Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Проективная модель организации образовательного округа

Проективная модель организации образовательного округа

В условиях развития украинского государства трансформация образовательной отрасли рассматривается как глобальная социально-компенсаторная составляющая. Эта составляющая позволяет подготовить специалистов новой формации, способных обеспечить качественное экономическое развитие региона и государства

Данной проблеме уделяется особое внимание в Национальной доктрине развития образования, которая рассматривает переход образовательной системы к новому типу гуманистическо-инновационного образования, его конкурентоспособность в европейском и мировом образовательный пространстве.

Такая позиция требует от современной школы серьезных шагов по реформированию и обновлению содержания образования, применению новых педагогических подходов к обучению.

Один из таких шагов - создание и функционирование образовательных округов регионального уровня, целью которых являются разработка, практическая проверка и внедрение новой модели современного выпускника системы образования. Речь идет о создании образовательного пространства, в котором бы взаимодействовали общеобразовательные, профессионально-технические, высшие учебные заведения. Такое сотрудничество всех заведений системы образования региона, независимо от подчинения, будет способствовать эффективной подготовке специалистов для региона, интеграции молодого поколения в его социальную структуру.

Экспериментальное внедрение проективной модели организации образовательного округа на региональном уровне (в частности в пределах городов Славянского района Донецкой области) осуществлялось управляемо с учетом всех структурных параметров управления открытыми педагогическими системами. Под процессом управления мы понимаем деятельность объединенных в полную структуру субъектов управления (общеобразовательные школы, заведения профессионально-технического образования, УНПК, заведения дошкольного образования, семья в структуре образовательного округа регионального типа), направленных на достижение поставленных целей управления путем реализации определенных функций и применения соответствующих информационных, коммуникационных технологий, методов и принципов управления.

Внедрение проективной модели организации образовательного округа регионального типа осуществлялось в несколько этапов:

  • организационной и научно-методической деятельности по вопросам структуризации образовательного округа на региональном уровне в пределах городов Славянск, Святогорск и Николаевка Донецкой области;
  • прогрессирующей деятельности образовательного округа регионального уровня как инновационной педагогической системы открытого типа;
  • стабильной деятельности образовательного округа регионального типа в образовательном пространстве как инновационной открытой педагогической системы (срок 2005-2006 гг.). Этот этап мы рассматривали как относительно итоговый в условиях стабильной деятельности ООРТ.

В процессе этапной организации экспериментального внедрения проективной модели ООРТ в образовательное пространство особое внимание было обращено на роль функций органов управления образованием, которые могут быть реализованы только структурированной системой. Изучение функций было основной предпосылкой рационального построения образовательного округа регионального типа как инновационной, открытой педагогической системы, определения компетенций его структурных подразделений, отношений, взаимодействия, координации и субординации. Функции управления ООРТ исполняли роль средств, обеспечивающих достижение базовых целей проективной модели ООРТ, ее функциональных моделей и этапов экспериментального внедрения инновационной открытой педагогической системы в образовательную среду.

Содержание этапа организации и научно-методической деятельности по вопросам создания образовательного округа на региональном уровне в пределах городов Славянск, Святогорск и Николаевка Донецкой области определялось его целью. Цель данного этапа была направлена на добровольное объединение общеобразовательных учебных заведений разных типов и форм собственности с дошкольными, внешкольными заведениями, заведениями профессионально-технического образования и специального высшего образования, учреждениями охраны и развития здоровья для обеспечения качественных образовательных и культурно-образовательных потребностей граждан, проживающих в пределах образовательных округов регионального типа. В соответствии с действием системообразующего фактора были определены следующие задания этапа:

  • обеспечение единого образовательного пространства в пределах ООРТ;
  • определение опорных школ образовательных округов регионального типа;
  • определение механизмов взаимодействия субъектов образовательных округов регионального типа в сети образовательного пространства и среды;
  • создание совета образовательных округов регионального типа;
  • подготовка педагогических кадров, способных эффективно работать согласно с требованиями инновационной, открытой педагогической системы, которой является образовательный округ;
  • подготовка инновационных, дидактических, мотивационных и диагностических комплексов для осуществления допрофильного, профильного образования, профессионально-ориентационной работы, компетентностного подхода к учебно-воспитательной работе.

Определенные актуальные задания этого этапа решались на основе серии специально организованных занятий - проективно-аналитических сессий. Названные сессии в условиях формирующего педагогического эксперимента были подготовлены и реализованы на базе городского научно-методического кабинета. Участниками сессии были директора общеобразовательных школ, заведений профессионально-технического образования, дошкольных учебно-воспитательных заведений, внешкольных образовательных учреждений, руководители высших учебных заведений, педагогические работники, научные работники (психологи, педагоги, социологи и специалисты в отрасли менеджмента), родители.

Процесс внедрения проективной модели ООРТ в образовательное пространство характеризуется в настоящее время такими параметрами:

  • содержанием процесса экспериментального воплощения педагогической системы ООРТ (что именно делается);
  • организацией процесса внедрения педагогической системы ООРТ (кем организован процесс, когда и в каком порядке);
  • экспериментальным внедрением системы ООРТ (качеством, условиями, информацией, механизмами функционирования).

Таким образом, создание образовательного округа позволяет эффективнее использовать государственные средства, средства местных бюджетов для обеспечения образовательного процесса. Это особенно актуально на современном этапе развития Украины, когда на всех уровнях управления в нашем обществе все еще не состоялась переориентация на человеческий фактор экономического роста.

Автор: В. Проскунин

Освіта.ua
05.08.2008


Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!