Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Психосоматическая медицина о здоровье человека

Психосоматическая медицина о здоровье человека

В истории изучения проблемы здоровьесбережения XX век был отмечен возрастающей ролью психологии в обеспечении здоровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом

В 1930-е годы многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом направлении привели к появлению новой научной области - психосоматической медицины.

В 1938 году в Америке начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область знаний трансформировалась в общество, которое сегодня называется «Американское психосоматическое общество». В течение первых 25-ти лет его существования трактовка психических заболеваний велась преимущественно с психоаналитических позиций и опиралась, главным образом, на медицинские дисциплины, особенно на психиатрию.

В 1960-е годы в недрах психосоматической медицины формируются новые подходы и теории, предполагающие взаимосвязь психологических и социальных факторов, с одной стороны, и физиологических функций организма - с другой. Соответственно стало рассматриваться и влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний.

В итоге в начале 1970-х годов появилась научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний. Она получила название поведенческой медицины. В ее рамках было показано, что взаимосвязь между психикой и телом куда более непосредственная и всеобъемлющая, чем было принято считать прежде.

Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо медицины она опирается на такие науки, как психология, педагогика, социология. В ней используются методы поведенческой терапии (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках этого направления была разработана и терапевтическая техника «биологически обратной связи», эффективность которой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний.

Психосоматическая и поведенческая медицина при всей специфичности собственных подходов сходятся на том, что здоровье и болезнь человека есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов его жизнедеятельности. Эта идея получила свое отражение в «биопсихосоциальной модели», предложенной в 1977 г. Д. Энджелом, которая характерным образом отвечает на ряд вопросов.

Что вызывает болезнь? Человек - сложная система, и болезнь может быть вызвана множеством факторов:

  • биологическими (например, вирусами, бактериями, структурными дефектами, генетикой);
  • психологическими (представления, эмоции, поведение);
  • социальными (нормы поведения, семья, референтные группы, работа, принадлежность к этнической группе и др.).

Кто ответственен за болезнь? Человек не рассматривается как пассивная жертва. Осознание, например, роли поведения в возникновении болезни означает, что на людей может быть возложена ответственность за их здоровье и болезни.

Как лечить болезни? Лечение должно быть целостным, а не касаться только отдельных биологических изменений, которые имели место при заболевании. Это может найти отражение в изменении поведения, коррекции в сфере представлений, формировании стратегии согласия с медицинскими рекомендациями.

Кто ответственен за лечение? Поскольку лечат человека, а не только конкретные заболевания его организма, следовательно, пациент тоже несет часть ответственности за свое излечение, изменение собственных представлений и поведения.

Какое взаимодействие между здоровьем и болезнью? Понятия «здоровье» и «болезнь» следует рассматривать как полюсы континуума, на котором их взаимоотношение представлено в разной степени. На полюсе благополучия доминирующим состоянием является здоровье. На противоположном полюсе преобладает болезнь, в пределе переходящая в летальный исход. Приближение к этому полюсу сопровождается нарастанием деструктивных процессов, которые порождают характерные признаки, симптомы и недомогания. Люди перемещаются по этому континууму от здоровья к болезни и наоборот.

Какая связь между психикой и телом? Психика и тело взаимодействуют. Психология здоровья рассматривает психологические факторы не только как возможные последствия болезни, но и как факторы, вносящие вклад в ее этиологию.

Результаты многих исследований последних лет свидетельствуют о нарастающих нагрузках на нервную систему и психику человека. Информационный бум, убыстрение ритма жизни, негативная динамика межличностных отношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки и т. д.) и другие патогенные особенности современной жизни личности приводят к эмоциональному напряжению, которое становится одним из факторов развития различных заболеваний. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), за ХХ век средний показатель распространенности нервно-психических заболеваний в расчете на 1000 человек населения вырос более чем в четыре раза.

Увеличивается не только количество больных в обществе, но и темпы роста этих расстройств. Если раньше в нашей стране регистрировалось от 5 до 10-ти больных на 1000 человек, то в последние десятилетия эти цифры достигли 29-33-х человек. Тесная связь нервно-психических нарушений с психогенными факторами и усложнившимися социальными условиями современной жизни приводит к значительному росту количества неврозов и расстройств личности, в этиологии которых наибольшее значение имеют факторы эндогенной природы. По данным мировой статистики, в настоящее время расстройства личности составляют 40 %, неврозы - 47 %, эндогенные психозы - 13 % от общего числа нервно-психических заболеваний.

Эксперты ВОЗ отмечают заметное распространение нервно-психических расстройств у детей и подростков. Невротические и неврозоподобные состояния составляют 63 случая на 1000 детей. В нашей стране стойкие психические расстройства регистрируются примерно у 15 % детей. По данным Института социально-политических исследований Российской Федерации, количество абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается с 30 % в 1-3 классах до 65 % в 9-11-х классах. В общем за период обучения в школе состояние здоровья учащихся ухудшается в 4-5 раз, а 85 % неуспевающих - это больные дети.

Возрастающее значение психических факторов на возникновение, течение, компенсации и декомпенсации различных соматических заболеваний определяет одну из особенностей психологии здоровья - ее «неспецифичность». Сейчас уже не вызывает сомнений, что не менее 30 % (а по некоторым данным - не менее 50 %) обращающихся с соматическими жалобами в поликлиники и стационары - по существу, практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в определенной коррекции эмоционального состояния.

Современная статистика свидетельствует: лиц, не страдающих какими-либо психическими нарушениями, т. е. «абсолютно здоровых», в настоящее время насчитывается в среднем 35 %. По данным разных авторов, от 22 до 89 % населения - люди с предболезненными состояниями (донозологические формы психической дезадаптации). Однако половина носителей психической симптоматики, согласно мнению экспертов, не нуждается в психической помощи. Они самостоятельно адаптируются к среде и, возможно, нуждаются только в психологическом консультировании.

В Украине психология здоровья как новое и самостоятельное научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. Тема психического, в том числе и профессионального здоровья в настоящее время является одной из первоочередных для ряда научных и практических подразделений страны. К числу основополагающих вопросов теоретических основ психологии здоровья ученые относят в первую очередь раскрытие системных позиций самой сущности понятия здоровья, а также разработку критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья.

В целом, за сравнительно короткий период психология здоровья превратилась в огромную отрасль практической педагогики и медицины, которая должна помочь нации улучшить здоровье ее граждан.

Освіта.ua
05.08.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!