Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Должны ли дети учиться с шести лет?
Должны ли дети учиться с шести лет?

Должны ли дети начинать обучение в школе с шести лет? Мнения по этому поводу существует разные. Одни родители очень довольны этим обстоятельством, а другие с первых же дней сталкиваются с проблемой неуспеваемости. Как сделать правильный выбор? За ответом на этот вопрос мы обратились к специалистам

Должны ли дети учиться с шести лет?

...Павел рос добрым и смышленым мальчиком. Первое время малыш только радовал родителей. В детском саду воспитательница очень хвалила его. Но когда ребенок пошел в школу, радость сменилась огорчениями и конфликтами по поводу его учебы.

В свое время родители очень ответственно подошли к тому, чтобы подготовить сына к школе. В течение года в детском саду он посещал подготовительные курсы. Да и мама ежедневно занималась с мальчиком. Казалось бы, начальных знаний и навыков у ребенка достаточно, тем более, что Павел очень хотел в школу и именно его огромное желание учиться заставило родителей сделать выбор в пользу обучения с шести лет.

Но, к сожалению, в школе он превратился в "отстающего". И самая большая его беда - невнимательность. Чем-то заинтересовавшись, он забывал о предыдущем, все отвлекало его внимание. Дело доходило до того, что мальчик мог встать и ходить по классу во время урока, ему трудно сидеть на одном месте. Школьный материал он не усваивал и не успевал по всем предметам. Родители стали нанимать репетиторов, но дополнительные занятия не давали толку. Ребенок стал замкнут и неуверен в себе. Действительно ли причина в том, что он пошел в школу с шести лет?

- В разных семьях дети развиваются по-разному. Есть ребята, которые и в четыре года могут читать, считать и тянутся к знаниям. Но все равно физически эти дети развиваются не быстрее, чем их сверстники, не быстрее, чем им позволяет их возраст и организм. Поэтому, к шести годам, накапливая определенный багаж знаний, позволяющий осваивать им начальную школу, дети порой физически могут быть не готовы к ней. А в первом классе нагрузка на неокрепший детский организм очень велика. По статистическим данным, самый большой процент заболеваемости приходится на первое полугодие в первом классе. Нет сомнений, что первое полугодие - самый сложный и трудный период в жизни школьников. Не секрет, что сейчас среди детей школьного возраста практически нет здоровых. По некоторым данным, за время обучения в школе уровень заболеваний нервной системы повышается на 1,7%. Ребята устают, утомляются, порой доходит до нервного истощения. Понятно, что риск заболеть у шестилеток выше, чем у семилетних детей, более старших и более окрепших.

Именно поэтому, обучение детей с шести лет, должно сопровождаться созданием для них особого режима. Практика показывает, что у шестилеток должно быть не более трех уроков в день, да и их продолжительность необходимо сокращать. Таким образом, мы поможем ребятам сохранить здоровье.

Просто здорово, что дети тянутся к знаниям, но, на мой взгляд, приоритетным моментом в решении отдавать ли ребенка в школу с шести лет, должна быть забота о его здоровье, а знания он успеет получить.

Сейчас, для "плавного перехода" дошкольников в школу, созданы первые классы на базе некоторых дошкольных учреждений.

Статистика свидетельствует, что почти половина детей, обучающихся с шести лет, неплохо усваивает школьную программу. Но существует и вторая половина, которая не успевает и не усваивает. Исходя из этого, я бы рекомендовал родителям, если они являются сторонниками обучения с шести лет и их чадо мечтает побыстрее попасть в школу, не полагаться в решении этого ответственного вопроса только лишь на самих себя. Советую обязательно обратиться к специалистам - опытному педагогу, психологу, врачу-педиатру, которые смогут определить, готов ли ребенок к школе и не повредит ли это его здоровью.

А вот как комментирует эту же ситуацию специалист в области семейного воспитания:

- Нельзя однозначно ответить на вопрос: нужно и можно ли отдавать ребенка в школу с шести лет? Здесь, прежде всего, необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Все дети очень разные. Как психолог с многолетним стажем работы могу сказать, что порой и в семь лет дети не совсем готовы к учебе, и в тоже время шестилетки легко справляются со школьной программой.

Психологическая готовность к школе определяется по нескольким аспектам. Она включает в себя умения: планировать свои действия - поставить цель и достичь ее, контролировать результат своих действий и сравнить полученный результат с поставленной ранее целью. Большую роль играет познавательная активность ребенка и желание учиться. Очень важно, имеет ли он достаточный уровень развития мышления - способность выполнять операции, анализировать и обобщать их.

К сожалению, часто бывает так, что малыш хорошо читает, складывает числа, но не может не отвлекаясь досидеть до конца урока. Это зависит от его физиологических особенностей, внимания, памяти, темперамента. Каждый ребенок - индивидуальность, у него есть самооценка и от того, какова она и совпадает ли с мнением окружающих, во многом зависит то, как быстро малыш втянется в процесс обучения.

Поведение ребят шестилетнего возраста во многом формируется благодаря их стремлениям. Таким, к примеру, как стремление подражать примеру взрослых, быть похожими на них, сохранять добрые взаимоотношения в школе и в семье. Этот момент делает ребенка очень чувствительным к оценке педагога и он с удовольствием выполняет его требования.

Следующий мотив, который обязательно должен быть у ребенка - мотив личных достижений. Он направлен на самолюбие, самоудовлетворение и реализуется в основном через успеваемость.

Готовность ребенка к школе определяется и его кругозором, запасом конкретных знаний об окружающем мире, а также умением делать анализ и обобщать. Он должен уметь выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель, ведь при формировании у первоклассника новых навыков, он, прежде всего, должен научиться заставлять себя читать, писать и так далее, а не играть. Дается это непросто, потому что в детском саду развивающие программы усваиваются через игру. Очень важно определить, способен ли ваш ребенок в этом возрасте преодолеть переход от игры к учебе. Малыша можно считать подготовленным к школе, если он понимает свою новую позицию школьника, имеющего важные обязанности и права, занимающего другое, по сравнению с дошкольным, положение в обществе. Если такое понятие не сформировано, ребенка ждет немало трудностей.

Конечно, не видя ребенка, не зная его семьи и тех социальных условий в которых он развивается, нельзя с уверенностью сказать, готов он или не готов в возрасте шести лет усваивать школьную программу. Если возник такой вопрос, необходимо тщательное изучение ребенка специалистами. Они помогут и подскажут, стоит ли решаться на такой шаг или нужно повременить до семи лет.

Родители, конечно же, имеют право выбора. Они с помощью профессионалов решают судьбу ребенка. Будет ли он чувствовать себя комфортно или же ему будет неуютно в школьных стенах? Здесь очень важен индивидуальный подход к каждому конкретному маленькому человечку. Надо сказать, что сейчас многое делается для более успешного развития и обучения детей, в том числе и для подготовки их к школе. Например, для детей, не посещающих детский сад, открыты группы кратковременного пребывания. Родители и дети очень охотно посещают занятия, так как они в будущем помогают ребятам быстрее адаптироваться в школьном классе.

Как правило, дошколята очень хотят стать школьниками. Этот период перехода из детского сада в школу, "первый раз - в первый класс" ими воспринимается как праздник. И наша задача, я имею в виду педагогов и родителей, постараться, чтобы этот праздник продолжался и дальше.

Автор: Е. Матросова

Обучение.Ру
07.05.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!