Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Мотивация - структурный компонент здоровья

Мотивация - структурный компонент здоровья

Психологи, занимающиеся проблемами мотивации, исследуют факторы, которые являются причинами, определяющими тот или иной выбор человека. Такими факторами могут быть мысли, чувства, поступки, а также любые их сочетания

Из автобуса, остановившегося возле института последипломного педагогического образования, выходят двадцать семь пассажиров - участников научно-практической конференции. Четверо прибывших с распростертыми объятиями бросаются к встречающим их коллегам и друзьям. Восемь целенаправленно устремляются в туалет. Еще четверо отправляются в отделы института. Молодая женщина тщательно проверяет наличие многочисленных деловых бумаг в своей сумке. Она внимательно рассматривает каждый лист, чтобы удостовериться, что все материалы на месте. Двое мужчин, явно познакомившись в автобусе, спрашивают, где находится ближайший бар или кафе. Растерянная девочка-подросток нервно оглядывается по сторонам. Три пожилые женщины остановились возле выставки научно-методической литературы и, запрокинув головы, внимательно рассматривают тематические стенды. Двое мужчин средних лет располагаются в актовом зале. Один из них читает газету, а второй просто устремил свой взгляд в пространство. Женщина, остановившись в коридоре, строго дает установки молодым людям, чтобы они уверенно отвечали на вопросы, которые могут быть им заданы как докладчикам.

Возможно, вам уже случалось задумываться, почему разные люди, находясь в одних и тех же условиях, ведут себя столь различно. Каковы же причины столь различного поведения людей? К сожалению, никогда нельзя быть абсолютно уверенным, что удалось установить истинную причину того или иного человеческого поступка.

Побудительные мотивы поведения и деятельности человека - это чрезвычайно сложная тема, особенно когда речь идет о мотивации педагогических работников к реализации задач здоровьесберегающей педагогики. Не секрет, что в профессиональной педагогической деятельности разные педагоги, находясь в одних и тех же условиях, ведут себя абсолютно различно с точки зрения их отношения к реализации задач здоровьесберегающей педагогики. Одни используют педагогические технологии, которые не просто отвечают современным требованиям реформирования украинского образования, но и позволяют решать задачи сохранения здоровья детей - пусть в небольшой степени, зато постоянно, капля за каплей, способствуют формированию потенциала здоровья ребенка в неразрывном единстве с формированием и развитием его личности. При этом другие педагогические работники не только не используют здоровьеформирующие образовательные технологии, но и оказывают здоровьеразрушающее воздействие на детей, порой даже не осознавая этого.

Следует отметить, что под здоровьеформирующими образовательными технологиями мы, разделяя концептуальные позиции Н. Смирнова, понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на формирование у детей культуры здоровья, представлений о здоровье как ценности, установки на ведение здорового образа жизни, воспитание привычки действенно и постоянно заботиться о своем здоровье.

Но что же служит «пусковым механизмом», базовым импульсом, который запускает такие формы активности педагогических работников, при которых здоровье становится для них ведущей, органической потребностью на всем протяжении профессиональной жизни, что, в свою очередь, позволяет им сформировать адекватное отношение к здоровью у своих воспитанников (дошкольников или учащихся общеобразовательных учебных заведений)?

Характерно, что отношение к здоровью является одним из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Само понятие «отношение к здоровью» относительно ново и разноречиво для психологической науки, при том что «психология отношений» имеет глубинные научно-исторические корни.

Разделяя точку зрения А. Лазурского об особом значении психологической категории «отношение» в достижении душевной гармонии личности, концептуальные положения В. Мясищева о категории «психологическое отношение» к действительности как сущности личности, методологические подходы Г. Никифорова и его коллег к изучению психологии здоровья как самостоятельной научной дисциплины, мы рассматриваем понятие «отношение к здоровью» как систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующих или, наоборот, угрожающих здоровью людей, а также определенную оценку индивидом своего физического и психического состояния.

Ученые подчеркивают, что «отношение к здоровью» - это плод индивидуального опыта личности, который образуется по механизму временнoй связи. Являясь одним из элементов самосохранительного поведения, «отношение к здоровью» содержит три основных психологических компонента : когнитивный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий. При этом все компоненты тесно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние на формирование каждого их них в отдельности.

Анализ научно-методической литературы показал, что на сегодня в литературе нет единого мнения относительно того, в какой последовательности формируются вышеназванные компоненты в процессе индивидуального развития личности. Результаты ряда исследований позволяют предположить, что их формирование происходит, с одной стороны, параллельно, а с другой стороны, на каждом этапе жизнедеятельности человека какой-то компонент выходит на первый план и играет решающую роль в определении особенностей двух других, видоизменяя и развивая их.

Однако то, что касается стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию, направленность поведения и деятельности педагогических работников на реализацию задач здоровьесберегающей педагогики, то они связаны не столько с вопросами потребности в здоровье (собственном или своих воспитанников), сколько с проблемами мотивов и мотивации педагогов.

Исследователи общей проблемы отношения к здоровью выявили такой парадокс: несоответствие между потребностью современного человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психического благополучия, с другой. Педагогические работники не стали в этом отношении исключением. То есть педагоги, как и любые другие живые люди, созданные из плоти и крови, испытывают потребность в здоровье, которая выражает (наряду с другими потребностями) их практическую связь с миром и зависимость от него. Однако при этом здоровьесберегающая активность педагогов недостаточна для реализации этой потребности.

Для осознания причин такого парадоксального явления необходимо, на наш взгляд, сосредоточить внимание на «разведении» психологических понятий «потребность», «мотив», «мотивация».

Понятие «потребность» определяется учеными как субъективно переживаемое человеком (как каждым живым организмом) состояние нужды в определенных условиях, которых ему недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Потребность как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые) и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет удовлетворено.

Важно отметить, что кажущаяся более-менее «простой» при первом приближении проблема потребностей является одной из сложнейших и пока еще недостаточно изученных в психологической науке и практике. Вместе с тем, несмотря на относительную «молодость» (как самостоятельное психологическое направление научных поисков она стала обсуждаться в первой четверти XX века), в ученом мире проявляется чрезвычайно широкий диапазон мнений в понимании сущности потребностей. Приведем примеры некоторых из наиболее значимых теоретических подходов к изучению проблемы потребностей: «потребность как нужда» (С. Рубинштейн, К. Платонов, В. Ковалев, Л. Божович); «потребность как предмет удовлетворения нужды» (А. Леонтьев, К. Обуховский); «потребность как необходимость» (Б. Додонов, В. Василенко), «потребность как отсутствие блага» (В. Магун); «потребность как отношение» (Д. Леонтьев, М. Каган); «потребность как нарушение стабильности» (Д. Мак-Лелланд, В. Оссовский); «потребность как состояние» (К. Левин); «потребность как системная реакция личности» (Е. Ильин). Причина такого расхождения точек зрения исследователей кроется, прежде всего, в многоуровневости человеческой психики, множественности отношений человека с окружающим миром.

Как отмечает В. Семиченко, полного и однозначного перечня потребностей еще не создано, хотя многие ученые пытались его составить (Эпикур, П. Симонов, А. Петровский, П. Рудик, В. Крутецкий, Б. Ломов, С. Каверин, У. Макдуголл, Г. Мюррей, Э. Фромм, К. Хорни, А. Маслоу и др.). Как наиболее удобная в инструментальном плане психологами признана иерархия человеческих потребностей, предложенная американским ученым А. Маслоу.

Предложенная А. Маслоу классификация позволяет рассмотреть иерархические соотношения тех базовых потребностей, которые присущи каждому человеку в любом виде деятельности, в том числе и учебной. Так, ученик (или воспитанник дошкольного учебного заведения) является носителем многих физиологических потребностей, блокирование которых, во-первых, требует от него дополнительных энергозатрат, а во-вторых, вызывает особое психическое напряжение, существенно влияющее на все его психические проявления, уровень выполняемой деятельности. Многие же педагогические работники склонны рассматривать ребенка как некое абстрактное явление, не имеющее физиологических потребностей или без особых последствий пренебрегающее ими.

Потребность в здоровье определена прежде всего самой запрограммированностью каждого организма на выживание - иначе вообще утрачивается сам смысл существования человека (см. второй уровень «иерархической пирамиды» - «потребности в безопасности»). Естественно, что ребенок в школе (дошкольном учебном заведении) стремится чувствовать себя безопасно в различных учебных ситуациях или, по меньшей мере, снизить дискомфорт от ситуаций, которые потенциально угрожают его здоровью, жизни. Следовательно, педагогический работник, не реализующий задачи здоровьесберегающей педагогики, не должен удивляться тому, что ребенок стремится избежать взаимодействия с ним, даже если этого требует учебно-воспитательный процесс.

«Поднимаясь» вверх по «иерархической пирамиде», мы попытались проанализировать соотношение всех базовых потребностей с точки зрения задач здоровьесберегающей педагогики (что предлагаем сделать и вам, уважаемый читатель). Такое «восхождение» привело нас к нетривиальному выводу о том, что удовлетворение базовых потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, их родителей, педагогических работников) является необходимым социально-психологическим условием для успешной реализации оздоровительной функции образования.

Однако не следует забывать, что неоднозначность человеческого существования, невозможность свести его к какому-то одному, генеральному фактору и обусловили множественность подходов к изучению проблемы потребностей. Но в одном вопросе к настоящему времени ученые все-таки пришли к единому мнению: потребности являются движущей силой человеческого поведения и деятельности, выступая источником его активности.

Вместе с тем, будучи условием любой активности, потребность сама по себе не может задать этой активности должное направление. То есть любая потребность предполагает наличие предмета, с помощью которого она может быть удовлетворена. Для этого потребность должна «найти» свой предмет - тот объект или процесс, который необходим для ее удовлетворения и через который она опредмечивается, конкретизируется. Термин «предмет» в данном контексте является довольно условным, поскольку соответствующие ему явления могут быть как вещественными, так и идеальными, как данными в непосредственное восприятие, так и существующими только в воображении, в мысленном плане.

Предмет, который, отвечая актуальной потребности, выступает средством ее удовлетворения, является мотивом (от лат. movere - приводить в движение, толкать).

Ученые подчеркивают, что именно мотивы, а не потребности, оказывают наибольшее воздействие на деятельность и поведение человека. Ведь всякая потребность и отвечающие ей переживания степени ее удовлетворения или неудовлетворения проявляются, как правило, неосознанно, в эмоциях. Мотив же презентуется в сознании как объект, цель, на которую, в конечном счете, направлено поведение.

Здесь, вероятно, уместно будет напомнить о выявленном исследователями парадоксе: несоответствии между потребностью современного педагогического работника в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психического благополучия, - с другой. По-видимому, истоки этого несоответствия как раз и кроются в несформированности мотивов деятельности педагога по реализации задач здоровьесберегающей педагогики.

Какая же потребность может стать мотивом, то есть обоснованием решения удовлетворить или не удовлетворить актуальную потребность?

Как утверждают теоретики и практики психологической науки, мотивом может стать только осознанная потребность. Прежде чем потребность породит действие, личность переживает сложный процесс мотивации, который состоит в осознании в той или иной мере субъективной и объективной сторон потребности и действия, направленного на ее удовлетворение.

Мотив, являясь результатом мотивации, представляет собой внутреннюю психологическую активность, которая организует и планирует деятельность и поведение, в основе которых лежит необходимость удовлетворить потребности.

Крайне важно понимать, что термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Мотив (в отличие от мотивации) - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, являясь его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Словом «мотивация» в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления:

  • система факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, интересы, стремления и многое другое);
  • процесс образования, формирования мотивов; характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его направленность и активность.

Рассмотрим физиологические основы. Потребности, перерастая в мотивацию, активизируют центральную нервную систему и другие потенциалы организма. Мотивация, в свою очередь, активизирует работу соответствующих функциональных систем, прежде всего афферентный синтез и акцептор результатов действия.

Мотивация создает особое состояние функциональной системы - предпусковую интеграцию, которая обеспечивает готовность организма к выполнению соответствующей деятельности. Под влиянием этого состояния происходит возбуждение, повышение тонуса симпатической системы, в результате чего усиливаются вегетативные реакции и возрастает собственно поисковая активность организма человека. Кроме того, возникают субъективные эмоциональные переживания, которые имеют преимущественно негативный оттенок до тех пор, пока не будет удовлетворена соответствующая потребность.

В силу своего многообразия разные потребности нередко осуществляются одновременно, побуждая человека к разным действиям. Поэтому в осуществлении нужного действия играет роль доминирующее мотивационное возбуждение. Согласно принципу доминанты, сформулированному А. Ухтомским, в каждый данный момент времени превалирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная потребность. Доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определенному целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность.

Кроме того, возбуждение мотивационных подкорковых центров, возникнув, как бы накапливается до критического уровня, после которого клетки начинают посылать определенные разряды и сохраняют такую активность до удовлетворения потребности. В этом и проявляются нейронные механизмы мотивации.

Исследователи проблемы мотивации подчеркивают, что очень важно отличать «мотивацию» от «мотивировки». Мотивировка - это разумное объяснение человеком причин собственных действий, которое не всегда соответствует истине.

Рассмотрение вопросов мотивации в контексте проблемы реализации оздоровительной функции образования позволяет нам говорить о том, что:

  • потребность в здоровье, являясь запрограммированностью каждого организма на выживание, выступает источником его активности;
  • будучи условием активности, потребность в здоровье сама по себе не может задать этой активности должной направленности на сохранение и укрепление физического и психического благополучия личности;
  • предмет, который, отвечая актуальной потребности в здоровье, выступает средством ее удовлетворения, является мотивом;
  • мотив - это: а) осознанная, осмысленная и прочувствованная потребность личности в здоровье; б) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности в здоровье; в) побуждающий и определяющий выбор направленности поведения и деятельности личности по сохранению и восстановлению здоровья; г) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, направленных на формирование культуры здоровьесберегающего поведения;
  • именно мотивы, а не потребности, оказывают наибольшее воздействие на деятельность и поведение человека, направленные на сохранение и восстановление здоровья.

Совокупность мотивов и других мотивационных образований составляет так называемую мотивационную сферу человека, имеющую определенную структуру и качества. Являясь структурным компонентом понятия «отношение к здоровью», мотивационная сфера определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, а также характеризует особенности поведения в сфере здоровья, степень приверженности здоровому образу жизни, особенности поведения в случае ухудшения здоровья.

Значительную роль в реализации оздоровительной функции образования играет степень сформированности у педагогических работников системы устойчиво доминирующих мотивов здоровьесберегающей деятельности.

Освіта.ua
05.09.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!