Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Как ученики трех поколений срывали уроки в школе
Как ученики трех поколений срывали уроки в школе

В 60-х школьники расщепляли чернила, а сейчас переставляют кнопки на клавиатуре

Как ученики трех поколений срывали уроки в школе

Даже «вредная» учительница через годы посмеется над тем, как нынешний директор завода мальчишкой облил ее водой. Мы узнали какие они: забавы разных поколений школьников с целью ликвидировать урок, а психологи раскрыли секреты правильной реакции на них учителей.

Григорий Салай учился в сельской школе на Черниговщине еще в 60-х: «Помещение было маленькое, поэтому учились в несколько смен. Когда темнело, перед самым приходом учителя, мы выкручивали лампочки и подкладывали под каждую кусочек наслюненной газетки. Пока бумага была влажная, лампочка светила, но как только высыхала - выключалась. Так удавалось потянуть время, пока не выяснялось, что все подстроено. А контрольные помогал срывать карбид: его мы бросали в чернильницы, смесь начинала шипеть, и чернила распадались на воду и осадок. А еще к спичечному коробку приделывали леску и забрасывали к девочкам возле первой парты. А потом тянули за веревочку. Первая реакция от шуршаний коробки - мышь скребется. Визгу было! Потом мы 15 минут «ловили» мышь-фантом. Виновника не выдавали, но девчонки могли и наябедничать. Тогда шалуна выставляли в коридор, а там зимой холодина была».

Не надо быть психологом, чтобы решить - в 60-х для ученика этого было достаточно, чтобы он подумал над поведением. А сейчас ребенок еще и обрадуется, сядет на подоконник играть на мобильном, например. «Я бы советовала современным учителям оставить шалуна на уроке, - считает Анна Федосова, - но предупредить, что поговорите с ним позже. И обязательно это сделать, предложив ребенку самому придумать себе наказание в случае повторения козней. Как правило, такая тактика срабатывает - ведь «палач» для себя он сам».

КЛАСС-ФЛЕШМОБ. Маргарита Красень окончила Васильковскую школу №2, что под Киевом, 8 лет назад: «У нас была бурная фантазия, а главное - в выдумках участвовал почти весь класс. Предводителем был Виталик: «А давайте все вместе на физкультуру в шортах придем в мороз или забудем ручки дома. А если скучно, будем зевать». И все сидели и дружно прикрывали рот рукой. Учительница нервничала. Все вместе тонну яблок в условии задачки меняли на тонну пластмассовых пистолетов или блеска для губ. Ее это страшно злило. На уроке физики на слове «джоуль» вскакивали и начинали приседать. Физик просто речь терял: "Я сейчас... завуча позову!» А в конце года на экзамен принесли сильно пахнущие цветы. Лето, окна открывать бесполезно, учительница то и дело выходила в коридор воздухом дышать. Мы успевали кое-что подсмотреть».

«Подобный коллективизм нельзя «вылечить», наказав только предводителя, - считает психолог. - На его месте может появиться другой. Поговорить по душам лучше с делегацией от класса из 3-4 человек - часто за баловством кроется невысказанная претензия к педагогу. И главное - если ребята дружно идут за «главарем», то у них высоко развито чувство коллективизма и им мог бы запросто стать именно учитель. Поэтому советую педагогу, попавшему в такую ситуацию, хорошенько подумать: а так ли он общается с подопечными?».

ШАЛОСТИ XXI ВЕКА. «А мы на днях сорвать урок решили, когда узнали, что в следующий раз - контрольная по «экселю», - секретничает Витя К., ученик школы №11 г. Кременчуга. - Мы подготовились: поменяли местами кнопки на клавиатуре учительницы. Пока она пыталась ввести пароль, прошло пол-урока. Потом догадалась, сбегала в библиотеку и по учебнику расставила кнопки правильно. Затем для того, чтобы мы переписали себе задание и начинали работу, она отдала флешку с заданиями Сереге. Он сделал вид, что не понимает: «А что будет, если нажать в свойствах «форматировать?» И нажал. На ней ничего, естественно, не осталось, а контрольную перенесли еще на неделю. Но Сережке попало: со словами «Я рассказывала вам, что значит «форматировать» препод поставила в дневник «2». А наша англичанка забирает мобильные и в карманы «вечного» кардигана складывает. Однажды, когда она снова это сделала, вторая подгруппа, которая сидела на немецком, начала на все конфискованные 12 мобилок звонить по нашей предварительной договоренности. Англичанка растерялась, телефоны вернула, чтобы мы сами отключили. С тех пор не забирает».

«С самого начала надо корректно, но настойчиво предупредить учеников, что на уроке телефоны запрещены, и оговорить наказание за нарушение. Повторюсь - лучше, чтобы его назначили сами ученики. Это не поздно сделать и сейчас. В розыгрыше с клавиатурой наказать стоит и»сообщников». А чтобы подопечные поняли и поверили, что учитель борется с баловством не от занудства, а ради эффективности учебного процесса, стоит, не откладывая, предложить всем вместе отправиться, к примеру, на каток. «Корпоративные» гуляния с задушевными беседами откроют им учителя с новой, «человеческой» стороны. И охоты измываться над ним заметно поубавится».

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ НА УРОК НЕ ПРИШЕЛ

Спорные ситуации, которые были и сорок лет назад, и десять, есть и сейчас. Как на них реагировать ученику, рассказали в Киевском управлении образования и психологи.

1. Звонок прозвенел, но раздается: «Останьтесь, я еще не закончила!»

Длительность уроков и перемен утверждается Минобразования. После звонка ребенок имеет право встать и идти, куда хочет, никого не слушая.

Все в школе - звонки, классы, парты и сами учителя - для учеников. Если учитель не успевает задать домашнее задание или изложить тему - он не подготовился к уроку или неправильно его спланировал.

2. Урок начался, а учителя нет

Без педагога урок не может считаться состоявшимся, даже если он попросил «приглядеть» за учениками лаборанта или учителя из соседнего кабинета. Если у учителя что-то стряслось и о его отсутствии знает администрация школы, то стоит его понять. А если это повторяется раз за разом без серьезной причины, можно писать на него докладную. А также - требовать у администрации пояснений. В противном случае, можно смело уйти с урока, написав объяснительную. Записи в журнале лаборанта - это подделка документов.

3. Учитель прикрикивает что-то вроде: «Давай, в книжку смотри!»

Крик, а тем более рукоприкладство, строго-настрого запрещены должностными инструкциями учителя. Если ученик и вправду отвлекся, ему лучше вернуться к работе, но ответить: «Вы можете не кричать, я вас хорошо слышу». Если учитель превышает свои полномочия с завидной регулярностью, стоит написать докладную. Если ситуация не меняется, стоит обратиться в городское управление образования.

Автор: Надежда Останняя

Сегодня
14.01.2009

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!