Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Учитель Личный урок
Личный урок

Корреспондент решил узнать профессию педагога изнутри, поработав в столичной средней школе №85 накануне Дня учителя

Личный урок

Первый рабочий день начался неожиданно - мне удалось проспать. Собираясь впопыхах, нервничала безумно. В голове вертелась масса вопросов: "Что же мне надеть? Как зайти в кабинет? Что сказать? Как посмотреть?" Впрочем, обдумывать это я начала еще днем ранее, когда, «лазила» в интернете, разыскивая какую-либо литературу в помощь учителю.

Просмотрев полгардероба в поисках костюма делового стиля без глубоких декольте и мини, я все же нашла кое-что подходящее - черные брюки и рубашку.

Где мой класс?

В этот день я должна была провести уроки в 5-х и 10-х классах. У старших - предмет «Человек и общество», у пятиклассников - урок этики, на которую я успешно опоздала. Влетев в школу и оббегав несколько кабинетов, я все же нашла тот, в котором шел мой урок. И его уже вела директор школы, Татьяна Николаевна Федунова. Увидев меня в дверях, новая начальница тихо вышла, пригрозив пальцем, как это делают провинившимся детям. "Эх! Учительница, - обратилась с улыбкой директор, - кто ж опаздывает на свой урок? Я уже начала. Заходи и садись. Посмотри, о чем мы будем говорить. И включайся в работу, будешь мне помогать".

Так начался мой первый урок. Я зашла в класс, директор представила меня детям и, замечая на себе внимательные взгляды пятиклассников, я присела за последнюю парту. Директор, вовлекая класс в обсуждение, уверенно импровизировала, достаточно продуктивно выполняя план урока. От темы добра и зла ребята перешли к поступкам и правилам поведения. И тут внезапно Татьяна Николаевна подошла ко мне. "Ну, что, попробуешь?" - предложила она. Ладони вмиг стали влажными. Я почему-то очень разволновалась, все внутри говорило: "Нет, я не готова, может, я просто здесь посижу...".

Дебют как по маслу

Мне нужно было разобрать несколько ситуаций, проиллюстрированных в книге. На первой картинке был изображен мальчик, развалившийся на лавочке и не уступавший девочкам место, одну ногу он также взгромоздил на урну, а рядом с ним в ожидании с оберткой от мороженого стоял другой ребенок. Я предложила ребятам проанализировать картинку. Но увидела лишь округлившиеся глаза. Видимо, молодежи было несколько непривычно работать с новой учительницей. Но скоро я увидела поднятые руки. "Мальчик занял много места на лавочке и не дает сесть девочкам. Это плохой поступок", - говорила смышленая девочка с кудрявыми светло-русыми волосами. Я поблагодарила ее, очень хотела узнать имя, но понимала, что как бы ни старалась, за урок всех имен не запомню.

При разглядывании следующей картинке в классе поднялся легкий шум, дети стали так активны, что, желая ответить, поднимали руки так высоко, словно готовились взлететь. "Я! Я хочу ответить!" - тихо взывали они. Не зная, кого спросить, я перевела взгляд на директора. Татьяна Николаевна подсказала, что поднятые руки не должны быть оторваны от парты. "Ребята, так не пойдет, хочу слышать тишину! И видеть красиво поднятые руки. У кого выйдет лучше всех?" Прием сработал: дети немного успокоились и уже старательно держали поднятые руки.

Наконец директор меня прервала, сообщив, что урок уже закончился. И дав детям домашнее задание, быстро отпустила класс.

С горящими глазами

Положительные эмоции и впечатления переполняли. Я была безумно счастлива, что получилось провести этот урок. Глаза горели, а страх прошел. Немного разобравшись с планом, и представив, каким блистательным может быть проведение следующего занятия, я с нетерпением ожидала параллельный класс. Но провести урок у пятиклашек мне так и не удалось - ребята уехали на экскурсию. Тогда директор сообщила о программе, ожидающей меня сегодня: "У меня еще 3 урока "Человек и общество" в десятых классах, первый проведу сама, ты посмотри, остальные два попробуешь самостоятельно. А пока у тебя есть окно", - сообщила Татьяна Федунова.

График директора оказался очень плотным, и она быстро направилась по делам. Меня же затянул бешеный ритм: школьники бегали, кричали что-то друг другу, учителя уточняли и делились рабочими моментами, спешили из кабинета в кабинет. Одним словом, перемена. Немного удивившись картине мини-хаоса, я не заметила, как столкнулась с учителем. Благо, никто не упал и не ушибся. Извинившись и приняв ответные извинения, я направилась на прогулку по своему новому рабочему месту.

Первый полноценный

Время пролетело довольно быстро. Урок в 10-Б проходил вполне удачно. Татьяна Николаевна представила меня классу, затем, расположившись за последней партой, выполняла свою работу, а я начала урок. Класс спокойно записывал задания. В отличие от директора, я их фактически не разбирала. Когда же наступил черед творческой работы, Татьяна Николаевна покинула урок. И я осталась с классом тет-а-тет.

Понимая, что испытывать меня на прочность они уже не будут, я решила максимально интересно и живо преподнести задание презентации: "Кто родился зимой, выйдите к доске и образуйте команду. Теперь я хочу видеть весну. Теперь лето и осень. Отлично. У каждого из вас есть лист бумаги, я хочу, чтобы через 3 минуты каждый из вас максимально творчески презентовал группу. По истечении времени от каждой команды к доске выйдет человек и представит группу". Ребята оживились. И уже через 5 минут я видела 4 абсолютно творческие и разные работы с рисунками, перечислением общих качеств ребят и даже внешнего сходства. По окончании урока я задала домашнюю работу и отпустила интеллигентный класс, никак не ожидая, что последний урок в 10-В покажет совершенно иную сторону учительской жизни.

Милые кровопивцы

После небольшой перемены в класс зашли около 13 человек, очень болтливых и чрезмерно энергичных. На минутку заглянул и классный руководитель ребят, представил меня, сообщив о сегодняшней замене.

Прозвенел звонок. Но урок вовремя начать не удалось. "Можно я отниму немного времени, - деликатно попросил заглянувший к нам школьный психолог, - нужно закончить с классом тест". Естественно, я не могла отказать. При этом галдеж, производимый классом, после перемены не прекратился, а только усилился. "Отдай мне ручку. Она у меня ручку забрала! Мне нечем писать!" - вопил высокий неусидчивый парень. Кто-то играл на мобильном телефоне, кто-то общался: класс был занят всем, кроме теста. Но все-таки психологу удалось завершить начатое. Класс поднялся, попрощался с учителем. Шум продолжился. Собрав волю в кулак, я вышла к доске. Первые несколько мгновений молчала в надежде, что класс успокоится, но затем поняла, что это бессмысленно. "А вы у нас заменять будете? Вы новый учитель?" - доносилось из общего гама. Отвечать я посчитала бессмысленным, поэтому спокойно, не повышая тона, продиктовала тему урока и начала читать вопросы по плану. Ребята прислушались, и на какое-то время воцарилось внимание. Но было оно недолгим.

Через 15 минут у меня начало болеть горло: "Андрей, повернись ко мне, я очень хочу видеть твои глаза и внимание! Арман, перестань разворачиваться к задней парте!" - повторяла я, как попугай. Мне повезло, урок прервал завуч, попросив немного времени для объявления. Кровопийцы сосредоточились.

Но затем все началось по новой. Творческое задание ребята выполняли уже на старте у дверей, аргументируя по-разному: "А у меня тренировка, опаздываю!", "Урок уже закончен, все, я пошел!". Но удержать их до конца мне все-таки удалось.

К моменту, когда мне сдали 4 листочка "творческой" презентации, я была выжата, как лимон, голос осип, накладывалась физическая и психологическая усталость. Последним моим учительским напутствием стало короткое: "Уходите!" Класс дружно полетел к дверям. Пару человек со мной попрощались. И только Тимофей на радостях сообщил: "До свидания, надеюсь, мы еще увидимся!"

Прямая речь

Татьяна Федунова, директор средней общеобразовательной школы №85:

Молодые учителя получают профессиональные знания по предмету, но управлять коллективом 45 минут удается не всем. Мы стараемся обучить их, проводим обучающие семинары, даем литературу, сидим у них на уроках, подсказываем. Когда учитель способен прийти в коллектив детей, поделиться своими знаниями и проверить, как те усвоили материал, и при этом умеет держать внимание, - только тогда его можно назвать состоявшимся учителем.

Людмила Дробная, учитель русского языка и зарубежной литературы СОШ № 85:

В учительской среде принято ориентироваться на поведение, успеваемость ребенка - смотрим поверхностно, забывая о самом ребенке вообще. О том, что у него могут быть и проблемы в семье, личный кризис, особенно в подростковом возрасте. И если он замкнется в себе, то до него уже не достучаться. Учитель - это, прежде всего психолог, и когда есть обоюдный контакт с детьми, тогда этот труд доставляет удовольствие и дает очень весомый результат.

Автор: Валентина Маринина

24.ua
08.10.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!