Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Проблемы здоровья в контексте украинской культуры

Проблемы здоровья в контексте украинской культуры

Интерес к здоровью и здоровому образу жизни закономерен для Украины. Забота о здоровье берет свое начало в народной культуре

Как народная песня не утеряла своего значения для современного музыкального творчества, так и самобытные казацкие игры, развлечения, танцы, закаливающая баня и купание занимали определенное место в системе образа жизни украинского народа и воспитании подрастающего поколения. Народная мудрость вошла в такие памятники отечественной медицины и педагогики, как «Поучение» Владимира Мономаха (ХІ в.), «Домострой» (ХV-XVI вв.), «Гражданство обычаев детских» Епифания Славинецкого (XVII в.), «Юности честное зеркало, или Показание к житейскому обхождению» (1717), «Регламент, или Устав духовной коллегии» Феофана Прокоповича (1721). Например, в «Регламенте» указано, что «...школы следует размещать не в городе, но в стороне, чтобы в уреченные часы всяк делал что должно», чтобы «на всяк день два часа определить на гуляние... по обеди и по вечери с играми честными и телодвижными».

Однако лишь с середины XVIII в. из-за высокой детской смертности и заболеваемости вопросы здоровья начинают занимать особое место в отечественной медицине и педагогике.

Впервые на государственное значение вопроса охраны здоровья и здорового образа жизни обратил внимание М. Ломоносов. В регламентах московской и академической гимназий мы находим указания М. Ломоносова по организации правильного режима питания и его полноценности, распорядку дня и расписания занятий, о медицинской помощи учащимся.

Вопросами охраны здоровья активно занимались первые русские профессора-энциклопедисты С. Забелин, Н. Максимович-Амбодик, С. Ели, А. Протасов и др. В своих работах они заложили основы физического воспитания и закаливания, питания и гигиены детей. В образовательных учреждениях их идеи развивали такие общественные деятели, как И. Бецкой, Р. Новиков, А. Радищев.

В середине XIX в. отечественная медицина и педагогика продолжают развиваться в том же направлении. В этот период охрана здоровья учащихся включала пропаганду знаний о здоровье и здоровом человеке и практические меры по организации здорового образа жизни в образовательных учреждениях.

Наиболее яркие представители науки и практики второй половины XIX в. Г. Захарьин, С. Боткин, Ш. Отто, Н. Быстров, И. Сеченов, Н. Пирогов и др., способствуя выдвижению проблематики здорового образа жизни на первый план, стали более широко рассматривать понятие «здоровье» и вопросы влияния на организм человека факторов окружающей среды, стихийных сил природы, Космоса.

На рубеже XIX-XX вв. выпускается очень много научно-популярной литературы, посвященной пропаганде здорового образа жизни, санитарно-гигиеническим аспектам здорового образа жизни, вопросам гармонии человека с самим собой и с миром (Л. Ляховский, Ш. Северин, П. Орлов, А. Гамалей, О. Бронштейн и др.).

В 1898 г. в России впервые переводится учебное пособие «Первые понятия о том, как живет наше тело, что для него вредно и полезно», которое ориентирует учащихся на изучение собственного организма. В работе В. Бехтерева «Личность и условия ее развития и здоровья» красной нитью проходит мысль о зависимости здоровья детей от условий работы в школе. Ученый делает вывод, что «рациональное воспитание должно развивать в ребенке тот бодрый дух, который столь необходим в борьбе с житейскими невзгодами». Следовательно, уже на рубеже нового века существовала научно обоснованная точка зрения на роль школы и учебных заведений в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа, что немаловажно для формирования здорового образа жизни в целом, ибо, как говорит народная мудрость, здоровый дух присущ именно здоровому телу. Иными словами, в школе должны создаваться все условия для душевного комфорта, а также для эстетического развития детей, и занятия следует проводить в атмосфере благожелательности, тем самым прививая детям основы этики взаимоотношений - «добрые нравы».

Исследователи В. Рахманов (1904), А. Соловьева (1910), В. Бывальневич (1912) и другие разрабатывали основные вопросы семейного воспитания и его влияния на формирование потребности в здоровом образе жизни у детей.

М. Покровской (1901) была предпринята попытка привлечь внимание учителя к необходимости формирования здоровых привычек у школьников, что должно содействовать их воспитанию в духе принципов здоровья; И. Мюллер (1911) разработал естественную систему укрепления здоровья детей и предотвращения их заболеваний.

Особое значение имеют работы П. Лесгафта. Создавая свою систему физического воспитания, он исходил из положения «о постоянной потребности организма изменять свои формы в определенном направлении в зависимости от упражнений». В «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» (1904) он изложил систему физического воспитания, где предлагал использовать упражнения, которые обеспечивали бы активное участие всех групп мышц и благотворно влияли бы на растущий организм.

Новый этап развития в обозначенной области приходится на 20-е годы прошлого столетия и предвоенный период. В это время заметно увеличивается количество научно-популярных изданий, посвященных влиянию на здоровье различных факторов окружающей среды, изучаются адаптационные механизмы человеческого организма в условиях изменяющейся биосферы. Появляются работы, в которых рассматривается зависимость процесса формирования здорового образа жизни школьников от уровня их сознания, от фактора воли. Так, И. Назаров в своей публикации «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» (1929) отводит учителю роль ответственного за воспитание в ребенке силы воли, которая, по мнению автора, является необходимым условием как для формирования положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни, так и для совершенствования адаптационных возможностей организма, помогающих сохранять здоровье в экстремальных условиях, т. е. «приспосабливаться в любой среде обитания». Им предложены рекомендации по укреплению нервной системы ребенка, в частности через специально подобранную систему активных гимнастических упражнений, улучшающих координацию, повышающих работоспособность, доводящих почти до автоматизма реакцию нервной системы организма на изменение ситуации.

Однако в отечественной медицине и педагогике этого периода не ставились вопросы морали и нравственности, их влияния на психосоматику индивида, формирование личности и индивидуальности.

Педагогические идеи В. Соловьева, В. Розанова и других ученых о воспитании личности в сопричастности с миром, о помощи человеку в духовной адаптации не только в сфере межличностных отношений, но и в сфере взаимоотношений с природой и Космосом; о воспитании ответственности за все сферы мировой жизнедеятельности и осознании своего места и роли во Вселенной а также принципы образования стали осмысливаться и претворяться в различных интегрированных курсах (например, валеологии) только в современной школе, тогда как на Западе еще в довоенное время эти идеи нашли отражение в трудах эмигрированных российских философов и педагогов С. Франка, В. Зеньковского, С. Булгакова, Н. Бердяева и др.

В частности, С. Франк говорил о воспитании личности в коллективе, основываясь на ее общественной ценности, уважении к личности независимо от национальной, расовой, религиозной принадлежности; о решении в области образования и воспитания общечеловеческих проблем, связанных с болью и заботой обо всем человечестве (например, об экологическом кризисе). Тема гармонического развития природы и общества волновала Н. Бердяева. По его мнению, в отличие от природы, которая хотя и медленно, но восстанавливает нарушенное общество, индивиды подчас могут играть резко отрицательную роль, поэтому исключительно важна черта духовного развития личности - воспитание чувства гармонии, стремление к ней в решении проблем содержания общечеловеческих ценностей, соотношение нравственности и политики, национального и интернационального.

Во второй половине ХХ в. все более прочные позиции в системе отечественных воспитательных и образовательных учреждений завоевывает гигиенический аспект здорового образа жизни, что диктовалось, надо признать, суровой объективной необходимостью того периода. И. Мильман, основоположник советской школы гигиенического воспитания учащихся, еще в 1920-е годы приступил к разработке уроков здоровья, так как считал учителя главной фигурой в процессе обучения всех школьников «технике выполнения гигиенических навыков». Его учениками и последователями была написана серия учебных пособий, разъясняющих роль личной и социальной гигиены в деле сохранения работоспособности и здоровья человека, предупреждения болезней и увеличения продолжительности жизни.

В многочисленных исследованиях этого периода делается попытка привлечь внимание работников просвещения к вопросу о необходимости создания оздоравливающей атмосферы в школах и иных воспитательно-образовательных учреждениях.

В конце 1980-х и в 1990-е гг. колоссально меняются как количественные, так и качественные параметры исследований, посвященных здоровью и вопросам организации здорового образа жизни детей и учащейся молодежи; детально разрабатывается и широко освещается в печати целый ряд непривычных или, точнее сказать, ранее неприемлемых для нашей научной литературы тем и проблем, которые прежде либо стыдливо замалчивались (вопросы полового воспитания), либо нивелировались, низводились до уровня «отдельных проявлений», совершенно «нетипичных для советского образа жизни». Считалось, что в нашем обществе «нет гносеологических корней»: детской преступности, детской наркомании, алкоголизма и т. п.; что среди школьников, которым обеспечено «счастливое детство», нет таких заболеваний, как туберкулез, астма, шизофрения, как нет и болезней беспризорных и неустроенных детей - педикулеза, чесотки и т. д.

Наступившее отрезвление, осознание всей глубины и серьезности громадного количества проблем, ставящих под угрозу будущее наших детей, заставили педагогов и врачей страны во весь голос заговорить о неблагополучии в этой области воспитания и образования, о необходимости не только искать, но и находить пути и средства выхода из сложившейся ситуации.

Однако без участия самого человека эти проблемы не решить. Проблемам сохранения психического здоровья учащихся; методам коррекции психофизических отклонений; резервам повышения резистентности организма и устойчивости психики, нервной системы детей; активизации защитных механизмов детского организма; повышению работоспособности школьников; профилактике вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены труды целого ряда современных ученых (К. Динейки, Г. Демиргогляна, В. Матвеева, А. Гройсана и др.). Вместе с тем приходится констатировать, что при всем многообразии научных разработок и большом количестве проведенных исследований их результаты, выводы и рекомендации фактически не нашли отражения в содержании учебных программ, учебных планов и квалификационных характеристик педагогических вузов, не послужили толчком к радикальному пересмотру существующей практики подготовки педагогических кадров, пока не привели к созданию единой и стройной системы «вуз-школа-семья», в рамках которой удалось бы обеспечить преемственность и взаимодействие составляющих в столь важном и общем деле оздоровления украинского народа.

Настал момент истины: здоровый образ жизни - это новая психология человека третьего тысячелетия, именно поэтому его суть и функции отличаются от традиционных представлений о здоровье индивида. Здоровый образ жизни обеспечить может только сам человек.

Освіта.ua
05.08.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!