Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Вопросы завтрашней школе

Вопросы завтрашней школе

Содержание образования является предметом острейших дискуссий. Читатель найдет здесь перечень вопросов, причем, как правило, весьма наивных. Тем не менее, нам кажется, что попытка ответить на эти вопросы может оказаться полезной для тех, кто проектирует содержание образования

Что является результатом школьного образования сегодня? Каким мы бы хотели видеть этот результат в будущем? Куда девается большая часть полученных в школе знаний и что остается? Как вложить смысл в знаменитую сентенцию "образование - это то, что остается, когда все забывается"? Мы знаем, что большинство выпускников наших школ функционально неграмотны - они не в состоянии извлечь смысл из простого текста, не могут ответить на несложный относящийся к нему вопрос. Возможно ли исправить эту ситуацию, является ли такое исправление наиболее приоритетным? Виновата ли в функциональной неграмотности структура обучения, при которой дети, не освоившие элементов мышления и родного языка, вынуждены проходить "научные" истины?

Ясно, что определять содержание образования, вообще говоря, нельзя поручать ни профессионалам от педагогической науки, ни профессионалам соответствующей области знания или производства. Как, тем не менее, учесть и современное состояние науки и технологии, и специфику освоения знаний человеком, в частности ребенком?

Какова должна быть роль семейного образования, самообразования, дистантного (телекоммуникационного) образования в новой информационной цивилизации?

Нужны ли санитарные ограничения (СанПины)? Если - да, то какова должна быть их структура? Имеет ли смысл ограничивать домашние задания? Проверить выполнение этих ограничений, как, впрочем, и ограничений на классные занятия, фактически сложно. С другой стороны, введя эти ограничения, мы дадим учителям и родителям ориентиры: задавая что-то на дом, учитель будет исходить из имеющегося в его распоряжении бюджета домашнего времени учащегося и того, сколько тратится на выполнение аналогичных заданий в классе.

При построении санитарных ограничений (если согласиться, что они нужны), нужно ли складывать часы математики с часами  физкультуры и музыки или, может быть, вычитать последние из нагрузки учащихся по "жестким" предметам?

Следует ли стремиться к дифференциации школ и классов, создавая ученические коллективы, где всем интересно доказывать математические теоремы или всем - писать стихи, или прилагать максимальные усилия, чтобы в каждом классе детей, интересующихся биологией, было бы вдвое меньше, чем интересующихся математикой; был бы среднестатистическим уровень образования и дохода родителей; определенное количество детей матерей-одиночек и из многодетных семей и т.д.?

Как определить и описать минимум, который достаточен для получения свидетельства о среднем образовании, и минимум, бесплатное получение которого гарантируется законом? Можно ли соотнести упомянутые минимумы с тем, какие деньги получает школа? Если устанавливать соответствие содержания образования и финансирования, то что будет означать свидетельство о среднем образовании?

Каковы те двадцать, десять, пять основных идей, понятий, методов, определений, утверждений данной области знания, которые являются наиболее важными, универсальными, практически значимыми? Как должны быть расставлены приоритеты в иерархии "конкретные факты и алгоритмы - общие модели деятельности в данной области знания - обобщенные учебные, интеллектуальные  и жизненные навыки"? Как эти приоритеты должны влиять на образовательный процесс? Каковы процедуры проверки достижения учащимися тех или иных навыков? Имеет ли смысл освоение обобщенных умений в рамках специальных "мета"-предметов, ТРИЗа и "уроков мышления" Де Боно?

Современные информационные технологии позволяют человеку писать, не умея выводить буквы, выполнять арифметические подсчеты, не зная таблицы умножения. Скоро компьютеры размером с ладонь будут преобразовывать разборчивую речь в письменный текст. Должны ли мы игнорировать эту революцию информационных технологий и продолжать учить "читать, считать и писать" или приравнять знание таблицы умножения к умению добывать огонь трением, умению полезному, но без которого, в конце концов, можно обойтись?

Экономика и культура глобализуются, хотим мы этого или нет. Простейшим способом коммуникации между людьми разных частей планеты становится разговор (или электронная переписка) на английском языке. Следует ли приоритетным образом обеспечить возможность его коммуникативного использования любым молодым человеком или подавлять его распространение с целью сохранения национальной самобытности? Как обеспечить поликультурное образование без профанации и перегрузки?

Для советской школы был характерен феномен, практически неизвестный в большинстве других стран: литературные произведения, которые "проходили" в школе, человек потом ненавидел всю жизнь. Является ли это свойством предмета литературы или зависит от способа ее преподавания? Хотим ли мы изменить эту ситуацию?

Что такое врожденная грамотность? С чем связан столь распространенный среди некоторых опытных словесников фатализм - если пишет грамотно, то будет писать безо всяких правил, а если не пишет, то никакие правила не помогут?

Современная математика, а в особенности ее приложения, радикально отличается от математики середины XIX века, являющейся основой для школьной. В частности, современная математика во многом - это математика конечного, дискретного, а не бесконечного и непрерывного. Как относиться к растущему разрыву между школьной и "взрослой" математикой, к "развивающим", "творческим" заданиям большинства современных курсов математики, для решения которых вам необходимо прочитать не только учебник целиком, но еще и методичку для учителя и затем догадаться, что же все-таки авторы имели в виду?

Интеграция естественнонаучных дисциплин в основной школе выглядит реальной. Почему она фактически не происходит даже в сколько-нибудь серьезном эксперименте?

Как в этих условиях, не ориентируя массу учащихся на тупиковое продолжение карьеры в технических вузах, сохранить перспективу научно-технического, а не чисто аграрно-сырьевого будущего для страны? Пришивать пуговицу и готовить яичницу приходится хоть раз в жизни большинству женщин и мужчин, скроить и сшить юбку или брюки - меньшинству. Как это должно отражаться в структуре курса технологии?

Как обстоит дело с воспитанием? В частности, как формировать у детей систему ценностей, во многом отличающуюся или даже противоположную той, которую образование пыталось формировать у их родителей? Каким должен быть ценностный аспект предметов социально-экономического цикла - граждановедение, экономика и т.д.? Что школа может противопоставить наркомании? Кто должен взять на себя сексуальное воспитание подростков? Каково сочетание систематизированной информации, эмоционального переживания, проектной деятельности и повседневного опыта в формировании толерантности (если мы готовы рассматривать ее как позитивную ценность)?

ОБЖ может мыслиться как важнейший или ничтожнейший предмет школьного образования. Как в него интегрируется НВП и "гражданско-патриотическое воспитание"? Что такое педагогика здоровья?

Мы надеемся, что музыка, искусство, физическая и мировая художественная культура своим присутствием в учебном плане не увеличивают, а снижают нагрузку учащихся. Как спроектировать их в соответствии с этой задачей?

Как планы трансформации содержания соотносятся с другими аспектами образовательного процесса? В частности, какой должна быть материальная и информационная образовательная среда? Каковы механизмы и материальные условия использования информационных технологий в образовании? В какой степени мигающие лампы "дневного света", асбест в стенах и неудобные парты виновны в проблемах со здоровьем у детей?

Вопросы, приведенные выше, представляются нам достаточно универсальными, на них придется отвечать всем, кто будет пытаться построить новую школу. Фрагментарные ответы, которые мы рассматриваем ниже, напротив, не претендуют на универсальность, в лучшем случае, они претендуют на непротиворечивость.

Механизмы, приводящие к росту объема содержания образования в школе, уже упоминались. Не стоит ли попытаться выявить то, что можно отбросить в каждом школьном предмете? Работа эта может включать и демократический опрос сообщества учителей данного и других предметов.

Если интеграция в основной школе желанна, но проблематична, то в начальной школе она необходима. Стоит еще раз попробовать построить целостный курс окружающего мира, искусства, технологии (включая информационную), способствующий также развитию речи, взаимодействующий с математикой и т.д.

Учащийся сможет больше вынести из начальной школы, разобравшись, что такое математический и естественнонаучный методы, научившись письменно излагать свои мысли и понимать достаточно сложные тексты, пользоваться таблицами, справочниками и калькуляторами (эксперименты показывают, что это возможно).

Плохо, если выпускник не знает ничего, но еще хуже, если он запомнит какую-нибудь ерунду. Не лучше ли более четко выделить цели освоения предметов естественно-математического цикла и снизить требования к систематичности, полноте и детализации конкретного знания. Например, курс геометрии может дать шанс всем учащимся изобрести хотя бы несколько доказательств, провести несколько математических экспериментов в контексте истории цивилизации последних тысячелетий, реальных практических нужд и наблюдений. При этом изучение полного курса евклидовой теории треугольника, круга и т.д. не ставится целью обучения. Специалисты могут предложить подобные схемы для своих предметов.

Курс технологии должен быть максимально модульным и вариативным, причем общий объем разработанных модулей должен во много раз превосходить объем курса. Конкретный курс выстраивает учитель в зависимости от своего мастерства и умения увлечь детей. Он должен содержать прежде всего "прагматическое знание", находящее немедленное применение в жизни учащегося, весьма желательно - в его школьной жизни. (Наиболее востребуемыми оказываются информационные технологии.) В основных модулях курса необходимо наличие общих понятий (универсалий) технологии, таких как "соединение деталей", "соответствие объекта проекту", "разделение труда и соединение результата", "острый инструмент" и т.д.; в них должны сочетаться история и современность, знакомство с современным состоянием конкретной технологии и ее моделью в классе, соотнесение с материалом других предметов.

Еще раз обращаю внимание читателя, что попытки некоторых ответов, в которых автор принимает участие и которые обрисованы выше, не претендуют на универсальность. Мы будем рады обсудить и эти, и все другие попытки.

Автор: А. Семенов

Освіта.ua
17.06.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!