли общей связи с ране изученными. Деятельность этого социотипа направлена на утверждение дисциплины и порядка. Если ему доверили руководящий пост, может проявить себя довольно-таки жестким. Очень хорошо знает все правила и инструкции, не жалеет времени на их изучение и в случае необходимости оперирует ими свободно и непринужденно. Чувствует состояние людей, но относится к ним, как к инструментам. Прекрасный семьянин, обычно глава семьи. Дома у него всегда полный порядок - «Каждая вещь на своем месте».

Вынослив и непривередлив. Предпочитает не тратить время на быт. Скрывает свои ощущения, такие как голод, холод, усталость, болезнь. Не всегда может оценить возможности других людей. Поэтому проявляет к ним осторожность. Стремится быть со всеми в хороших отношениях. Плохо понимая индивидуальные особенности людей, склонен всех нивелировать. Не всегда умеет правильно оценивать, насколько перспективна та или иная деятельность. Все склонен «заорганизовывать», под его руководством могут очень хорошо выполняться производственные планы к определенному сроку.

Организатор (сенсорно-логический экстраверт), «Жуков»

Его легче всего узнать по волевым чертам лица. Часто это основательные, крепко сложенные люди, но встречаются и весьма элегантные, изящного вида. Однако по их волевым качествам можно уверенно определить этот психотип.

С первого взгляда бросается в глаза то, что представитель этого социотипа обладает волевым напором. У него неукротимая жажда деятельности, спортивный тонус и решительный характер. Он любой ценой стремится достичь поставленной цели, порой считая, что в средствах не обязательно церемониться. Настроен только на победу. Всегда уверен в своей правоте, ему чужды сомнения и колебания. Конечный результат - единственное, что его волнует. Если приходится - выждеть, может временно затаиться, но не упустит момент для удара. Все, что нужно для победы, считает своим собственным делом. Его воздействие на человека главным образом силовое. Произведенное впечатлении на других людей его волнует меньше всего. Именно этот социотип способен полностью взять на себя руководство, причем непреклонно и жестко, чтобы привести людей к выполнению поставленной задачи.

Прирожденный лидер, организатор дела любого масштаба. Проявляет неукротимую энергию, решительность и целеустремленность, обязательно добьется задуманного и при этом может долгое время находиться в состоянии внутренней мобилизации.

Если его довести, проявляет беспощадную ярость. В такие минуты его никто и ничто не остановит. Обид не прощает, но в то же время взваливает на себя заботы и дела, окружающих его людей, но только тех, к кому он относится с симпатией. В любой деятельности для него важна быстрая и ощутимая отдача. Результат предпочитает видеть в конкретном материальном воплощении, будь то построенный завод, дача, квартира, любой завоеванный плацдарм. Хорошо улавливает динамику действий других людей, поэтому выиграть у него может лишь тот человек, который ее постоянно меняет. Практически не подвержен таким отрицательным эмоциям, как страх, ненависть и др. Чем экстремальней ситуация, тем он собраннее и решительнее. При обсуждении любых вопросов старается выслушать всех присутствующих в данный момент людей, но последнее слово оставляет за собой

Лирик (интиутивно-этический интраверт), «Есенин»

Наиболее характерным внешним признаком этого типа, тем, что отличает его от других социотипов, является его врожденная элегантность. Она может проявиться и в одежде, изысканной по цветной гамме, и в грациозных движениях, независимо от комплекции. Его поведение всегда очень учтиво, мягко. Он проявляет деликатность и воспитанность. Однако в кругу близких людей, в семье может вести себя капризно.

Несколько мечтательный романтик. Человек скорее размышления, чем действий. Настоящее его волнует слабо, его больше вдохновляют прекрасные перспективы будущего. «Есенин» - мечтатель и романтик. Всегда уносится мыслями в страну грез, где и черпает радость и смысл существования. Имеет пристрастие к романсам, фантастике, приключенческой литературе.

Много размышляет о себе, о своих способностях, стремится понять себя. Иногда представители этого социотипа ищут в себе способности экстрасенса, анализируя свои возможности воздействия на других людей. Достаточно эмоционален, но его эмоции всегда неполные. Эмоции проявляет не тогда, когда переполняется чаша, а когда он посчитает нужным. Не терпит ссор между близкими людьми. Легко идет на примирение, с готовностью принося себя в жертву ради погашения конфликта. Но у этого социотипа своеобразный подход к эмоциям. Например, ярость он может считать этичной, а сдержанность неэтичной.

Уловив тенденции происходящего, этот социотип старается эмоционально повлиять на окружающих, чтобы подтолкнуть их к действиям. Умеет повлиять на настроение других людей, вызвать в них нужные чувства и реакции, но не напором и нажимом, а уговорами и всплеском эмоций, взывающих о помощи. Влюбчив. Терпим к людям. Понимает их и старается прощать им их слабости. Непрочь оказаться в центре внимания, охотно организует семейные праздники. С удовольствием может взяться за организацию клубных мероприятий, придумать оригинальную программу, интересные развлечения, изысканный стол и придать всему этому эстетическую форму. Умеет очень мило и непринужденно держаться в обществе, старается говорить людям приятное.

Деловая активность дается с трудом. Не умеет экономить деньги, вести финансовый учет. Плохо складываются отношения с теми людьми, кто заставляет трудиться, работать в несвойственной ему манере. Надеется на поблажки. Также человеку этого социотипа трудно постоянно поддерживать порядок в квартире. Легко поддается внушению. Часто колеблется в выборе того или иного решения. Даже покупки делает стихийно, и если вещь ему понравилась - купит независимо от того, нужна ли она.

3-я квадра

3-я квадра в наследство от 2-й квадры получает застой. И только 3-я квадра, включив огромные внутренние резервы, может вывести общество из застоя, разрушить аппарат подавления, созданный 2-й квадрой, нейтрализовать формальные и неформальные силовые структуры, нравственно оздоровить общество, очистить его от жестокости и внутреннего рабства, восстановить в нем этические принципы и придать развитию общественной мысли гуманистическое направление. Миссия 3-ей квадры не ограничивается нравственным очищением общества от цинизма. Здесь еще и активнейшая созидательная деятельность. Оздаравливается экономика, повышается уровень жизни, в управлении преобладают принципы демократии. Представители 3-ей квадры - это реформаторы. Работают в своих интересах и в интересах своей близлежащей команды (семьи, друзей, коллег). Это квадра бури и натиска. Для них характерна одержимость в достижении целей. Это исключительно деятельные натуры, наделенные огромной пробивной силой в сочетании с критическим отношением к достигнутым результатам. Доминирующие аспекты квадры гамма - это этика отношений и деловая логика, где в первую очередь преобладают интересы дела, рационализм, изобретательность, целесообразность и эффективность труда. И, как следствие этого - достойная оплата за качество и профессионализм. Представители 3-ей квадры доверчивые, просты в общении и демократы по сути. Отсутствие амбиций сочетается с чувством собственного достоинства, им свойственна независимость поступков и суждений. Окружающих оценивают только по их личным заслугам и качествам. Критически относятся к своим собственным достижениям. Неприхотливые в быту, легкие на подъем, они всегда в числе первопроходцев. (предприниматель, хранитель). Любому из представителей 3-ей квадры важно себя реализовать. Кроме того, чрезвычайно важен результат работы. Они предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату, чем бегать по инстанциям и выпрашивать помощь. Даже мысль об этом раздражает. Принято считать, что общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособных, а трудоспособному не мешать работать. При этом 3-я квадра не устраивает революций (не гуманно, дорого, и всех проблем не решает), а добивается проведения социальных и экономических реформ. Созидание здесь ценится больше всего, отказ от всего невыгодного, нецелесообразного, изменение экономической ориентации - в сторону глобальной выгоды и эффективности. Техническое и экономическое преобразование общества осуществляют логико интуитивный экстраверт - предприниматель, и интуитивно логический интроверт - критик. Именно они создают необходимую техническую и экономическую базу, поиск новых и прогрессивных форм в промышленности, экономике, умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. 3-я квадра - это период экономической и социальной зрелости. Социальная миссия 3-ей квадры - от разрушения тоталитарных систем до всестороннего оздоровления общества и подготовка его переходу на качественно новый социальный виток - на уровень высоких технологий, высокой духовности, благосостояния - на уровень 4-ой квадры.

Лидер (сенсорно-этический экстраверт), «Наполеон»

В юности учеба не является для СЭЭ самым важным делом. Гораздо привлекательнее романтические похождения. Отдается им со страстью. Любит делиться своими переживаниями с друзьями и подругами.

Тяга к лидерству вызывает у СЭЭ потребность обзавестись близким приятелем (подругой), которым можно все рассказывать. В каждой компании у него есть такой «свой» человек для «поддержания духа».

Если знакомый, даже не очень близкий, попадет в беду, может, не долго раздумывая, броситься на помощь. Совершенно не выносит одиночества - при этом пропадают все стимулы для его деятельности.

Проявляет дипломатические способности (конечно, они зависят от уровня культуры), гордится, если может увлечь людей, повести их за собой. Но как руководитель лучше проявляет себя в управлении большим коллективом, в немногочисленном же может создать вокруг себя атмосферу психологической напряженности.

Логика - не самое сильное качество представителей этого социотипа. СЭЭ нелегко бывает определить, что в системе нужное, а что лишнее. Настороженно относиться к объективной закономерности. Склонен к волюнтаризму: «Не нравится - не буду делать». Иногда не в силах дать самому себе вразумительного объяснения по поводу своих же собственных импульсивных поступков.

СЭЭ раздражают призывы вести себя разумно. Ему трудно обосновать свои устремления. Его стихия - тактика.

Критик (интуитивно-логический интрверт), «Бальзак»

ИЛИ - спокойный, невозмутимый человек, который никогда не стремится к лидерству. Он почти всегда расслаблен, медлителен, часто склонен к полноте. Он враг штурмовщины и всяческих «разборок».

ИЛИ совершенно не переносит разговора на повышенных тонах. Вокруг него уютная, доброжелательная атмосфера. Люди этого типа терпеливы и отзывчивы. Они не боятся своих слабостей, могут над собой поиронизировать. И хотя большинство ИЛИ следят за своей внешностью и жильем, любые волевые усилия даются ему с трудом. Он предпочитает быть свободным от обстоятельств.

Фигура чаще всего грузная. Те, у кого усилена логика, могут выглядеть неряшливо, не обращать никакого внимания на свой внешний вид, вызывая у окружающих желание позаботиться о них. В общении они чаще проявляют деликатность, обходительный тон. Те, у кого сильна интуиция, стараются быть аккуратными, подтянутыми. Когда дело доходит до ущемления их интересов, могут быть агрессивными.

Хорошо чувствует возможное развитие событий, прогнозирует их. Однако чаще такой прогноз пессимистичен. Предсказывает ухудшение ситуации, ожидает прихода тяжелых времен. Иногда у него такое чувство, что он заранее все знает, поэтому для него в жизни нет ничего неожиданного. Каждый новый человек кажется давно знакомым, а его действия - легко прогнозируемыми. Его прогнозы, предвидения относительно нового человека могут быть действительно очень точными, особенно, если он имел возможность некоторое время общаться с этим человеком. Поэтому его часто считают мудрым и дальновидным.

Постоянный настрой на предвидение и необходимость учета всех деталей того или иного предприятия приводят его к колебаниям и сомнениям.

Весьма скрупулезен при рассмотрении любого вопроса. Стремясь к стабильности, не любит резких изменений, предпочитает эволюционный путь развития, идет к цели небольшими, но верными шагами.

Весьма работоспособен, в любом вопросе старается дойти до сути проблемы. Если изучает современную науку, стремится прочесть все классические работы на интересующую его тему.

Уверен и настойчив в достижении цели, может действовать как «в обход», так и «напрямую», но обязательно добьется своего. В своей деловой активности скрытен, осторожен. Пообещав что-то, может выполнение своего обещания отложить на неопределенный срок. Боязнь не упустить из виду многочисленные детали делает его сверхосторожным в принятии решений: будучи на административном посту, может долго откладывать подписание деловых бумаг.

Старается быть во всем объективным и аргументирует свои доводы фактами. Проявляет педантичность.

Излишнюю эмоциональность считает вредной, поскольку она мешает хладнокровной оценке ситуации. Склонен охлаждать слишком пылких энтузиастов своим скептицизмом. Плохо чувствует эмоциональное состояние других людей. Эмоции проявляет редко, однако в критических ситуациях способен «взорваться».

Переоценив свою способность к правильным прогнозам, он может не чувствовать эмоциональную атмосферу среди людей, с которыми работает, эта «глухота» может привести его к действиям, которые настраивают окружающих против него. В общении он может приписывать людям роли, которые им не свойственны. При этом верит в свой сценарий и ждет его полной реализации. Когда прогноз не совпадает с действительностью, он ищет причины, которые «недоучел», продолжая считать себя всевидящим и всепонимающим. Очень любит поучать и воспитывать, не всегда понимая, насколько это уместно в конкретной ситуации. В то же время слабое ощущение эмоционального состояния, как своего, так и других людей, часто приводит к тому, что он не в состоянии отказать в просьбе о помощи и может весь свой рабочий день помогать кому-то, оставляя собственные дела «на потом».

Предприниматель (логико-интуитивный экстраверт), «Джек»

В лицах ЛИЭ просматривается нечто плакатное: часто мужественный, прямоугольный овал лица, открытый оптимистический взгляд «своего парня».

Большой любитель походов, путешествий, даже рискованных. Среди людей опасных профессий - каскадеров, оперативных работников правоохранительных органов - много представителей этого социотипа.

Не слишком разбирается в тонкостях моды, может долго ходить в одной одежде (чаще спортивного типа).

Большой труженик, работает много и с удовольствием, его мышление направлено на теорию, которая может помочь практике. Стол ЛИЭ нередко завален журналами научно-познавательного характера. Любую задачу склонен рассматривать с точки зрения делового практицизма.

Даже к самым обыденным делам старается подойти рационализаторски. Способен рисковать. Однако этот риск всегда заранее продуман и рассчитан. С деловым партнером предпочитает вести честную игру. Сдерживает свои обещания, не любит оставаться в долгу.

Все заранее планирует, составляет графики не только рабочих, но и домашних дел. Особое значение придает точности, обязательности. Если партнер опаздывает на встречу, ему обеспечена «выволочка». Без предварительной подготовки действовать не любит, даже отдых должен проходить по плану.

Занимаясь серьезно предпринимательской деятельность, ЛИЭ ищет передовые технологии, стараясь не упустить свой шанс. Настроен на преодоление преград.

Слабым местом ЛИЭ является эстетика.

Представители этого социотипа легко переносят дискомфорт окружающей обстановки, но до тех пор, пока это не вредит здоровью. Стремясь к здоровому образу жизни, любят отдых на природе. Сохраняют свои пристрастия и в пожилом возрасте.

Хранитель (этико-сенсорный интраверт), «Драйзер»

ЭСИ, как никакому другому типу, свойственно стремление к порядку и красивым вещам. Представители этого типа всегда подтянуты и элегантны. У них острый, проницательный взгляд. И при необходимости они могут любого метким словом поставить на «положенное» место.

При общении с посторонними всегда пунктуальны и вежливы. Не в форме их могут увидеть только близкие люди.

Главная цель ЭСИ - служить обществу, но если они не видят возможности служить идеалам, становятся раздражительными и недоверчивыми.

Как мужчины, так и женщины этого типа часто обладают весьма привлекательной внешностью: открытые мужественные лица у мужчин; встречаются женщины с прозрачными «русалочьими» глазами.

ЭСИ может неожиданно резко поставить на место хама. Как правило, устанавливает далекую физическую дистанцию в общении, хотя внешне кажется очень комфортным.

ЭСИ - человек эмоциональный, но демонстрировать свои эмоции не торопится. Редко идет на откровенность даже с близкими знакомыми.

Если при нем высказывают резкое критическое замечание, то он вроде бы и поддерживает его, но в гораздо более мягкой форме, а если отрицает - тоже без особой горячности. Старается избегать ссор и скандалов, не позволяет себе фамильярности.

Долго помнит добро и зло. Обо всех случаях, когда ему что-нибудь дарят, охотно вспоминает. Если же человек причинит ему зло - старается с ним больше никогда не общаться.

Иногда это качество может проявиться откровенной непримиримостью.

По отношению к себе ЭСИ также весьма строг, считая, что если кого-то подвел, то нет ему оправдания.

В коллективе легко определяет неформального лидера и с успехом может на него опереться, если, конечно, это соответствует его нравственным нормам. Побуждает людей к работе, призывая их «иметь совесть», «не подводить товарищей», «думать о всем коллективе» и т. д.

Настойчив и требователен. Может долгое время находиться в напряжении, если знает, что это необходимо. Отличается экономностью, бережливостью.

Если СЭИ считает, что супруг (супруга) отдает много времени работе, которая представляется серьезной, значимой, тогда он может взять на себя все заботы о домашнем хозяйстве.

Не всегда уверен в истинных возможностях людей, поэтому может вдруг заподозрить партнера в измене, хотя никаких поводов для этого тот не давал. Плохо чувствует изменения в обществе, экономике.

Очень нервничает, если необходимо готовиться к какому-то важному мероприятию, беспокойно перебирает все возможности, боясь что-то упустить. Много внимания ЭСИ уделяет анализу своих способностей, причем часто их недооценивает.

4-я квадра

Эта квадра открытых и доброжелательных людей, умеющих ценить уют и благополучие в своем доме, мир и покой на земле. Это люди с философским взглядом на жизнь.

Главной ценностью четвертой квадры является человек и его индивидуальность. Поэтому права личности здесь превалируют над правами системы. С особой неприязнью воспринимается посягательство на личную свободу человека, его благополучие и личное пространство. Любое давление извне получит отпор.

В четвертой квадре очень престижно быть человеком разносторонних интересов, незаурядных способностей и выдающихся заслуг. Личные заслуги здесь - это показатель степени реализации способностей человека в обществе.

Труд воспринимается представителями четвертой квадры как естественная потребность человека творчески себя реализовать. Представители этой квадры работают с удовольствием и качественно. Здесь не любят работать в обстановке риска, авралов, перенапряжения и хаоса поэтому много внимания уделяют созданию удобных условий труда, стремятся свести неприятные ощущения к минимуму.

Это квадра аристократов, поэтому любой из ее представителей может обидеться, если в разговоре не будут упомянуты его титулы, звания, регалии и достоинства. Для них это очень важно.

В этой квадре с легкостью могут сбить амбиции и гонор с других, умудряясь остаться при этом «на высоте». Причем это не зависит от уровня интеллекта самого представителя четвертой квадры.

Никто в четвертой квадре не любит быть стесненным временными рамками. Это мешает их созерцательному мироощущению. Никто не воспримет идею «далекого светлого будущего», как представители второй квадры. Четвертая квадра предпочитает жить настоящим. Убеждение о том, что «не стоит пилить опилки» тоже найдет здесь свой положительный отклик.

Основная социальная миссия четвертой квадры - это этическое совершенствование общества, укрепление нравственных идеалов и высокой духовности, способствующих созданию условий для новых, зарождающихся социальных отношений, способных продлить жизнь общества в его последующих формах.

Менеджер (логико-сенсорный экстраверт), «Штирлиц»

Внешне - это подтянутые люди спортивного вида, с прямой осанкой, напоминающей военную. Движения хорошо скоординированы, хотя и несколько скованны.

В манере поведения с незнакомыми людьми полностью отсутствует фамильярность, доминирует вежливость, воспитанность. Характерный признак поведения ЛСЭ -вспышка гнева, особенно если его пытаются поучать те, кого он считает некомпетентными.

В одежде предпочитает деловой классический стиль, очень аккуратен и часто консервативен.

Человек довольно активный, не любит находиться без дела. Даже отдых для него - не более чем возможность заняться чем-то полезным. Очень важным для мужчины-ЛСЭ является обеспечение достаточного материального уровня своей семьи: считает себя обязанным это сделать, стремится достичь своей цели честным трудом, не ищет сомнительных путей. Любит дело, которое начинает, стремится довести до конца, причем берется только за ту работу, которая приносит пользу.

В работе любит порядок. Имеет привычку тщательно обдумывать и планировать предстоящие дела, анализировать детали.

Главный критерий компетентности человека для ЛСЭ - его логичность.

Его сильная сторона - умение сочетать утилитарные стороны жизни с эстетическими. Предпочитает качественные и добротные вещи, создает вокруг себя комфорт.

Если ЛСЭ является руководителем, то старается для своих подчиненных создать удобные условия работы - только в этом случае считает, что имеет право быть требовательным.

Очень хорошо ориентируется в мире материальных вещей. Женщины этого психотипа умудряются купить недорогие, но практичные вещи, на которые другие обращают внимание только после этой покупки. Хорошо замечают и запоминают детали одежды, часто хорошо шьют, сами придумывают интересные, красивые фасоны и узоры, обладают великолепным чувством формы.

ЛСЭ очень часто - физически крепкий, выносливый человек, плохо переносит болезни. О здоровье заботиться не любит. Как правило, скептически относится ко всякого рода советам и предостережениям.

Анализирует прошлые ошибки, чтобы не повторять их в будущем. Возможно, именно с этим связан его консерватизм. Очень устойчив в своих привязанностях и привычках, не любит нововведений во всем, недоверчив к тому, что может изменить его жизнь (смена места работы или места жительства).

Плохо чувствует течение времени: надавав множество обещаний, нередко не успевает выполнить их к нужному сроку, что вызывает у него сильную тревогу и озабоченность. Чтобы избежать этого, многие ЛСЭ все заранее планируют; отклонение от плана выбивает их из правильного ритма.

Гуманист (этико-интуитивный интраверт), «Достоевский»

Отличительная особенность людей этого типа - бесстрастное лицо, взгляд, обращенный внутрь себя и не очень замечающий, что происходит вокруг. В них чувствуется неуверенность в себе. Если что-то им не нравится, могут надолго затаиться в молчании и «переживать». Умеют со вкусом одеваться, если приложат к этому определенные усилия, но могут и не обращать внимания на свою внешность.

Сразу чувствует отношения в любом коллективе, однако старается своего отношения не афишировать. Все недоразумения старается уладить, избежать конфликтов. Ссориться не может - терпит очень долго, считая, что «худой мир лучше доброй ссоры». Однако если терпению приходит конец, никогда не скандалит, не кричит, а просто воздвигает между собой и обидчиком психологический барьер.

Если ему становится известно, что кто-то попал в беду, приходит к этому человеку и доступными ему средствами старается помочь пострадавшему (это может быть и материальная помощь) или выслушивает его, чтобы взять на себя часть его эмоциональной боли. Поэтому к ЭИИ часто приходят «выплакаться», облегчить душу, находя в нем сочувствующего слушателя. Не может видеть, когда кого-то при нем обижают, особенно, если это ребенок, даже если его наказывают родители. Со своими детьми старается быть справедливым: если чувствует, что сам неправ, попросит у ребенка прощения.

Если ему удалось сделать что-нибудь, чем он сам остался доволен, любит по-детски похвастаться.

Главной ценностью в человеке считает его нравственность. С юношеских лет старается приблизить себя к тому идеалу, который сформировался в его сознании. ЭИИ может создать мучительную проблему из того, что человек другого склада примет как должное.

Приоритет моральных ценностей может сказываться на его жизни в самых неожиданных ситуациях.

Чтобы плодотворно работать, ему нужна благоприятная психологическая атмосфера. Плохо уживается с начальником, которого считает некомпетентным. Включается в деловую активность и может очень плодотворно работать, если коллеги разделяют его нравственные убеждения.

В том случае, если стремление к порядочности, нравственности, к высоким идеалам определяется истинной любовью к людям, человек этого типа может быть очень полезен обществу как воспитатель, учитель, некий моральный образец. В противном случае он может оказаться неприятным морализатором.

Оценивает свои действия с точки зрения твердости и настойчивости. Не может давить на других, считает, что каждый сам должен работать над собой, но плохо переносит, когда другие пытаются заставить его силой что-то сделать: с людьми подобного рода предпочитает дел не иметь.

Инициатор (интуитивно-этический экстраверт), «Гексли»

Во внешнем облике ИЭЭ чувствуется какая-то живость. Чувств своих он не сдерживает, его лицо частенько привлекает веселыми, озорными глазами. ИЭЭ легко создает вокруг себя круг добрых знакомых, формируя в нем мягкие, ненавязчивые отношения.

Прекрасно понимает мотивы, которыми руководствуются люди в своих действиях, хорошо проникает в суть взаимоотношений, поэтому является врожденным психологом. С удовольствием изучает все новое, в компании любит шутливые импровизации. С увлечением входит в любую игру, которую ему предложат.

Как никто другой, может восхищаться талантами собеседника, способен буквально «создавать» людей, легко активизирует и вдохновляет их (в том числе - для решения своих проблем).

Обожает невероятные события, всегда старается оказаться там, где их затевают.

Хорошо понимает, чего ждут от него окружающие и с удовольствием выполняет их.

У него мало уважения к принятым нормам поведения, к социальной иерархии, поэтому он иногда выглядит человеком легкомысленным. Женщины этого типа из-за своего весёлого нрава иногда кажутся легкодоступными, однако, если дело принимает серьезный o6opoт, могут дать решительный отпор.

В привычном кругу ИЭЭ умеет управлять эмоциями людей, их симпатиями и антипатиями, всегда демонстрирует дружелюбие и расположение, готовность помочь, но на его обязательность не всегда можно положиться.

Такую свою вину ИЭЭ легко заглаживает публичным шутливым покаянием, при всех может «встать на колени и завопить о своей вине». Конечно же, его прощают.

Неудержимое стремление к шутке иногда его подводит.

При любых ситуациях ИЭЭ старается сохранить хорошие отношения, ищет компромисс, считая, что это важнее, чем «не поступаться принципами».

Трудно дается логический анализ, если занимается научной работой, не может сидеть и кропотливо делать что-то нужное, предпочитает обсуждать с окружающими великое множество идей, приходящих ему в голову.

В работах ИЭЭ много фантазии, выдумки, нетривиальных подходов. Однако недостатком может быть неумение глубоко анализировать. ИЭЭ может распыляться по мелочам, подчас упуская существенное.

Неудержимое стремление ко всему новому может вовлечь ИЭЭ в авантюрные предприятия.

Мастер (сенсорно-логический интраверт), «Габен»

СЛИ производит впечатление кряжистого, уверенного в себе человека. У представителей этого типа спокойные, невозмутимые лица. Их взгляд как бы обращен в себя, но безошибочно отмечает самые сокровенные ощущения любого человека. Их движения мягки и расслаблены. Они не любят спешки и суеты. Любую работу выполняют размеренно и тщательно.

СЛИ ценят красоту во всех ее проявлениях. Неравнодушны к предметам и вещам, которых у них нет. Многие из них любят красиво одеваться, а чаще одевать других.

Кажущаяся неприступность СЛИ - это защита от любого давления на него.

В общении проявляют сдержанность. Их оценки отличаются скептицизмом, при этом они склонны с большим упорством отстаивать свою точку зрения.

Ощущение красоты и гармонии СЛИ связывает с полезностью. Нацелен на то, чтобы создать комфортные условия работы, в путешествиях и в простом отдыхе предпочитают целесообразность.

Очень чувствителен к прикосновениям. Не позволит прикоснуться к себе тому, кто ему неприятен. Плохо переносит грубое отношение, особенно к детям.

Обладает прекрасной сенсорной памятью.

Умеет спокойно и основательно работать, но при этом ему важна целесообразность результата труда - за бесполезное дело браться не будет. Получив положительный ответ, доведет работу до конца с завидным упорством. Его ежедневный распорядок подчинен работе и редко меняется. Если распоряжения его начальника кажутся ему неверными не будет их выполнять, останется при своем мнении и будет продолжать дело по своему усмотрению.

Если кто-либо из сотрудников его раздражает, постарается организовать работу так, чтобы как можно меньше иметь дела с тем, кто ему неприятен. Если чувствует, что задача ему не по силам, спокойно отказывается от нее.

Выглядит уравновешенным и бесстрастным, поскольку чувства свои предпочитает скрывать, однако может неожиданно взорваться, если его глубоко (а тем более - публично) оскорбят.

Опасается, что его чувства могут быть выставлены на посмешище, поэтому скрытен, хотя и впечатлителен. Любит проводить время с детьми, поскольку «с ними легко быть естественным».

Переживает, если близкий человек не интересуется его состоянием и настроением, болезненно реагирует, если его несправедливо обвинят, хотя и оправдываться не будет. Долго не может забыть такие обиды, хотя и не высказывает их.

Автор: І. Білоус

Освіта.ua
19.03.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!