Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Психологія Школа хронического стресса

Школа хронического стресса

Пропонуємо вдумливому та небайдужому читачеві уривок із непересічної книжки. Її автор, завідувач лабораторії фізіолого-здоровоохоронних проблем освіти Володимир Базарний уже багато років досліджує різні аспекти впливу школи на здоров'я дітей. Цього разу розглядаються два аспекти - класифікація шкільних стресів і негативний вплив на дитину сидіння за партою

Комплексом проведенных нами исследований установлено, что образование (воспитание) детей на «седалищах» - это прежде всего подавление и заглушение активности тела, в том числе усилий и силовых нагрузок на всю опорно-двигательную костно-мышечную систему. В этих условиях развитие ребенка происходит в режиме своеобразного синдрома телесно-мышечного и, как следствие, метаболического «расслабления». Это означает, что адекватно мере снятия силовых нагрузок перестраивается весь остеосинтез в направлении формирования расслабленной костной структуры. При этом связанные в костях ионы кальция (ранее выполнявшие динамические функции) выходят в кровь, но уже в виде солей. В итоге, с одной стороны, развивается костный остеопороз, с другой - появляется повышенная циркуляция солей кальция в крови. Излишки же кальция в крови - это и есть начало кальцификации клеток и тканей и прежде всего опорно-двигательного аппарата, сосудов и внутренних органов. Между тем врач-педиатр выписывает ребенку, у которого выявлен остеопороз, именно соли кальция. В этих условиях остеопороз не устраняется, а излишек кальция в крови возрастает. Дозированное и постоянное наращивание силовых нагрузок на костно-мышечную систему - универсальный метод лечения массового остеопороза.

Но тело ребенка в учебном процессе пребывает не просто в режиме «седалищного» расслабления. Оказалось, что выведение из процесса развития и функциональной задействованности телесно-осевого баланса - центрального механизмам «меры», на основе которого оформляются все функции координации тела, в том числе тонкие произвольно-волевые способности (дозированные усилия тела, рук, пальцев и т. д.), привело к тому, что дети при выполнении тонко координированных произвольно-волевых актов (типа письма) оказались вынужденными обращаться к древним эмбриональным уровням построения произвольных движений. А древние уровни управления произвольными движениями построены на законе «все или ничего», то есть на законе не управляемой, не дозированной энергозатратной мобилизации телесно-мышечных систем. Внешнее проявление таких неуправляемых мышечных усилий - «разлитые» по всему телу фиксированные во времени статические мышечные напряжения. Это состояние своеобразного тетануса («электрошока»). Этот синдром, конечно, наблюдал каждый педагог - вспомним вечно зажатых, напряженных и низко склоненных при письме детей.

Фиксированные и продолжительные во времени мышечные напряжения - это предельная мобилизация всех нейроэнергетических и гормонально-эндокринных ресурсов организма на фоне блока определенности в стратегии произвольно-волевого реагирования (поведения). Это своеобразное «короткое замыкание» между чувственным и моторным энергетическими контурами и, как следствие, залповый сброс чувственной нервной энергии в хаотическую мышечную судорожность, то есть «в никуда», вне поступления ее извне за счет блока чувственных каналов. Это блок (внесение хаоса) в ритмически протекающие произвольные (психические) ритмы (речевые, графические и т. д.).

Установлено, что в этих условиях в состояние напряженности вовлекаются не только произвольно-волевые мышечные системы, но и гладкомышечные, на основе которых держится функциональная жизнь всех вегетативных процессов, жизнь всех внутренних органов, то есть жизнь всех систем жизнеобеспечения и особенно системы микроциркуляции крови. В итоге - это нарушение процессов синтеза-распада веществ с накоплением недоокисленных радикалов (шлаков, солей и т. д.). Это самоотравление организма. Это погружение детей в старость и болезни старения. Кроме того, ситуация фиксированных пролонгированных во времени напряжений - это внесение хаоса в структуру нейромоторных частот, несущих в себе информационно-генетические программы жизнеобеспечения. Вот почему спазм произвольно-мышечный трансформируется в спазм нейромоторный (нейрокинетический). А это уже спазм сердечно-сосудистый, желудочно-кишечный, дыхательный и т. д. Это своеобразный блок всех жизнеполагающих информационных био(алго)ритмов.

В этих условиях организм выходит без потерь лишь при кратковременном воздействии подобных эффектов. В случаях же продолжающихся и повторяющихся подобных реакций организм входит в режим нервно-энергетического, гормонально-эндокринологического и информационно-генетического истощения («выгорания»).

Следует особо заметить, что еще Ганс Селье (1938) показал: те пролонгированные во времени мышечные напряжения, которые не снимаются движениями (действиями), являются стрессом и оказывают такое же деструктивное влияние на организм, как и быстрое отравление ядом.

То, что дети систематически испытывают «школьный стресс», Всемирная организация здравоохранения констатировала еще в 1959 году. К сожалению, при наличии нескольких базовых академий у нас школьным стрессом никто по-настоящему не занимался. Исследования, ведущиеся под нашим руководством в течение 27 лет, позволяют утверждать: школа переполнена самыми разнообразными школьными стрессами. Ниже приведем лишь неполный их перечень.

СТРУКТУРА ШКОЛЬНЫХ ДИДАКТОГЕННЫХ СТРЕССОВ

1. Классическая «безрукая» сигнально-левополушарная (вербальная) основа строительства учебного процесса, в которой изначально заложены:

а) стресс от подавления произвольно-волевой активности и рукотворческой деятельности;

б) стресс от расщепления и отчуждения образного эмоционально-творческого правого полушария от условно-сигнального - левого, заглушающего эмоционально-смысловое восприятие;

в) стресс от расщепления и отчуждения эмоционально-смыслового переживания от произвольно-волевого созидания.

2. Стресс закрепощения чувственно-информационных и нейромоторных ритмов в условиях систематической обездвиженности детей:

а) напряжение от закрепощения общей телесно-моторной активности (гипокинетический стресс);

б) напряжение от закрепощения ориентировочно-поискового рефлекса из-за систематической обездвиженности головы;

в) напряжение от закрепощения энергоемких сканирующих и образовоссоздающих зрительных ритмов за счет систематической точечной фиксации взгляда на текстовом поле букв в режиме ближнего зрения.

3. Стресс нарастающего угасания способностей локализации или координации произвольных движений (усилий) в пространстве при «седалищном» образе строительства учебного процесса:

а) напряжения от выключения телесно-осевого баланса, градуирующего меру произвольных усилий во времени и пространстве;

б) оптико-рефлекторные напряжения из-за перспективного искажения букв, возникающего на горизонтальной поверхности столов;

в) позо-статические напряжения из-за несоответствия размеров столов росту ребенка.

4. Дидактогенные стрессы:

а) стресс от расщепления слова и образа (сигнально-образного синтеза) и возникновения на этой основе неопределенности в образно-смысловых ассоциациях;

б) стресс от расщепления чувства и смысла (эмоционально-смыслового синтеза) и возникновения на этой основе эмоционально-смысловой неопределенности;

в) стресс от напряжения, возникающего при незрелости телесно-координационных сфер;

г) стресс фиксированных статических напряжений, возникающих при:

- безотрывном письме;

- ускоренном письме;

- ускоренном чтении;

д) стресс из-за игнорирования базовым учебным планом необходимости формирования уверенной диалоговой речи, из-за чего ребенок пребывает в дидактогенной неуверенности и страхе.

5. Стресс бесполой дидактики и пололичностной диссоциации:

- стресс из-за игнорирования принципиальных различий в пололичностных установках эмоционально-смысловых сфер у мальчиков и девочек;

- стресс из-за пололичностной дидактогенной (сигнально-образной) неопределенности;

- стресс из-за уничижения мужского начала в мальчиках перед более зрелыми по генетическому и духовному возрасту девочками.

6. Стресс из-за эмоционально-душевной депривации (депрессии), заложенной в информационно ориентируемую дидактику:

- между авторитарным учителем и детьми;

- между эгоцентрически сформированными детьми и учителем;

- между авторитарными родителями, эгоцентрическими детьми и авторитарными учителями.

7. Стресс хронической чувственной депривации в условиях постоянного воздействия сенсорно обедненной учебной среды - комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств:

- тактильно-вегетативные депрессии-напряжения;

- оптико-вегетативные депрессии-напряжения;

- аудио-вегетативные депрессии-напряжения;

- вестибуло-вегетативные депрессии-напряжения;

- аромо-вегетативные депрессии-напряжения.

Заметим, что одним из последствий систематического воздействия стресса (и не только) является истощение («выгорание») нервной энергии, сопровождающееся увеличением щитовидной железы. Педиатры уже многие годы выражают тревогу по поводу увеличения у школьников щитовидной железы. Так, в Самаре было проведено массовое обследование учащихся. У 40 % школьников выявлен зоб.

Причину медики видят в одном: недостаток йода в воде и пище. Между тем еще в позапрошлом веке доктором Гильомом из Нефштателе был описан «школьный зоб», который из 731 ученика был выявлен у 414. Подобный факт описал и Д. И. Писарев в 1865 году в своей знаменитой статье «Школа и жизнь».

Наши исследования убеждают в главном: степень выраженности зоба у школьников прямо пропорциональна той напряженности ребенка, которую он испытывает в процессе письма. В частности, при незначительно выраженном синдроме склонения (внешнем проявлении внутренней напряженности детей) детей при письме (до 20 см) среди школьников 7-8-х классов зоб в 80-е годы ХХ столетия выявлялся у 9,1 % детей. В то же время при резко выраженном синдроме склонения детей при письме (12 см и ниже) среди аналогичной возрастно-половой группы школьников зоб выявлялся уже у 63,7 % детей.

И еще одно открытие. Ведущий цитолог из СО РАМН профессор В. П. Новицкая вместе с В. А. Гуровым исследовали метаболизм на клеточном уровне у группы школьников 8-9-ти лет, учебный процесс которых строился в традиционном моторно-закрепощенном (стрессогенном) режиме, а также по сравнению с аналогичной возрастной группой детей, учебный процесс которых строился в предложенном нами режиме моторной свободы (работа в положении стоя и при свободном перемещении по классу). При этом установлено, что спустя всего лишь два года обучения во второй (экспериментальной) группе флюоресценция (свечение) лимфоцитарных моноаминов оказалась в 2,3 раза выше. А ведь свечение клеток - это та «кладовая», где хранится полевая генетическая информация.

В этих условиях замалчивание школьного стрессогенного механизма в массовом поражении детей зобом есть величайший обман и преступление. Со всей ответственностью утверждаю: массовое увеличение щитовидной железы у школьников - это самый грозный симптом неумолимо надвигающейся на нас видовой катастрофы, обусловленной дидактогенными стрессами и, как следствие, истощением («выгоранием») энергоинформационных ресурсов жизни. Зоб - это последняя компенсаторная реакция организма, судорожно цепляющего за жизнь.

Что же касается долгосрочных последствий воздействия стресса на детский организм, то они в основном известны. Это истощение гормонально-эндокринной системы, выводящей на поверхность телесной и духовной жизни видовые информационные программы жизнеобеспечения.

Это нарастающие процессы генетических мутаций.

Это распространенные сосудистые расстройства.

Это расстройство работы всех внутренних органов и систем.

На клеточном уровне - это быстрое выпадение ионов кальция, переносящих электрические потенциалы при ритмических сокращениях мышц, в соли кальция.

Это внутреннее угасание потенциала нервной энергии.

Это ранний системный склероз:

- клеток;

- периваскулярных структур и сосудов;

- нейроглиальной системы;

- нейромоторных структур;

- межкостных хрящевых сочленений (типа остеохондроза с образованием остеофитов и др.).

Это всевозрастающая косность и тугоподвижность тела, то есть его прижизненное «окостенение» («окаменение»).

Это раннее старение детей с формированием у них букета сугубо старческих болезней.

Установлено: развитие детей в таких условиях - это изначальное разрушение детородной конституции тела из-за нарастающих:

- ригидности и тугоподвижности костно-мышечных систем;

- деформации развития структур малого таза;

- застойно-воспалительных процессов в малом тазу;

- угасания качества и эффективности детородного семени;

- дезорганизации родоразрешающей силы и родоразрешающего ритма и т. д.

Весь комплекс патологических явлений, возникающих на начальном этапе седалищного воспитания (образования) детей, мы определили как синдром утомления детей (СУД). Постепенно, по мере обучения в режиме напряженности, возникает синдром прижизненной мумификации тела (СПРУТ).

С широких эволюционных позиций - это возрастающий в поколении синдром инфантильно-дегенеративной инволюции (СИДИ).

ЧТО МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ РОДИТЕЛЬ, БАБУШКА, ДЕДУШКА?

В начале, в середине и в конце каждого учебного года в детских поликлиниках углубленно обследовать своих детей (внуков). Особо обратить внимание на зрение, позвоночник и нервно-психическую сферу. Одновременно взять фотоаппарат и сфотографировать «учебно-познавательную позу», в которой дети пребывают на уроках при письме. Ровно через год можно будет увидеть, какая деструкция произошла только за это время. А далее необходимо опираться на имеющиеся статьи из Законов «О гарантиях прав ребенка», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании», гарантирующих главное право для детей - право на здоровое развитие, в том числе приоритет здоровья перед собственно учебным процессом. Что же касается официальных признаний министров здравоохранения и образования, то здесь нужно опираться на действующее законодательство, ведь поводами к возбуждению уголовного дела являются заявления и письма граждан, статьи, заметки и письма, опубликованные в печати.

ЧТО МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ УЧИТЕЛЬ?

Найти статьи, освещающие опыт здоровьеразвивающей педагогики, которые регулярно публикуются в «Учительской газете», журнале «Российская Федерация сегодня», в Интернете. Провести разъяснительную работу среди родителей. Для лучшего понимания проблемы заказать видеофильм «Спасем детей - спасем Россию». Родители должны знать: для исправления трагической ситуации в школах еще в 1989 году Минздрав утвердил разработанную под нашим руководством программу «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательного процесса в детских садах и школах». Право родителей потребовать от своих депутатов и избранных глав: почему чиновники от образования игнорируют реализацию данной здоровьесберегающей программы, а работают на основе не прошедших гигиенической экспертизы здоровьеразрушающих методик?

ЧТО МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ КАЖДЫЙ ДИРЕКТОР?

Власть сделала «крайними» именно директоров школ. Это по инициативе Минобразования из школы долго и упорно изгонялось все, что развивает детей, делает их телесно и духовно, психически зрелыми и здоровыми: трудовое, физическое, художественное, музыкальное воспитание, рукотворчество, ГТО, ростомерная мебель, осмысленное чтение, каллиграфическое, лишенное «зажимов-судорог» письмо и т. д. И все было заменено на разрушительные для здоровья детей методики, методы и приемы - одномерные столы, техники-скорости чтения, письма, бесполое образование. А всю ответственность за причинение ущерба здоровью детей несет директор школы!

Директора школ должны знать, что не все их коллеги подчинились административному диктату. Сотни директоров учебных заведений России пошли по другому пути - пути строительства школы на основах здоровьеразвивающей педагогики (некоторых из них мы указали во введении). Активная организаторская работа по распространению знаний среди родителей, а также совместные с ними усилия, побуждающие действовать власть по замене здоровьегубительных принципов обучения детей на здоровьеразвивающие - святая обязанность каждого директора.

ЧТО МОЖЕТ И ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ?

Именно руководители образования, их аппарат оказались проводниками всех разрушительных для детей приемов, режимов и методов образования. Фактически, того не ведая, большинство оказались «легионерами» «князя тьмы». Управленцы административным путем насаждали в школах все чуждые природе ребенка «инновации» и «реформы». Следовательно, здоровьеразрушающие способы обучения должны быть устранены из школ так же административно. Это техники скорости чтения, письма. Это одномерная мебель. Это бесполое образование и многое другое. Кто «дозрел», может официально обратиться к нам за помощью - как изменить учебный процесс в лучшую сторону при минимальных затратах. Поможем!

ЧТО МОЖЕТ И ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ РУКОВОДИТЕЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ?

Во-первых, организовать выполнение приказа, вменяющего углубленный осмотр детей при поступлении в детское дошкольное учреждение; за год до поступления в школу; перед поступлением в школу; спустя один учебный год после начальной школ и т. д. Во-вторых, поручить службе проанализировать данные в зависимости от деятельности каждой школы, каждого учителя (сравниваются между собой одновозрастные группы - классы). Оценивается динамика развития и здоровья детей: улучшение, без изменений, ухудшение. Дифференцированно по каждой школе рассчитывается удельный вес возникновения за каждый год сугубо школьных форм патологии (близорукость, нарушения осанки, нервно-психические нарушения и т. д.). Полученные данные служат для совместных обсуждений с педагогами, а также поощрения лучших систем образования, в том числе лучших учителей. Данные регулярно публикуются в местной печати.

Издается распоряжение, в соответствии с которым руководители образования и здравоохранения несут персональную ответственность за дальнейшую динамику отмеченных демографических показателей.

Безусловно, в критерии оценки эффективности деятельности чиновников входят показатели курящих учащихся, наркомании, преступности по каждому району (городу, школе и т. д.).

Автор: В. Базарный. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. М., 2004

Освіта.ua
15.12.2006

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!