Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Современная система среднего образования в Украине

Современная система среднего образования в Украине

Если мы говорим о внедрении опыта зарубежной школы, то должны понимать, что на Западе общеобразовательная школа - это не эпопея в 12 лет, а четко распределенное и поэтапное получение знаний

В своих публикациях вы говорите, что реформа «общего» образования - переход к 12-летнему обучению в школе - с точки зрения профессиональной педагогики обречена на провал. А взятый курс на «гуманизацию» и «гуманитаризацию» обучения на практике реализовывается как «игра в псевдоевропеизм». Что конкретно вы имели в виду?

Речь идет о популярных образовательных концептах 1990-х. Под гуманизацией мы тогда понимали исключительное внимание не к общественным (социальным, национальным), а к общечеловеческим (возрастным, гендерным) особенностям ученика. А под гуманитаризацией - соответствие базового учебного плана логике и содержанию культуры ХХІ века (разработанная тогда нами программа развития обучения называлась «Украина ХХІ ст.»). Сегодня же мы уверенно констатируем только одно: старая советская система образования давно не действует. Большевистскую десятилетку мы одним махом заменили якобы «европейской» (на самом деле американской) двенадцатилеткой. При этом качественной адаптации зарубежного опыта так и не произошло. Почему? Потому что импорт «чужой» системы образования требует своей полноценной, а не как у нас наблюдается, лишь частичной, реализации. Наша школа полностью игнорирует возрастную психологию ребенка.

Что должны знать родители об американской системе образования, чтобы учитывать допущенные ошибки украинского адаптированного варианта?

На Западе ребенок от 6 до 10 лет посещает так называемую infant school - «детскую» школу, где вся учеба сводится к развивающим играм, а не сидению за партой и тренировкам «правильного держания ручки». С точки зрения возрастной психологии это очень грамотный подход, поскольку любой малыш нуждается в детстве. Наши педагоги младших классов не обучены работать с шестилетками.

Начиная с 11 лет подросший ребенок переходит в secondary school (эквивалент нашей средней школы 5-9-х классов), где на фоне внимания к его физическому развитию он получает «общие» знания математики, языков, литературы, истории и т. д. В идеале к концу этой стадии школьник уже должен сориентироваться в выборе сферы своей будущей профессии.

Момент выбора действительно важен. Поэтому по окончании средней 9-летней школы подросток переходит в новую high school - «высшую» (как правило, это колледж). Причем новую в буквальном смысле слова, поскольку и состав преподавателей, и даже школьное здание уже другие.

Кстати, советская школа все эти моменты учитывала. Например, по окончании 8-9-го класса тогдашний школьник имел право пойти в техникум - т.е. сделать реальный выбор будущей профессии.

Вы хотите сказать, что советскую школу не нужно было реорганизовывать?

Ее можно было законсервировать, ведь на выходе она давала качественное образование. Сегодня на Западе наши специалисты - выходцы из советских школ высоко котируются. Не говоря о врачах, инженерах и физиках, простые люди со средним образованием - предприниматели и бизнесмены - за рубежом добиваются успеха частично за счет того, что в школе они усвоили азы системного мышления, получили общие знания математики, физики, истории, географии и т. д. Другими словами - эффективный интеллектуальный базис.

Ругая сегодня советское образование, мы забываем о том, что даже при наличии жесткого идеологического контроля эти школы работали по принципу «монизма» - проще говоря, преподаватель биологии не противоречил учителю истории. Сегодня же я знаю примеры, когда на уроке украиноведения учитель может говорить о разном происхождении рас, что с утверждениями и историка, и биолога полностью расходится. Нынешняя средняя школа - это, по сути, беспорядочное нагромождение разрозненных и неупорядоченных знаний. Для ребенка это прямая установка на то, что «грызть науку» не имеет смысла, поскольку «в жизни» все по-другому.

Как описанная вами схема формирования у ребенка анти-учебной мотивации конкретно воплощается в жизнь?

Глобальная ситуация в образовании сегодня такова, что с 6 до 19 лет человек должен что-то заучивать. Шестилетний ребенок радостно «шпарит наизусть» все что попало: это особенность его возраста. Но кто мне объяснит, зачем того же школа требует от 17-18-летнего юноши?

Мне как преподавателю зарубежной литературы страшно смотреть на современные школьные программы. В 8 классе от 13-летних детей взрослые дяди-литературоведы требуют шесть часов заниматься «Гамлетом». Занимайся им хоть 26 часов - все равно постичь ни «Гамлета», ни тем более Софокла, Вергилия, Горация, Ли Бо, Ду Фу, Омара Хайяма и т. д. (это все - 8 класс!) дети не смогут. Спрашивается, все это полноценно прочитать возможно? Нет. Значит что? - Разумеется, просмотр «примечаний», а не чтение самих авторов. И как результат такого обучения - тестирование с вопросами типа: «В каком платье была на первом балу Наташа Ростова?». Боюсь, что подобная ситуация наблюдается не только в кругу «зарубежников», но и среди других дисциплин.

Что касается шумихи вокруг внедрения в наши вузы Болонской системы модулей, то ее обещанные «квоты» (например, возможность для студента украинского университета на равных учиться в Оксфорде или Сорбонне) на практике весьма сомнительны. Реальных примеров успешной реализации таких «болонских бонусов» я не знаю.

Следуя вашей логике, дети в наших общеобразовательных заведениях приговорены к учебному аутсайдерству. Как этого избежать?

По собственному печальному опыту могу сказать, что никак. Когда я отдавал своего ребенка в школу, то ради «надежности» пошел туда преподавать. В итоге все мои предложения по реорганизации существующих учебных планов и программ были отвергнуты педколлективом. Большинство наших педагогов не видит смысла менять систему за счет собственных усилий и голого энтузиазма. Это тот горький опыт, посредством которого я как специалист по педагогике и как родитель лично убедился в собственном бессилии. Пожалуй, единственное, что сегодня еще спасает наше среднее образование - те единичные учителя, которые благодаря любви к детям и к своей профессии умудряются сохранять в ученике познавательный интерес за счет своего авторитета.

Поэтому родителям могу советовать:

  • Очень скрупулезно подходить к выбору первой учительницы.
  • Отдавая ребенка в первый класс, старайтесь организовать целую группу родителей-единомышленников. Так вы сами формируете родительский совет, который в силах заставить педагогов школы что-то менять.
  • Начиная с 8-9-го класса сами ориентируйте ребенка в выборе будущей профессии.

Глобальные рекомендации нашим чиновникам следующие:

  • Необходимо ограничить общее образование 9-летним циклом, отдав последние два-три года «высокой» профориентированной технической школе как обязательному этапу на пути к вузу.
  • Среди базовых научных знаний необходимо выделить 5-7 (а не как сегодня - 25-27) общеразвивающих дисциплин.
  • Разработать концепцию каждой из них, учитывая практические потребности как маленького ребенка, так и уже подрастающего молодого человека.

Существует ли альтернатива такой «экстремальной» учебе? Гимназия, лицей или частная школа гарантирует качественное образование?

Вся разница между обычной школой, гимназией или лицеем в том, что учебные планы последних более насыщены. В гимназии, кроме стандартного «набора» дисциплин, существует целый ряд дополнительных предметов - с первого класса английский, компьютерная грамота и т. д. Еще один существенный плюс - это возможность гимназий коллегиально решать такие деликатные вопросы, как введение «региональных» предметов - например, небезызвестной христианской этики. Но разницы между лицеем и гимназией нет. Юридически это одно и тоже, поэтому мне даже непонятно, зачем употребляются разные термины.

Автор: Л. Гук

24.ua
25.10.2007

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!