Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Психологія Опыт профилактики культового влияния в образовании

Опыт профилактики культового влияния в образовании

На основе практического психологического и педагогического опыта нашей деятельности, в этой статье мы попытаемся выделить основные причины, пути и механизмы проникновения идеологии культов в государственные образовательные учреждения

Анализируются возможные причины успешности внедрения тоталитарных и деструктивных культовых идей в школьной педагогической среде. Рассматриваются возможные превентивные меры, а также результаты реализации социально-психологических программ по профилактике психологической манипуляции и негативного культового воздействия на учащихся в государственных образовательных учреждениях Украины.

Чаще всего образование ассоциируется у нас с приобретением новых навыков и знаний, психологическим и духовным ростом человека для успешной последующей деятельности, формированием свободной, независимой и самостоятельной личности. Все связанное с образованием, образовательными структурами воспринимается в массовом сознании не совсем однозначно, но в целом позитивно. Так, консерватизм образовательных структур может вызывать у нас критику в несоответствии учебных программ требованиям сегодняшнего дня, но при этом большое мы значение уделяем следованию устоявшихся традиций и преемственности в нашей альма-матер.

Действительно, противоречий в современном понимании учебного процесса мы можем найти довольно много. Но при этом можем сказать определенно, что сфера образования никого не оставляет равнодушным: ни родителей, ни детей, ни самих специалистов этой сферы. Ведь довольно давно было замечено, что период обучения в учебных заведениях имеет на жизнь человека огромное влияние.

Поэтому, когда мы столкнулись с попытками воздействия на эту сферу со стороны культовых организаций, это не могло не привлечь нашего внимания. Нами была предпринята попытка разобраться в причинах самой возможности проникновения культов в государственную систему обязательного среднего образования, которая в Украине носит светский характер. Особенно нас заинтересовал феномен активного и распространенного участия учителей в деятельности тех или иных культов, использующих манипулятивные способы контроля сознания своих адептов.

Анализ привел к неутешительным результатам. Проблема предстала перед нами в тесном переплетении исторических предпосылок, системных недочетов и, собственно, в личностных моментах, которые делают возможным проникновение в стены школы религиозных и научных заблуждений. Ведь на сегодня в школе в основном остались люди, которые или сильно любят свою профессию, или те, кому некуда идти или поздно менять свою профессию; уровень общенаучных знаний и социально-психологической информированности педагогического состава очень низок; руководители склонны выбирать директивные и авторитарные методы руководства; большое количество педагогов применяют в своей практике элементы советской системы воспитания.

Для иллюстрации предлагаем небольшое сравнение методов контроля сознания по С. Хассену в деструктивных культах с советской методикой воспитания:

В дополнение к вышеизложенному мы провели небольшое исследование организационной культуры среди педагогов. В результате было выявлено преобладание авторитарной бюрократической системы управления (реальная организация) в учебных заведениях. При этом учителя мечтали (идеальная организация) осуществлять свою деятельность в качестве самостоятельных, самореализующихся личностей, совместно решающих общие задачи. Это расхождение реальной и идеальной картины приводит не только к психологическим проблемам самих учителей, но и к тому, что учителя склонны выбирать при общении с учениками манипулятивные и авторитарные методы управления.

В ходе наших занятий с учителями, о которых мы расскажем ниже, они приходили к коллективному выводу, что психологическая манипуляция является очень распространенным явлением в отечественной системе среднего образования. Порой участники наших семинаров испытывали определенный шок: «Я манипулятор! И я делал (а) это всегда», «Мы сами воспитываем психологически зависимых людей» и т. п.

Второй момент заключается в том, что социальное и психологическое нестабильное состояние учителя, ощущение собственной безвыходности часто толкают его на поиск утешения в различного рода культах и сектах. И тогда педагоги начинают нести прямую угрозу психологическому здоровью своих воспитанников.

Так, например, в одном из киевских лицеев учительница биологии, которую смело можно отнести к категории «учителей старой закалки», став последовательницей одной из групп New Age, в нескольких классах рассказывала ученикам о близком конце света. Конечно, она это делала из лучших побуждений и свято веруя в собственную правоту. Но дома у некоторых детей была истерика. Затем истерика была у родителей. Затем - у администрации лицея, когда пришли родители. Конфликт удалось погасить. Родителям рассказали о сложной жизненной ситуации, в которой оказалась учительница - у нее умер внук. Инцидент вроде был закрыт, но потенциальная угроза психологическому здоровью учащихся осталась. Что самое неприятное, подобные случаи узнаваемы, так как повторяются в разных вариантах и разных местах по сегодня.

Третья причина состоит в том, что учительская среда очень слабо информирована о деятельности тоталитарных и деструктивных культов, о таких понятиях, как культ, культовая зависимость, вербовка, психологическое насилие и эксплуатация, манипуляция и контроль сознания, критическое мышление.

Это совершенно не связано с тем, что такой проблемы не существует. Так, на занятии с педагогами, на котором присутствовало около 50-ти учителей из всей Украины, был показан небольшой 15-минутный видеофильм об опасности культового воздействия одной из харизматических церквей в г. Киеве. Нам было задано много вопросов, а мы, в свою очередь, услышали много нового о специфике деятельности деструктивных культов в разных регионах Украины. Но о том, что такая деятельность может нести какую-либо серьезную опасность, говорили только несколько человек, непосредственно столкнувшиеся с последствиями культового воздействия. Для остальных это была просто занятная тема, не более того. При этом на международном уровне уже давно были сделаны соответствующие выводы и приняты достаточно жесткие рекомендации в отношении деструктивных культовых проявлений.

Для иллюстрации информационной и психологической неготовности учителей к встрече с культами хотелось бы привести следующий пример. К нам обратилась администрация одного из колледжей с просьбой о помощи. Проблема заключалась в том, что студенты колледжа - творческие, активные и нестандартные молодые люди - с головой ушли в Общество Сознания Кришны. Они стали проповедовать в общежитии колледжа, образовали свою небольшую общину. Администрация не знала, ни что делать с этими учащимися, ни какие методические рекомендации дать учителям по поводу взаимодействия с ними, ни как предотвратить подобные инциденты в будущем. Мы выступили на собрании педагогов и проинформировали учителей с юридической, религиоведческой и психологической точек зрения об этой организации. Нас удивила реакция педагогов. Многие недоумевали - зачем вообще что-то делать? Ребятам хорошо - они нашли себя, они верят во что-то светлое и высокое. Каждый может верить в то, что он свободно выбирает. В этом состоит свобода совести.

Большого труда стоило объяснить, что в данном случае речь идет не о свободе, а о заблуждении. Там, где появляются деструктивные культы и работают психотехники контроля сознания, - там уже нет места реальной свободе выбора. Нам помогли донести это до аудитории именно те преподаватели, которые непосредственно взаимодействовали с молодыми кришнаитами, обратив внимание остальных присутствующих на то, как изменились дети после посещения собраний этого культа. В конце концов, понимание последующих путей развития ситуации было найдено.

Отсутствие четкого понимания в педагогической среде разницы между деструктивным культом, сектой и традиционной церковью приводит к тому, что они ставятся по своему воздействию в одну линию. Нередко можно услышать от педагогов высказывания наподобие того, что самым большим тоталитарным культом в Украине является культ Православной Церкви. И здесь открываются новые возможности для манипулирования информацией. Так, в школу могут не пустить представителя традиционной для Украины Православной церкви, мотивируя это отделением церкви от государства, но разрешить проводить в школе занятия представителям нового религиозного движения, действующего под прикрытием общественной организации, философского и образовательного движения, спортивной секции.

С официального разрешения администрации учебных заведений под видом лекций о вреде наркотиков, здоровом образе жизни, о подготовке к семейной жизни, продвинутых методах и формах психического и духовного самосовершенствования членами культов и сект проводятся активная реклама и пропаганда собственных религиозных взглядов и мировоззренческих доктрин.

Так, на уровне городских и районных отделов народного образования Церковью Объединения Муна через дочерние организации были организованы крупномасштабные семинары для директоров школ, завучей по учебной и воспитательной работе, учителей.

Этих людей на период от трех до пяти дней собирали в пансионатах или санаториях в приказном порядке. Программа была насыщена интенсивными занятиями «учебно-воспитательного» характера, а также групповой культурной программой. Такие семинары прошли многие наши коллеги. Так, один из психологов - участница семинара до сих пор хранит сборник песен, которые они задушевно распевали по вечерам. Она вспоминает этот семинар с легким юмором, но отмечает, что такое отношение сформировалось далеко не у всех. Группа педагогов весьма увлеклась новоявленным учением и в последующем прошла «обряд венчания», который был организован на центральном стадионе города в один из солнечных летних дней. А инициативная группа одной из городских гимназий после подобного семинара организовала систему семинарских занятий на территории собственного образовательного учреждения по методикам этого культа.

Надо отметить, что на сегодняшний момент эта церковь очень активно включилась в борьбу за умы наших детей и через буферные благотворительные и общественные организации активно предлагает учебным заведениям собственные программы профилактики ВИЧ/СПИДа, наркомании и т. п., вербуя, таким образом, в свои ряды все новых и новых членов.

Интерес и использование тех или иных методик, разработанных культами, в системе образования, к сожалению, становится уже очень заметным. Такие педагогические и психологические инновации подаются как что-то исключительное, как ноу-хау.

Проводя семинар с психологами по нашей профилактической программе «Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания» в г. Харькове, мы обратили внимание на огромное количество рекламы на улицах города Центра дианетики. И, поскольку наша программа раскрывает вопросы культового влияния и его профилактики, зашел разговор о все увеличивающемся воздействии отдельных культов на жизнь города вообще и систему образования в частности. Конкретно разговор пошел о сайентологическом движении. Мы удивились столь открытой и явной пропаганде - куда смотрят административные органы власти? В ответ на что местные преподаватели удивили нас еще больше. Оказалось, что именно с подачи областных властей отдельные чиновники открыто пропагандируют сайентологические технологии в системе образования и в «добровольно-принудительном» режиме рекомендуют для занятий с учащимися программу «Нарконон». При этом совершенно не учитываются критика и негативный опыт внедрения этой программы в других странах, где сайентологи действуют уже давно.

Это не удивительно, ведь при встрече сайентологи вовсю стараются показать свой товар лицом: техники обучения детей скорочтению, программы повышения грамотности, технологии стабилизации эмоционального состояния, программы профилактики наркомании. И все это с «очень-очень высокими» показателями результативности. Надо сказать, техники, на первый взгляд, действительно весьма привлекательны - компактны, доступны и, самое главное, работающие. Никто не задумывается, откуда они взяты и действительно ли созданы в результате исследований и деятельности именно этой организации. Таким образом, под видом внедрения новейших профилактических и информационно-психологических разработок происходит популяризация культовой идеологии и культовых технологий. Отказаться от сотрудничества может помочь только наличие полной информации. К сожалению, подобной информацией обладают далеко не все и не всегда.

Учитывая слабое финансирование школ, нередки случаи обращения культовых организаций с просьбой предоставления аренды помещения для проведения тех или иных мероприятий, занятий, совершенно бесплатных для учителей и учащихся школы.

Например, в администрацию лицея обратились представители одного из движений New Age - «Искусство жизни». Они хотели договориться об аренде спортивного зала, так как для проведения занятий необходимо наличие спортивных матов. Руководство лицея попросило нас как специалистов дать оценку предлагаемым ими услугам. Ми услышали довольно типичный рассказ о том, как учение стремительно покоряет мир (уже покорило Прибалтику, Россию и Беларусь), увидели сомнительную идеологию и достаточно опасные практики: суггестивные, контроль дыхания и т. п. В итоге учителя лицея остались без «эксклюзивных знаний» об «искусстве жизни». Но, к сожалению, нет совершенно никаких гарантий, что эти «знания» сейчас не получают учителя других школ и лицеев.

Надо сказать, что аренда школьных помещений - классов, актовых и спортивных залов - обычная практика. Сомнительные семинары философской, духовной или психологической направленности довольно часто проходят в помещениях той или иной школы. Неизменными атрибутами этих семинаров являются присутствие живого «пророка» или «мессии», горящие глаза его последователей и всеобщая увлеченность стройной (или не очень) теорией переделки или развития общества.

Часто способы, которые выбирают культовые организации, чтобы подружиться с образовательным учреждением, на первый взгляд не вызывают никаких подозрений, например, подарки малообеспеченным детям на Новый год, организация экскурсий для детей и учителей, организация отдыха и досуга. К примеру, организация различными новыми религиозными движениями палаточных лагерей для старшеклассников в летнее время. Это очень заманчивое предложение для родителей, поскольку детей часто вывозят на берег моря или в иную экологически чистую зону абсолютно (или почти) бесплатно. Причем, обещая насыщенную культурную и образовательную программу, они совершенно не предупреждают родителей о проводимой там индоктринации (введение в доктрину культа) их детей.

Таким образом, культовое влияние в учебных учреждениях осуществляется через:

  • проведение лекций для учителей и учеников;
  • оказание информационных услуг, содержанием которых является культовая идеология;
  • аренду школьных помещений для проведения своих занятий;
  • установление тесных контактов с администрацией учебного заведения под видом спонсорской и благотворительной помощи;
  • организацию досуга детей и/или учителей;
  • распространение своей литературы, информационных буклетов и т. п.

Кроме этого, сложности возникают и у учителей при организации взаимодействия с родителями учеников, которые являются адептами различных культов.

Это может выражаться в том, что родители не соглашаются с той информацией, которая расходится по содержанию с доктриной культа. Например, отец ученика 9-го класса, член секты Свидетелей Иеговы, был возмущен и писал скандальные письма в вышестоящие инстанции, почему его сыну преподают психологию, которой нет в перечне обязательной программы средней школы. Надо сказать, что в рамках именно этой дисциплины реализуются наши программы профилактики психологической манипуляции и контроля сознания. Конфликт удалось погасить, убедив родителя, что все дополнительные факультативные курсы - специфика данного учебного заведения. Забирать мальчика из учебного заведения он не захотел.

Но не все случаи так безобидны. Например, девочки-семиклассницы были замечены в активном воровстве: брали у одноклассников деньги, мелкие канцелярские принадлежности и т. д. Родители девочек - члены секты Свидетелей Иеговы. Выйти на какой-либо конструктивный диалог с родителями по этому поводу не удалось. Родители отвечали: «Если девочки что-то и брали - они просто брали, это не воровство. Они не могут воровать - они верят в Бога и молятся каждый день».

Мы не думаем, что в ближайшее время что-то изменится на административном уровне в понимании механизмов и опасности оказания влияния тех или иных культов в системе образования. Ведь проникновение в государственные учебные заведения дает культам определенные преимущества:

  • возможность повышения собственного авторитета и придания видимости легитимности своей деятельности за счет сотрудничества с государственными учебными учреждениями;
  • возможность пропаганды собственной идеологии под видом учебной информации;
  • возможность оказания массового влияния и массовой вербовки новых адептов;
  • возможность рекламировать свою «социально полезную деятельность» по духовному и моральному воспитанию подрастающего поколения.

На сегодняшнем этапе развития образования трудно ожидать государственной поддержки нашим инициативам по недопущению проникновения культовой идеологии в систему государственного образования. Основная нагрузка по профилактике падает на общественные организации и педагогов-энтузиастов. И в этом направлении нами был накоплен определенный опыт, которым мы хотим поделиться с вами.

Первая презентация наших программ произошла на международной научно-практической конференции «Профилактика психологического насилия, манипуляции сознания и развитие критического мышления в молодежной среде», которая проходила в мае 2004 года в Киеве. Здесь мы представили две программы: «Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания» и «Психологическая безопасность - учителю».

Главная суть первой программы заключается в развитии у молодых людей навыков ассертивности (открытого конструктивного взаимодействия), рефлексии (умение видеть и понимать ситуацию и себя), критичности мышления (навыки работы с информацией: ее анализ, переработка, технологии принятия независимого решения), наличия информации о культах и культовом контроле сознания.

В ходе исследования контрольных показателей по психодиагностическим методикам была отмечена устойчивая позитивная тенденция снижения рисков негативного психологического влияния среди учащихся, которые занимались по программе, снижения опасности развития у них психологической зависимости.

Поскольку для работы по этой программе необходимо было подготовить инструкторов - педагогов, школьных психологов, мы проводили семинары для работников системы образования. И столкнулись со следующей проблемой: прежде чем обучить педагогов, каким образом разговаривать с детьми на антиманипуляционную тему, необходимо самих педагогов учить взаимодействовать (и обучать) без практик психологической манипуляции.

К сожалению, академическое обучение основам психологии в государственной системе подготовки кадров и повышения квалификации очень часто носит теоретический характер. Учителя же в первую очередь нуждаются в конкретных практических знаниях, методиках, в том числе и в методиках нейтрализации последствий манипулирования и предотвращения развития психологической зависимости.

Так, благодаря практической деятельности родилась вторая наша программа «Психологическая безопасность - учителю». Эта программа состоит из четырех модулей:

  • Введение в антиманипуляционную тематику (здесь же находится информация по культам).
  • Бытовое и семейное взаимодействие - навыки общения без манипулирования.
  • Психология профессионализма - обязательно ли эффективный педагог является опытным манипулятором?
  • Школа без манипулирования - презентация программы «Профилактика психологической манипуляции и контроля сознания» для старшеклассников и обучение педагогов методике работы по ней.

Оказалось, что очень трудно собрать группу заинтересованных педагогов, готовых целенаправленно работать в заданном антиманипуляционном направлении. Даже если в такой работе заинтересован руководитель той или иной школы, учителя, которых принуждают посещать занятия, стараются под любым предлогом их избежать. Чаще в каждой школе есть всего несколько человек с хорошей мотивацией к обучению.

Опыт реализация наших программ в системе государственного образования показал огромную необходимость:

  • проведения конференций, «круглых столов», семинаров со специалистами для привлечения внимания широкой общественности к проблеме негативного влияния на школу со стороны культов, к профилактике в школьной среде психологического насилия и психологической зависимости;
  • подготовки документов, позволяющих регулировать взаимоотношения культовых организаций и образовательных структур на правовой основе. На данный момент в Украине нет четко прописанной юридически-правовой базы, оговаривающей законное взаимодействие учреждений государственной системы среднего образования и иных некоммерческих структур;
  • создания экспертных структур, которые могли бы сделать компетентный вывод о опасности (безопасности) той или иной концепции, вероучения, идеологии. При этом насущным стал вопрос проведения социально-психологических экспертиз программ, которые внедряются в систему образования под видом факультативов разными общественными, благотворительными и религиозными организациями;
  • формирования широкого понимания в педагогической среде того, что демократизация управленческой структуры должна способствовать формированию особой организационной культуры школьных взаимоотношений. Культуры, где ключевыми словами будут открытость, доброжелательность, толерантность, критичность. Подобная система внутришкольных взаимоотношений станет и самой лучшей профилактикой возможного культового влияния, и самым надежным гарантом сохранения психологического здоровья и учителей, и учеников;
  • постоянно обращать внимание Министерства образования и науки Украины, руководителей местных органов образования на все нарушения принципа светскости образования в государственных образовательных учреждениях;
  • при преподавании мировоззренческих дисциплин в учебных учреждениях делать особый акцент на формирование критического мышления учащихся, а также на формирование механизмов психологической защиты и обеспечение информационной и психологической безопасности;
  • постоянно изучать способы и средства деструктивного психологического воздействия, которые используются культами.

Необходимо формировать понимание сути тоталитарного деструктивного культа как социального феномена, того, что приток новых адептов является основой его существования и развития.

Деструктивный культ можно сравнить с раковым образованием. Его цель - не поддержание организма в целом (организм - метафора человеческого сообщества), а поддержание собственного существования и обеспечение роста. Приток новых адептов обеспечивает стабильность, рост и процветание культа. В таком ракурсе образовательная система - по-настоящему «золотая жила» для незрелых умов и душ, уже собранных в одном месте и готовых «внимать и слушать».

Автори: Е. Мерзлякова, В. Петухов

Освіта.ua
23.04.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!