Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Быть или не быть первоклашкой
Быть или не быть первоклашкой

Не за горами первый класс. Однако есть родители, которые до сих пор в сомнениях - отдавать своего шестилетку в школу или подождать еще год. Для тех, кто еще до конца не определился с этим шагом, мы собрали мнения «за» и «против» того, чтобы отдавать ребенка в шесть лет в школу

Быть или не быть первоклашкой

Напомним сразу: согласно закону Украины про общее среднее образование, в первый класс зачисляют детей, достигших на момент 1 сентября 6-ти лет. Если же вы решите подождать еще год и отдать ребенка в школу в 7 лет - никаких возражений со стороны законодательства не будет. При этом стоит учитывать, что закончит школу он в этом случае в 18 лет, тогда как шестилетка - в 17 лет. Но не стоит волноваться, что со школьной скамьи выпускник пойдет сразу в солдаты. «Вопрос призыва в армию за ближайшие годы будет законодательно трансформироваться, - рассказал «Сегодня» Геннадий Новоселецкий, директор специализированной с/ш №172. - Переход к службе на контрактной основе не предусматривает четкого ограничения в возрасте призыва, так что родителям не стоит беспокоиться».

Полина Сазонова, психолог Центра «Азбука для родителей»

ЗА: «Положительное решение можно принять только в том случае, если родители нашли и материально могут себе позволить специализированную школу, то есть школу-сад, ориентированную на детей шести лет. В таких учебных заведениях отсутствуют домашние задания, количество уроков не более четырех в день, во время занятий дети свободно передвигаются в пространстве, могут менять позы. Главная особенность подачи информации - ролевой формат, то есть практически игровая форма преподавания».

ПРОТИВ: «Возрастная организация детей этого возраста требует постоянной физической активности. Практически малыши не могут высидеть целый урок и принимают неудобные для тела, неправильные позы. Это приводит к сколиозу и другим заболеваниям.

В шесть лет психологически ребенок нацелен на игру, в которой он выбирает роль и варианты действий. В школе условия диктует учитель, существуют четкие ограничения и шестилетка теряет нить рассказа, угасают интерес к теме и концентрация внимания, как следствие - быстрая утомляемость, нервозность, апатия.

Изначальный азарт к новой форме общения, знакомствам быстро стихает, у малыша возникает низкая мотивация - то, что ему интересно, он впитывает, что нет - игнорирует. Как следствие - сильное эмоциональное разочарование. Интерес к школе потом сложно вернуть, отрицательный опыт смогут побороть только эффектные положительные эмоции, нередко возникает «страх школы», когда у детей развиваются комплексы «я не такой сильный, умный», «мне поставят двойку или накажут».

Редкие исключения составляют случаи, когда ребенок по уровню развития, и физически, и психологически готов к школе в шесть лет».

Лилия Короткова, домашний воспитатель в семьях, агентство «Мэри Поппинс»

ЗА: «Думаю, что главное - правильно оценивать возможности, физическое состояние ребенка. Например, высокие шестилетки очень комплексуют в группе низеньких и быстрее хотят попасть в школу. Маленькие, наоборот, страдают от того, что их не видно из-за школьной парты. Малыш может прекрасно считать, писать и при этом оставаться абсолютно не готовым к самостоятельным и длительным занятиям.

Самое главное - желание ребенка. Хочет идти в школу - отдавайте. Нет - ни в коем случае не заставляйте его туда идти только потому, что «соседский Мишка-шестилетка в этом году тоже идет в первый класс. По опыту скажу, что каждые мама-папа, если уделяют ребенку должное внимание, занимаются не только демонстрацией любви, а и воспитанием - интуитивно чувствуют, когда пора в школу».

ПРОТИВ: «В этом возрасте редко встречаются дети абсолютно готовые стать первоклашками, т.е. те, кто умеет читать, писать, проявляет познавательный интерес, хорошо запоминает информацию, может проследить логическую цепочку. То есть дети, которые перешли из игрового образа в познавательно-игровой.

Бывает еще так, когда шестилетку после собеседования не принимают в первый класс, и родители ищут школу с упрощенными условиями приема. Представляете, какой стресс для ребенка?»

Татьяна Моделинская, практикующий психолог

ЗА. «Сложно говорить о том, рано или нет, надо говорить, готов или нет. Для этого стоит присматриваться, прислушиваться и побольше общаться с ребенком. Например, существуют специальные тесты, которые проверяют готовность ребенка к школе. Они показывают, как дети воспринимают задачи. Бывают, например, дети, которые понимают их как Буратино, если помните, когда его учила Мальвина: очень близко принимают к сердцу. А если ребенок готов к школе, то все задачи для него - это элементы учебного процесса, а не жизни.

В школу можно отдавать, если вы видите, что ребенок самостоятельный, умеет читать и писать, у него соответствующее физическое развитие. Проверить это можно с помощью ладошки - пусть малыш поставит ее ребром на макушку, а потом попробует дотянуться до кончика уха. Дотягивается - для школы «созрел».

Светлана Егорова, детский психолог

ПРОТИВ. «Я считаю, что шестилетки просто физически не готовы к школе. Они могут читать, считать, но при этом у них могут быть не развиты определенные центры в мозгу, которые отвечают за те или иные навыки. Например, за правописание. Именно поэтому до семи лет ребенок еще плохо держит ручку. Поэтому почерк намного лучше у тех, кто начал писать с семи лет, а не раньше».

Наталья Беркут, мама 7-летнего Егора

ЗА. «Несмотря на то что мой сын в шесть лет был очень самостоятельным, читал-писал, я не захотела отдавать его в школу. Думала: лучше продлю ему детство. Еще успеет поучиться. Повела в сад осенью. А там его друзей уже почти не осталось, все пошли в школу, и Егор оказался самым старшим. Через месяц я сына перевела в школу: в саду он стал считать себя самым умным, ему там было просто скучно».

Наталья Винник, мама 8-летней Ярославы

ПРОТИВ. «Когда меня спрашивают: «как вы готовили своего ребенка к первому классу?», я отвечаю: «Да никак». Моей Ясе, когда она пошла в школу, было семь с половиной лет. И никакой подготовки ей не нужно было: она все, что нужно для школы, уже умела и прекрасно адаптировалась к учебе с первых дней. А вот у шестилеток, знаю по своим знакомым, бывают проблемы: кто-то плакал за мамой (мальчик, который даже в детсад не ходил), кто-то не мог высидеть за партой и пол-урока. Поэтому, я считаю, что всему свое время, и дети должны идти в школу в семь лет».

С ДЕТСАДА - ВО ВТОРОЙ КЛАСС

Геннадий Новоселецкий, директор специализированной с/ш №172: «Бывают ситуации, когда к семи годам дети показывают уровень развития выше среднего. Как правило, с ними активно занимались родители и репетиторы. Тогда имеет смысл оформить такого ребенка из садика экстерном прямо во второй класс. Процедура практически ничем не отличается от обыкновенного поступления в первый класс. Родители собирают полный пакет документов, в том числе характеристику методиста садика, заверенную заведующей. В этой характеристике акцентируется то, что ребенок имеет высокий уровень развития и рекомендуется для экстерна во второй класс. В школе создается комиссия и (по желанию - в присутствии родителей) проходит беседа с ребенком. Заключение комиссии отправляется на рассмотрение в районное управление образования, а там уже дают добро».

Авторы: М. Долинец, Д. Коновалова

Сегодня
28.07.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!