Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Первый класс не за горами
Первый класс не за горами

Весь год вы занимались с ребенком, готовя его к первому классу. Выбрали школу (конечно, самую лучшую), познакомились с учительницей, распланировали, кто будет забирать малыша после уроков или с продленки. И вот, до первого сентября остался всего месяц с небольшим. Что еще можно сделать для того, чтобы ребенок быстро адаптировался к новой для него школьной жизни?

Первый класс не за горами

За советами мы обратились к детскому психологу Валерии Куксе (Центр семейной и детской психологии «Я + Семья»), которая сказала: «Конечно, за оставшееся время ни о какой серьезной интеллектуальной подготовке к школе речь уже не идет. Можно почитать немножко, решать несложные примеры - но все это в ненавязчивой форме, без силового нажима со стороны родителей. Сейчас гораздо важнее не выучить новую букву английского алфавита или название стран на карте, а подготовить малыша психологически к новому для него жизненному этапу, и это под силу любому родителю».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. Наверное, самое главное, что могут сделать мама и папа для своего будущего первоклашки, - это сформировать у него позитивное отношение к школе. Если ребенок хочет учиться и уверен, что в школе интересно, тогда неизбежный стресс, связанный с новыми правилами и распорядком дня, обилием незнакомых людей, будут успешно преодолен. Для этого почаще рассказывайте ребенку интересные, забавные истории из своей школьной жизни. Вспомните своих учителей, школьных друзей - возможно, с кем-то вы до сих пор поддерживаете отношения. Расскажите об интересных опытах на уроках химии, спортивных соревнованиях, походах в лес всем классом.

Важно акцентировать внимание ребенка на процессе учебы (ты узнаешь много нового, у тебя появятся новые друзья, ты станешь умным), а не на результате, хороших оценках, которые вообще лучше не упоминать - тем более, что в первом классе их не ставят.

Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у него «закончилось детство», не жалейте его: мол, бедненький, начинаются трудовые будни. Даже в шутку не пугайте школой. Не стоит при малыше также обсуждать предстоящие расходы, сокрушаясь о дороговизне формы или канцтоваров.

ИГРАЕМ В ШКОЛУ. Покупать портфель и все принадлежности для школы нужно с ребенком, тогда он оказывается вовлеченным в процесс подготовки к первому сентября. Пусть малыш сам выберет себе пенал, ручки, карандаши и линейки, тетради с красочным рисунком на обложке. Придя домой, не прячьте покупки в шкаф, дайте их ребенку, чтобы он привык к новым для него вещам. Пусть он собирает портфель, носит его по квартире, раскладывает на столе тетради и карандаши, тогда простые указания учителя: «Достаньте красную ручку или тетрадь в линейку» не вызовут у малыша трудностей: он четко будет знать, где у него что лежит. Хорошо также сходить с ребенком в выбранную школу, если вы еще этого не сделали. Погуляйте возле школы. Так малыш быстрее привыкнет к новому месту.

РЕЖИМ ДНЯ. За месяц до школы нужно плавно подгонять режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребенок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у малыша представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Для этого хорошо использовать пробковую или пластмассовую доску на стене, где можно прикрепить бумажки, писать, рисовать.

Для начала попробуйте наглядно объяснить, что нужно сделать перед сном: собрать портфель, приготовить одежду (трусики, маечку, носочки), проверить, чистая ли форма. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал играя. Пусть ребенок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: умываемся, одеваемся, кушаем, чистим зубы, облачаемся в школьную форму, чистим обувь, выходим из дома. Все это поможет малышу лучше понять, как строится его день.

КОТОРЫЙ ЧАС? Необходимый для школы навык - ориентация во времени. Если ваш малыш еще не разбирается, который час, попробуйте его научить этому. Многим деткам легче ориентироваться по электронным часам. Малыш должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской достаточно большие часы (механические или электронные - не важно, главное, чтобы ребенок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребенка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.

ИГРАТЬ В КОМАНДЕ. Несмотря на то что программа первого класса включает элементы игры, творчества, есть там и правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать, не мешать соседу, выполнять различные указания, даже если есть более интересные дела. Без понимания этих элементарных законов, ребенку будет трудно в первом классе. Чтобы развить в малыше умение подчиняться и играть правилам, используйте командные игры. Это может быть футбол, волейбол, «выбивала» или интеллектуальные «бродилки» с кубиком, лото, домино и проч. Главное, чтобы ребенок усвоил, что есть правила, которые надо выполнять, и что от этого зависит результат.

Еще один важный урок, который дают малышу командные игры, - это спокойное отношение к проигрышу, понимание, что в любом соревновании есть победитель и проигравший. Лучше объяснить ребенку заранее, что победа и выигрыш ситуативны, и не стоит расстраиваться из-за неудовлетворительного результата, а нужно приложить все силы, чтобы достигнуть большего в следующий раз.

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ. Многие родители перед школой стараются пройти программу первого класса дома, думая, что ребенку так будет легче. Это в корне неправильная установка, так можно напрочь отбить у малыша желание учиться. Вместо задачек на сложение и правописания нужно развивать память и внимание у малыша. Можно купить красочные пособия в магазине (их сейчас очень много), а можно поиграть в простые игры дома или на улице, например, в игру «Что пропало?» Расставьте на столе 6-8 игрушек и попросите ребенка закрыть глаза. Спрячьте одну игрушку, пусть малыш угадает, чего не хватает. Внимательность воспитывает веселая игра «Путаница». Станьте с ребенком напротив друг друга (хорошо, если в игре участвуют несколько малышей) и попросите выполнять ваши указания: «Руки вверх», «Приседаем», «Прыгаем», «Крутимся вокруг своей оси», «Стоим на левой ноге», а сами в это время делайте другие движения - когда говорите: «Руки вверх», поднимите руки в стороны, «Приседаем» - прыгайте и т.д.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Светлана Загороднюк - мама второклассника Сережи - рассказала «Сегодня», как готовила сына к школе.

«Мой Сережка - настоящий непоседа. Заставить его что-то делать совершенно невозможно. Поэтому я придумала игру в школу. Все Сержкины игрушки пошли в первый класс, а его любимый Карлсон стал учителем. В этой игре я старалась объяснить основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет (это важно!), что делать на перемене (пятнадцатиминутные «уроки» у нас обязательно чередовались с пятиминутными «переменками»). Кроме того, мы вместе составили расписание наподобие школьного. Только благодаря ему мне удалось сына приучить ложиться спать где-то в полдесятого и подниматься в семь. И еще я не пичкала Сережу новой информацией. Мой психолог объяснила мне, что дошкольникам важно по несколько раз читать одни и те же книжки. Они, узнавая «материал», стараются подсказать рассказчику, что будет дальше, поправляют, если он допустил неточность. Это вырабатывает в них активность. Моему сыну, например, абсолютно несложно было уже на первом уроке высказать свое «взрослое» мнение».

Автор: Н. Беркут

Сегодня
21.07.2008

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!