Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Когда лучше знакомить ребенка с компьютером
Когда лучше знакомить ребенка с компьютером

Что бы ни говорили ученые о вреде компьютера, трудно представить карьеру современного человека без него. Но если поколение 30-летних начинало дружить с «электронными мозгами» в старших классах, то 20-летние - уже в младших. И сейчас намечается тенденция к все более раннему знакомству с компьютером

Когда лучше знакомить ребенка с компьютером

Мы решили разобраться в вопросе «когда же стоит знакомить ребенка с компьютером без вреда для его здоровья?». С этим вопросом обратились к главным экспертам - врачам-офтальмологам.

НЕ РАНЬШЕ 3-4-Х ЛЕТ. «Детские отделения офтальмологии и неврологии детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуют вообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная, - говорит Виктория Овсиенко, офтальмолог детской поликлиники.

Сергей Прожога, офтальмохирург высшей категории, главный врач клиники детской офтальмологии «Эксимер KIDS повышает эту планку до 4-х лет. Эксперт объясняет этот запрет тем, что зрительная функция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4-6-ти лет. А в момент роста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы. «Соответственно только с 4-5-ти лет при наличии хорошего монитора и под присмотра взрослого можно знакомить ребенка с компьютером, - резюмирует Сергей Прожога. - Начинать нужно с 10-15 минут в день, при хорошем освещении и правильной посадке ребенка. В раннем школьном возрасте (1-4 классы) занятия не должны превышать 20-30 минут в день»

Кстати, даже не имея специальных знаний, родители не торопятся покупать малышам компьютерные программы для развития самых маленьких. Как рассказала нам продавец-консультант Наталия Терещук, по статистики сети магазинов «Знайка», большинство киевлян отказываются от столь раннего обучения на ПК и интуитивно приобщают детей к занятиям только после трех лет.

КИБЕРЗАВИСИМОСТЬ. Если первый родительский страх связан с тем, чтобы компьютер не навредил зрению ребенка, то второй - с компьютерной зависимостью. По мнению психологов, она возможна в том случае, когда реальная жизнь изолирована от виртуальной. Чтобы избежать этой проблемы, Светлана Ройз, детский, семейный психолог, Член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги, советует чаще задавать себе такие вопросы: «Сколько времени ваш ребенок проводит у компьютера? Назовите несколько событий в жизни ребенка за последние месяцы? В какие игры играет ваш ребенок и что вы знаете об этих играх? Кто впервые показал ребенку компьютерную игру?» Получив честные ответы на эти вопросы, вам станет понятно, что опасаться компьютерной зависимости стоит очень занятым родителям, которым некогда заниматься собственным чадом.

«МЫ НЕ ДАЕМ КОМПЬЮТЕР ВМЕСТО СЕБЯ». Светлана Ройз, детский, семейный психолог, член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги:

«Обязательно научиться различать - «Раннее развитие ребенка» и «Развитие ребенка раннего возраста». Родители, которые стимулируют «раннее развитие ребенка», часто делают это из своих родительских амбиций, ведь «принято», чтобы ребенок с пеленок «знал» компьютер, умел в 2 года читать. Но очень часто к школьному возрасту «заряд» ребенка иссякает, ведь основная деятельность до 7 лет - это игра, и если ребенок перегружен информацией, он начинает сопротивляться любой учебе. У малыша, при основной нагрузке на сферу интеллекта, часто тормозится физическое развитие, начинаются психосоматические заболевания.

Родители, которые занимаются «развитием ребенка раннего возраста» - просто следят за тем, что интересно и вызывает отклик у самого малыша. Очень многие современные дети осваивают технику раньше, чем многие взрослые (мой сын в 6 лет совершенно свободно работает в сложных графических программах и строит таблицы в Еxсеl, и это совершенная норма для современных детей). Родители, которые занимаются «развитием ребенка раннего возраста», компилируют многие существующие чудесные методики, сочетая их с современными технологиями.

При этом мы должны помнить, что компьютер, телевизор, игровую приставку мы не даем ребенку вместо себя, мы не стараемся переключить на них внимание, чтобы освободить свои руки, свое время - а находимся вместе с ребенком (иначе есть вероятность, что у ребенка общение с этими предметами перерастут в зависимость). Мы следим за тем, чтобы у ребенка было комфортное общение со сверстниками, чтобы его тело было наполнено энергией и здоровьем, чтобы оно тоже получало должное внимание, чтобы творческая сфера, сфера фантазий и креативного мышления тоже была насыщенна (рисованием, лепкой, моделированиями и т.п.) и, конечно, мы помним о том, что глазки деток нуждаются в заботе и не сидим за компьютером больше, чем 20 мин. (до 2 лет)».

ТОП-5 КОМПЬЮТЕРНЫХ «РАЗВИВАЛОК»

Мы посетили книжный рынок «Петровка», специализированные детские магазины и пообщались с детским психологом Светланой Ройз. На основе полученных данных мы составили рейтинг самых популярных и доступных дисков с методиками раннего развития.

ДО ГОДИКА. Происходит развитие зрительных, слуховых, ориентировочных реакций, понимание речи взрослых, движений. Это подготовительный этап развития активной речи, эмоций и социального поведения.

Вундеркинд с пеленок (по Глену Доману). Два диска с презентациями (укр., англ., рус.), 126.00 грн.

Комплект из двух дисков содержит 200 озвученных, автоматизированных для просмотра, украиноязычных презентаций для детей от 6 мес. на самые разнообразные темы.

Суть методики Домана состоит в том, что буквально с рождения ребенку (мозг развивается, когда работает) показывают картинки с «битами информации». Для обучения чтению - картинки со словами. «Буквы, составляющие слово «мяч», являются абстракциями, - объясняет Доман, - зато сам мяч вполне конкретен. Поэтому легче выучить слово «мяч», чем букву «м». Для обучения математике - картинки, в которых цифра (тоже абстрактное понятие) заменена множеством точек и т. д.

Занятие с ребенком проходит так: к монитору его нужно подносить 3 раза в день по 15 секунд (либо 5 раз по 5 секунд), при этом перед его глазами быстро сменяются разные картинки.

Если вы все-таки прислушаетесь к мнению офтальмологов, что с компьютером ребенка можно знакомить только после 3-4 лет, то есть можно, во-первых, самостоятельно подготовить такие картинки, а во-вторых, купить их бумажный вариант.

1-2 ГОДА. На втором году жизни развиваются понимание речи, активная речь, а также мышление, сенсорика.

Украинские народные сказки (укр.), 40 грн.

Самые коротенькие рисованные сказки-мультики на украинском языке (Колобок, Курочка Ряба), с простым сюжетом, длительностью до 5 минут.

2-3 ГОДА. Развивается активная речь и мышление, усложняется развитие игры и конструктивной деятельности движений, изобразительной деятельности, сенсорное развитие.

Обучение с приключением. Развивайка для малышей. CD-ROM, 26.50 грн.

Программа рассчитана на развитие творческих способностей детей и на приобретение тяги к знаниям: уроки рисования; развитие музыкального слуха и координации; задачки на логику.

3-5 ЛЕТ. Возраст «почемучек»: активно развивается речь (ситуативные высказывания; умение вести свободный диалог; ответы на вопросы по картинке). Ребенок способен: распознавать цвета и их оттенки; узнавать геометрические тела через осязание; составлять предметы из составных частей; различать формы по величине с разницей 1 см; различать понятия «толстый», «тонкий», «длинный», «короткий», «широкий», «узкий» и т.п. Сюжетно-ролевые игры становятся преобладающими в детской игре.

Разное. Несерьезные уроки. Учимся анализировать. CD-ROM 26.90 грн.

7 игр, магические карты, оригинальные задачки формируют навыки мышления, развивают способность к запоминанию и анализу информации. Также из этой серии существует CD-ROM «Учимся мыслить логически», который включает в себя сборник развивающих игр и заданий на сообразительность, память и координацию движений.

5-7 ЛЕТ. Период активной подготовки к школе. Развиваем необходимые для школы функции - речь, моторику (развитие кисти и пальцев руки для письма), пробуем писать, читать считать.

Комплект-серия «Дитяча колекцiя»(укр.), от 22 грн. за диск.

Развивающе-обучающие программы для дошкольного и младшего школьного возраста. Каждая имеет 8-9 уровней сложности и состоит из: теории, мультика, ребуса и др.

Автор: М. Долинец

Сегодня
11.08.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!