Osvita.ua Середня освіта Сучасна освіта Заложники чужих ошибок
Заложники чужих ошибок

Для того чтобы правильно понять проблемы, которые может испытывать ребенок в культе, необходимо проанализировать, что делают там их родители. Ведь дети обычно вовлекаются в культы тогда, когда родители сами решают, где лучше их ребенку

Заложники чужих ошибок

Родители могут уже не отдавать себе отчет в том, что сами они давно стали управляемыми лидером или гуру тоталитарной, деструктивной группы, которую посещают. Так же точно, как и их, это затрагивает их детей. В этой статье мы рассмотрим только основные моменты того, как это происходит.

Манипуляция и контроль сознания

Бывшие члены культов и сект, которые были подвергнуты целенаправленному влиянию в авторитарных формах, сообщают о таких проблемах, как страх, чувство подавленности, трудность концентрации, апатия, чувство вины, зрительные и слуховые галлюцинации и мысли о самоубийстве.

Нам, как правило, тяжело понять и принять то, что мыслями и действиями человека можно легко управлять. Нам легче думать о себе как о разумных, независимых и свободных. Особенно это касается людей с академическим образованием, которые уверены, что они умеют анализировать и мыслить критически. Однако тщеславно думать, что мы всегда управляем только сами собой. Фактически - как раз наоборот.

Достаточно вспомнить, что люди ВСЕГДА имеют чувства и эмоции, которым обычно мы не позволяем управлять нашими мыслями. Однако в жизни любого человека есть события, когда он сталкивается с проблемами (смерть, развод, болезнь и т. п.), когда он, пусть на мгновение, становится уязвимым для внешних обстоятельств. В такие времена очень легко позволить нашим эмоциям захватить наши мысли и управлять ими, а нам - стать зависимыми от чужого мнения и целенаправленного воздействия или внушения.

Внушение, или промывание мозгов, в смысле одностороннего влияния в авторитарных формах, не допускающих критики и дискуссий, уже давно известно в религиозном и политическом контексте. Оно осуществляется осознанно, с определенными целями и часто преднамеренно, так что пострадавшие об этом не знают. Вербовка и пропаганда используют внушение как способ влияния в условиях зависимости. Было бы трудно утверждать, что внушение не присутствует и в преподавании, в воспитании и в средствах массовой информации.

Еще одним узким местом является то, что современное общество характеризуется неверием в политику, разум, материализм и существующее мировоззрение и ищет альтернативы в мистическом и трансцендентальном, предлагающем возвышенное понимание жизни, личности и общества. Духовные устремления, конечно, присущи нам всем, и это не явление моды, но в определенные времена они проявляются сильнее, и возникает большой риск того, что их могут эксплуатировать.

Американский специалист, изучающий феномен контроля сознания (mind control), Стивен Хассен выделил общие для всех культов признаки медленно индуцируемого и постепенно усиливающегося воздействия на личность:

  • Четко определенные правила жизни. Часто особый стиль одежды, запреты или настоятельные рекомендации относительно фильмов, книг, музыки и т. д., которые не одобряются сектой, разрыв или ослабление контактов с бывшими друзьями и членами семьи.
  • Контроль мыслей в форме ритуалов торможения мыслей монотонными повторяющимися мантрами, глоссолалиями (бессмысленное выкрикивание в состоянии религиозного экстаза, говорение на языках) и продолжительные встречи с хвалебными песнопениями. Эти действия сокращают время для собственных размышлений, но сами по себе еще не ведут к контролю мыслей. Только когда они механически применяются с целью вытеснить сомнения, критические мысли и т. д., возникает контроль мыслей. Любые критические замечания против движения (культа, секты) рассматриваются руководством как идущие от сатаны и т. п., и поэтому им необходимо сопротивляться.
  • Эмоциональный контроль, например, при помощи страха перед дьяволом - как постоянной угрозы, страха перед тем, чтобы покинуть секту и тем самым выступить против Бога, чувство вины из-за негативных или критических мыслей по отношению к движению.
  • Информационный контроль. Нельзя читать обычные газеты, слушать радио и смотреть телевизор. Вместо этого нужно заниматься информацией, издаваемой сектой, книгами, газетами и т. д. Нельзя встречаться с людьми, которые критически настроены по отношению к движению.

Лидер тоталитарного, деструктивного культа через продуманную и систематическую манипуляцию сознанием способен поместить индивидуума в такую напряженную ситуацию, что тот не сможет правильно пользоваться своим мнением.

Это напряжение ведет к химической реакции в мозгу, который начинает производить эндорфины, или «гормоны счастья». Но как только напряжение уменьшается, адепт испытывает состояние, напоминающее «ломку» у наркомана. Тогда он становится возбужденным, испуганным, мнительным, раздражительным и, наконец, угнетенным и невротическим. Чтобы ослабить свою боль, он возвращается в группу.

Условия тоталитарного, деструктивного культа препятствуют развитию и созреванию личности. Психическая, физическая и экономическая эксплуатация может превратить ищущего, идеалистически настроенного человека в одностороннего, потерявшего чувство юмора и неуверенного в себе робота. Угрозы, штрафы, доносы, наказания и обвинения - таковы методы воспитания в таких группах.

Положение детей в культах

Рождение

Итак, мы имеем зависимых, управляемых будущих родителей, которые хотят получить разрешение лидера культа на возможность иметь детей. В некоторых культах адептам позволяют выбрать партнера (но в любом случае не вне группы), иногда лидер выбирает супруга (супругу) для члена культа (как среди последователей Муна, Сахаджи-йоги), иногда же не позволяют жениться вообще. Иногда женщины должны забеременеть от различных членов группы, лидера или незнакомца (как в «Семье» - «Дети Бога»). В некоторых случаях, подобно культу «НЛО», лидер заводит что-то наподобие гарема, и тогда зачинать детей разрешается только ему.

Создаются условия, при которых дети не имеют реальных родителей. Они принадлежат культу, лидеру и его идеологии. Они созданы, чтобы стать идеальными членами группы.

В некоторых культах дети немедленно отделяются от родителей и посылаются за границу, в школу-интернат культа, в приют или незаконно отдаются к бездетной паре в пределах того же самого культа.

От рождения эти дети лишены всех основных своих прав:

  • Родителей.
  • Полной семьи, которая включает бабушек, дедушек и др., не являющихся членами культа.
  • Языка и заботы матери.
  • Национальности.
  • Страны.
  • Социальных гарантий (для тех, кто не зарегистрирован).
  • Имени (часто лидер дает им имя, отличающееся от того, которое дали настоящие родители).

Первый год ребенка

Если ребенку повезет, то матери будут позволять видеть его. Но в большинстве тоталитарных, деструктивных культов лидер не одобряет отношения матери и ребенка, становящиеся слишком близкими. Идея заключается в том, чтобы изолировать детей от их семей, чтобы дети приходили только к лидеру (гуру).

Часто также сама мать физически ослаблена вследствие недостаточного питания, и это затрудняет ей возможность заботиться о своем ребенке. Постоянное напряжение, в котором она живет, не способствует поддержанию ее здоровья на хорошем уровне. Во многих группах культивируется вегетарианство. И довольно часто это связано с тем, что лидер не хочет тратить деньги на хорошее и дорогое питание. Он должен содержать своих рабов настолько дешевым способом, насколько это возможно. Это ограничение касается также и детей, которые в некоторых случаях даже не получают молока и других необходимых для их роста продуктов (например, «Долина Солнца»).

В некоторых культах детям не дают спать достаточное количество времени. Их будят ночью вместе с родителями, чтобы молиться или читать мантру. В любом случае, лидер без причин и оправданий может разбудить их в любое время. Дети же, не получающие достаточного количества сна, становятся раздраженными и медленно растут. Они становятся уязвимыми для инфекций, в некоторых случаях являющихся причиной их смерти. В некоторых культах запрещаются прием лекарств и вмешательство врачей. Этот запрет часто касается применения вакцин, переливания крови (например, «Свидетели Иеговы») и др.

Поэтому большинство детей в культах уже испытали в течение первого года своей жизни:

  • Недостаточность питания.
  • Недостаток сна.
  • Недостаточную заботу и медицинский уход.
  • Болезни.

Учебные годы

Если детям позволяют посещать общеобразовательную школу, то они отделяют себя от других школьников; они принадлежат «элите», которая обладает «истинными знаниями». Они постоянно чего-то боятся и опасаются, т. к. в культе они узнали, что общество - это зло. Так вместо приобретения друзей в школе они попадают в социальную изоляцию, которая может вести к психозу и даже убийствам и самоубийствам. Ведь все мы знаем, насколько важно для детей иметь друзей в школе, общаться и быть замеченными и включенными в деятельность класса.

Еще одной проблемой может стать то, что эти дети не делают никаких усилий и не имеют никаких побуждений, чтобы учиться, поскольку мир скоро будет разрушен и их лидер станет его Истинным Правителем!

Часто перед детьми возникает проблема понимания языка, т. к. одно и то же слово может иметь различное значение в культе и в обществе. Культовая группа старается создать свой собственный «язык», чтобы отличить себя и своих членов от «внешнего» мира. С помощью языка лидеру культа легче управлять своими последователями. Достаточно вспомнить произведение Дж. Оруэлла «1984». Маленьким же детям трудно понять различие между одним и тем же самым словом, но используемым по-разному в школе и в культе.

Часто в культе говорят, что учителя глупы, и их самих необходимо научить «истине». Для таких детей не существует иных правил и законов, как только те, что даются в культовой группе их лидером. Непризнание норм морали и законов общества приводит к нарушению этих норм и законов. Дети при этом не испытывают никакого стыда за совершенные действия. У них есть все предпосылки стать маленькими преступниками.

Некоторые культы имеют собственные школы, где обучают детей всему, чего сами желают. Например, в школах, создаваемых при ашрамах последователей Кришны, детей будят рано утром для пения. Времени для игр нет, они заняты весь день - от восхода до заката.

«Слово Веры» и «Сайентологи» - другие примеры тоталитарных групп, которые имеют собственные школы.

Эти школы, как правило, следуют за школьным планом, но, поскольку преподаватели принадлежат группе, они дают детям информацию, исходя из доктрины культа. Иногда детей посылают в школы культа за границей, где никто не проверяет их, например, в Индию или Африку.

Так, для детей культа, которые посещают школу, мы имеем следующий результат:

  • Изоляция, поскольку им не позволяют иметь друзей вне группы.
  • Барьер языка - различная трактовка понятий в культе и обществе.
  • Ложная информация, которую преподает лидер культа.
  • Отсутствие мотивации к обучению в связи с близким концом света.
  • Боязнь отрицательного (демонического) воздействия внешнего мира.

Подростковый возраст

Что случается с непослушными подростками в культе, когда гормоны находятся «в суматохе», и они поднимаются на мятеж? Как их протесты и новые интересы воспринимаются культом?

Как правило, родители подростка, находящиеся в культе, не могут ответить на его вопросы, они сами зависимы и подобны маленьким детям. Если же их ребенок проявляет признаки протеста, то его направляют в специальный лагерь, где он находится под постоянным контролем и его «воспитывают» быть послушным служителем культа.

Подростки и их возрастающий интерес к своей сексуальности - другая проблема. В некоторых культах вначале детям предлагается иметь половые отношения с их родителями, лидером или друг с другом. В прессе уже получали огласку некоторые скандалы, связанные с распространением педофилии в культах (например, «Свидетели Иеговы», «Мормоны», Саи Баба и др.).

В других культах сексуальность и различие полов - полностью запретная тема. Любым путем для подростка создаются условности и трудности по освещению этого вопроса.

Подросток учится жить в двух культурах. В обществе он может не говорить правду вообще или не уважать его правила. В культе же все строго регулируется: одежда, еда, сон, те, с кем он разговаривает, общается, и даже что говорят друг другу члены группы. Лидер подобно контролирующему родителю запрещает ему любую свободу. Обычный треугольник: отец, мать, ребенок - стерт в тоталитарной группе. Ребенок находится полностью в руках гуру.

Подросток в культе:

  • Не может протестовать.
  • Подвергается насилию со стороны лидера и других членов культа.
  • Отличается незрелой эмоциональной сферой.
  • Компенсирует свое незрелое поведение фантазиями.

Насилие над невинными

В тоталитарной группе вербальное и физическое насилие становится регулярным. Это - часть структуры группы. Через насилие лидер может измерять степень идеологической обработки родителей ребенка. Ведь независимые отец или мать никогда не отдадут своего ребенка другой семье, не пошлют за границу, не станут запирать его в платяном шкафу, если это им велел сделать лидер культа. Покорность родителя - признак уровня зависимости.

Для детей же насилие становится естественным, они привыкают к нему и могут воспринимать его как проявление любви со стороны родителей. Им могут рассказать, что наказание просто необходимо для них, чтобы противостоять демоническим силам, отрицательной энергии и т. п. (например, «Свидетели Иеговы», «Слово Веры»). Главное, что доказывается таким способом, - это то, что дети не имеют права не повиноваться.

Каждый день жизни в культе подразумевает часто трудную постоянную работу даже для маленьких детей, немного сна и еды и никакого времени для игр. Дети должны четко знать, что такое смирение, иначе они будут строго наказаны. Ведь родители думают, что это хорошо для детей, т. к. спасет их от «вечной смерти», и необходимо для достижения окончательной цели: создания нового мира по образу и идеологии лидера культа.

Тоталитарные и деструктивные культы, секты становятся препятствием для развития ребенка в полностью ответственного взрослого и гражданина своей страны. Культ отвергает право ребенка на свое отличие от других, на собственный внутренний мир, индивидуальность, интеллект и критическое мышление.

Лидер культа создает фиктивный или виртуальный мир, в котором ребенок заперт, словно в видеоигре, и где лидер определяет все правила. Ребенок не может двигаться дальше по жизни без культа в качестве протеза. Если он хоть на один день покинет культ, то за пределами группы у него нет никакого прошлого, он не является личностью и не имеет опыта жизни в обществе.

Ребенку, выросшему в сверхъестественном и легко управляемом мире культа, тяжело снова стать нормальным гражданином. Ему надо заново учиться тому, что хорошо, а что плохо. Для него совсем не очевидно то, что нам давно понятно и очевидно. Его приучали, что мир черно-бел, и ему с трудом дается процесс самостоятельного выбора. Необходимо заново учить работать свой мозг, чтобы снова думать критически.

Кроме этого возникает проблема доверия - доверия к обществу и людям. Ведь после многих лет идеологической обработки ему говорили в культе, что мир вне культа - злой.

Защита от этих злоупотреблений должна быть основным правом для каждого ребенка. Необходимо помнить, что дети не имеют никаких собственных религиозных или политических идей. Им нужно позволить быть только детьми.

Вы узнали, что ваш ребенок или иной близкий вам человек вовлечен в культ, секту! Что следует делать?

  • прежде всего не терять голову. В отношениях с вашим ребенком самое главное - сохранить контакт;
  • быть положительно настроенным, спокойным, открытым к диалогу. Признать за ребенком право на поиск, свой выбор, даже ошибочный, и показать всем своим поведением, что ваш ребенок дорог вам сам по себе, независимо от его убеждений;
  • ни в коем случае прямо не нападать на его убеждения. Не нападать ни на группу, ни на «гуру» (даже с юмором);
  • больше рассчитывать на интонацию тепла, привязанности, чем на рациональное содержание ваших бесед с ребенком или переписки с ним;
  • задавать вопросы скорее для того, чтобы понять, чем оценить или осудить с точки зрения здравого смысла. Не увлекаться интеллектуальными доказательствами (доказывая, кто прав, кто виноват; указывая на несоответствия);
  • следует выявлять явные противоречия в поведении и мыслях ребенка, в то же время не вынуждать ребенка их объяснять - это только укрепит его связь с группой;
  • изучать словарь группы и ее учение. Это то, на что чаще всего будет ссылаться ваш ребенок. Важно знать это, чтобы лучше поддерживать диалог с ним;
  • при контактах с ребенком поддерживать и стимулировать в нем то, что пока остается вне контроля группы: его прошлые интересы и увлечения, семейные или дружеские воспоминания, связанные с жизнью вне группы.

Чего следует избегать?

  • Не посылайте денег ни вашему ребенку, ни его группе - без материальной поддержки не может существовать никакая группа; лучше уж какой-нибудь личный подарок, который невозможно передать или продать;
  • не расставайтесь с документами, касающимися вашего ребенка как члена секты, и с документами самой секты;
  • не доверяйте «специалистам», которые предложат вам за плату лечение или юридическое вмешательство, пока не убедитесь, что они действительно те, за кого себя выдают;
  • не позволяйте себя запугать давлением, клеветой, угрозами или шантажом;
  • не уступайте попыткам вашего ребенка или его группы вас «обаять»: это будет делаться, чтобы вас нейтрализовать;
  • не допускайте, чтобы вам внушили чувство вины;
  • не прекращайте ваших попыток спасти ребенка (по той причине, что он уже совершеннолетний и знает, что делает; даже если он сам это утверждает, еще следует доказать, что он действительно знает, что делает);
  • не оставайтесь наедине со своей проблемой: многие семьи «задеты» сектами независимо от вероисповедания или социального слоя; ищите контакта с такими семьями;
  • не надейтесь, что ваш ребенок снова станет таким, каким был, уважайте пережитый опыт.

Необходимые меры

  • Собирайте сведения и формируйте досье на группу;
  • записывайте имена, адреса, номера телефонов лиц, связанных с новыми интересами вашего ребенка: сохраняйте всю информацию, касающуюся его группы (статьи в прессе, заметки, листовки);
  • ведите дневник событий, связанных с отношениями вашего ребенка и его группы;
  • записывайте движение денег, которые прямо или косвенно проходят через вашего ребенка;
  • если вы не определили тип секты, в которую вовлечен ваш ребенок, отмечайте характер чтения, словарь, расписание собраний, фамилии, имена и прозвища тех, кто составляет новое окружение вашего ребенка. По этим материалам специалист сможет ориентировать ваши поиски;
  • возможно, вам придется действовать судебным или медицинским порядком или по линии собеса. Лечащий врач может предоставить вам медицинскую карту состояния здоровья вашего ребенка до его вовлечения в секту; если один из родителей вовлекает в секту своего несовершеннолетнего ребенка, действуйте быстро;
  • подайте заявление в милицию, передайте туда копию досье на группу, если необходимо, потребуйте «розыска».

Автор: В. Петухов

Освіта.ua
15.08.2007

Коментарі
Аватар
Залишилось 2000 символів. «Правила» коментування
Ім’я: Заповніть, або авторизуйтесь
Код:
Код
Немає коментарів

Щоб отримувати всі публікації
від сайту «Osvita.ua»
у Facebook — натисніть «Подобається»

Osvita.ua

Дякую,
не показуйте мені це!