Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Дидактический код УВК
Дидактический код УВК

Общеобразовательная специализированная школа – центр внешкольного образования – НТУ.

Дидактический код УВК

Школа как социальная система

Школа – живой организм. Школа – часть жизни ребенка. Школа – группа детей, учителей, обслуживающего персонала, родителей, которые договорились о совместной деятельности по интенсивному развитию ребенка. Думаю, что не должно вызывать сомнения такое определение школы. Чем больше работаю в системе образования (директор с 1973 года), тем больше убеждаюсь в том, что директор школы, педагогический коллектив, родители, ученики должны четко знать, что собой представляет школа, в которой будут обучаться дети.

Почему это важно? Это важно потому, что между участниками устанавливаются связи, взаимодействия, отношения. Характер этих связей, взаимодействий определяет образовательную среду обитания ребенка. А среда, в которой ребенок развивается, есть основа комфортного обучения. В свою очередь, комфортно должно быть всем участникам учебно-воспитательного процесса – и учителям, и детям, и родителям детей, и персоналу школы.

Школа – целостный мир, мир мечтаний и формирования самого себя, мир взлетов и мягких падений. Школа должна быть целостной системой – социальной системой.

Социальные системы ‑ целостные создания, основными элементами которых есть люди, а также их стойкие связи, взаимодействия и отношения. Социальные системы создаются на основании совместной деятельности людей.

Является ли сегодня украинская школа целостной социальной системой? Однозначно могу ответить – нет! В дальнейшем приведу доказательства этого утверждения.

Одной из идей реформирования образования Украины, одного из стратегических направлений, на наш взгляд, должна быть идея превращения школы в целостную социальную систему, экономическую систему, экологическую систему.

Начну вести обсуждение на тему: школа целостная социальная система. Социальные системы подчиняются законам природы. Если мы рассматриваем школу как целостную социальную систему, то и школа, в свою очередь, должна подчиняться этим же законам природы. Это очевидно. Социальные системы подчиняются законам природы, а именно: закону сохранения систем и закону целесообразного и оптимального соотношения самоуправления и управления.

Дополнительная информация. Закон сохранения систем – закон жизни систем в логической форме представляет собой логическое произведение: Г х Ф = 1.

Произведение главной цели (Г) на функциональную цель (Ф) должно быть равно единице, а это возможно только тогда (кто знает алгебру), когда Г = 1, и Ф = 1. Это в свою очередь говорит о том, что жизнь системы, как целого, так и ее части может сохраняться только при условии одновременной реализации главной и функциональной цели системы.

А что произойдет, если один или оба компонента произведения будут равны нулю? В таком случае приобретает силу закон противоположный закону жизни системы. А противоположный закону жизни системы есть закон разрушения (или закон отмирания).

Если Г = 0 и Ф = 0, то такая система мертва, система разрушена: куча мусора, куча кирпича и другое.

Если Г = 0, а Ф = 1, то такая система (как целое) не реализует свою главную цель и разрушается: в биологических системах больной организм не может качественно выполнять свои функции и преждевременно умирает. В социальных системах (личность, коллектив, общество), пренебрегая формированием параметров главной цели, которые должны обеспечивать равновесие, упорядоченность и развитие этих систем на основании общих и специфических законов, приводит к распаду, деградации личности и общества.

Если Г = 1, а Ф = 0, то такая система ‑ паразит. Учреждения как подсистемы, которые не выполняют функции по отношению к социальным системам, вынуждают их разрушение. Такие учреждения должны быть расформированы и заменены другими.

Д. Мехонцева в своей статье «Объективные законы – основа для теории педагогики» утверждает, что каждое учреждение образования должно осознавать как главную, так и функциональную цель.

Если рассмотреть законодательные документы Украины, то они ставят перед школой определенное количество образовательных задач, которые школа обязана решать. Право выбора путей решения образовательных задач, теоретически, должно принадлежать школе. Так везде это декларируется. В реальной жизни все происходит не так. Давайте проанализируем, что мешает школе выполнить в полном объеме эти образовательные задачи.

Есть желание подробно рассказать, как все происходит в реальной жизни. Но думаю, что те, кто будут читать эту информацию, сами прекрасно все знают. И мне не хочется тратить на это ни времени, ни площади текста.

Аналитическая информация. В последнее время в образовательной системе Украины произошли большие изменения. С одной стороны приняты законы, законодательные документы по многим направлениям деятельности учреждений образования. С другой стороны ‑ законодательные документы существуют сами по себе, а учебные учреждения, по многим вопросам, сами по себе. Во время перехода на казначейское обслуживание вскрылись многие вопросы. От местных органов управления потребовали создание сети коммунальних предприятий, учреждений. И что характерно ‑ в этой сети отсутствовали учреждения образования. Это означает, что согласно Постановлению Кабинета Министров № 228 от 28 февраля 2002 года (с добавлениями) «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований выполнения смет бюджетных организаций» школа лишена права быть распорядителем бюджетных средств (пп. 7), т. е. не имеют статуса бюджетной организации. Учреждения образования попали в зону (пп. 8) и оказались получателями бюджетных средств. Казначейство здесь выполнило свою работу. К ним претензий нет.

Местные органы управления, воспользовавшись этой ситуацией, осуществили централизацию управления и руководства учреждениями образования, т. е. получили право быть распорядителями бюджетных средств всех учреждений образования, создали свою централизованную бухгалтерию. Начальник местного управления образования самостоятельно распоряжается всеми бюджетными средствами.

Все это привело к тому, что устав учреждения, лицензия, статус юридического лица являются только формальным явлением. И это подтверждает то, что конкретная  школа, как самостоятельная система, не существует. Например, функции директора школы полностью перешли к руководителю высшей структуры, т. е. к начальнику местного управления образования. Теперь он принимает учителей, подписывает все виды договоров, распоряжается бюджетными средствами каждого учреждения самостоятельно, также подписывает табеля на заработную плату и все платежки, определяет главную цель учреждений (если он в состоянии это сделать).

Все это приводит, и уже привело, как ни странно, только к одному – создано одно образовательное учреждение района. Ему можно даже дать (и дали) название – образовательный округ во главе с начальником управления образования. Следовательно, целесообразно, начальника управления переименовать в директора (начальника) образовательного округа.

Конкретная школа в таких условиях не имеет и не может иметь своей собственной главной цели. Таким образом, главная цель школы Г = 0! А это говорит о том, что школа как целостная система разрушается.

В свою очередь в таких же условиях и функциональная цель школы ‑ готовность и реализация государственного, социального, личностного образовательного заказа не может быть достигнута в полном объеме.

Безусловно, при этом существуют как объективные так и субъективные причины. К объективным причинам можно отнести техническое оснащение современным оборудованием учебных учреждений, обеспечение учебниками, методической литературой, технологические рекомендации перехода из одной модели образования к другой, отсутствие финансирования социального образовательного заказа, отсутствие условий выполнения личностного образовательного заказа и т. д.

К субъективным причинам можно отнести слабую дидактическую подготовку директора, учителя для работы в новой современной модели образования.

Вывод напрашивается сам по себе. Закон сохранения систем (Г х Ф = 1) в таких условиях для конкретной школы имеет вид 0 х 1/3 = 0! Это в свою очередь говорит о том, что реформирование системы образования не будет реализовано до тех пор, пока не будут изменены условия существования учебных учреждений.

Рассматриваемый закон целесообразного и оптимального самоуправления и управления выражает следующее содержание: нормальное состояние (реализация главной цели) любой системы зависит от качества выполняемых по отношению к ней функций всеми ее подсистемами ‑ управления и одновременно от благосостояния последних – их самоуправления при минимальных затратах информации, энергии и времени.

Напомним в качестве дополнительной информации. Корень слова «управление» ‑ право (закон), программа – это предписание или набор предписаний для выполнения целенаправленных действий.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо социальной общности в управлении собственными делами. (А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998)

Самоуправление – качественно особый вид управления, при котором функционирование какой-либо социальной системы (подсистемы) осуществляется не извне, а автономно, на собственной основе, при широком и активном включении ее структур в решение внутренних проблем.

Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (М. Мескон).

Управление – (в широком смысле) функция системы, ориентированная либо на сохранения основного качества, т. е. совокупности свойств, утрата которых ведет к разрушению системы в условиях изменения среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость функционирования, гомеостаз (упорядоченность и устойчивость), достижение определенной цели. (Системный анализ и принятие решений. Словарь-справочник. Под редакцией В. Волковой и В. Козлова – М. Высшая школа, 2004).

Перейдя снова на математический язык, можно привести такую дополнительную информацию.

Дополнительная информация. Согласно алгебре и логике зависимость между самоуправлением и управлением выражается логическим произведением между самоуправлением и управлением. Поскольку жизни соответствует единица, а смерти – нуль, то логическое произведение между самоуправлением и управлением, равное единице, соответствует стратегии жизни, а логическое произведение между самоуправлением и управлением, равное нулю соответствует стратегии смерти (разрушению).

Логическое произведение между самоуправлением и управлением равно единице (С х У = 1) тогда, и только тогда, когда одновременно С = 1 и У = 1.

Это и значит, что самоуправление и управление – неотъемлемые свойства любой системы, и они не могут быть разъединены.

Логическое произведение между самоуправлением и управлением равное нулю, выражает закон управления, направленный на стратегию разрушения (смерти): С х У = 0.

Здесь возможны три случая: С = 0, У = 0 – произвол, хаос; С = 1, У = 0 ‑ самоуправство; С = 0, У = 1 ‑ диктатура.

При нарушении закона целесообразного и оптимального самоуправления и управления нарушается нормальное функционирование системы. Можно выделить три вида нарушенных систем.

1. С = 0, У = 0. Такие системы – мертвы. Они находятся в стадии перехода (превращения) в другие, низкоорганизованные системы, разлагаются, превращаются в молекулы, атомы, в плазму.

2. С = 1, У = 0. Такие системы – паразитирующие. Они заботятся только о себе, игнорируя управление со стороны вышестоящей системы. В природе это инфекции, грибки – паразиты, которые, не выполняя созидательных функций, пожирают вышестоящую систему (стячие озера, инфекции, раковые опухоли). В  социальных системах это бандиты, мафия, криминальные структуры, раздутые штаты чиновников и т. д.

3. С = 0, У = 1. Это уже диктатура вышестоящей системы. В биологических системах, например, проводниками диктатуры служат вирусы. Они, вопреки воле хозяина, вторгаются в орган самоуправления (ядро) клетки и навязывают ему свои программы, превращая клетку в свою собственность.

Рассуждая дальше по этому поводу, можно привести такую аналитическую информацию.

Аналитическая информация. Как выше было сказано, что «управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации».

Внешними признаками управления есть приказ с его юридической силой. Приказ должен быть выполнен, проанализирован, оценен. Работника, который выполнил  или не выполнил приказ, следует поощрить или наказать. Управляет только тот, кто имеет право поощрить или наказать. Имеет ли право директор школы поощрять или наказывать? Разумеется, нет. С работником школы директор не заключал договор. Директор школы только продублировал приказ вышестоящей организации. Он мог этого и не делать, так как этот приказ не имеет ни какого юридического смысла.

Оценка выполнения приказа также не имеет юридического веса. По всем сегодняшним правилам, директор школы должен дать информацию начальнику управления образования о качестве выполнения (невыполнения) приказа. Роль директора школы сводится к роли «информатора».

Имеет ли право директор школы подписывать коллективный договор с профсоюзной организацией? Нет, не имеет! Директор школы не является распорядителем бюджетных средств, поэтому отвечать за выполнение коллективного договора у него нет полномочий. Такие полномочия есть только у начальника местного управления образования.

Имеет ли право директор школы подписывать договора с юридическими, физическими лицами? Нет, не имеет! Он не является распорядителем бюджетных средств. Казначейство такой договор не примет к исполнению.

Имеет ли право директор школы подписывать табеля заработной платы своим работникам? Нет, не имеет! Централизованная бухгалтерия не примет к исполнению такие документы. А если и принимает, то допускает юридическую ошибку. Им необходима подпись распорядителя бюджетных средств – руководителя местного управления образования.

Можно еще продолжать рассуждения. Но, я думаю, что и этого достаточно для того, чтобы доказать ‑ директор школы в сегодняшних условиях не имеет юридического права заниматься самоуправлением и управлением. Он имитирует этот вид деятельности. К хорошему быстро привыкаешь. Отсутствие ответственности за деятельность школы создает прецедент создания трудностей в реформировании школы на местах. Это все потому, что школу не хотят рассматривать как целостную систему ни директора, ни руководители управлений образования.

В таких условиях в школе, если ее рассматривать как самостоятельную социальную систему, самоуправление и управление со стороны директора отсутствует. Мы можем сказать, что С = 0 и У = 0. В таком случае должность директора совершенно не нужна или очень малозначительна.

Из вышесказанного приходим к выводу, что закон целесообразного и оптимального самоуправления и управления в таких условиях для конкретной школы имеет вид 0 х 0 = 0! А это в свою очередь говорит о том, что в школе при «кажущемся» порядке существует произвол и хаос. В таких условиях любые попытки реформирования образования не будут иметь места.

Осуществив такой анализ мы приняли решение, что наше учебное учреждение должно нами рассматриваться как социальная система, и условием существования нашей школы, как социальной системы, является одновременная реализация главной и функциональной целей школы посредством самоуправления и управления. Мы внесли ряд изменений в организацию школы и это помогло нам создать такое учебное учреждение, которое способно выполнять вышеперечисленные задачи.

Для удобства и для дальнейших рассуждений мы приняли для себя систему уравнений:

  • Г х Ф = 1
  • С х У = 1,

где: Г – главная цель; Ф – функциональная цель; С – самоуправление; У – управление.

Многолетний опыт подтвердил правильность нашего выбора. Открыл перед нами поле экспериментальной и практической деятельности. Сегодня мы уверены, что реформирование образования в отдельной школе проходит активно.

УВК – социальная система

Как уже было сказано, школу мы рассматриваем как социальную систему, в которой есть группа людей (ученики, родители, учителя, обслуживающий персонал) осуществляющая совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Социальные системы отличаются друг от друга характером взаимодействия всех ее участников. Характер взаимодействия соответствует модели общественного строя, в частности модели образования, которую определяет государство.

Историческая справка

Экзотерическая парадигма – самая древняя на нашей планете. «Экзотерический» означает тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (в религию, мистику, магию). Ее суть состоит в отношении к истине как вечной и неизменной. Истину нельзя познать, к ней можно приобщиться в состоянии озарения. Высший смысл педагогической деятельности состоит в освобождении и развитии природных сил ученика для общения с космосом, для выхода в сверхзнание.

Технократическая парадигма – В основе лежит представление об истине, доказанной научно-обоснованным знанием, проверенным опытом. Девиз «Знание ‑ сила». Критерием истинности знания служит практика. Результат оценивается в системе «да ‑ нет», «знает – не знает», «воспитан – не воспитан», «владеет ‑ не владеет».

Бихевиористская парадигма (рационалистическая, поведенческая). В своей основе имеет не знаниевую или культурную, а психологическую ориентацию – бихевиоризм. Модель рассматривает школу как путь усвоения знаний с целью формирования поведения детей, иными словами школа – это образовательный механизм адаптации к среде. Основными методами обучения – научение, тренинг, тестовый контроль, индивидуальное обучение, корректировка.

Традиционно-консервативная парадигма (знаниевая модель образования).

Основные постулаты:

  • В основе образования должны лежать базовые знания и соответствующие умения и способы обучения, навыки. Для достижения этого обучаемые должны владеть основополагающими инструментами учения, т. е. чтением, письмом и математической грамотностью.
  • Содержание образования должны составлять действительно важные и необходимые знания. Система образования должна иметь академический характер и ориентироваться на базовые отрасли науки. Большое внимание надо уделять общечеловеческим ценностям.

Гуманистическая парадигма (феноменологическая). Начала складываться намного раньше технократической и бихевиористской парадигмы. В основе этой модели есть развитие и саморазвитие, самореализация, творчество ученика, жизнетворчество, субъективность, партнерские отношения сотрудничества. Девиз «Познание – это сила».

Если школу как социальную систему рассматривать сквозь призму той или иной парадигмы, то школа будет иметь существенные различия. Думаю, что доказывать это нет необходимости. Главное, что мы считаем, важен факт соответствия системы школы и доктрины. В переходный период, т. е. в настоящее время, мы наблюдаем декларирование одной парадигмы (личностно ориентированной), а фактически школы остались на уровне традиционной.

Определяя для своей школы гуманистическую парадигму, что соответствует законодательной базе Украины и, понимая, что гуманитарное образование есть процесс гуманноцентрического, культуроцентрического обучения и воспитания, который имеет цель овладение человеком ценностей культуры. Они же и составляют ядро его мировоззрения, и являются неотъемлемой частью его убеждений и помогают найти ответ на извечный вопрос «Как жить?».

Это утверждение, эта парадигма, привели нас к формулировке общей цели образования в новых условиях – формированию жизнеспособной личности.

Жизнеспособность:

  • способность человека к самоопределению, самостоятельному выбору своего жизненного пути, жизнетворчеству, организации собственной жизнедеятельности;
  • способность человека к разумной организации и проектированию собственного предначертания, готовность к организации собственной трудовой и профессиональной деятельности;
  • жизнеспособность не сводится только к имеющимся у ученика знаниям, умениям и навыкам, а проявляется в активности, быстроте и глубине овладения способами и приемами деятельности.

Реализация общей цели образования должна происходить в определенных условиях, где ученик должен получить знания умения и навыки по общеобразовательным предметам, развить свои творческие способности во внеурочное время, получить профессиональные знания, умения и навыки.

Эти подходы и определили конструкцию нашего современного учебного учреждения.

Во-первых, должен быть центр обеспечения полного среднего образования, в состав которого входит общеобразовательная специализированная школа І‑ІІІ ступеней с углубленным изучением предметов технологического профиля и курсы довузовской подготовки.

Во-вторых, должен быть центр внешкольного образования, в состав которого входят: из общеобразовательной сферы – предметы ‑ физическая культура и здоровье, защитник Отечества, объединение многопрофильных подростковых клубов, творческие коллективы, команды.

В-третьих, должен быть центр профессионально-технического, технологического образования, в состав которого входит: из общеобразовательной сферы – предметы технологического цикла 1–11-х классов, профессионально-техническое училище, курсы подготовки специалистов материального производства, производственные бригады.

Эти центры осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Украины: «О среднем образовании», «О внешкольном образовании», «О профессионально-техническом образовании» и соответствующими законодательными документами.

Как вы знаете, эти три закона Украины есть дополнениями Закона Украины «Об образовании». Если учебное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с тремя (с учетом Закона Украины «Об образовании») и более законов, то только такое образовательное учреждение имеет право называться – учебно-воспитательный комплекс. Так мы считаем! Те же учебно-воспитательные комплексы, которые существуют в Украине и осуществляют свою деятельность в соответствии с двумя законами (Закон Украины «Об образовании», Закон Украины «О среднем образовании»), должны иметь иное название.

Автор: И. Синячёв, УВК г. Южный Одесской обл.

Освіта.ua
12.09.2012

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!