Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Учитель Жесты в педагогическом процессе

Жесты в педагогическом процессе

Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Общее представление о средствах педагогического воздействия

Основным средством педагогического общения является речь. Воспитатель и учитель должен обладать высокой языковой культурой, богатым словарным запасом, владеть экспрессивными возможностями и интонационной выразительностью речи, иметь четкую дикцию.

В речи учителя важен не только подбор слов, но и их звучание. Имеют значение громкость голоса, его высота, тембр, интонация. Проблемами восприятия и интерпретации человека по его голосу в наше время занимается «Лаборатория невербальной коммуникации» Психологического института РАО в Москве (под руководством профессора В. П. Морозова).

По словам И. К. Фридмана, звучание голоса педагога создает определенную атмосферу в классе, задает состояние, в котором проходит работа. Трудно слушать пронзительные, высокие голоса, голоса с металлическим оттенком или глуховатые, однообразные.

Слишком быстрый темп речи учителя также может влиять на восприятие, так как дети не успевают уловить смысл сказанного. Сбивчивый, неровный темп речи мешает цельности восприятия, значительно снижает эффективность работы учителя.

Однако педагог общается с детьми не только при помощи слов, но и употребляя различные невербальные средства. Информацию в общении несет не только речь. Жест, мимика, взгляд, поза подчас оказываются даже более выразительными и действенными, чем слова. А неадекватное употребление невербального языка может дать эффект прямо противоположный ожидаемому.

Далее автор рассматривает невербальные средства педагогического воздействия. Во взаимодействии учителя с детьми она осуществляется по нескольким каналам.

Мимика - наиболее изученный компонент невербальной коммуникации. Е. А. Петрова говорит о необходимости для учителя совершенствовать как умение выразить свое состояние, так и способность правильно понять выражение лица воспитанника. Со времен Дарвина лица исследовались как индикатор эмоциональных состояний субъекта. В изучении мимики выделяют два основных направления.

Первое ставит своей задачей выявление элементов лица (в первую очередь мышц) которые участвуют в тех или иных выразительных движениях. Второе занимается проблемой считывания (расшифровки) эмоции и отнесением ее к определенной категории.

Бесконечное многообразие мимических движений и их сочетаний дает возможность педагогу выразить свое эмоциональное состояние и отношение к определенному ученику, его ответу или поступку: отразить интерес, понимание или равнодушие и т. д.

Многие исследования показывают, что учащиеся предпочитают учителей с доброжелательным выражением лица. Дети любят людей с высоким уровнем внешней эмоциональности.

Дети прекрасно улавливают различие между лицом серьезным (от серьезности происходящего) и нарочито строгим.

Один из путей совершенствования педагогического мастерства состоит, по мнению И. Е. Шварца, в преодолении разрыва между эмоциональным состоянием педагога и физическими действиями, которыми он выражает свои чувства.

Существует «определенное лицо для определенного ученика». При этом учитель не осознает, что «написано» на его лице, а ребенок чувствует очень хорошо. Учитель должен владеть своим поведением настолько, чтобы изменять существующую ситуацию в лучшую сторону: научиться ободрять того, кому и так трудно, чтобы он не почувствовал себя безнадежным и сумел добиться успеха.

Визуальное взаимодействие (контакт глаз) - не менее важный компонент педагогического воздействия.

Систематическое исследование проблемы контакта глаз начали Р. Экслайн и М. Аргайл. Согласно современным зарубежным данным, взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь в поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Взгляд выполняет сигнальную функцию в обмене репликами и принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции.

Ссылаясь на данные исследователей, Е. А. Петрова рассматривает функции взглядов в общении:

1) информационный поиск (в ходе взаимодействия говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах внутри реплики, а слушающий - на говорящего для получения информации обратной связи);

2) оповещение об освобождении канала связи;

3) стремление скрывать или выставлять свое «я» (одни любят, чтобы на них смотрели, другие нет);

4) установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые, короткие взгляды, позволяющие поддерживать контакт);

5) поддержание стабильного уровня психологической близости.

Зарубежные исследователи чаще всего выделяют взгляды: глаза в глаза; взгляд прищуренным глазом, взгляд параллельно направленных на небольшое расстояние глаз; прямой; сверху вниз; снизу; косой взгляд; блуждающий; фиксированный (застывший) и др.

Петрова говорит о существовании особенностей, различий в частоте визуального контакта и нормированности его употребления в разных культурах (у японцев, у русских).

Велика роль взгляда в педагогическом общении. Е. А. Петрова говорит о воздействии взгляда учителя в зависимости от дистанции общения; описывает виды взглядов, которые могут производить неприятное впечатление на ребенка и мешать поддержанию контакта (пристальный, скользящий, безразличный взгляд).

Говорится об оптимальном ритме обмена взглядами с ребятами на уроке: индивидуальный зрительный контакт чередуется с охватом глазами всего класса, что создает рабочий круг внимания. Чередование, переключение взгляда важно и при выслушивании ответа. Учитель, взглядывая на отвечающего, дает понять, что слышит ответ. Глядя на класс, учитель привлекает внимание всех остальных ребят к отвечающему. Внимательный, доброжелательный взгляд при выслушивании ответа позволяет поддерживать обратную связь.

Дистанция (пространственная организация) общения

Исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Э. Холлом привели к образованию новой области - проксемики, которую сам автор называет «пространственной психологией».

Дистанция между общающимися зависит от отношений между ними. Э. Холлом описаны 4 категории пространственной коммуникации: интимная (15-45 см), личная (75 см), социальная (до 2 м) и публичная (3-7 м). Указанные в скобках цифры являются средними, которые имеют свои вариации для различных культур.

Учителю особенно важно знать связь между протеканием процесса общения и расположением собеседников относительно друг друга в пространстве.

Уменьшение или увеличение дистанции должно быть мотивировано для обучающихся. Учитель может использовать пространственную близость для установления более доверительных отношений с учениками, но очень осторожно, ибо чрезмерное приближение к собеседнику иногда воспринимается как посягательство на личность, выглядит нетактичным.

Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее эффективного контакта - это первые 2-3 парты. Остальные учащиеся находятся на публичном расстоянии от учителя. Не случайно дети, желающие поменьше с ним общаться, предпочитают последние парты.

Если педагог непринужденно перемещается в аудитории, то он, меняя дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с каждым учащимся.

Временная организация - менее изученный невербальный компонент общения. Опираясь на работы профессора Болотовой А. К. и Шлёнской А. В., Е. А. Петрова приводит данные исследований о времени как факторе коммуникации:

  • Определенные временные особенности невербального взаимодействия выступают механизмом развития диалогового общения.
  • Одновременное появление у партнеров одинаковых типов мимики, взглядов глаза в глаза повышает взаимопонимание, углубляет диалогичность общения.
  • Общение протекает более успешно, если у партнеров одинаковая частота невербальных элементов.
  • Продуктивность диалога в общении обеспечивается увеличением длительности «зеркальной позы» (повторение поз партнера) при одновременном уменьшении частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики».
  • Положительным для общения оказывается увеличение частоты и длительности взаимных взглядов и «зеркальной мимики» в условиях отсутствия «зеркальной позы».

Специфичные наборы пространственных и временных констант ситуаций получили название «хронотопов». Наиболее изученные из них - хронотопы «вагонного попутчика», «больничной палаты». Показано, что ситуация (ее пространственные и временные характеристики) как бы задает определенные стереотипы и эффекты общения (откровенность со случайным попутчиком).

Прикосновение («тактильная коммуникация»)

Использование прикосновения очень важно при работе детьми. С его помощью можно привлечь внимание, установить контакт, выразить свое отношение к ребенку. Свободное передвижение учителя на уроке по классу облегчает использование этого приема. Не прерывая урока, он может: вернуть к работе отвлекшегося ученика, коснувшись его руки, плеча; успокоить возбужденного; отметить удачный ответ.

Рассматриваются прикосновения, неприятные для учеников («внеурочные» прикосновения, оставляющие у ребенка неприятный осадок; прикосновение, несущее оттенок давления, силы). Прикосновения, способствующие контакту, - мягкие, спокойные, как бы случайные, необязательные.

Не менее важны в общении пантомимика: позы и движения тела, внешние вегетативные изменения (например, покраснение лица), манеры человека (одежда, прическа, косметика, парномерия и т. д.), жесты.

Жесты

Широко известны данные о том, что в течение первых двенадцати секунд общения при знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92 % всего объема принимаемой информации.

По мнению Ф. Селже, при разговоре значимость слов составляет лишь 7 %, интонация - 38 %, а на жесты и мимику приходится 55 %.

Приводятся данные Майкла Арчела о различиях в частоте использования жестов представителями разных культур (в течение часового разговора в среднем финн делает один жест, итальянец - 80, француз - 120, мексиканец - 180). Наблюдения Е. А. Петровой показывают, что русские отличаются относительной сдержанностью (примерно 40 жестов в час).

Выбор человеком того или иного жеста из того, что принят в определенной культуре, обусловлен:

1. Личностью (индивидуальным тезаурусом).

2. Отношением между партнерами по общению (интимные, официальные, случайные и др.).

3. Ситуацией общения.

Жесты могут рассказать: о национальности, характере, о темпераменте, об отношении к партнеру, oб эмoциoнaльном состоянии человека. Они, как правило, показывают его внутреннее состояние, характер его высшей нервной деятельности, склонность к логическому или художественному типу восприятия и многое другое.

Существует классификация жестов по характеру воздействия на воспринимающего (визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустическо-тактильные) и по физической природе (головные и мануальные).

Интерес к невербальным средствам общения столь возрос, что выделилась особая область исследования - кинесика. Основы были заложены в 50-е годы XX века Р. Бердвистеллом. Предметом изучения кинесики стал «язык» тела, вся совокупность коммуникативных движений. В нашей стране исследование кинетических (кинесических) средств человеческого общения было начато в 60-х годах в работах Б. А. Успенского и Николаевой, позднее продолжено О. С. Ахматовой, И. Н. Реловым, Л. А. Капнадзе.

1.2. Общекоммуникативные и специфически педагогические функции «языка» жестов

В данной главе подробно рассматриваются функции жестов. Современные семиотические исследования определили «репертуар» различных ролей, которые реализуют знаки в общении и познании. Общепринятой является схема, предложенная Р. О. Якобсоном.

Им были выделены следующие функции коммуникации:

1) фатическая (контактоустанавливающая) (например, фразы при встрече: «Как живешь?» - не предполагающие глубокого ответа);

2) конативная (побуждения к действию и поддержанию контакта);

3) металингвистическая (перевод информации с языка одной знаковой системы на язык другой с сохранением общего смысла);

4) эмотивная (экспрессивная, выражение чувств, воли и других психических явлений);

5) референционная (знак представляет предмет, указывает, отсылает к нему);

6) поэтическая (функция, регулирующая связь речевых знаков с явлениями внелингвистической реальности).

В свете отмеченных еще со времен работ К. Бюлера трех основных классов функций общения: функции самовыражения, а также (проявления субъекта) воздействия (регуляторно-коммуникативная и передачи информации (информационно-коммуникативная), - выделенные Р. Якобсоном функции могут быть поняты как входящие в эти классы.

Функция проявления субъекта (самовыражения) реализуется в различных ситуациях общения на уроке. Во-первых, с помощью жестикуляции учитель может выразить свои эмоции (эмотивная функция, аффективно-коммуникативная). Во-вторых, он может продемонстрировать перцептивные, мнестические процессы (функция выражения процессов). И, наконец, в-третьих, может выразить свои оценки как объекта изучения, так и сложившейся в классе ситуации, конкретного ученика. Выделенные Л. М. Митиной социально-перцептивная (отражение людьми друг друга) и функция самопрезентации в педагогическом общении, по мнению Е. А. Петровой, также реализуются жестикуляцией учителя и относятся к сфере проявления его личности. Функция самопрезентации в педагогическом общении помогает самовыражению личности учителя. Ученик пытается «читать» поведение, настроение учителя. Поэтому для учителя важно уметь грамотно подать себя, чтобы быть понятным учеником.

1.3. Оптимальное жестикулирование: пути и методы достижения

Оптимальное жестикулирование предполагает нахождение наилучшего соотношения жестикуляции и других средств общения. Жестов может быть мало, но необходимо, чтобы они соответствовали мимике, визуальному контакту и прочим невербальным компонентам педагогической техники. Очень важно взаимодействие жеста и слова. Точный выбор того или иного жеста и его соотношение с речью в конкретной психолого-педагогической ситуации общения - важнейшая, но не единственная составляющая оптимального жестикулирования учителя. Не менее значимы особенности выполнения отдельных жестов: темп, амплитуда, завершенность рисунка, движения и другие характеристики статики и динамики жеста. Особенности выполнения жеста вносят свой вклад в формирование тональности общения учителя с учащимися. Отечественный лингвист В. В. Андриянов считает, что жесты могут выражать следующие тональности общения:

1) возвышенную (ритуальные жесты, жесты ораторов);

2) нейтральную (жесты регуляторы, жесты-индикаторы);

3) нейтрально-обиходную, фамильярную;

4) вульгарную.

При выборе жестов необходимо учитывать:

1) их структурные особенности;

2) амплитуду жестов, различия их диапазона в этом отношении;

3) направление движений;

4) динамизм, относительную статичность и совершенство движений.

Проблема оптимального жестикулирования предполагает не только выявление его составляющих, но и поиск, и реализацию каждым учителем возможных путей и методов его достижения. Эта работа может проводиться в два этапа. Первый этап достижения оптимального жестикулирования учителем - расширение его знаний о жестикуляции как знаковом средстве общения. В результате знакомства с данным пособием и рекомендованной литературой учитель может овладеть знаниями:

1) о результатах теоретического и экспериментального изучения жестикуляции (ее семиотической природе), о системе жестов обыденного общения, их роли и функциях в раннем онтогенезе и в межличностном общении взрослых людей (в норме);

2) о роли и функциях жеста как компонента педагогической техники, специфике употребления отдельных жестов в педагогическом общении на уроке, о влиянии жеста педагога на результаты учебной деятельности;

3) об особенностях жестикуляции и ее употреблении учителями с высоким уровнем педагогического мастерства.

Второй этап на пути достижения оптимального жестикулирования - практическая работа педагога по изучению и совершенствованию собственной жестикуляции. Этому поможет следующее:

1) постоянный контроль собственной жестикуляции;

2) использование видеомагнитофонных записей, съемки скрытой камерой, запечатлевшей собственное коммуникативное поведение учителя в течение урока;

3) привлечение коллег для оценки собственной жестикуляции;

4) предварительное продумывание своего невербального поведения на предстоящем уроке;

5) выполнение специальных упражнений тренинга.

2.1. Жестикуляция как самостоятельный канал коммуникации

Зарубежными исследователями описаны 9 способов соотношения невербального поведения и речи. Невербальное поведение: 1) выражает то же, что и речь; 2) предвосхищает значения, переданные речью; 3) выражает нечто противоречащее содержанию речи; 4) связано с более глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное высказывание; 5) акцентирует ту или иную часть речевого сообщения; 6) заполняет или объясняет периоды молчания 7) сохраняет контакт между партнерами и регулирует поток речи; 8) заменяет отдельное слово или фразу; 9) с опозданием дублирует содержание вербального сообщения. Эта классификация стала общепринятой.

Автономное употребление жестикуляции наблюдается в целом ряде ситуаций, которые связаны с ограничением речевого канала коммуникации: 1) при физических ограничениях звука, например, при большом расстоянии между обучающимися, наличии преграды, не пропускающей звуки (стекло), сильном шуме; 2) физиологические ограничения (плохой слух одного из собеседников), временная блокада органов речи; 3) социально нормированные ограничения (торжественная обстановка, необходимость тишины в учебной аудитории, театре, невозможность прерывания чужой речи и т. д.); 4) запрет на звуковую речь; 5) лингвистический барьер (незнание общего языка партнерами по коммуникации).

В ситуациях автономного употребления чаще всего встречались жесты приветствия, прощания, подзывающие, привлечения внимания, просьбы, указательные, запрещающие, угрозы. Самыми распространенными были утвердительные и отрицательные кивки головой. Другим вариантом замены слова жестом может служить так называемая смешанная, или «амальгамированная», речь (при конкретизации размера, глубины, длины, высоты, направления, места и пр.), когда жест сопровождает слова, выступая в роли их уточнения.

Таким образом, выделяются два основных типа соотношения речи и жестикуляции:

  • жесты как самостоятельный канал коммуникации;
  • сопряженное функционирование обеих систем.

Классификация тестов.

Жесты-симптомы

ГРУППА 1. Жесты-симптомы состояния

ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ: легкое, частое постукивание кулачками по бедрам (детский); хлопки в ладоши (аплодисменты); размахивание руками в сагиттальной плоскости (детский); интенсивное потирание раскрытых ладоней одна о другую; прижимание к себе, обнимание; пощелкивание средним и большим пальцами; слегка согнутые в локтях руки прижаты к корпусу (мимика восхищения, поза застывшая).

УДИВЛЕНИЕ, РАДОСТЬ ПРИ ВСТРЕЧЕ (ПРИ ВОСПРИЯТИИ ИНФОРМАЦИИ): протягивание рук на уровне груди вперед к собеседнику; разведение рук на уровне пояса, ладони вперед-вверх; резкое разъединение и сцепление рук на уровне груди («всплеснуть руками»)

ПРЕДВКУШЕНИЕ ПРИЯТНОГО: потирание раскрытых ладоней одна о другую.

НЕУВЕРЕННОСТЬ, НЕЗНАНИЕ: пожимание плечами; разведение рук в стороны раскрытыми ладонями вверх с одновременным подниманием плеч.

ВНИМАНИЕ: приставление руки ладонью вниз ребром ко лбу (шуточный); наклон головы вперед чуть набок; небольшой поворот головы в сторону, ухом к говорящему.

РАСТЕРЯННОСТЬ, СМЯТЕНИЕ, ДОСАДА: почесывание затылка пальцами одной руки, голова опущена; разведение рук в стороны; потирание кистей одна о другую, теребение пальцев.

ОТЧАЯНИЕ: обхватить руками голову.

НЕДОВОЛЬСТВО СОБОЙ: постукивание кулаком по лбу; поколачивание себя кулаками в грудь.

ВОЗМУЩЕНИЕ: резко хлопнуть себя обеими руками по бедрам; энергично махнуть рукой от локтя сверху вниз в сагиттальной плоскости; резкий указательный жест всей рукой в сторону объекта возмущения с укоряющимся покачиванием головой; потряхивание вытянутой рукой к собеседнику ладонью вверх (укоряющий, стыдящий).

ИСПУГ, СТРАХ: руки закрывают лицо, руки обхватывают голову, резкое сведение рук на груди ладонью одной руки на тыльную сторону другой; ладонь прикрывает рот.

ГРУППА 2. Жесты-симптомы процессов

РАЗДУМЬЕ, СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ: лоб опирается на руку, сжатую в кулак; ладонь подпирает щеку, скулу, подбородок, ухо, лоб; обе руки подпирают голову; постукивание пальцем по губам, щеке, вискам; потирание висков пальцами.

ПРИПОМИНАНИЕ: хлопок или постукивание ладонью по лбу; потирание (постукивание) лба пальцем; потирание (постукивание) висков пальцем); почесывание затылка, голова приподнята вверх; пощелкивание средним и большим пальцами.

ЗАТРУДНЕНИЕ САМОВЫРАЖЕНИЯ: руки прижаты к груди (иногда легкие постукивающие движения по груди); поисковые движения, обращенные к себе; голова слегка запрокидывается назад, почесывание затылка.

ГРУППА 3. Модальные жесты-симптомы

ОДОБРЕНИЕ, СОГЛАСИЕ: большой палец вверх, кисть в кулак («отлично»); кивок головой вперед сверху вниз в сагиттальной плоскости; аплодисменты; покачивание головой во фронтальной плоскости; поглаживание реципиента по руке; хлопнуть другого рукой по руке при соглашении; рука поднята до локтя вперед-вверх, ладонь раскрыта в сагиттальной плоскости; щелкнуть пальцами с махом рукой к себе; махнуть рукой сверху вниз в сагиттальной плоскости («ладно»); рукопожатие.

НЕОДОБРЕНИЕ, НЕСОГЛАСИЕ: повороты головой слева направо в горизонтальной плоскости; покачивание указательным пальцем из стороны в сторону, отталкивание одной, двумя руками.

НЕДОВЕРИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ИРОНИИ: покачивание головой во фронтальной плоскости; поворот лица в сторону с пожиманием плеч; помахивание выпрямленным вверх указательным пальцем из стороны в сторону во фронтальной или сагиттальной плоскости; сгибание-разгибание указательного пальца в сагиттальной плоскости ладонью наружу вниз; помахивание приставленной к приоткрытому рту кистью руки сверху вниз в сагиттальной плоскости.

СОЖАЛЕНИЕ: разведение рук в стороны, пожимание плечами; покачивание головой в горизонтальной плоскости.

СОЧУВСТВИЕ: прикосновение, поглаживание по руке, плечу, иногда спине; многократное неторопливое кивание головой сверху вниз в сагиттальной плоскости.

БЛАГОДАРНОСТЬ: рукопожатие; наклон головы вперед; поглаживание, прикосновение к руке партнера; ладонь прижата к груди; ладони объединены параллельно, легкое покачивание ими в сагиттальной плоскости перед собой.

ПОДЧЕРКИВАЮЩИЕ РЕЧЬ ЖЕСТЫ: «рубящие» движения рукой от локтя в сторону; ударное движение от плеча кистью руки сверху вниз; кивки головой вперед в сагиттальной плоскости; мах рукой от локтя, тыльной стороной вперед, на уровне груди; сомкнутые кисти рук в махе в стороны.

НЕГАТИВНАЯ ОЦЕНКА: потирание или постукивание согнутых пальцев костяшками друг о друга; постукивание ребром ладони по шее сзади; круговые движения рукой, имитирующие завод мотора; указательным пальцем нос наверх; ребром ладони движение поперек шеи спереди в горизонтальной плоскости.

ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ: похлопывание по плечу малознакомого, старшего по возрасту или статусу; подзывание сгибанием-разгибанием указательного пальца; постукивающие движения указательным пальцем по кончику уха; постучать кулаком по чему-то твердому, затем по лбу; «ввинчивание» указательного пальца в висок; «фига»; приставление двух пальцев сзади головы («рогоносец»); пощечина; указательный мах большим пальцем назад; развернутые вперед ладони прижаты ребром к ушам.

УГРОЗА: показывание кулака; замах кулаком; постукивание кулаком по предмету; проведение рукой поперек шеи наверх; похлопывание по шее ладонью сзади.

Жесты-регуляторы

ГРУППА 4. Жесты-регуляторы фатические

ЖЕСТЫ ПРИВЕТСТВИЯ: рукопожатие; махание кистью руки; помахивание из стороны в сторону всей рукой над головой; поднятие руки вверх над головой; кивок головой вперед; похлопывание по спине; воздушный поцелуй; прикосновение щека к щеке; снятие или приподнимание шляпы; козыряние (шуточный); поцеловать даме ручку; сомкнутые руки подняты над головой.

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ, ПРИЗЫВ, ПРИГЛАШЕНИЕ: поднимание рук вверх; хлопок ладонями; постукивание по предмету; размахивание рукой из стороны в сторону над головой; приглашение маханием руки от локтя к себе в горизонтальной плоскости; кивок головой с небольшим поворотом в сторону во фронтальной плоскости; подзывание сгибанием-разгибанием ладони, четыре пальца сомкнуты вместе, руки могут быть вытянуты вперед; подзывание сгибанием-разгибанием указательного пальца в сагиттальной плоскости, ладонь тыльной стороной вниз; указательный палец вверх, остальные в кулак; руки подняты над головой, чуть согнуты в локтях, указательный жест рукой.

ГРУППА 5. Жесты-регуляторы конативные

СОХРАНЕНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ ДИСТАНЦИИ МЕЖДУ ОБЩАЮЩИМИСЯ: поддерживать партнера под локоть; держать партнера за руку; держать руку на плече партнера, положить партнеру на грудь; слегка коснуться партнера; отталкивание, снимание руки партнера.

ПОДДЕРЖАНИЕ ВНИМАНИЯ СОБЕСЕДНИКА: постукивание по чему-либо твердому; указательный жест, не направленный на конкретный объект; насыщенность коммуникации адекватными смыслу речи жестами.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ, СОБСТВЕННОГО ВНИМАНИЯ: кивок головой сверху вниз в сагиттальной плоскости; прикосновение, поглаживание партнера по руке, плечу; жесты внимания.

ЖЕСТЫ РЕГУЛЯЦИИ РЕЧЕВОГО ПОТОКА: поднять согнутую правую руку ребром ладони вперед; взятие за руку, плечо говорящего партнера; указательный палец поперек губ; рука вытянута вперед ладонью к собеседнику во фронтальной плоскости; вопросительный кивок головой снизу вверх в сагиттальной плоскости; поворот головы ухом к собеседнику; небольшие круговые движения кисти в сагиттальной плоскости; ладонь скобкой возле рта; поисковые жесты с апелляцией к партнеру; закрыть ладонью одной или обеих рук.

ГРУППА 6. Эндинные жесты-регуляторы

ЖЕСТЫ ОКОНЧАНИЯ КОНТАКТА: поднятие двух рук вверх; сложить руки крест-накрест на груди; ладонь вытянутой руки раскрыта к собеседнику во фронтальной плоскости; заткнуть уши пальцами, прикрыть ладонями; скрещенные руки поднять над головой или перед собой ладонями вперед; отвернуть голову от собеседника.

ЖЕСТЫ ПРОЩАНИЯ: рукопожатие; сгибание-разгибание кисти руки от себя в сагиттальной плоскости; помахивание из стороны в сторону рукой; поднятие руки вверх над головой; кивок головой вперед в сагиттальной плоскости; хлопок по спине или плечу; воздушный поцелуй; обнимание; приподнимание и надевание шляпы; поцеловать даме руку.

ГРУППА 7. Жесты-регуляторы побудительные

ЖЕСТЫ ПРОСЬБЫ ИЛИ ТРЕБОВАНИЯ: сжимание-разжимание ладони; протягивание раскрытой ладони одной или обеих рук; протягивание руки с предметом; отмахивание кого-то рукой или обеими руками; показ сигареты между указательным и средним пальцами; движение разомкнутых указательного и среднего пальцев к губам; движение, имитирующее зажигание спички; потирание большого пальца об указательный и средний; ладони рук сомкнуты на груди ребром перпендикулярно груди; ладонь правой руки ребром становится на середину левой; указательные жесты; средним или указательным пальцем постукивают по запястью второй руки; закрывание рта собеседнику; указывание на свои губы; прикрыть свои глаза ладонью.

ДРАЗНЯЩИЕ ЖЕСТЫ (ДЕТСКИЕ): развернутая ладонь большим пальцем приставлена к носу, пальцы колеблются вверх-вниз; приставление двух пальцев себе к голове в виде рожек; приставление больших пальцев к вискам, остальные пальцы колеблются.

ЗАПРЕТ: покачивание выпрямленным указательным пальцем во фронтальной плоскости из стороны в сторону; энергичное размахивание руками крест-накрест во фронтальной плоскости; энергичное покачивание головой из стороны в сторону.

ИГРОВЫЕ ЖЕСТЫ: указательный и средний пальцы вытянуты вперед, остальные в собраны кулак; указательным пальцем одной руки рисуются круги на открытой ладони другой, а затем по одному загибаются пальцы; хлопки в ладоши; помахивание кистями обеих рук около плеч, руки чуть согнуты в локтях.

ЖЕСТЫ ПРИМИРЕНИЯ, ПРОЩЕНИЯ: рукопожатие; поглаживание по руке; похлопывание по плечу; приложить руку ладонью к сердцу; сложить руки ладонью на ладонь на груди.

Жесты-информаторы

ГРУППА 8. Жесты-информаторы объектные

ЖЕСТЫ КОЛИЧЕСТВА: счет на пальцах; счет по косточкам и впадинам кулака; изображение количества выпрямленными пальцами одной или обеих рук; движение развернутой вниз ладони поперек горла («много»); движение развернутой вниз ладони параллельно полу над головой; указательным пальцем в воздухе обрисовывается контур цифры.

ИЗОБРАЖЕНИЕ РАЗМЕРА: ладонь параллельно полу (высота); разведение рук в стороны (ширина); поднятие рук вверх (очень высоко); большим пальцем указывается кончик указательного или безымянного (мало); обозначение размера расстоянием между указательным и большим пальцами.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФОРМЫ ОБЪЕКТА: кистью руки или указательным пальцем «рисуется» в воздухе контур отсутствующего предмета любой формы; двумя руками как бы обводится отсутствующий предмет; движение указательным пальцем по спирали; изображение неровной поверхности.

ИМИТАЦИЯ НАГЛЯДНОГО ДЕЙСТВИЯ: указательным и большим пальцами образуется круг вокруг глаз, который размыкается; изображение ходьбы перебором указательного и среднего пальцев; имитация действия с отсутствующим предметом.

ЖЕСТЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОБОБЩЕНИЕ, ОБЪЕДИНЕНИЕ, ВЛИЯНИЕ: округлое движение сверху вниз правой и левой руками с последующим приближением ладоней к слушателям; плавное горизонтальное движение кисти руки к груди; в воздухе рисуется круг кистью руки или одним указательным пальцем; разомкнутые пальцы соединяются в щепоть; соединение разведенных ладоней; имитация сжатия шара.

ЖЕСТЫ АНАЛИЗА, ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ, РАЗЪЕДИНЕНИЯ, ДРОБЛЕНИЯ: короткие движения кисти руки сверху вниз ладонью на уровне плеча; параллельно поставленные ладони (жест «кванта»); сомкнутая ладонь раскрывается; сомкнутые кисти расходятся в разные стороны ладонями вверх; изменение плоскости разомкнутых среднего и указательного пальцев; движение руки, кисти, пальца до упора в ладонь, стену, предмет (жест ограничения, предела); рисование в воздухе контуров логических знаков.

ЖЕСТЫ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ: ладонь указывает в одну сторону, затем в другую; мах кисти руки влево-вправо.

УТВЕРЖДЕНИЕ ИЛИ ОТРИЦАНИЕ: кивок головой вперед сверху вниз (да); кивок головой из стороны в сторону (нет).

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ: кистью руки по направлению к объекту; указательным пальцем по направлению к объекту; указание с помощью предмета; прикосновение рукой к предмету; кивок головой в сторону объекта или субъекта; вытянутые и разомкнутые пальцы обращены к себе (указание на себя).

ГРУППА 9. Жесты-информаторы субъектные

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВОЕГО СОСТОЯНИЯ: ладонь приставлена к уху; постукивание кистью руки по краю уха; указывание на ухо (плохо слышу); рука ладонью ко лбу; кручение кистей одна вокруг другой перед собой; движение большим пальцем под подбородком вверх к уху; прижимание ладони к больному месту; движение ладонями вдоль шеи и от себя.

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: по вытянутым щекам указательным и большим пальцами совершаются скользящие движения (изображение худого человека); ладонями рук обрисовываются характерные контуры фигуры; ладонями обрисовывается восьмерка; двумя ладонями движением от себя сверху вниз обводится утрированный контур женского бюста.

Автор: Е. Петрова

Освіта.ua
14.11.2007

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!